Урок-конкурс "Великая Отечественная война"
план-конспект урока по истории (11 класс)

Зарудняя Галина Владимировна

Паспорт урока

11 класс   дата 20.02 2017

Учитель: Зарудняя Галина  Владимировна, МБОУ СОШ № 6  города Сальска.

Тема: «Великая  Отечественная война 1941 – 1945гг.»

Форма: урок – конкурс (неролевая учебная игра)

Тип урока: повторительно - обобщающий

Эпиграф: «Когда предают забвению память о прошлой войне, начинается новая…»            

 

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения занятия участники смогут:

  • Повторить  и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза.
  • Отработать умение работать с различными источниками.
  • Развить коммуникативные навыки, умение работать в группе
  • Представить собственные оценочные суждения

   На уроке сочетаются и чередуются различные формы работы: обсуждение вопросов в подгруппах, выступления по презентации, участие в общей дискуссии, выполнение проблемных заданий, работа с учебной картиной, работа с документами, датами и т. д.

 

Используемые технологии: информационно-коммуникативная,  коммуникативно - диалоговая, игровая, обучение в сотрудничестве.

 Методика: личностно ориентированного,  развивающего обучения.

Формы и методы организации деятельности  обучающихся:

групповая,   работа с презентациями, анализ текста документов,

Оборудование урока

  1. Классная доска.
  2. Компьютер, проектор ,презентации.
  3. Рабочие листы для учащихся 
  4. Тексты документов.

 

Этапы урока

 

1.Мотивационный блок ( определение целей, организация работы в группах)

2.Историческая дата (блиц - опрос)

3.Военные операции (дополнить презентацию)

4.Война в документах ( выполнение проблемных заданий)

5.Хроника войны (оценка видео – сюжета) 

6.Герои войны( выступления по презентации)

7.Война глазами художников (работа с учебными картинами)

 

 

 

 

 

 

 

Критерии экспертизы групповой работы

1. Активность всех членов группы – 3 балла

2. Верность высказываемых суждений каждым членом группы –3 балла.

3. Уровень диалоговой культуры  - 2 балла

4. Логика ответов – 5 баллов

5. Полнота ответов – 5 баллов

6. Глубина ответов – 5 баллов

7. Умение слушать товарища – 2 балла

Возможны штрафы по пунктам 1, 3, 7 на указанное количество баллов.

 

 

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – конкурс: Великая  Отечественная война 1941 – 1945гг.

Цели  урока: 

1. Повторение и закрепление учебного материала по истории Великой Отечественной войны Советского Союза.

2. Умение работать с различными источниками .

3. Умение работать в группе.

   На уроке сочетаются и чередуются различные формы работы: обсуждение вопросов в подгруппах, выступления по презентации, участие в общей дискуссии, выполнение проблемных заданий и т. д.

Ход урока.

Учитель: 22 июня 1941 г. в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны, вероломно нарушив договор 1939г. о ненападении, вторглась на территорию Союза Советских Социалистических республик. Началась самая кровопролитная, самая жестокая война из всех, которые знало человечество.

Конкурс № 1. «Историческая  дата»

Первый этап: Разминка.

Каждый участник команды пишет по одной дате периода войны.

Второй этап: Блиц – опрос, проводит учитель.

  • Битва на Курской  дуге
  • Период ВОВ
  • Московская битва
  • Сталинградская битва
  • Потсдамская конференция
  • Берлинская операция
  • Крымская  конференция
  • Блокада Ленинграда
  • Период   Второй мировой  войны
  • Освобождение  Белоруссии

Конкурс № 2 «Военные операции»

Команды отвечают устно по заранее подготовленным презентациям                 (с пропусками).

  • Брестская крепость
  • Блокада Ленинграда
  • Битва на Курской  дуге

Представитель команды вытаскивает номер и соответственно номеру озвучивает презентацию по битве, дополняя недостающую информацию.

