Применение игровых технологий в преподавании истории и обществознания.
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Махомето Лариса Владимировна

В работе всё активнее учителя используют нетрадиционные методы преподавания. Считаю, что игровые технологии помогают сделать различные этапы урока более интересными для учащихся, а это в свою очередь приводит к сознательному усвоению исторических фактов, воспитывает культуру общения, раскрепощает, создаёт атмосферу успеха. Но эта форма имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при введении в процесс обучения игровые технологии и которая представлена в данной работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий в преподавании

истории и обществознания

(из опыта работы)

                                                          «Без игры нет и не может быть

                                                                       полноценного умственного развития.

                                                                  Игра – это искра, зажигающая огонек

                                                             пытливости и любознательности».

                                                                                                        В.А.Сухомлинский

 1.Введение.

В настоящее время учителю недостаточно хорошо знать предмет, интересно рассказывать материал, чтобы добиться осознанного усвоения учащимися исторических событий, запоминать даты и имена исторических деятелей, анализировать  исторические события, сравнивать, делать выводы . Ныне другие школьники, другие программы, другая история. Требуется высокий уровень мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний, умений, навыков, чтобы школьник, стал активным и заинтересованным на уроке.

Современные школьники перенасыщены информацией, которая потоком льётся из телевизоров, радио, компьютерных сетей, и которая предоставляет им в основном материал для пассивного восприятия. Поэтому важной задачей учителя на уроке становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, сделать интересной и увлекательной работу учащихся не только на творческо-поисковом уровне, но и в будничных «шагах» по изучению и усвоению фактов, дат, имен. И в решении этой задачи поможет такая уникальная форма учебной деятельности, как дидактическая игра.                                        

Сегодня психолого-педагогическая наука утверждает: для того, чтобы учение было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, чему мы хотим его научить. А это всегда формируется в процессе деятельности через сложнейший механизм взаимоотношений, общения. Каждый учитель стремится, чтобы его уроки были интересными, запоминающимися, увлекательными, пробуждали интерес к предмету.

Конечно, игра – это достаточно активный вид деятельности, но он способствует усвоению общественных норм и правил, влияет на личностную оценку ученика. Игра на уроке объединяет эмоциональную и познавательную стороны обучения. Учитель, при подготовке к проведению игры исходит из способностей  и потребностей учеников.

Цель моей работы: описание и анализ игровых технологий в процессе обучения вообще и в преподавании истории и обществознания, в частности. Вначале рассмотрим теоретические основы игровых технологий в процессе обучения, а далее приведем примеры использования разных видов игр в преподавании истории.

  2.Понятие игры и игровой деятельности.

       Игра — вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением. Игровая педагогическая технология призвана повысить познавательную активность  обучающихся, объединить эмоциональные и рациональные виды познавательной деятельности. Такого рода активность возникает нечасто, она является следствием целенаправленной педагогической деятельности и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Дидактическая игра - условная занимательная деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.

Игра - универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. Она является одной из форм передачи знаний, поскольку не знает возрастных границ.  Игра - это естественная форма обучения, поэтому учитель, организующий игру, исходит из естественных потребностей детей. В процессе игры осуществляется жизненный баланс между ребенком и взрослым человеком. В игре дети создают собственную реальность, творят свой мир.

      Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имен и др.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

      В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр. Так, при подготовке офицеров применяются военные игры, для актеров существуют сюжетно-ролевые игры, для бизнесменов и руководителей - специальные игры - тренинги.

      В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (объяснения, закрепления, контроля и т.п.);
  • как технологии внеклассной работы.

      В отличие от игр вообще педагогическая игра имеет существенный признак - четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

3. Функции игры.

О.В.Пряжникова  выделяет следующие функции педагогической (дидактической) игры:

1) Обучающая функция - развитие общеучебных умений и навыков, расширение кругозора;

2) Коммуникативная функция - объединение коллектива учащихся,    установление эмоциональных контактов;

3) Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение;

4) Развивающая функция - развитие воображения, фантазии, различных творческих способностей;

5) Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему в процессе обучения.

В. В. Гукова выделяет следующие функции игровой деятельности:

1) Развлекательная - доставить удовольствие, пробудить интерес к изучаемому материалу;

2) Коммуникативная - освоение диалектики общения;

3) Самореализация - проявление личностных качеств;

4) Игротерапевтическая - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности;

5) Диагностическая - выявление отклонений от норм поведения, самопознание;

6) Коррекция - внесение позитивных изменений в структуру
личностных показателей;

7) Межнациональные коммуникации - усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

8) Социализация - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Педагогическая игра должна обладать важнейшим признаком - четко поставленной целью общения и соответствующим ей педагогическим результатом.

