Программа факультатива "История Владимирского края в лицах"
методическая разработка по истории (9 класс)

Дудова Наталья Борисовна

Эта программа ориентирована на расширение знаний учащихся о важнейших деятелях Владимирской земли,  внесших значительный вклад в развитие нашего края и страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_istoriya_vladimirskogo_kraya_v_litsah.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ ВО « Областная санаторная школа-интернат г. Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»

                                                         «УТВЕРЖДАЮ»:

                                                       Директор  Амбарова В.М.

                                                       Приказ № __от «___» ________20 __ г.

Рабочая программа

по курсу

«История Владимирского края в лицах»

в рамках внеурочной деятельности

для 9класса

на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы

по  истории для общеобразовательных школ

 Рабочая программа – по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова, изд-во Дрофа 2016

Разработчик программы:

Дудова Н.Б. Учитель истории высшей квалификационной категории

«РАССМОТРЕНА»:

на заседании ШМО

Протокол № _ от «__» _____20_г.

Руководитель Князева Н.В.

                         (подпись, расшифровка)

«СОГЛАСОВАНА»:

Зам. директора по ВМР

 Жильцова И.В.

         (подпись, расшифровка)

«___» ______________20 __г.

                                                    Пояснительная записка

 Актуальность изучения  курса «История Владимирского края в лицах»

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.

Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.

Данный курс поможет осознать и общие человеческие ценности, и самобытность родной культуры. Приобщение детей к исторической памяти обеспечит жизнедеятельность человека на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, их творческое переосмысление в современных условиях и создание новых.

Цель курса:

Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся исторических личностей Владимирского края; способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.

Задачи курса:

  • патриотическое и нравственное воспитание школьников,
  • расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес при помощи использования местного материала,
  • способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей;
  • способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации;
  • способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
  • способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

Общая характеристика предмета

Программа  "История Владимирского края в лицах" ориентирована на расширение знаний учащихся о важнейших деятелях Владимирской земли, чьи имена остались в памяти человечества. В школьном курсе истории мало времени уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны основные вехи истории того нашего государства. А ведь именно с этими людьми связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве, даже на локальном уровне. К сожалению, школьная программа дает ограниченную характеристику этим людям или всего лишь упоминает о них.

Данная программа позволит расширить представление учащихся об исторических деятелях, которые наиболее полно и объективно отразили в своей жизни и деятельности современную им эпоху, тех, кто особенной силой своей личности оставил значительный след в ходе истории нашего края и страны.

                                                Место предмета в учебном плане

В учебном плане в 9 классе отводится на изучение данного предмета 34 часа.

Результаты освоения предмета

К личностным результатам изучения предмета в 9 классе относятся следующие убеждения и качества: интеллектуальное и нравственное развитие, осознание своей идентичности как гражданина России, уважение к истории своего города.

Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах: овладение умениями работать с внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять план исследования, искать информацию), использовать современные источники информации; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация); готовность к коллективной работе.

Предметные результаты изучения включают: овладение целостным представлением о разнообразии деятелей, оставивших след в истории нашего края; способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия необходимой информации; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности своих предков.

Содержание

Кружок «История Владимирского края в лицах »

Введение.  Я – владимирец. Краткая характеристика истории Владимирской земли. Ключевые даты, понятия.

Тема1. Политические деятели нашего края

Сперанский Михаил Михайлович, Хметевской Андрей Петрович, Леонтьев Михаил Михайлович, Шмидт Иван Степанович.

 Владимирские губернаторы. Воронцов Роман Илларионович – первый владимирский губернатор.

 Владимирцы – декабристы: понятие и основные события восстания. Басаргин Николай Васильевич, Митько́в Михаи́л Фо́тиевич, Замыцкий Николай Иванович.

Тема 2. Военные Владимирского края

Известные военные Российской империи.  Столетов Николай Григорьевич.

 Участники войны 1812 года: Кашинцев Никанор Сергеевич и Кашинцев Перфилий Сергеевич – офицеры лейб-гвардии Измайловского полка, Всеволожский Перфилий Сергеевич - генерал-майор.

Военные деятели Советского периода. Каманин Николай Петрович, Гастелло Николай Францевич, Меркулов Василий Александрович, Фомин Николай Сергеевич,Соколов-Соколёнок Николай Александрович. Мошин А.Ф., Антошкин И.Д., Репкин Г.В., Прованов Г.В. - вязниковцы – Герои СССР. Рассказ о родственнике – участнике войны.

Тема 3. Известные ученые нашего края

Виноградов Дмитрий Иванович, Калачов Николай Васильевич, Жуковский Николай Егорович

Физики, геологи, биологи, инженеры, археологи, путешественники: Столетов Александр Григорьевич, Зворыкин Николай Алексеевич, Голышев Иван Александрович, Веселовский Константин Александрович, Воронин Николай Николаевич, Губкин Иван Михайлович, Татаринцев Александр Сергеевич, Зернов Павел Михайлович, Тихонравов Михаил Клавдиевич, Лазарев Михаил Петрович.

Космонавты: Кубасов Валерий Николаевич.