Конкурс № 3 «Война в документах»

Дать оценку документу, сделать выводы  на основе информации содержащейся в нем:

  • о  назначении документа
  • его роли в войне
  • информация о  характере  войны
  • ваша оценка документа

 I группа «Памятка советскому бойцу»

II группа «Памятка немецкому солдату»

III  группа  «Приказ № 227»

Конкурс  №4 «Знатоки»

Первый этап:

1). « Наше  дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Кто, когда впервые сказал эти слова?

2). Графическое и музыкально-поэтическое произведение, с первых дней ВОВ, ставшие  ее символами, получившие всемирную известность? Кто авторы?

3). Какими словами начинались радиосообщения о положении на фронтах ВОВ? С  голосом  какого выдающегося артиста связаны воспоминания об этих радиосводках?

4). История донесла до нас память о палях ратной славы русского народа (Куликова, Бородино). Какое поле ратной славы оставила в народной памяти ВОВ? Что  и когда произошло на нем?

5). Экипаж советской подводной лодки провел операцию, вошедшую в военно-морскую историю как  « Атака века». Каков результат этой атаки? Кто был командиром прославленной подводной лодки?

6). Кто, где, когда произнес слова, превратившиеся в крылатые и ставшие девизом защитников Москвы.

7). Какое славное событие в истории Советских вооруженных сил произошло по завершении Смоленского сражения (сентябрь 1941 г.)?

8). К руках двух всемирно известных скульптур, посвященных подвигу нашего народа в ВОВ, вложены мечи. Назовите эти скульптуры, их автора, где они установлены, что символизирует мечи?

Второй этап

Ответ по карточкам.

  1 балл за каждый правильный ответ.

  1. В честь освобождения  каких городов Москва впервые салютовала победителям в 1943 году?
  2.  Как называлась операция  немецко-фашисткого  командования по захвату и уничтожению Москвы?
  3. Кодовое название операции по уничтожению немецко-фашистских войск в районе Сталинграда?
  4. Немецкий план ведения войны против СССР?
  5. Операции, проведенные партизанами в тылу противника.
  6. Операция по освобождению Белоруссии.

Конкурс № 5 «Хроника войны».

Вопросы к видео - сюжету

1.Особенности войны, отраженные в видео - ролике;

2.Какое новое, появившееся в этой войне, мощное оружие здесь показано?

3.Упоминание о каких трех сражениях звучит в песне?

Конкурс №6. «Герои войны»

Рассказ о герое по презентации, подготовленной учениками.

Конкурс №7 «Война глазами художников»

Озвучить картину.

Конкурс №8 «Итоги войны»

Работа с  таблицей.

Подведение итогов урока-конкурса



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

ЭТАПЫ УРОКА

МОЕ УЧАСТИЕ

КОНКУРС №1

КОНКУРС №2

КОНКУРС №3

КОНКУРС №4

КОНКУРС №5

САМООЦЕНКА



Предварительный просмотр:

ЛИСТ ОЦЕНКИ РАБОТЫ КОМАНД

Конкурсы

I группа

II группа

III  группа  

1.Историческая дата

2.Военные операции

3.Война в документах

4.Хроника войны  

5.Герои войны

6.Война глазами художников

 Критерии экспертизы групповой работы

1. Активность всех членов группы – 3 балла

2. Верность высказываемых суждений каждым членом группы

–3 балла.

3. Уровень диалоговой культуры  - 2 балла

4. Логика ответов – 5 баллов

5. Полнота ответов – 5 баллов

6. Глубина ответов – 5 баллов

7. Умение слушать товарища – 2 балла

Возможны штрафы по пунктам 1, 3, 7 на указанное количество баллов.



Предварительный просмотр:

Вторая мировая война: итоги и последствия.

1. Уничтожение фашизма как одной из форм  тоталитаризма совместными усилиями стран антигитлеровской коалиции при решающей роли СССР.

1. Рост авторитета СССР и США, превращение их в сверхдержавы. Международный суд над нацизмом. Возникли  условия для демократического развития многих стран, для начала распада колониальной системы.

2. Антгитлеровская коалиция стала основной для создания Организации Объединённых наций.

2. Возможность образования системы коллективной безопасности, возникновение новой организации международных  отношений.

3. Огромные людские потери и материальные разрушения.

