РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Краеведение
рабочая программа по истории (5 класс)

Программа предназначена для проведения кружковых занятий.  Рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний, и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

В программе  кружка «Краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности:

             -Изучение родословной;

             - Изучение истории поселка;

             - Изучение истории школы; 

             -Топонимика окрестностей поселка.

   Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании - это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры.

Цели программы:

  • Воспитание активной гражданской позиции талантливых детей
  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием пгт Нижняя Мактама
  • Сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы

  • Изучение прошлого и настоящего пгт Нижняя Мактама обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в близлежащих сёлах
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций
  • Активизация поисковой деятельности учащихся
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры.
  •  Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения
  • Пополнение фондов школьной Комнаты боевой славы экспонатами и работами учащихся по краеведению

Методические приемы.

Основными методическими приемами являются:

  • Исследовательская деятельность.
  • Поисковая деятельность.
  • Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
  • Индивидуальная работа с учащимися и преподавателями
  • (подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.)
  • Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).

Используемые технологии:    

  •    технологии сотрудничества;
  •    проектные технологии;
  •    организация исследовательской деятельности с  получением новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Юрловская основная школа         

         

         

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

 «Краеведение»

                                      Разработала

Киселева Людмила Анатольевна,

                                                             учитель первой категории

.                            

с.Юрловка, 2016

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки. 

Д.С.Лихачёв.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Ульяновской земле.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли и других ценных качеств личности. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым краеведческий принцип дает  возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому».  Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.

Программа предназначена для проведения кружковых занятий на базе МКОУ Юрловской ОШ. Рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний, и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

В программе  кружка «Краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности:

             -Изучение родословной;

             - Изучение истории села;

             - Изучение истории школы;  

             -Топонимика окрестностей села.

   Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании - это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры.

Цели программы:

  • Воспитание активной гражданской позиции талантливых детей
  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Базарносызганского района, с.Юрловка
  • Сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы

  • Изучение прошлого и настоящего села Юрловка, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в близлежащих сёлах
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций
  • Активизация поисковой деятельности учащихся
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры.
  •  Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения
  • Пополнение фондов школьной Комнаты боевой и трудовой славы экспонатами и работами учащихся по краеведению

Методические приемы.

Основными методическими приемами являются:

  • Исследовательская деятельность.
  • Поисковая деятельность.
  • Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
  • Индивидуальная работа с учащимися и преподавателями
  • (подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.)
  • Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).

Используемые технологии:    

  •    технологии сотрудничества;
  •    проектные технологии;
  •    организация исследовательской деятельности с  получением новых знаний.

В основу программы положены следующие принципы образования:

природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят), культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы. 

Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: внеурочное (занятие в краеведческом кружке), внешкольное ( посещение музеев).

Формы проведения занятий:

  • Занятия
  • Экскурсия
  • Работа с документами
  • Исследовательская деятельность
  • Создание презентаций, выставок.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в школьную и сельскую библиотеки;
  • пешие экскурсии по селу;
  • сбор материалов;
  • оформление материалов экскурсий;
  • организация работы;
  • участие в районных и областных краеведческих конкурсах

Предполагаемые результаты:

  • приобретение учащимися знаний об истории, культуре села Юрловка и близлежащих,  топонимики.
  • овладение школьниками навыками изучения истории родного края
  • использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии)
  • пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися) 

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания  истории и культуры родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны

Прогнозируемые результаты: приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии

Формы реализации программы

  • Встреча с замечательными людьми
  • Проведение выставок, презентаций
  • Проведение экскурсий
  • Участие в районных и областных краеведческих конкурсах
  • Создание проектов

Содержание программы

Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего  села.

 Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею  свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

  В практической части программы учащиеся  работают с документами, хранящимися в школьном архиве и Комнате боевой и трудовой славы, краеведческой литературой.

Направления работы:

  1. Познавательное
  2. Краеведческое

  Познавательная часть программы (формы работы)

- беседы, написание исследовательских работ, презентации

- практические занятия (работа с историческими документами, составление генеалогического древа)

 - познавательные историко-краеведческие  игры

- викторины

- конкурсы рисунков, плакатов

 Краеведческая часть программы (формы работы)

 - изучение краеведческой литературы

- сбор краеведческого материала

- встречи с жителями села

Особенности программы

Программа связана с общим образованием. Работая по программе, учащиеся учатся на практике применять знания, полученные на уроках, дополняют эти знания региональным компонентом.