        4. Классификация дидактических игр.

1) Классификация по сущностной игровой основе  выглядит следующим образом:

- игры с правилами;

- ролевые игры;

- комплексные игровые системы (например, КВН).

2)Также важна классификационная модель по структурным элементам урока в зависимости от дидактических целей игры:

- игры для изучения нового материала;

- игры для закрепления;

- игры для проверки знаний;

- обучающие игры;

- релаксационные игры-паузы.

3)Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметпым связям:

- историко-литературные;

- историко-филологические;

- историко-географические;

- историко-математические и т. п.

4) Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры по источнику познания:

- игры на основе работы с наглядностью;

- игры на основе содержания  учебного материала.

- игры на основе практической работы;  

5) В определенных случаях важно разделять игры по коллективу участников:

- на групповые;

- индивидуальные;

- диалоговые (парные);

- массовые.

6) В. Г. Семенов выделил:

- интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды);

- интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры);

- неинтерактивные игры (индивидуально-игровые задания).

Этот же исследователь классифицирует игры по степени импровизации:

- игры с ролями и сюжетом (импровизированные);

- игры с четким каноническим сюжетом (канонические);

-бессюжетные игры (кроссворды).

Г. К. Селевко выделяет сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры и драматизации.

Приведенные классификации игр показывают, прежде всего, различие между играми с четкими внешними заданными правилами (или жестко прописанным сюжетом), отступать от которых нельзя, и играми без внешних правил, основанных на импровизации и внутренней логике моделируемого процесса. Эти игры существенно различаются не только по своим целям и содержанию, но и по степени воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу учеников.

         5.МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВЫХ И ДЕЛОВЫХ ИГР НА      УРОКАХ ИСТОРИИ.

Большое значение для изучения исторического материала имеет проведение на этих уроках различных игр. В основном педагоги проводят ролевые  и деловые игры, так как они наиболее ярко отражают цели и задачи истории, как учебного предмета.

1) Ролевая игра - игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена, в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.[18]

1 этап ролевой игры – определение замысла и правил игры.

 Любая игра требует серьезной подготовки и организации. Педагог начинает игру с определения ее замысла. Он должен продумать все необходимые факторы: возраст учеников, место проведения, срок реализации игры, знания, полученные учениками ранее.

После определения замысла ролевой игры, учитель тщательно продумывает правила игры.  Они должны быть четко и ясно донесены до учеников перед началом игры, можно использовать их письменную запись.

Обычно правила содержат следующие пункты:

  • общее описание игровой ситуации;
  • список участников и команд;
  • временное ограничение игры;
  • информацию о культуре, экономике или религии.

В соответствии с темой ролевой игры в этот список могут войти и другие правила. Вся игра построена на достижении учениками образовательных целей.

Очень важно, чтобы каждый ученик понимал, для чего он участвует в ролевой игре, каково его место в ней.

Следующим этапом игры является ее проведение. Этот этап представляется наиболее занимательным для учеников, но сложным для учителя. Педагог на этом этапе должен внимательно следить за ходом игры, смотреть за соблюдением озвученных правил, судить спорные ситуации.

Учитель может принимать участие в игре, а может оставаться в стороне лишь, как независимый судья и руководитель.

Последний этап в проведении ролевой игры – это анализ.

Педагог подводит главный итог - насколько успешно прошла игра.

Учитель анализирует настроение каждого участника игры, учитывает их личностные особенности и делает вывод, что необходимо доработать для проведения последующих игр.

Учитель должен рассказать ученикам о своих выводах, а они, в свою очередь, могут поделиться своими мыслями об игре, проанализировать ее со своей стороны. После этого педагог и ученики прорабатывают детали игры, отвечают на интересующие их вопросы. Таким образом, создается целостная ситуация проведенной ролевой игры.

Помимо устного анализа игры учитель может провести письменное анкетирование, где могут быть представлены такие вопросы:

  1. Понятна ли была поставлена цель игры?
  2. Насколько действенны были правила?
  3. Удобна ли была для вас предоставленная роль?
  4. Что мешало погрузиться в игровой образ?
  5. Что бы вы добавили к проведению данной игры?
  6. Какие моменты вызвали наибольший интерес?

При помощи такого небольшого опроса учитель может понять,  чего не доставало ученикам в ходе игры, как они видят будущие ролевые игры, насколько они заинтересованы в их проведении.