3. Послевоенные экономические трудности и демографические проблемы.

4.Развитие военного искусства, совершенствование вооружений.

4. Основа для разработки и производства новых видов вооружения.

5. Появление ядерного оружия.

5. Начало холодной войны, гонка вооружений. Обострение экологических проблем.

6. Освобождение советскими войсками Центральной и Юго-Восточной Европы.

6. «Социальный выбор » под воздействием сложившихся условий и сталинского диктата. Образование мировой системы социализма.

7. Рост международного авторитета СССР и расширение его границ.

7. Дальнейшее усиление тоталитарного режима в нашей стране при явном росте гражданского самоощущения, гражданской ответственности населения.

Вторая мировая война: итоги и последствия.

Итоги

Последствия

1. Уничтожение … как одной из форм  тоталитаризма совместными усилиями стран антигитлеровской коалиции при решающей роли  ...

1. Рост авторитета … и …, превращение их в сверхдержавы. Международный суд над нацизмом в городе …

Возникли  условия для демократического развития многих стран, для начала распада  …  системы.

2. Антигитлеровская коалиция стала основной для создания в 1945  ...

2. Возможность образования системы коллективной безопасности, возникновение новой организации международных  отношений.

3. Огромные людские потери и материальные разрушения. Из них … советские люди.

3. Послевоенные экономические трудности и демографические проблемы.

4.Развитие военного искусства, совершенствование вооружений.

4. Основа для разработки и производства новых видов вооружения.

 Создание   … оружия в США  –  в … году,  в  СССР в … году.

5. Появление ядерного оружия.

5. Начало  …   войны, гонка ... .

Обострение экологических проблем.

6. Освобождение  …  войсками Центральной и Юго-Восточной Европы.

 «…  выбор »

этих стран  под воздействием сложившихся условий и сталинского диктата. Образование мировой системы  …

7. Рост международного авторитета  …   и расширение его границ.

7. Дальнейшее усиление … режима в нашей стране при явном росте гражданского самоощущения, гражданской ответственности населения.



Предварительный просмотр:

Ответ по карточкам.

  1 балл за каждый правильный ответ.

Первый этап

  1. В честь освобождения  каких городов Москва впервые салютовала победителям в 1943 году?

2.Как называлась операция  немецко-фашисткого  командования по захвату и уничтожению Москвы?

3.Кодовое название операции по уничтожению немецко-фашистских войск в районе Сталинграда?

4.Немецкий план ведения войны против СССР?

5.Операции, проведенные партизанами в тылу противника.

6.Операция по освобождению Белоруссии.

Второй этап

1). « Наше  дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Кто, когда впервые сказал эти слова?

2). Графическое и музыкально-поэтическое произведение, с первых дней ВОВ, ставшие  ее символами, получившие всемирную известность? Кто авторы?

3). Какими словами начинались радиосообщения о положении на фронтах ВОВ? С  голосом  какого выдающегося артиста связаны воспоминания об этих радиосводках?

4). История донесла до нас память о палях ратной славы русского народа (Куликова, Бородино). Какое поле ратной славы оставила в народной памяти ВОВ? Что  и когда произошло на нем?

5). Экипаж советской подводной лодки провел операцию, вошедшую в военно-морскую историю как  « Атака века». Каков результат этой атаки? Кто был командиром прославленной подводной лодки?

6). Кто, где, когда произнес слова, превратившиеся в крылатые и ставшие девизом защитников Москвы.

7). Какое славное событие в истории Советских вооруженных сил произошло по завершении Смоленского сражения (сентябрь 1941 г.)?

8). К руках двух всемирно известных скульптур, посвященных подвигу нашего народа в ВОВ, вложены мечи. Назовите эти скульптуры, их автора, где они установлены, что символизирует мечи?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художники о Великой Отечественной войне

Слайд 2

В память тех, кто погиб, Кто навеки остался солдатом, Вечный вспыхнет огонь И рассветов земных закатов. В. Молчанов

Слайд 3

Родоначальник художников-баталистов М.Б.Греков Баталисты - художники, главной темой творчества, которых являются военные события. Родоначальником баталистов является художник М.Б. Греков. Очень часто советских художников-баталистов называли "грековцы". В годы ВОВ многие художники с оружием в руках защищали нашу Родину.