        Основные принципы построения программы: программа состоит из 70 учебных часов, рассчитана на 1 год. Реализация программы направлена на сплочение коллектива, на создание доброжелательного, творческого микроклимата коллектива. Ребята познают себя, своих товарищей, изучают свою семью, свою школу, свое село, приобретают первоначальные знания и умения по исследовательской и поисковой работе, формируется чувство гордости, личной причастности и причастности своей семьи, своей школы к жизни своего села, края. Ребята знакомятся с письменными и устными  источниками, знаниями о прошлом, с различными архивными документами в учебно-воспитательной работе, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы.

Итогом работы должна стать краеведческая выставка, на которой члены кружка готовят творческие отчеты по интересам. Эти творческие работы в дальнейшем могут использовать классные руководители, экскурсоводы, учителя истории и  ОБЖ. При проведении конкурсов, викторин, творческих заданий, конференций отмечаются все положительные стороны каждой работы и каждого учащегося, награждаются наиболее ценные и значимые работы.        

Овладев данной программой, учащиеся должны знать / понимать:

  • Историю становления  и развития района, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
  • Историю своей семьи;
  • Замечательных людей своего населенного пункта, района;
  • Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Учащиеся должны уметь:

  • Владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)
  • Составить вопросник, задавать вопросы информантам, записать информацию, обработать собранный материал
  • Описывать основные этапы развития населенного пункта
  • Систематизировать знания о своей семье
  • Систематизировать информацию о родном крае
  • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам
  • Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться  для выполнения творческих заданий
  • Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты,                              презентации и т. д.
  • Написать исследование и выступить с докладом

Календарно-тематическое планирование

Раздел 1.      «Моя родословная»

№п/п

Тема

Содержание занятия.

Форма проведения

Кол-во

часов

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?

1

2

Экскурсия  по родному краю «Рощи да леса —родного края краса»

Экскурсия на природу

1

3

Наука генеалогия                                                                      

Беседа  о  науке генеалогии

1

4

Имя твоё

Что означает твое имя. Самостоятельно найти в книгах.

1

5

Фамилия – флаг семьи

Что означает твоя фамилия. Самостоятельно найти в книгах.

1

6

Моя семья. Семейные традиции.

Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи.

1

7

Реликвии моей семьи.

Сбор информации

1

8

Фамилии нашего села

Сбор материала о фамилиях на селе.

1

9

Самые «Юрловские фамилии»

Сбор материала о семьях, чьи фамилии знамениты на селе.

2

10

 Старожилы села

Встреча со старожилами села Рассказы  об истории села.

1

11

Экскурсия по селу        

Запись распространённых фамилий, которых на селе уже нет

1

12

Выставка «Моя личная коллекция»

1

13

Летопись семьи

Составление генеалогического древа семьи.

3

14

Конкурс исследовательских работ «Школы прославляя имя»

Работа  по изучению биографии своих родителей (предков).

2

15

Словарь фамилий

Составление красочного словаря фамилий и их происхождение

1

20

Раздел 2  «Моя школа  - мой дом»

16

Моя школа  - мой дом.

Беседа о своей школе, знакомство со стендами «Мы ими гордимся» и др.

1

17

История школы

Работа над составлением  летописи школы

4

18

Учителя нашей школы

Сбор материала об учителях школы, презентация (Заслуженные учителя, Отличники просвещения, Почетные работники, победители профессиональных конкурсов)

2

19

Учителя-ветераны

Встреча с ветеранами педагогического труда

2

20

Учителя в годы ВОВ

Сбор материала об учителях, защищавших Родину в годы войны

2

21

«Вы нам в жизнь путёвку дали…»

Сбор материала и оформление стенда о директорах школы

2

22

История пионерского и комсомольского движения в  нашей школе

Кто такие пионеры. Законы пионеров. Атрибуты пионеров. Жизнь пионерского отряда и дружины. Встречи с бывшими пионерами

2

23

Гордость нашей школы.

Сбор материла о выпускниках школы. Оформление папки.

3

24

Создание презентации «Наша школьная страна»

2

20

Раздел 3  «Малая родина - моё село»

25

О чем рассказали книги.

