Интегрированный урок (история + литература) по теме: «Культура Древней Руси»
план-конспект занятия по истории (7 класс)

Интегрированный урок (история + литература) по теме: «Культура Древней Руси»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (история + литература) по теме: «Культура Древней Руси»

Цель: сформировать образное представление о культуре Древней Руси через системно-деятельностный подход в обучении.

Задачи:

Образовательная – познакомить обучающихся с выдающимися памятниками древнерусской культуры, выделить факторы, повлиявшие на становление и развитие культуры Древней Руси, определить её место в мировом культурном пространстве, выявить особенности древнерусской культуры.

Развивающая – развивать умение работать с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), самостоятельно находить информацию в различных исторических и литературных источниках, анализировать и обобщать её, решать поставленную проблему, работать индивидуально и в группе, развивать коммуникативные навыки, память, мышление и логику, объективно оценивать результаты индивидуальной и групповой деятельности.

Воспитательная – воспитывать любовь к Родине, уважение к многонациональной культуре России и сохранившимся памятникам, в том числе древнерусской культуры, формировать интерес к истории родной страны.

Планируемые результаты:

Предметные: знание достижений культуры Древней Руси, их значение, оценка роли Древней Руси в мировой культуре, определение факторов, повлиявших на её развитие. 

Метапредметные:

Личностные: осмысление опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, формирование положительных моральных, нравственных и эстетических качеств личности.

 Регулятивные: планировать решение поставленной проблемы, самостоятельно искать способы решения учебных задач, организовывать свою познавательную деятельность и выполнение заданий учителя, осуществлять действие по образцу или плану.

Познавательные: определять границы собственного знания и незнания, устанавливать закономерности, строить рассуждения, формулировать проблему, систематизировать материал, извлекать необходимую информацию из различных источников.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, строить устное высказывание, отстаивать своё мнение, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, проблемного обучения, системно-деятельностный подход, приёмы ТРКМ (технология развития критического мышления).

Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный, практический.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Образовательные ресурсы: учебник, карточки со смайликами для рефлексии, карта Древней Руси.

Оборудование: компьютер, проектор

ХОД УРОКА:

1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ, ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Учитель истории -  Итак, прежде чем мы определим, чему будет посвящён сегодняшний урок, давайте разделимся на 5 групп. Каждому участнику групп будет вручен жетон (Приложение 1). Команды должны внимательно рассмотреть все жетоны и понять, что же их объединяет.

Изображения на жетонах 1 команды: азбука, береста, алфавит, карандаш, свиток (ПИСЬМЕННОСТЬ)

Изображения на жетонах 2 команды: учебник по чтению, «Повесть временных лет», портрет Пушкина, книги, библиотека – (ЛИТЕРАТРУРА),

Изображения на жетонах 3 команды: картина «Богатыри», сборник пословиц и поговорок, игра пожилых людей на гуслях, сборник русских народных сказок, считалка – (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОЧЕСТВО)

Изображения на жетонах 4 команды: Десятинная церковь, Софийский собор, изображения резьбы по дереву, терем, деревянный дом, фреска «Богородица», икона, ожерелье, рисунок, мозаика (АРХИТЕКТУРА, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО)

Изображения на жетонах 5 команды: карта Византии. Определить, какая страна изображена, оказавшая влияние на развитие культуры Руси.

Учитель русского языка и литературы  - Вы все правильно определили, что объединяет ваши жетоны. А теперь попробуйте догадаться, что же объединяем понятия, которые в итоге получились у каждой команды? Давайте определим тему урока и его цель (слайд 1)

Учитель истории - Давайте вспомним, что же обозначает термин «культура»? Как мы с вами знаем, в 988 году произошло Крещение Руси. Как вы думаете, это событие повлияло на развитие культуры?  