Тема 4. Деятели культуры нашего края

Писатели Владимирской земли: Фатьянов Алексей Иванович, Солоухин Владимир Алексеевич, Никитин Сергей Константинович

Музыканты, художники, артисты: Танеев Сергей Иванович, Станчинский Алексей Владимирович, Корин Павел Дмитриевич, Кардовский Дмитрий Николаевич, Модоров Фёдор Александрович, Левитан Юрий Борисович.

Тема 5. Предприниматели – меценаты Владимирской земли

 Неча́ев-Мальцо́в Ю́рий Степа́нович, Храповицкий Владимир Семёнович, династия Сеньковых.

Тема 5. Люди, чья судьба связана с Владимирской землёй

Суворов Александр Васильевич, Аксаков Иван Сергеевич, Багратион Пётр Иванович, Пестель Павел Иванович, Герцен Александр Иванович, Некрасов Николай Алексеевич, Солженицын Александр Исаевич

 Заключение. Роль личности в истории провинции

№/№

Содержание тем учебного курса

Часы

1

Я – владимирец. Краткая характеристика истории Владимирской земли

1

2

Сперанский Михаил Михайлович.

1

3

Хметевской Андрей Петрович, Леонтьев Михаил Михайлович, Шмидт Иван Степанович – политические деятели нашего края

1

4

Владимирские губернаторы. Воронцов Роман Илларионович – первый владимирский губерна-тор. Струков Владимир Николаевич

 1

5

Владимирцы – декабристы: понятие и основные события восстания. Басаргин Николай Васильевич, Митько́в Михаи́л Фо́тиевич, Замыцкий Николай Иванович.

1

6

Столетов Николай Григорьевич.

1

7

Кашинцев Никанор Сергеевич и Кашинцев Перфилий, Всеволожский Перфилий Сергеевич.

1

8-9

Каманин Николай Петрович, Соколов-Соколёнок Николай Александрович, Гастелло Николай Францевич, Меркулов Василий Александрович, Фомин Николай Сергеевич.

2

10-11

Мошин А.Ф., Антошкин И.Д., Репкин Г.В., Прованов.Г.В. – вязниковцы - Герои СССР. Рассказ о родственнике – участнике войны.

2

12-13

 Виноградов Дмитрий Иванович, Калачов Николай Васильевич, Жуковский Николай Егорович.

2

14

Столетов Александр Григорьевич, Зворыкин Николай Алексеевич.

1

15-16

Голышев Иван Александрович, Веселовский Константин Александрович, Татаринцев Алек-сандр Сергеевич.

2

17

Губкин Иван Михайлович, Зернов Павел Михайлович, Тихонравов Михаил Клавдиевич, Воронин Николай Николаевич.

2

18

Лазарев Михаил Петрович.

1

19-20

 Кубасов Валерий Николаевич – космонавт, дважды Герой Советского Союза. Экскурсия в музей школы № 2.

2

21-22

Фатьянов Алексей Иванович – вязниковский поэт-песенник. Экскурсия в музей песни XX века.

2

23

Златовратский Николай Васильевич

1

24

Солоухин Владимир Алексеевич, Никитин Сергей Константинович.

1        

25

Танеев Сергей Иванович.

1

26

Станчинский Алексей Владимирович, Кардовский Дмитрий Николаевич, Левитан Юрий Борисович.

1

27

Корин Павел Дмитриевич, Модоров Фёдор Александрович – художники Вязниковского края

1

28-29

Суворов Александр Васильевич, Багратион Пётр Иванович, Пестель Павел Иванович, Герцен Александр Иванович

2

30-31

Аксаков Иван Сергеевич, Некрасов Николай Алексеевич, Солженицын Александр Исаевич

2

32

Ю́рий Степа́нович Неча́ев-Мальцо́в, Владимир Семёнович Храповицкий, Сеньковы- предприниматели-вязниковцы.

1

33

Роль личности в истории провинции

1

34

Итоговый тест

1 (34)

        УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Технические средства обучения.

- компьютер;

- мультимедийный проектор.

                                 2.  ЛИТЕРАТУРА:

Программно-нормативное обеспечение:

  1. ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.
  2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
  4.  Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

                                                                                                             

                                                         РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

1.        http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

2.        http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3.        http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения

4.        http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет

5.        http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов

6.        http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей        

7.        http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом  

8.        http://his.1september.ru  Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

9.        http://www.fipi.ru  - ФИПИ

10.        http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программы.

11.        http://rosolymp.ru/ - Всероссийская  Олимпиада школьников

12.        http://www.zavuch.info/   - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)

13.        http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса « История Донского края в лицах»

Главная  цель курса состоит в ознакомлении  учащихся с жизнью и  деятельностью наиболее выдающихся  деятелей  Дона. Реализация данной цели  даёт возможность  воспиты...

История Владимирского края

Презентация "История Владимирского края"...

внеклассное мероприятие по истории Владимирского края для уч-ся 5 класса

Занятие проходит в форме игры " Поле чудес", детям этого возраста довольно интересно и познавательно...

Открытый урок по курсу «История Владимирского края» в 9 классе. Тема: « Дети села Урванова в годы Великой Отечественной войны»

Открытый урок по теме:"Дети села Урванова в годы Великой Отечественной войны».Пока еще живо поколение людей, переживших войну в детском возрасте и готовых об этом рассказать, мы просто не имеем п...

Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 5-8 классов "История и культура Владимирского края"

Программа предназначена для изучения истории и культуры Владимирского края учащимися с нарушениями интеллекта....