2) Деловая игра. Помимо ролевой игры, часто на уроках истории педагоги применяют деловую игру, которая  выступает как модель реальных исторических событий и ситуаций, исход которых известен или используется как модель возможных в будущем исторических событий, прогнозируя возможный исход моделируемых событий в действительности. Деловые игры, как и другие виды учебных игр, имеют свои этапы:

1.Введение в игру - знакомство со смыслом, целью и задачами деловой игры. Проведение инструктажа. 2.Формирование групп - разделение учеников на группы по 7-8 человек, назначение капитана, определение уровня подготовки учеников к игре. Можно сформировать группы случайным образом либо по желанию участников. Необходимо каждому донести в понятной форме правила игры.

     3.Подготовка  игры - раздача необходимого материала с заданиями, создание проблемной ситуации.

 4.Проведение игры - ученики коллективно находят варианты решения заданий, проблем. Дискутируют, выводят свое решение в форме проекта, который можно представить другим группам на плакате, презентации, диаграмме.

      5. Межгрупповое общение - группы, просмотрев все варианты участников, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы и задают свои представителям других команд. По итогам дискуссии может выступить педагог, но лишь по общему содержанию проектов.

  6. Итоги деловой игры - эффективность проведенной игры, подсчет баллов, выявление победителя.  На этом этапе деловая игра получает логическое завершение.

       7.Анализ результатов  - учитель выявляет, какие факторы повлияли на    успешный ход игры.

Игра должна выступать источником знаний. Тогда она будет приближать содержание школьного материала и сам процесс обучения к возрастным способностям детей, тем самым обеспечивать одну из линий преемственности между начальным звеном обучения и средним, что сегодня особенно актуально в свете реализации нового ФГОС.

Таким образом, сегодня в школах учителя предпочитают преподносить исторический материал не в традиционной форме, а используя интересные и эффективные ролевые и деловые игры, которые подбираются в соответствии с возрастом и возможностями детей.

          6.МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ        ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:

  1. Работа с учебником.
  2. Использование аппарата учебника.
  3. Иллюстрации учебного пособия.
  4. Исторические карты.
  5. Учебные исторические картины.
  6. Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки.
  7. Тексты художественных произведений.
  8. Творческие работы самих учащихся - рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.
  9.  Игры, применяемые на уроках истории, имеют несколько видов:
  • Игры - викторины;
  • Деловые игры;
  • Ролевые  игры;
  • Сценарные игры;
  • Игры - постановки;
  • Комплексные игровые системы.

Применение игровой технологии проводится на уроке изучения нового материала, для закрепления и повторения знаний.

При уроке, направленном на закрепление знаний можно использовать игры – викторины. Они должны быть ориентированы на знания детей и на их сообразительность. Большое значение имеют межпредметные связи, используемые во время викторины.

Временное ограничение игр во время уроков истории может занимать целый урок. Предполагаются различные варианты работы учащихся. Она может быть индивидуальной, чаще групповой, т.е. по командам. Игра, организованная на командной основе наиболее значима, так как задействует весь класс. Удобно распределить учеников на команды до начала игры, возможно на предыдущем уроке. Возможно, что появится необходимость дать детям домашнее задание. Они могут придумать название своей команды, девиз, либо речевку, обязательно по данной учителем теме.

Часто, педагоги используют на уроках истории игры «Что? Где? Когда?», « Поле чудес»,  «Брэйн – ринг».  В начале урока проводятся задания «Найди лишнее в ряду», «Установи соответствие», «Расставь в хронологической последовательности»,  разгадай  кроссворд.

Много игр можно взять из книг, например Г.А. Кулагиной «100 игр по истории», С.Г. Горяйнова « Задачник по истории России».

В 5 – 6 классе командные игры на целый урок проводятся не часто, возможно пару раз в год. Это обоснованно тем, что дети в этом возрасте быстро отвлекаются, недостаточно организованны. Для этих классов гораздо более полезным будет проведение на уроках истории элементов парной работы, элементов театрализации.

Масштабную игру можно проводить в таких классах во время внеурочных занятий. Также, как форма внеклассного мероприятия, проводится игра « Умники и умницы».

Необходимые советы по организации игр на уроках истории:

  • Игра  - это свободная деятельность, свобода стоит во главе подготовленной учителем игры, не нужно принуждать ребенка играть, он должен сам почувствовать интерес к данному действию;
  • Игра должна развивать коммуникативные навыки ребенка;
  • Каждая игра должна иметь свои правила, отходить от которых строго воспрещается.

Немаловажное значение на современных уроках по изучению истории представляет интернет и его ресурсы.

Игра является формой, которую можно наполнить любым необходимым содержанием.

Упражнения, на игровой основе помогут развить умственные способности и интеллектуальное развитие детей. Сюжетные и ролевые игры развивают творческий потенциал учеников, помогают им раскрепоститься.

      Таким образом, любой педагог, используя простые правила организации игры на уроке истории может добиться высоких результатов учебной деятельности, смотивировать учеников к более подробному изучению исторического материала, привить детям любовь к предмету.

