Статья "Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта работы учителя истории и обществознания"
статья по истории (10 класс)

Каменева Елена Евгеньевна

Статья "Мозговой штурм: методика организации и проведения" позволяет в краткой форме познакомиться с одним из наиболее известных методов коллективного поиска решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mozgovoy_shturm.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Каменева Е.Е., учитель

                                                                Истории и обществознания

                                                                ГБОУ СОШ № 531

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга

Мозговой штурм: методика организации и проведения

(из опыта работы учителя истории и обществознания)

Brainstorming – «мозговой штурм» - один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Автором метода является А. Осборн (США), предложивший общую концепцию данной интеллектуальной технологии в конце 30-х гг. ХХ века. В настоящее время мозговой штурм признан в качестве распространенного и эффективного оперативного метода решения проблем на основе стимулирования творческой активности привлекаемых специалистов. В ходе мозгового штурма участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, а затем из общего числа высказанных идей отбирается наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Основные правила «мозгового штурма»:

1.Ставится проблема, которую необходимо решить. Учащихся нужно разделить на две группы. Одна группа - "генераторы идей", соответственно другая группа - "аналитики", или "эксперты".
2. Объяснить учащимся правила данного метода, рассказать об обязанностях участников.
Все участники «штурма» поощряются к высказыванию любых идей и решений, какими бы абсурдными или нелепыми они ни казались.

3. Все идеи высказываются и регистрируются на доске.

4. Ни одно предлагаемое решение, ни одна идея не оцениваются до тех пор, пока не иссякли все предложения. Все участники должны быть уверены, что ни одно предложение не будет оцениваться и отбрасываться в процессе «штурма». Поощряется дальнейшая разработка чьей-либо идеи другими участниками заседания.

5. Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения. Нужно предоставить возможность каждому защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Тем самым вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.

7. В следующий раз поменяйте учащихся ролями. Скоро выявятся лучшие "генераторы" и "аналитики".

Уроки истории и обществознания, как никакие другие, подходят для проведения мозгового штурма. История практически состоит из вопросов, которые подходят для обсуждения на штурме. Обществознание – не менее интересно обсуждать проблемы общества, права, экономики в ходе разносторонней дискуссии.

Как же можно выстроить мозговой штурм на уроке истории? Возможны проблемные вопросы для «мозгового штурма»:

1) Какие шаги должно было предпринять Временное правительство, чтобы не допустить двоевластия и последующего прихода к власти большевиков?

2) Какие реформы необходимо было провести в России начала XIX в., чтобы она избежала революционных потрясений начала XX в.?

3) НЭП – тактический ход Ленина или стратегия развития Советской России?

4) Ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки – необходимое условие предотвращения «красной угрозы» всему миру?

5) Распад биполярного мира и крах СССР – случайность или закономерность?

На уроке истории методом мозгового штурма можно рассмотреть тему: «Внешняя политика». Учитель формулирует вопрос: «Что такое внешняя политика государства и на что она может быть направлена?».

Дети предполагают: «Это отношения одного государства с другими», «Завоевания», «Торговля», «Обмен знаниями», «Обмен ресурсами», «Совместное производство», «Совместная защита от общего врага».

В ходе обсуждения желательно прийти к тому, что все эти направления деятельности имеют важны для жизни государства. И то, какое из них будет предпочтительным - будет зависеть от определенных условий.

«Мозговой штурм» очень эффективно подойдет для повторительно-обобщающего урока, с обязательным выставлением оценок каждому участнику. В итоге все получат опыт коллективной работы, возможность проявить свои творческие и личностные качества, отработают навыки отбора и классификации материла и его анализ. Учитель становится свидетелем развития учебных навыков своих подопечных, приобретает навыки медиатора, видит возможности развития полученных умений в дальней педагогической деятельности.

Преимущества метода:

  • Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведущего - педагога, который должен знать теорию метода, специфику его проведения.
  • Мозговой штурм можно при обсуждении широкого спектра учебных тем. С его помощью можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое может быть правильным в своих конкретных условиях; научить учащихся не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и возможностью ошибиться; научить слушать одноклассников, уважать и свое и чужое мнение; поднять статус любого учащегося, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые; научить учащихся позитивной критике. 
  • Легкость освоения и простота в обращении. Незначительные затраты времени на проведение. Универсальность метода.

Недостатки метода:

Мозговой штурм предназначен для решения сравнительно простых задач, наиболее эффективен при решении проблем «в один - два хода». Решение более сложной задачи возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи применении последующих интеллектуальных процедур.

Выводы

Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин» ( из опыта работы учителя истории и обществознания ОУ СОШ №12 г. Сызрани Житенёвой О.А.)

Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)

    В  современных  условиях,  когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке,  а  у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...

Описание опыта работы учителя истории и обществознания.

Для представления в областном конкурсе "Учитель года"....

Из опыта работы учителя истории и обществознания Батяркиной Ирины Евгеньевны

Данный материал освещает работу педагога в школе по избирательному праву....