Ответы учащихся - Культура — система созданных человеком материальных и культурных ценностей на определенном историческом этапе (или иное другое определение)

Учитель истории - На основе полученных данных давайте попробуем определить, в чём особенности древнерусской культуры? Какие государства-соседи повлияли на неё? (слайды) 

2. РАБОТА В ГРУППАХ ПО ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА И ОТВЕТЫ ГРУПП

Группа № 1 получает следующее задание: Охарактеризовать письменность и грамотность Древней Руси и сделать вывод.

Для этого группы могут пользоваться параграфом 10 учебника История России 6 класс под ред. Академика РАН А.В. Торкунова, раздаточным материалом (изображения берестяной грамоты, писало, Кирилла и Мефодия, изображение книги, изображение Остромирова Евангелия, изображение книги Александрии), который дублируется на слайдах презентации (учащиеся используют слайды презентации в своих ответах.

Группа № 2 получает следующее задание: Определить жанры Древнерусской литературы и указать  основные произведения, созданные в Киевской Руси. Кроме этого в ходе работы учащиеся должны охарактеризовать произведения как литературные источники.

Для этого группы используют в работе параграф 10, выдержки из «Повести Временных лет» Нестора, а также отрывок из Жития Бориса и Глеба, «Поучения Владимира Мономаха»

Беседа учителя с группой учащихся по фрагменту: «В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь - пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени. 

Учитель истории: 1) Какие исторические события отражены в данном фрагменте, к какому году относят эти события?

2)  как называется этот документ, кто его автор?

Учитель русского языка и литературы: 1) Какие литературные особенности характеризуют данный источник.

2) Сделайте вывод, каким источником является Повесть временных лет? (историческим и литературным )

Беседа учителя по фрагменту: «И услышав сильный топот около шатра, святой Борис затрепетал, залился слезами и сказал: «Слава Тебе Господи, что в свете сем сподобил меня принять горькую смерть из-за зависти и пострадать за любовь и слово Твое». Священник и отрок, слуга святого Бориса, увидев господина своего ослабевшим и одержимым печалью, горько заплакали и сказали: «Милый господин наш дорогой, какой благодати сподобился ты, ибо не захотел противиться брату своему ради любви Христовой, хоть и много воинов имел ты у себя».

Тут они увидели бегущих к шатру, блеск их оружия и обнаженные их мечи. Без милости было пронзено честное тело святого блаженного страстотерпца Христова Бориса. Его проткнули копьями Путша и Талец и Елович Ляшко. Видя сие, отрок святого Бориса бросился на тело его и сказал: «Не оставлю тебя, господин мой дорогой; тут пусть и я буду сподоблен окончить свою жизнь с тобою». Был же он родом венгерец, звали его Георгий, и был он любим князем безмерно. Тут пронзили и отрока.»

Учитель истории: 1) Какие исторические события отражены в данном документе, к какому году они относятся?

2) Как называется этот источник?

Учитель литературы: 1) Какие литературные особенности характерны для данного источника?

«Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешнаго, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
   Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте неоскудную, — это ведь начало всякаго добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдайте слово Господне: «Есть и пить без шума великаго, при старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтесь, с равную и младшую любовь имейте, без лукавства беседуйте, а побольше разумейте»

Вопросы к документу: 1) Как называется этот источник, кто его автор? 2) Какие литературные особенности характерны для этого источника?

Группа № 3 получает задание: Охарактеризовать устное народное творчество Древней Руси, а также определить выдержки из каких былин им были даны.

Беседа учителя русского языка и литературы с группой учащихся по отрывкам из былин:

1) Из былины об Илье Муромце:

Он спустил добра коня да й богатырского, 
Он поехал-то дорожкой прямоезжею. 
Его добрый конь да богатырский 
С горы на гору стал перескакивать, 
С холмы на холмы стал перамахивать, 
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал. 
Подъезжает он ко речке ко Смородине, 
Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей, 
Да ко тою ко березе ко покляпыя, 
К тому славному кресту ко Леванидову. 
Засвистал-то Соловей да по-соловьему, 
Закричал злодей-разбойник по-звериному - 
Так все травушки-муравы уплеталися, 
Да й лазоревы цветочки осыпалися, 
Темны лесушки к земле все приклонилися.