Слайд 6

П.Кривоногов «Комиссар» Раним воскресным утром 22 июня в 4 часа 15 минут на город Брест упали тысячи фашистских снарядов и бомб. Героический подвиг совершили пограничники Брестской крепости. Они первыми испытали на себе удар немецкой армии.

Слайд 7

П.Кривоногов «Брестская крепость»

Слайд 8

Ю. Кугач. «Летом 1941 года. Наши солдаты» 1941 год самый тяжёлый год войны. Наша армия несла тяжелые поражения, больше отступала. Солдаты шли хмурые усталые, вынужденные отступать. На картине Юрия Кугача "Солдаты 1941 года" мы видим именно таких солдат.

Слайд 9

250 дней и ночей происходила оборона Севастополя. Отважные защитники города оказывали упорное сопротивление. П. Мальцев «Штурм Сапун-горы» А. Широков «За Родину!»

Слайд 10

Художник Александр Александрович Дейнека в 1942 году вернулся с фронта. И на одном дыхании, движимый ненавистью к врагу, пришедшему завоевать его любимый город, написал картину "Оборона Севастополя". Картина передаёт наивысший предел человеческих сил, героическую борьбу, свидетелем которой был каждый камень города героя. А.Дейнека «Оборона Севастополя»

Слайд 11

П.Кривоногов «На Курской дуге» Картина художника - воина, Петра Александровича Кривоногова , который с первых дней войны был на фронте и дошёл до Берлина, называется на "Курской Дуге". Самое ожесточённое событие Курской битвы – бой под Прохоровкой 12 июля 1943г. – вошло в историю как "Битва гигантов".

Слайд 12

Большой вклад в разгроме фашисткой Германии принадлежит партизанскому движению. Против фашистов на этих территориях поднялись старики, женщины, дети. В. Куколь «Оборонщица» С. Герасимов «Мать партизана» В. Бабицын «В дни войны» А. и С. Ткачевы «Дети войны»

Слайд 13

А. Пластов «Партизаны»

Слайд 14

М. Самсонов «Сестрицы» Девушки из медсанбатов. ….. Нежные и мужественные, хрупкие и бесстрашные, под огнём врага они творили чудеса, спасая раненых бойцов. Т. Талалаева «Портрет Р.И. Абакумовой» Н. Бут «Медсестра Наташа»

Слайд 15

А. Суровцев «Дети войны» Фронт и тыл…. А.Лактионов «Письмо с фронта» А. Горский «Без вести пропавший»

Слайд 16

А. Лопухов «Победа» Великая победа!!! Б. Домашников «Праздник Победы. Красная площадь»

Слайд 17

К.Антонов «Победители»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЕ ЛИ КА Я О ТЕ ЧЕ С Т ВЕ Н НА Я ВО Й НА В П РО И З ВЕ ДЕ НИ Я Х ХУ ДО Ж НИ КО В Наглядно – дидактическое пособие, издательство «Мозаика-Синтез»

Слайд 2

С.Н.ПРИ СЕ КИН « МА РШАЛЫ СО ВЕ ТСКОГО СО Ю ЗА Г.К. ЖУ КОВ И К.К.РОКОС СО ВСКИЙ НА К РА СНОЙ П ЛО ЩАДИ 24 И Ю НЯ 1945 ГО ДА» (ФРАГ МЕ НТ), 1985