Экскурсия в библиотеку. Работа с краеведческой литературой.

1

26

Экскурсия в школьный музей

Знакомство с материалами стендов «Наша малая Родина»

1

27

Мой двор, моя улица.

Беседа «За что люблю». Составление небольших рассказов о своем дворе

2

28

Улицы села

Сбор материала о названиях улиц села, оформление альбома

3

29

Конкурс “картографов”

Экскурсия к карте-схеме села. Составление карты села.

1

30

Мое село  на карте района и области.

 Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

1

31

Прошлое села

Сбор материала о возникновении села

1

32

 Село в годы войны

Беседа о военном времени

1

33

“Они отстояли победу”

Встреча с ветераном ВОВ Михеевым И.И.

1

34

«Чтобы помнили»

Экскурсия в Комнату боевой и трудовой славы

1

35

Сбор материала о женщинах - участницах ВОВ

Оформление  материала о Луковенко М.И.

1

36

Встреча с детьми войны

Опрос жителей села о периоде войны.

1

37

История совхоза «Юрловский»

Сбор материала, встречи с Ветеранами труда.

2

38

История Архангельской  церкви

Изучение истории церкви, экскурсия в церковь с. Папузы

2

40

Достопримечательности нашего села.

Беседа. Экскурсия к святому роднику

2

20

Раздел 4 «Топонимика окрестностей села»

41

 Названия окрестностей села

Сбор названий окрестностей села (дороги, луга, поля, родники)

1

42

Конкурс “картографов”        

Составление карты села с названиями дорог, покосов

1

43

Изучение названий исчезнувших сел: Белая речка, Эстонцы

 (п. Никольский), Шлемасс и др.

Работа с краеведческой литературой. Опрос местных жителей

3

44

Социальный практикум (уборка территории вокруг памятника)

1

45

Социальный практикум (помощь вдовам участников ВОВ)

1

46

Экскурсия на природу

1

47

Фотовыставка        “Живи, родное село!”

Сбор фотографий с видами села

1

48

Итоги работы кружка за год

Презентация

1

10

Всего за год

70

Список литературы

1. Верещагин П.Д. Прошлое нашего края. –Ульяновск, 2003г.

2. Край прелестный – это ты: Учебная хрестоматия по литературному краеведению   для 5-9 классов школ Ульяновской области / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2010.

3. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н.С. Бортов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба; Под ред. Н.С. Борисова. - М.: Просвещение, 1982

4. Музей и дети. - М.: Академия, 2000г.

5. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: О работе школьных общественно-политических музеев: Кн. для учителя: - М.: Просвещение,1989.

6.  Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2012 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Юрловская основная школа         

         

         

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

 «Краеведение»

                                      Разработала

Киселева Людмила Анатольевна,

                                                             учитель первой категории

.                            

с.Юрловка, 2016

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки. 

Д.С.Лихачёв.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Ульяновской земле.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли и других ценных качеств личности. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым краеведческий принцип дает  возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому».  Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.

Программа предназначена для проведения кружковых занятий на базе МКОУ Юрловской ОШ. Рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний, и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

В программе  кружка «Краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности:

             -Изучение родословной;

             - Изучение истории села;

             - Изучение истории школы;  

             -Топонимика окрестностей села.

   Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании - это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры.

Цели программы:

  • Воспитание активной гражданской позиции талантливых детей
  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Базарносызганского района, с.Юрловка
  • Сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы

  • Изучение прошлого и настоящего села Юрловка, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в близлежащих сёлах
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций
  • Активизация поисковой деятельности учащихся
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры.
  •  Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения
  • Пополнение фондов школьной Комнаты боевой и трудовой славы экспонатами и работами учащихся по краеведению

Методические приемы.

Основными методическими приемами являются:

  • Исследовательская деятельность.
  • Поисковая деятельность.
  • Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
  • Индивидуальная работа с учащимися и преподавателями
  • (подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.)
  • Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).

Используемые технологии:    

  •    технологии сотрудничества;
  •    проектные технологии;
  •    организация исследовательской деятельности с  получением новых знаний.

В основу программы положены следующие принципы образования:

природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят), культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы. 

Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: внеурочное (занятие в краеведческом кружке), внешкольное ( посещение музеев).