2) Из былины о Добрыне Никитиче

Тут стал его Бурушко поскакивать,
А змеенышей от ног да он отряхивать,
Притоптал он всех да до единого.
Выходила как Змея она проклятая
Из тыи норы да из глубокия,
Сама говорит да таковы слова:
– Ах ты, вор, Добрынюшка Никитинец!
Ты, знать, порушил свою заповедь.
Зачем стоптал младыих змеенышей,
Почто выручал полоны да русские?
Говорил Добрыня сын Никитинец:
– Ах ты, ай, Змея да ты проклятая!
Черт ли тя нес да через Киев-град,

3) Из были об Алеше Поповиче

И увидел Тугарин Змеевич Алёшу Поповича,

Заревел зычным голосом:

«Гой еси ты, млад!

Хошь ли, я тебе огнем спалю?

Хошь ли, Алёша, конем стопчу

Али тебе, копьем заколю?»

Говорил ему млад:

«Гой ты еси, Тугарин Змеевич млад!

Бился ты со мною о велик заклад —

Биться-драться един на един,

А за тобою ноне силы сметы нет

Оглянется Тугарин назад себя,

Втапоры Алёша подскочил,

Ему голову срубил,

И пала глава на сыру землю, как пивной котел.

Учитель русского языка и литературы: 1) Из каких былин были даны отрывки 2) В чем литературные особенности?

Группа № 4 получает задание: Определить особенности зодчества, изобразительного искусства и художественного ремесла Руси. Для этого они работают с текстом параграфа 10, изображениями храмов, выдержками из исторических документов о храмах.

Прочтите описание храма, данное Н.И. Костомаровым, и ответьте на вопросы.
«Храм Св. Софии построен был греческими зодчими и украшен греческими художниками. Он может служить образцом византийского зодчества того времени не только на Руси, но и во всей Европе… В первоначальном своём виде это было продолговатое каменное здание, сложенное из огромных кирпичных плит и отчасти дикого камня… На северной, западной и южной сторонах сделаны были каменные хоры, поддерживаемые толстыми столбами с тремя арками внизу и вверху на южной и северной сторонах. Алтарь троечастный, полукруглый, с окнами, а рядом с ним было два придела. Здание освещалось пятью куполами, из которых самый большой приходился над срединой церкви, а четыре по хорам. Алтарные стены, алтарные столбы и главный купол были украшены мозаикой, а прочие стены — стенною живописью. Снаружи церковь была обведена папертью, из которой на двух сторонах — южной и северной — шли две витые лестницы на хоры».

1) Выясните, где находится описанный Н.И. Костомаровым храм – в Киеве или Новгороде?

Группа № 5 получает задание: Определить, какие страны и народы, оказали влияние на развитие Руси, а также сравнить ее с культурой Европы. Для этого учащиеся работают с материалом параграфа 10 пунктом 1, 2

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ – ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 6 классе по теме "Культура Древней Руси. Быт и нравы."

Тема урока: «Культура Древней Руси. Быт и нравы.» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о самобытном характере древнерусской культуры, соединяющей в себе культурное на...

Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

Карта урока по теме: "Культура Древней Руси. Страницы истории культуры X - XIII веков"

Карта урока поможет педагогам в создании урока по данной теме....

Интегрированный урок (история +литература) по теме "Бородинская битва" для 10 кл

Интегрированный урок для 10 кл для классов с гуманитарным уклоном разработан с использованием отрывков из фильма С. Бондарчука "Война и мир", поддерживается презентацией специально разработанной для э...

Сценарий бинарного открытого урока (история/литература) по теме "Культура советского общества 1920-30 гг.: Эпоха в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце""

В материале используется конспект беседы с обучающимися, тексты повести М.А. Булгакова "Собачье сердце", разбираются ключевые термины по теме, представленыиллюстрации плакатов эпохи, рассмат...