       7. Применение дидактических игр на уроках истории и обществознания в 5 -9 классах.

      В своей преподавательской деятельности я применяю различные виды дидактических игр: игры-викторины, деловые игры, комплексные игровые системы. В 5-7 классах повторительно – обобщающие уроки по разделам программы провожу в форме командных игр, например, конкурс – игра «Путешествие в глубь веков» в 5 классах по окончании тем «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим». За неделю до проведения игры учащиеся создают команды по 6-8 человек, получают домашнее задание: придумать название команды, девиз, эмблему, подготовить по 3 вопроса для команды – соперницы, сделать газету. В ходе игры командам предлагаются для решения задания: «Соотнесите  правителя и страну», «Найдите ошибки», «Решите кроссворд», «Сделайте надписи к рисункам», «Назовите имя автора слов», конкурс капитанов и др. Учитель ведет игру, судьи – 3 учащихся из 9 класса - получают карточки с правильными ответами, по условию 1 правильный ответ – 1 балл. В творческом конкурсе команда представляет на выбор страну сценкой, чтением стиха и др.  На стенде отражаются результаты конкурсов и общий результат.

     В 9 классах при изучении темы «Русские первооткрыватели» группы учащихся получают задание представить ту или иную экспедицию русских путешественников. Учащиеся при подготовке используют, кроме учебника и дополнительной литературы, возможности интернета, готовят общую презентацию, распределяют роли для полного и яркого рассказа о путешествии с точки зрения капитана, штурмана, матроса, летописца. В старших классах большой интерес вызывает такие формы деловой игры, как «Дебаты», «Суд над …» и др.

      Формы  игры различны, но совершенно очевидно, что игра  позволяет повысить познавательную активность учащихся, снижает тревожность, что в свою очередь повышает качество знаний, позволяет ребенку почувствовать себя успешным и компетентным. Использование игровых технологий дает хорошие результаты. Ученики начинают интересоваться предметом. Потому что игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учеников – внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение. Задача педагога правильно соотносить материал, который он намерен преподнести при помощи игровых технологий и уровень обученности, развития учащихся, так как игра должна быть, прежде всего, понятна ученику и легко воспринимаема. Игровые технологии занимают важное место в системе современных личностно ориентированных образовательных технологий.

8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  Учеба - это труд, а полноценную трудовую деятельность можно сформировать лишь тогда, когда трудятся двое: учитель и ученик.

Игра должна выступать источником знаний, обеспечивать овладение знаниями, умениями, навыками. Она представляет собой одну из форм учета, контроля и самоконтроля учащихся. Это показатель успеха учащихся в овладении учебным материалом. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте учащихся, развитии инициативы. 

Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям истории. Каждый учитель старается, чтобы ученик полюбил предмет, усвоил материал, применил знания на практике, был всесторонне развитым и грамотным человеком.

Опыт показывает, что особенности курса истории в школе: изобилие терминов, хронологического материала, множество фактов, событий, явлений, персоналий, приводят к снижению  учебной мотивации, а следовательно и низкому усвоению программного материала.  

В процессе игр учащиеся учатся анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и явления. Развиваются навыки самостоятельной работы с учебником, документами, справочной литературой.

Игра интересна учителю, привлекательна ученикам. Позволяет создать на уроке атмосферу творчества, совместной деятельности, создает положительный эмоциональный фон на уроке.

Она  воспитывает культуру общения. Складывается новый демократический тип отношений между учащимися и учителем. Формируется ответственное отношение к учебе.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Горяйнов  С.Г. Задачник по истории России. 2009.
  2. Кулагина Г.А. Сто игр по истории.  Москва. Просвещение. 1983.
  3. Ярцева Н. Н. История. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях. М., В помощь преподавателю, 2009.
  4.  Гукова В.В. История. 5-11 классы: технологии современного урока. Волгоград, Учитель, 2009. –С. 81.
  5. Кузьмина Н.В. История: внеклассные мероприятия. Волгоград. Учитель, 2007
  6. Васяева М.Н. Нетрадиционные формы уроков //Преподавание  истории в школе.2004. № 6. – С.70.
  7. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя. 2003.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие, М.: Народное образование, 1998.
  9. Пряжникова О.В. Эксперимент и инновации в школе // Шаг в будущее. , 2009. № 6.



Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий в преподавании

истории и обществознания

(из опыта работы)

                                                          «Без игры нет и не может быть

                                                                       полноценного умственного развития.

                                                                  Игра – это искра, зажигающая огонек

                                                             пытливости и любознательности».

                                                                                                        В.А.Сухомлинский

 1.Введение.