Слайд 3

К.Ф.Ю О Н «ПА РА Д НА К РА СНОЙ ПЛО ЩА ДИ В МОСК ВЕ 7 НОЯБ РЯ 1941 ГО ДА», 1949

Слайд 4

А.И.ЛАКТИ О НОВ «ПИСЬ МО С Ф РО НТА», 1947

Слайд 5

Б.С.У ГА РОВ «ЛЕНИНГ РА ДКА (1941 ГО Д)», 1961

Слайд 6

М.И.САМ СО НОВ «СЕСТ РИ ЦА» (ФРАГ МЕ НТ), 1954

Слайд 7

А.А.ДЕЙ НЕ КА «ОБО РО НА СЕВАС ТО ПОЛЯ», 1942

Слайд 8

П.А.КРИВО НО ГОВ «ЗА ЩИ ТНИКИ Б РЕ СТСКОЙ К РЕ ПОСТИ» (ФРАГ МЕ НТ), 1951

Слайд 9

П.А.КРИВО НО ГОВ «ПО БЕ ДА» 1945-1947



Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ К ВИДЕО - СЮЖЕТУ

1.Особенности войны, отраженные в видео - ролике;

2.Какое новое, появившееся в этой войне, мощное оружие здесь показано?

3.Упоминание о каких трех сражениях звучит в песне?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЕ ЛИ КА Я О ТЕ ЧЕ С Т ВЕ Н НА Я ВО Й НА В П РО И З ВЕ ДЕ НИ Я Х ХУ ДО Ж НИ КО В Наглядно – дидактическое пособие, издательство «Мозаика-Синтез»

Слайд 2

С.Н.ПРИ СЕ КИН « МА РШАЛЫ СО ВЕ ТСКОГО СО Ю ЗА … И К.К.РОКОС СО ВСКИЙ НА К РА СНОЙ П ЛО ЩАДИ 24 И Ю НЯ 1945 ГО ДА» (ФРАГ МЕ НТ), 1985

Слайд 3

К.Ф.Ю О Н «ПА РА Д НА К РА СНОЙ ПЛО ЩА ДИ В МОСК ВЕ ... … »

Слайд 4

Б.С.У ГА РОВ «ЛЕНИНГ РА ДКА (1941 ГО Д)», 1961

Слайд 5

М.И.САМ СО НОВ «СЕСТ РИ ЦА» (ФРАГ МЕ НТ), 1954

Слайд 6

А.А.ДЕЙ НЕ КА « ОБО РО НА … », 1942

Слайд 7

П.А.КРИВО НО ГОВ « ЗА ЩИ ТНИКИ … … (ФРАГ МЕ НТ), 1951

Слайд 8

П.А.КРИВО НО ГОВ « …. » 1945-1947


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУРСКАЯ БИТВА

Слайд 2

Состоялась 5 июля — 23 августа …года. Она также известна как операция «…». Курская битва продолжалась сорок девять дней . В советской и российской историографии принято разделять сражение на три части: Курскую … операцию (5—23 июля); Орловскую (12 июля — 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3—23 августа) … операции. Курская битва

Слайд 3

СССР Командующие … … … Силы сторон К началу операции 1,3 млн человек + в резерве 0,6 млн. , 3 500 танков + 1,5 тыс. в резерве, 2900 самолётов + 0,5 тыс. в резерве Командующие Эрих фон Манштейн Гюнтер Ханс фон Клюге Вальтер Модель Силы сторон До 900 тыс. человек, 2758 танков и САУ (из них 218 в ремонте) , 2900 самолётов Стороны Германия

Слайд 4

В ходе зимнего наступления Красной армии и последовавшего контрнаступления вермахта на Восточной Украине в центре советско-германского фронта образовался выступ глубиной до 150 и шириной до 200 километров , обращенный в западную сторону (так называемая « … … »). На протяжении апреля — июня на фронте наступила оперативная пауза, в ходе которой стороны готовились к летней кампании. Подготовка к сражению