Формы проведения занятий:

  • Занятия
  • Экскурсия
  • Работа с документами
  • Исследовательская деятельность
  • Создание презентаций, выставок.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в школьную и сельскую библиотеки;
  • пешие экскурсии по селу;
  • сбор материалов;
  • оформление материалов экскурсий;
  • организация работы;
  • участие в районных и областных краеведческих конкурсах

Предполагаемые результаты:

  • приобретение учащимися знаний об истории, культуре села Юрловка и близлежащих,  топонимики.
  • овладение школьниками навыками изучения истории родного края
  • использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии)
  • пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися) 

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания  истории и культуры родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны

Прогнозируемые результаты: приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии

Формы реализации программы

  • Встреча с замечательными людьми
  • Проведение выставок, презентаций
  • Проведение экскурсий
  • Участие в районных и областных краеведческих конкурсах
  • Создание проектов

Содержание программы

Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего  села.

 Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею  свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

  В практической части программы учащиеся  работают с документами, хранящимися в школьном архиве и Комнате боевой и трудовой славы, краеведческой литературой.

Направления работы:

  1. Познавательное
  2. Краеведческое

  Познавательная часть программы (формы работы)

- беседы, написание исследовательских работ, презентации

- практические занятия (работа с историческими документами, составление генеалогического древа)

 - познавательные историко-краеведческие  игры

- викторины

- конкурсы рисунков, плакатов

 Краеведческая часть программы (формы работы)

 - изучение краеведческой литературы

- сбор краеведческого материала

- встречи с жителями села

Особенности программы

Программа связана с общим образованием. Работая по программе, учащиеся учатся на практике применять знания, полученные на уроках, дополняют эти знания региональным компонентом.

        Основные принципы построения программы: программа состоит из 70 учебных часов, рассчитана на 1 год. Реализация программы направлена на сплочение коллектива, на создание доброжелательного, творческого микроклимата коллектива. Ребята познают себя, своих товарищей, изучают свою семью, свою школу, свое село, приобретают первоначальные знания и умения по исследовательской и поисковой работе, формируется чувство гордости, личной причастности и причастности своей семьи, своей школы к жизни своего села, края. Ребята знакомятся с письменными и устными  источниками, знаниями о прошлом, с различными архивными документами в учебно-воспитательной работе, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы.

Итогом работы должна стать краеведческая выставка, на которой члены кружка готовят творческие отчеты по интересам. Эти творческие работы в дальнейшем могут использовать классные руководители, экскурсоводы, учителя истории и  ОБЖ. При проведении конкурсов, викторин, творческих заданий, конференций отмечаются все положительные стороны каждой работы и каждого учащегося, награждаются наиболее ценные и значимые работы.        

Овладев данной программой, учащиеся должны знать / понимать:

  • Историю становления  и развития района, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
  • Историю своей семьи;
  • Замечательных людей своего населенного пункта, района;
  • Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Учащиеся должны уметь:

  • Владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)
  • Составить вопросник, задавать вопросы информантам, записать информацию, обработать собранный материал
  • Описывать основные этапы развития населенного пункта
  • Систематизировать знания о своей семье
  • Систематизировать информацию о родном крае
  • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам
  • Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться  для выполнения творческих заданий
  • Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты,                              презентации и т. д.
  • Написать исследование и выступить с докладом

Календарно-тематическое планирование

Раздел 1.      «Моя родословная»

№п/п

Тема

Содержание занятия.

Форма проведения

Кол-во

часов

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?

1

2

Экскурсия  по родному краю «Рощи да леса —родного края краса»

Экскурсия на природу

1

3

Наука генеалогия                                                                      

Беседа  о  науке генеалогии

1

4

Имя твоё

Что означает твое имя. Самостоятельно найти в книгах.

1

5

Фамилия – флаг семьи

Что означает твоя фамилия. Самостоятельно найти в книгах.

1

6

Моя семья. Семейные традиции.

Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи.

1

7

Реликвии моей семьи.

Сбор информации

1

8

Фамилии нашего села

Сбор материала о фамилиях на селе.

1

9

Самые «Юрловские фамилии»

Сбор материала о семьях, чьи фамилии знамениты на селе.

2

10

 Старожилы села

Встреча со старожилами села Рассказы  об истории села.