В настоящее время учителю недостаточно хорошо знать предмет, интересно рассказывать материал, чтобы добиться осознанного усвоения учащимися исторических событий, запоминать даты и имена исторических деятелей, анализировать  исторические события, сравнивать, делать выводы . Ныне другие школьники, другие программы, другая история. Требуется высокий уровень мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний, умений, навыков, чтобы школьник, стал активным и заинтересованным на уроке.

Современные школьники перенасыщены информацией, которая потоком льётся из телевизоров, радио, компьютерных сетей, и которая предоставляет им в основном материал для пассивного восприятия. Поэтому важной задачей учителя на уроке становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, сделать интересной и увлекательной работу учащихся не только на творческо-поисковом уровне, но и в будничных «шагах» по изучению и усвоению фактов, дат, имен. И в решении этой задачи поможет такая уникальная форма учебной деятельности, как дидактическая игра.                                        

Сегодня психолого-педагогическая наука утверждает: для того, чтобы учение было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, чему мы хотим его научить. А это всегда формируется в процессе деятельности через сложнейший механизм взаимоотношений, общения. Каждый учитель стремится, чтобы его уроки были интересными, запоминающимися, увлекательными, пробуждали интерес к предмету.

Конечно, игра – это достаточно активный вид деятельности, но он способствует усвоению общественных норм и правил, влияет на личностную оценку ученика. Игра на уроке объединяет эмоциональную и познавательную стороны обучения. Учитель, при подготовке к проведению игры исходит из способностей  и потребностей учеников.

Цель моей работы: описание и анализ игровых технологий в процессе обучения вообще и в преподавании истории и обществознания, в частности. Вначале рассмотрим теоретические основы игровых технологий в процессе обучения, а далее приведем примеры использования разных видов игр в преподавании истории.

  2.Понятие игры и игровой деятельности.

       Игра — вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением. Игровая педагогическая технология призвана повысить познавательную активность  обучающихся, объединить эмоциональные и рациональные виды познавательной деятельности. Такого рода активность возникает нечасто, она является следствием целенаправленной педагогической деятельности и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Дидактическая игра - условная занимательная деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.

Игра - универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. Она является одной из форм передачи знаний, поскольку не знает возрастных границ.  Игра - это естественная форма обучения, поэтому учитель, организующий игру, исходит из естественных потребностей детей. В процессе игры осуществляется жизненный баланс между ребенком и взрослым человеком. В игре дети создают собственную реальность, творят свой мир.

      Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имен и др.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

      В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр. Так, при подготовке офицеров применяются военные игры, для актеров существуют сюжетно-ролевые игры, для бизнесменов и руководителей - специальные игры - тренинги.

      В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (объяснения, закрепления, контроля и т.п.);
  • как технологии внеклассной работы.

      В отличие от игр вообще педагогическая игра имеет существенный признак - четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

3. Функции игры.

О.В.Пряжникова  выделяет следующие функции педагогической (дидактической) игры:

1) Обучающая функция - развитие общеучебных умений и навыков, расширение кругозора;

2) Коммуникативная функция - объединение коллектива учащихся,    установление эмоциональных контактов;

3) Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение;

4) Развивающая функция - развитие воображения, фантазии, различных творческих способностей;

5) Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему в процессе обучения.

В. В. Гукова выделяет следующие функции игровой деятельности:

1) Развлекательная - доставить удовольствие, пробудить интерес к изучаемому материалу;

2) Коммуникативная - освоение диалектики общения;

3) Самореализация - проявление личностных качеств;

4) Игротерапевтическая - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности;

5) Диагностическая - выявление отклонений от норм поведения, самопознание;

6) Коррекция - внесение позитивных изменений в структуру
личностных показателей;

7) Межнациональные коммуникации - усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

8) Социализация - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Педагогическая игра должна обладать важнейшим признаком - четко поставленной целью общения и соответствующим ей педагогическим результатом.

        4. Классификация дидактических игр.

1) Классификация по сущностной игровой основе  выглядит следующим образом:

- игры с правилами;

- ролевые игры;

- комплексные игровые системы (например, КВН).

2)Также важна классификационная модель по структурным элементам урока в зависимости от дидактических целей игры:

- игры для изучения нового материала;

- игры для закрепления;

- игры для проверки знаний;

- обучающие игры;

- релаксационные игры-паузы.

3)Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметпым связям:

- историко-литературные;

- историко-филологические;

- историко-географические;

- историко-математические и т. п.

4) Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры по источнику познания:

- игры на основе работы с наглядностью;

- игры на основе содержания  учебного материала.

- игры на основе практической работы;  

5) В определенных случаях важно разделять игры по коллективу участников:

- на групповые;

- индивидуальные;

- диалоговые (парные);

- массовые.