Слайд 5

Германское наступление началось утром 5 июля 1943 года. Поскольку советскому командованию было точно известно время начала операции, в 3 часа ночи (немецкая армия воевала по Берлинскому времени — в переводе на московское 6 часов утра), за 30-40 минут до его начала была проведена артиллерийская и авиационная контрподготовка. Артподготовка пришлась по пустым позициям, немцы еще спали в своих блиндажах; однако советская контрподготовка их разбудила. Когда советское командование поняло позднее из показаний немецких военнопленных, что его удар не пришелся на плотные массы немецкой пехоты в окопах, ожидающие сигнала к началу атаки, оно посчитало причиной неудачи артудара то, что немцы якобы планировали вывести свои войска в первую линию траншей, по которой и был нанесен удар, за 5—10 минут до начала наступления, поэтому артподготовка и пришлась впустую. Однако считалось, что советский огневой удар все же нарушил связь в немецких частях и нанес большой ущерб немецкой артиллерии, почему удар был перенесен на 6 часов 30 минут (в 6 часов немцы начали артподготовку, через полчаса — атаку). Перед началом наземной операции, в 6 часов утра по нашему времени, немцы также нанесли по советским оборонительным рубежам бомбовый и артиллерийский удар. Перешедшие в наступление танки сразу столкнулись с серьезным сопротивлением. Главный удар на северном фасе был нанесен в направлении Ольховатки. Не достигнув успеха, немцы перенесли удар в направлении Понырей, но и здесь не смогли прорвать советскую оборону. Вермахт смог продвинуться лишь на 10—12 км, после чего уже с 10 июля потеряв до двух третей танков, 9-я немецкая армия перешла к обороне. На южном фасе главные удары немцев были направлены в районы Корочи и Обояни . Курская оборонительная операция

Слайд 6

В ходе Курской битвы состоялось крупнейшее во второй мировой войне танковое сражение. Где? Когда?

Слайд 7

Салют в честь освобождения городов … и … был дан 5 августа … года. Победа советской армии под Курском ознаменовала окончательный переход к союзникам … … во Второй мировой войне. К моменту стабилизации фронта советские войска вышли на исходные позиции для наступления на Днепр. Косвенным итогом Курской битвы стал выход Италии из войны 8 сентября 1943 года. После окончания сражения на Курской дуге германское командование утратило возможность проводить стратегические наступательные операции. Итоги Курской битвы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Крепость-герой БРЕСТ

Слайд 3

Оборона Брестской крепости началась с … и продолжалась до …

Слайд 4

Брестская крепость Малочисленный гарнизон Брестской крепости под руководством …, …, … с 22 июня до 20-х чисел июля 1941 года, находясь в окружении, оборонялся против превосходящих сил немецко-фашистских войск.

Слайд 5

К середине июля … г. сложились благоприятные условия для освобождения Бреста. В ходе … наступательной операции войска первого Белорусского фронта, форсировав Буг, обошли Брест с севера и юга, окружив группировку врага. 28 июля войска 61-й армии при содействии части сил 28й и 70-й армий освободили город и крепость Брест.

Слайд 6

Мемориал Брестская крепость Родина высоко оценила заслуги защитников Брестской крепости: многие участники обороны были награждены орденами и медалями , … удостоены звания Героя Советского Союза. В память о немеркнущем подвиге Брестской крепости в … году, было присвоено почётное звание “ … ” с вручением ордена Ленина и медали “ Золотая Звезда ”

Слайд 7

Комиссара … Ефима Моисеевича немцы расстреляли возле крепостной стены. Перед смертью комиссар вскинул руку и что-то кричал, пока его не убили. В 1957 году комиссар … Ефим Моисеевич был награжден Орденом Ленина.

Слайд 8

Судьба лейтенанта … неизвестна с тех пор, как л-нт Потапов отправил его с группой подрывать понтонный мост через Буг. В 1965 году начальнику 9-ой погранзаставы … Андрею Митрофановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 9

… попал в плен на 32ой день войны. Освободившись в 1945 году, попал под сталинские репрессии. Но в 1957 году … Петр Михайлович получил звание Героя Советского Союза.

Слайд 10

О подвиге защитников бреста узнали только в …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы, посвященные 68-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Отечественная война в моем селе»

Приближается  великий праздник  - День Победы...  Очень важно, чтобы каждое последующее поколение людей стремилось не только узнать как можно больше о суровой правде Великой Отечественн...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Техника СССР во Время Великой Отечественной войны)

Классификация техники; Легкие танки, Средние танки, Тяжелые танки, ПТ - САУ(противотанковые самоходные артиллерийские установки), САУ(самоходные артиллерийские установки), Тяжелые танки...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.

        Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...