1

11

Экскурсия по селу        

Запись распространённых фамилий, которых на селе уже нет

1

12

Выставка «Моя личная коллекция»

1

13

Летопись семьи

Составление генеалогического древа семьи.

3

14

Конкурс исследовательских работ «Школы прославляя имя»

Работа  по изучению биографии своих родителей (предков).

2

15

Словарь фамилий

Составление красочного словаря фамилий и их происхождение

1

20

Раздел 2  «Моя школа  - мой дом»

16

Моя школа  - мой дом.

Беседа о своей школе, знакомство со стендами «Мы ими гордимся» и др.

1

17

История школы

Работа над составлением  летописи школы

4

18

Учителя нашей школы

Сбор материала об учителях школы, презентация (Заслуженные учителя, Отличники просвещения, Почетные работники, победители профессиональных конкурсов)

2

19

Учителя-ветераны

Встреча с ветеранами педагогического труда

2

20

Учителя в годы ВОВ

Сбор материала об учителях, защищавших Родину в годы войны

2

21

«Вы нам в жизнь путёвку дали…»

Сбор материала и оформление стенда о директорах школы

2

22

История пионерского и комсомольского движения в  нашей школе

Кто такие пионеры. Законы пионеров. Атрибуты пионеров. Жизнь пионерского отряда и дружины. Встречи с бывшими пионерами

2

23

Гордость нашей школы.

Сбор материла о выпускниках школы. Оформление папки.

3

24

Создание презентации «Наша школьная страна»

2

20

Раздел 3  «Малая родина - моё село»

25

О чем рассказали книги.

Экскурсия в библиотеку. Работа с краеведческой литературой.

1

26

Экскурсия в школьный музей

Знакомство с материалами стендов «Наша малая Родина»

1

27

Мой двор, моя улица.

Беседа «За что люблю». Составление небольших рассказов о своем дворе

2

28

Улицы села

Сбор материала о названиях улиц села, оформление альбома

3

29

Конкурс “картографов”

Экскурсия к карте-схеме села. Составление карты села.

1

30

Мое село  на карте района и области.

 Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

1

31

Прошлое села

Сбор материала о возникновении села

1

32

 Село в годы войны

Беседа о военном времени

1

33

“Они отстояли победу”

Встреча с ветераном ВОВ Михеевым И.И.

1

34

«Чтобы помнили»

Экскурсия в Комнату боевой и трудовой славы

1

35

Сбор материала о женщинах - участницах ВОВ

Оформление  материала о Луковенко М.И.

1

36

Встреча с детьми войны

Опрос жителей села о периоде войны.

1

37

История совхоза «Юрловский»

Сбор материала, встречи с Ветеранами труда.

2

38

История Архангельской  церкви

Изучение истории церкви, экскурсия в церковь с. Папузы

2

40

Достопримечательности нашего села.

Беседа. Экскурсия к святому роднику

2

20

Раздел 4 «Топонимика окрестностей села»

41

 Названия окрестностей села

Сбор названий окрестностей села (дороги, луга, поля, родники)

1

42

Конкурс “картографов”        

Составление карты села с названиями дорог, покосов

1

43

Изучение названий исчезнувших сел: Белая речка, Эстонцы

 (п. Никольский), Шлемасс и др.

Работа с краеведческой литературой. Опрос местных жителей

3

44

Социальный практикум (уборка территории вокруг памятника)

1

45

Социальный практикум (помощь вдовам участников ВОВ)

1

46

Экскурсия на природу

1

47

Фотовыставка        “Живи, родное село!”

Сбор фотографий с видами села

1

48

Итоги работы кружка за год

Презентация

1

10

Всего за год

70

Список литературы

1. Верещагин П.Д. Прошлое нашего края. –Ульяновск, 2003г.

2. Край прелестный – это ты: Учебная хрестоматия по литературному краеведению   для 5-9 классов школ Ульяновской области / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2010.

3. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н.С. Бортов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба; Под ред. Н.С. Борисова. - М.: Просвещение, 1982

4. Музей и дети. - М.: Академия, 2000г.

5. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: О работе школьных общественно-политических музеев: Кн. для учителя: - М.: Просвещение,1989.

6.  Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Игротека »

 Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооруже...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью»  разработана  на основе Федерального государственного образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....