6) В. Г. Семенов выделил:

- интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды);

- интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры);

- неинтерактивные игры (индивидуально-игровые задания).

Этот же исследователь классифицирует игры по степени импровизации:

- игры с ролями и сюжетом (импровизированные);

- игры с четким каноническим сюжетом (канонические);

-бессюжетные игры (кроссворды).

Г. К. Селевко выделяет сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры и драматизации.

Приведенные классификации игр показывают, прежде всего, различие между играми с четкими внешними заданными правилами (или жестко прописанным сюжетом), отступать от которых нельзя, и играми без внешних правил, основанных на импровизации и внутренней логике моделируемого процесса. Эти игры существенно различаются не только по своим целям и содержанию, но и по степени воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу учеников.

         5.МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВЫХ И ДЕЛОВЫХ ИГР НА      УРОКАХ ИСТОРИИ.

Большое значение для изучения исторического материала имеет проведение на этих уроках различных игр. В основном педагоги проводят ролевые  и деловые игры, так как они наиболее ярко отражают цели и задачи истории, как учебного предмета.

1) Ролевая игра - игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена, в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.[18]

1 этап ролевой игры – определение замысла и правил игры.

 Любая игра требует серьезной подготовки и организации. Педагог начинает игру с определения ее замысла. Он должен продумать все необходимые факторы: возраст учеников, место проведения, срок реализации игры, знания, полученные учениками ранее.

После определения замысла ролевой игры, учитель тщательно продумывает правила игры.  Они должны быть четко и ясно донесены до учеников перед началом игры, можно использовать их письменную запись.

Обычно правила содержат следующие пункты:

  • общее описание игровой ситуации;
  • список участников и команд;
  • временное ограничение игры;
  • информацию о культуре, экономике или религии.

В соответствии с темой ролевой игры в этот список могут войти и другие правила. Вся игра построена на достижении учениками образовательных целей.

Очень важно, чтобы каждый ученик понимал, для чего он участвует в ролевой игре, каково его место в ней.

Следующим этапом игры является ее проведение. Этот этап представляется наиболее занимательным для учеников, но сложным для учителя. Педагог на этом этапе должен внимательно следить за ходом игры, смотреть за соблюдением озвученных правил, судить спорные ситуации.

Учитель может принимать участие в игре, а может оставаться в стороне лишь, как независимый судья и руководитель.

Последний этап в проведении ролевой игры – это анализ.

Педагог подводит главный итог - насколько успешно прошла игра.

Учитель анализирует настроение каждого участника игры, учитывает их личностные особенности и делает вывод, что необходимо доработать для проведения последующих игр.

Учитель должен рассказать ученикам о своих выводах, а они, в свою очередь, могут поделиться своими мыслями об игре, проанализировать ее со своей стороны. После этого педагог и ученики прорабатывают детали игры, отвечают на интересующие их вопросы. Таким образом, создается целостная ситуация проведенной ролевой игры.

Помимо устного анализа игры учитель может провести письменное анкетирование, где могут быть представлены такие вопросы:

  1. Понятна ли была поставлена цель игры?
  2. Насколько действенны были правила?
  3. Удобна ли была для вас предоставленная роль?
  4. Что мешало погрузиться в игровой образ?
  5. Что бы вы добавили к проведению данной игры?
  6. Какие моменты вызвали наибольший интерес?

При помощи такого небольшого опроса учитель может понять,  чего не доставало ученикам в ходе игры, как они видят будущие ролевые игры, насколько они заинтересованы в их проведении.

2) Деловая игра. Помимо ролевой игры, часто на уроках истории педагоги применяют деловую игру, которая  выступает как модель реальных исторических событий и ситуаций, исход которых известен или используется как модель возможных в будущем исторических событий, прогнозируя возможный исход моделируемых событий в действительности. Деловые игры, как и другие виды учебных игр, имеют свои этапы:

1.Введение в игру - знакомство со смыслом, целью и задачами деловой игры. Проведение инструктажа. 2.Формирование групп - разделение учеников на группы по 7-8 человек, назначение капитана, определение уровня подготовки учеников к игре. Можно сформировать группы случайным образом либо по желанию участников. Необходимо каждому донести в понятной форме правила игры.

     3.Подготовка  игры - раздача необходимого материала с заданиями, создание проблемной ситуации.

 4.Проведение игры - ученики коллективно находят варианты решения заданий, проблем. Дискутируют, выводят свое решение в форме проекта, который можно представить другим группам на плакате, презентации, диаграмме.

      5. Межгрупповое общение - группы, просмотрев все варианты участников, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы и задают свои представителям других команд. По итогам дискуссии может выступить педагог, но лишь по общему содержанию проектов.

