Урок истории в 5 классе по теме "Древняя Спарта"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Лесных Наталья Петровна

Урок истории по теме "Древняя Спарта" разработан в целях формирования читательской грамотности обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_drevnyaya_sparta.docx22.3 КБ
Файл drevnyaya_sparta.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе  по теме «Древняя Спарта»

Цели урока:

-познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить его с Афинским государством;

- продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий, сравнивать общественный и государственный строй государств, анализировать ответы товарищей, определять свою позицию по рассматриваемым вопросам темы.
-воспитывать уважение к другому образу жизни, приобщать учащихся к ценностям мировой культуры;

I. Организационно-целевой этап.

- Решите кроссворд – ключевое слово станет темой нашего урока.

(Спарта)

- Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции. «Древняя Греция небольшая страна, но в ней образовалось много самостоятельных государств.  Наиболее значительными из них были два: Спарта и Афины. Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство. На предыдущем уроке мы с вами изучали Афинское государство. Но, нам нужно изучить  и вторую ногу Древней Греции – полис Древняя Спарта, потому как гласит пословица:  «Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет». Без второй ноги в Древней Греции никуда. Давайте в наших тетрадях запишем дату и тему урока «Древняя Спарта». А теперь посмотрите на название темы, скажите, что нам нужно узнать на уроке?

Ставим цели:

1. Географическое положение

2. Жители Спарты

3. Управление в Спарте

4. Занятия спартанцев

Мы с вами не просто будем изучать историю Древней Спарты, но и сравнивать её с Афинами.

У вас на столах лежат таблицы, одна часть которой уже заполнена, так как мы это проходили на прошлом уроке. Сегодня на уроке  вы заполните вторую часть таблицы.

Линии сравнения

Афины

Спарта

Географическое положение

Аттика

П-в Пелопоннес

Население

Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос).

рабы-илоты (жители Греции) и спартанцы

Занятия

Выращивание оливок, Кораблестроение

Кузнечное и гончарное ремесло

Виноградарство

Основные занятия ремесло и торговля.  

Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы).

Управление

Закладываются основы демократии.

Олигархия - власть немногих (спартанцев).

II. Формирующий этап

1)  Географическое положение Спартанского полиса.

Работаем с картой на с. 115 и контурной картой на ваших столах:

Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. Эта часть страны - полуостров причудливой формы со звучным названием Пелепоннес, что означает «остров Пелопса». Пелопоннес и на самом деле почти остров: лишь узкий перешеек соединяет его с остальной Грецией. Постепенно спартанцы подчинили себе области Мессению и Лаконию.

Работаем с контурной картой:

1. В какой части Греции находится Спарта? (Южная Греция)

2. Как называется полуостров, на котором располагается Спарта? (Пелопоннес)

2. Отметьте области, завоеванные спартанцами (Мессения, Лакония)

3. Отметьте город Спарту.

4. Какое море омывает берега Спарты? (Ионическое море)

Ответили мы на первый вопрос? (да)

2) Жители Спарты

 - На какие категории делилось население Аттики? (знать и демос, ещё рабы)

- Какие категории населения проживали в Спарте?

Задание:  прочитать п. №1 на с. 147

Ответить на вопросы на слайде?

1. Кого называли илотами?  Записать в тетрадь(Илоты – рабы, принадлежащие Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.)

2. Какие обязанности существовали у илотов? (Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, они отдавали спартанцам большую часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов)

3. Как обращались с илотами спартанцы? (Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, издевались над ними, надсмехались. Например, заставляли пить илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодежи, чтобы внушить отвращение к пьянству. Могли даже убить)

4. Какие обязанности существовали у спартанцев? (нет ответа)  

 Заполняем таблицу

Линии сравнения

Афины

Спарта

Население

Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос).

рабы-илоты (жители Греции) и спартанцы

Проведение физкультминутки

 Учитель организует проведение физкультминутки

Давайте мы с вами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Гомер, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.

3) Управление в Спарте.

Сейчас мы с вами превратимся в предсказателей!

Задание:

-  Прочитайте утверждения, отметьте знаком + те из них, с которыми вы согласны.

 - А теперь прочитайте первых 4 абзаца п.2, Изменилось ли ваше мнение?

Управление в Спарте

Приём «Ориентиры предвосхищения»

До чтения

Утверждения

После чтения

Спарта не имела крепостных стен

Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремёслами, всякий ручной труд запрещался

Спартанцам ничего не приходилось делать, они жили,  как хотели

Спарта – очень красивый город, где было много достопримечательностей

Спартанцам запрещалось обедать дома

За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной и никем неконтролируемой властью. В совет входили самые достойные не моложе 60 лет, в заседаниях участвовали пожизненно.

Народное собрание, состоявшее из мужчин-спартанцев, выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира. Однако выступать в Собрании имели право только старейшины. Остальные криком голосовали «за» и «против» сделанных ими предложений.

Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавались по наследству, но не была велика. Цари входили в Совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю.

Схема управления в Древней Спарте

Совет старейшин

2 царя – военачальники, командовавшие войском

28 старейшин:

самые достойные не моложе 60 лет

Народное собрание

Мужчины - спартанцы, не моложе 30 лет

Выбирали старейшин, но сами голосовать не могли

Учитель: таким образом, государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих.

Учитель предлагает внести новые полученные данные в таблицу и записать определение в тетрадь.

Линии сравнения

Афины

Спарта

Управление

Закладываются основы демократии.

Олигархия - власть немногих (спартанцев).

4)        Воспитание спартанцев.

 При изучении четвертого пункта плана учитель обеспечивает просмотр  видеофрагмента «Воспитание мальчиков в Спарте», задает вопросы по видеофрагменту

Кто нес большую ответственность за воспитание родители или государство?

Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?

С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?

Почему питание мальчиков было скудным?

Какой должна быть речь спартанцев?

Юных спартанцев учили говорить кратко – лаконично(по названию области- Лакония), учили военные песни, которые поднимали боевой дух. Часто устраивали спортивные соревнования.

Женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены – в грудь или в спину. Если в грудь, то гордились ими и с почетом хоронили, если раны на спине, то, рыдая от стыда, спешили скрыться с поля боя. Почему?

III. Рефлексивно-оценочный этап

Приём «Кубик Блума»

Назови:

1. Категории населения Спарты

2. Часть Греции, где расположена Спарта

Почему:

1. Мальчиков в Спарте воспитывало государство?

2. Спарта не имела крепостных стен?

Объясни:

1. Значение выражения «лаконичная речь»

2. Значение выражения «Со щитом или на щите!»

Предложи:

1. Где мы можем использовать знания о Древней Спарте в современном мире?

Придумай:

1. Что будет, если все илоты восстанут против спартанцев?

Поделись:

1. Где бы вам больше хотелось  жить в Спарте или в Афинах? Почему?

Домашнее задание: § 31, с. 150, рубрика «Подумай», вопрос №1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решите кроссворд: https://learningapps.org/watch?v=p75s2x3jj22

Слайд 2

Древняя Спарта 05.02.2022

Слайд 3

План урока: Географическое положение Жители Спарты Управление в Спарте Занятия жителей Спарты

Слайд 4

Спарта и Афины Линии сравнения Афины Спарта Географическое положение Средняя Греция (область Аттика) Население Рабы (чужеземцы) и свободные (знать и демос). Занятия Выращивание оливок, Кораблестроение Кузнечное и гончарное ремесло Виноградарство Торговля . Управление Закладываются основы демократии.

Слайд 6

Южная Греция П-ов Пелопоннес МЕССЕНИЯ ЛАКОНИЯ СПАРТА ИОНИЧЕСКОЕ МОРЕ

Слайд 7

Спарта и Афины Линии сравнения Афины Спарта Географическое положение Средняя Греция (область Аттика) Южная Греция ( Лакония , Мессения ) Население Рабы (чужеземцы) и свободные (знать и демос). Занятия Выращивание оливок, Кораблестроение Кузнечное и гончарное ремесло Виноградарство Торговля . Управление Закладываются основы демократии.

Слайд 8

Население Спарты: Задание: прочитать п.№1 на с. 147, ответить на вопросы: Кого называли илотами ? Какие обязанности существовали у илотов ? Как обращались с илотами спартанцы ? Какие обязанности существовали у спартанцев?

Слайд 9

Основные понятия и термины ИЛОТЫ (по-гречески «захваченные») – государственные рабы в Древней Спарте.

Слайд 10

Спарта и Афины Линии сравнения Афины Спарта Географическое положение Средняя Греция (область Аттика) Южная Греция ( Лакония , Мессения ) Население Рабы (чужеземцы) и свободные (знать и демос). Рабы-илоты (жители Греции) и спартанцы Занятия Выращивание оливок, Кораблестроение Кузнечное и гончарное ремесло Виноградарство Торговля . ИЛОТЫ - земледелие Управление Закладываются основы демократии.

Слайд 11

Было или не было? До чтения Утверждения После чтения Спарта не имела крепостных стен Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремёслами, всякий ручной труд запрещался Спартанцам ничего не приходилось делать, они жили, как хотели Спарта – очень красивый город, где было много достопримечательностей Спартанцам запрещалось обедать дома

Слайд 12

Было или не было? До чтения Утверждения После чтения Спарта не имела крепостных стен + Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремёслами, всякий ручной труд запрещался + Спартанцам ничего не приходилось делать, они жили, как хотели - Спарта – очень красивый город, где было много достопримечательностей - Спартанцам запрещалось обедать дома +

Слайд 13

Спарта – военный лагерь

Слайд 14

Общественные обеды

Слайд 15

Управление в Спарте Совет старейшин Два царя 28 старейшин Народное собрание

Слайд 16

Спарта и Афины Линии сравнения Афины Спарта Географическое положение Средняя Греция (область Аттика) Южная Греция ( Лакония , Мессения ) Население Рабы (чужеземцы) и свободные (знать и демос). Рабы-илоты (жители Греции) и спартанцы Занятия Выращивание оливок, Кораблестроение Кузнечное и гончарное ремесло Виноградарство Торговля . ИЛОТЫ - земледелие Управление Закладываются основы демократии. Олигархия- власть немногих (спартанцев)

Слайд 17

Воспитание в Спарте: Кто нес большую ответственность за воспитание родители или государство? Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу? С какого возраста мальчиков отбирали у родителей? Почему питание мальчиков было скудным? Какой должна быть речь спартанцев?

Слайд 18

Спарта и Афины Линии сравнения Афины Спарта Географическое положение Средняя Греция (область Аттика) Южная Греция ( Лакония , Мессения ) Население Рабы (чужеземцы) и свободные (знать и демос). Рабы-илоты (жители Греции) и спартанцы Занятия Выращивание оливок, Кораблестроение Кузнечное и гончарное ремесло Виноградарство Торговля . ИЛОТЫ – земледелие СПАРТАНЦЫ - война Управление Закладываются основы демократии. Олигархия- власть немногих (спартанцев)

Слайд 20

Домашнее задание: § 31 с . 150, рубрика «Подумай», вопрос №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Урок истории в 5 кл. " Древняя Спарта"

Разработка  урока по всеобщей истории 5 класспо теме : «Древняя Спарта».Цель : формирование у обучающихся познавательной и коммуникативной компетентности . Задачи:- научить опред...