  6. Итоги деловой игры - эффективность проведенной игры, подсчет баллов, выявление победителя.  На этом этапе деловая игра получает логическое завершение.

       7.Анализ результатов  - учитель выявляет, какие факторы повлияли на    успешный ход игры.

Игра должна выступать источником знаний. Тогда она будет приближать содержание школьного материала и сам процесс обучения к возрастным способностям детей, тем самым обеспечивать одну из линий преемственности между начальным звеном обучения и средним, что сегодня особенно актуально в свете реализации нового ФГОС.

Таким образом, сегодня в школах учителя предпочитают преподносить исторический материал не в традиционной форме, а используя интересные и эффективные ролевые и деловые игры, которые подбираются в соответствии с возрастом и возможностями детей.

          6.МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ        ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:

  1. Работа с учебником.
  2. Использование аппарата учебника.
  3. Иллюстрации учебного пособия.
  4. Исторические карты.
  5. Учебные исторические картины.
  6. Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки.
  7. Тексты художественных произведений.
  8. Творческие работы самих учащихся - рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.
  9.  Игры, применяемые на уроках истории, имеют несколько видов:
  • Игры - викторины;
  • Деловые игры;
  • Ролевые  игры;
  • Сценарные игры;
  • Игры - постановки;
  • Комплексные игровые системы.

Применение игровой технологии проводится на уроке изучения нового материала, для закрепления и повторения знаний.

При уроке, направленном на закрепление знаний можно использовать игры – викторины. Они должны быть ориентированы на знания детей и на их сообразительность. Большое значение имеют межпредметные связи, используемые во время викторины.

Временное ограничение игр во время уроков истории может занимать целый урок. Предполагаются различные варианты работы учащихся. Она может быть индивидуальной, чаще групповой, т.е. по командам. Игра, организованная на командной основе наиболее значима, так как задействует весь класс. Удобно распределить учеников на команды до начала игры, возможно на предыдущем уроке. Возможно, что появится необходимость дать детям домашнее задание. Они могут придумать название своей команды, девиз, либо речевку, обязательно по данной учителем теме.

Часто, педагоги используют на уроках истории игры «Что? Где? Когда?», « Поле чудес»,  «Брэйн – ринг».  В начале урока проводятся задания «Найди лишнее в ряду», «Установи соответствие», «Расставь в хронологической последовательности»,  разгадай  кроссворд.

Много игр можно взять из книг, например Г.А. Кулагиной «100 игр по истории», С.Г. Горяйнова « Задачник по истории России».

В 5 – 6 классе командные игры на целый урок проводятся не часто, возможно пару раз в год. Это обоснованно тем, что дети в этом возрасте быстро отвлекаются, недостаточно организованны. Для этих классов гораздо более полезным будет проведение на уроках истории элементов парной работы, элементов театрализации.

Масштабную игру можно проводить в таких классах во время внеурочных занятий. Также, как форма внеклассного мероприятия, проводится игра « Умники и умницы».

Необходимые советы по организации игр на уроках истории:

  • Игра  - это свободная деятельность, свобода стоит во главе подготовленной учителем игры, не нужно принуждать ребенка играть, он должен сам почувствовать интерес к данному действию;
  • Игра должна развивать коммуникативные навыки ребенка;
  • Каждая игра должна иметь свои правила, отходить от которых строго воспрещается.

Немаловажное значение на современных уроках по изучению истории представляет интернет и его ресурсы.

Игра является формой, которую можно наполнить любым необходимым содержанием.

Упражнения, на игровой основе помогут развить умственные способности и интеллектуальное развитие детей. Сюжетные и ролевые игры развивают творческий потенциал учеников, помогают им раскрепоститься.

      Таким образом, любой педагог, используя простые правила организации игры на уроке истории может добиться высоких результатов учебной деятельности, смотивировать учеников к более подробному изучению исторического материала, привить детям любовь к предмету.

       7. Применение дидактических игр на уроках истории и обществознания в 5 -9 классах.

      В своей преподавательской деятельности я применяю различные виды дидактических игр: игры-викторины, деловые игры, комплексные игровые системы. В 5-7 классах повторительно – обобщающие уроки по разделам программы провожу в форме командных игр, например, конкурс – игра «Путешествие в глубь веков» в 5 классах по окончании тем «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим». За неделю до проведения игры учащиеся создают команды по 6-8 человек, получают домашнее задание: придумать название команды, девиз, эмблему, подготовить по 3 вопроса для команды – соперницы, сделать газету. В ходе игры командам предлагаются для решения задания: «Соотнесите  правителя и страну», «Найдите ошибки», «Решите кроссворд», «Сделайте надписи к рисункам», «Назовите имя автора слов», конкурс капитанов и др. Учитель ведет игру, судьи – 3 учащихся из 9 класса - получают карточки с правильными ответами, по условию 1 правильный ответ – 1 балл. В творческом конкурсе команда представляет на выбор страну сценкой, чтением стиха и др.  На стенде отражаются результаты конкурсов и общий результат.

     В 9 классах при изучении темы «Русские первооткрыватели» группы учащихся получают задание представить ту или иную экспедицию русских путешественников. Учащиеся при подготовке используют, кроме учебника и дополнительной литературы, возможности интернета, готовят общую презентацию, распределяют роли для полного и яркого рассказа о путешествии с точки зрения капитана, штурмана, матроса, летописца. В старших классах большой интерес вызывает такие формы деловой игры, как «Дебаты», «Суд над …» и др.

      Формы  игры различны, но совершенно очевидно, что игра  позволяет повысить познавательную активность учащихся, снижает тревожность, что в свою очередь повышает качество знаний, позволяет ребенку почувствовать себя успешным и компетентным. Использование игровых технологий дает хорошие результаты. Ученики начинают интересоваться предметом. Потому что игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учеников – внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение. Задача педагога правильно соотносить материал, который он намерен преподнести при помощи игровых технологий и уровень обученности, развития учащихся, так как игра должна быть, прежде всего, понятна ученику и легко воспринимаема. Игровые технологии занимают важное место в системе современных личностно ориентированных образовательных технологий.

8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  Учеба - это труд, а полноценную трудовую деятельность можно сформировать лишь тогда, когда трудятся двое: учитель и ученик.

Игра должна выступать источником знаний, обеспечивать овладение знаниями, умениями, навыками. Она представляет собой одну из форм учета, контроля и самоконтроля учащихся. Это показатель успеха учащихся в овладении учебным материалом. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте учащихся, развитии инициативы. 

Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям истории. Каждый учитель старается, чтобы ученик полюбил предмет, усвоил материал, применил знания на практике, был всесторонне развитым и грамотным человеком.

Опыт показывает, что особенности курса истории в школе: изобилие терминов, хронологического материала, множество фактов, событий, явлений, персоналий, приводят к снижению  учебной мотивации, а следовательно и низкому усвоению программного материала.  

В процессе игр учащиеся учатся анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и явления. Развиваются навыки самостоятельной работы с учебником, документами, справочной литературой.

Игра интересна учителю, привлекательна ученикам. Позволяет создать на уроке атмосферу творчества, совместной деятельности, создает положительный эмоциональный фон на уроке.

Она  воспитывает культуру общения. Складывается новый демократический тип отношений между учащимися и учителем. Формируется ответственное отношение к учебе.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Горяйнов  С.Г. Задачник по истории России. 2009.
  2. Кулагина Г.А. Сто игр по истории.  Москва. Просвещение. 1983.
  3. Ярцева Н. Н. История. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях. М., В помощь преподавателю, 2009.
  4.  Гукова В.В. История. 5-11 классы: технологии современного урока. Волгоград, Учитель, 2009. –С. 81.
  5. Кузьмина Н.В. История: внеклассные мероприятия. Волгоград. Учитель, 2007
  6. Васяева М.Н. Нетрадиционные формы уроков //Преподавание  истории в школе.2004. № 6. – С.70.
  7. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя. 2003.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие, М.: Народное образование, 1998.
  9. Пряжникова О.В. Эксперимент и инновации в школе // Шаг в будущее. , 2009. № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

применение компьтерных технологий в преподавании истории

дна анализ актуальности данной темы, методические аспекты применения компьтерных технологий...

Активное обучение: использование кейс - технологии в преподавании истории и обществознания

  Нынешняя ситуация в образовании характеризуется переходом от системы «знаниевого» обучения к системе развивающего обучения. Усвоение содержания обучения и развитие ученика должны происхо...

Игровые технологии в преподавании истории

Игровые технологии в преподавании истории...

Применение информационных технологий в преподавании истории.

«Смысл работы современной школы сегодня в том, чтобы научить детей жить в мире, которого еще нет, и справляться с задачами, о которых учителя мало что знают….Едва ли не ко всему, что делается в школе,...

Применение игровых технологий в преподавании иностранного языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции.

Игровые технологии применяются больше  на начальном этапе обучения.Но  также их можно с успехом применять и на среднем этапе....

Применение игровых технологий в преподавании русского языка и литературы в соответствии с ФГОС.

Применение игровых технологий в преподавании русского языка и литературы в соответствии с ФГОС....

Место и роль игровых технологий в преподавании истории

Современный учитель истории должен уметь выбирать те формы и методы организации образовательного процесса, которые помогут школьнику не только усвоить новый материал, но и найти средство для самовыраж...