План-конспект урока по истории "Образование Древнерусского государства" 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс)

План-конспект урока для 6 класса по учебнику Павленко Н.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_po_istorii.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Зотов Алексей Викторович

План-конспект урока по истории

История

6 класс

учебник Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. Б. Кобрин, В. А. Федоров «ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1861 года»  Под редакцией Н. И. Павленко

Тема:  «ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ»

 

Цели урока

Образовательная:

  • сформировать у учащихся  представление о предпосылках и этапах создания Древнерусского государства, охарактеризовать политику первых князей.
  • Выяснить основы политического строя Древнерусского государства

Развивающая:

  • продолжить работу по формированию умения работать с исторической картой
  • умение работать с источниками

Воспитательная:

  • воспитание любви и уважения к истории своей страны.

Приемы и методы: лекция, беседа, дискуссия, сравнение, обобщение, рефлексия.

Материалы: 

- Учебник (Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. Б. Кобрин, В. А. Федоров «ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1861 года»  Под редакцией Н. И. Павленко); презентация, ПК, проектор с интерактивной доской

-  портреты первых киевских князей;

  • раздаточный материал с отрывками из «Повести временных лет»;
  • карта «Киевская Русь в IX – XII веках».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний.

Работа с картой.

- Покажите на карте Скандинавию, города Ладогу, Новгород, Изборск. Озера Ладожское, Ильмень, Чудское.

-Найдите на карте реки, по которым шла торговля из древнейших русских центров. Днепр, Волга.

- Какие торговые пути проходили через славянские земли? Через земли славян проходил путь «из варяг в греки», Волжский торговый путь.

-Последовательно перечислите названия рек, по которым проходил путь при движении «из варяг в греки». Из Варяжского (Балтийского) моря по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень, Ловати и Днепру в Черное (Русское) море и Константинополь.

  1. Мотивационно-целевой этап

Нестор в «Повести временных лет»: «Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?». Эти три вопроса, задаёт Нестор, начиная свой летописный рассказ. На первый вопрос об образовании государства у восточных славян мы ответили на прошлом уроке, сегодня в конце урока нам предстоит ответить на два других.

Каковы теории происхождения Древнерусского государства?

В XVIII — XIX вв. многие историки придерживались так называемой
норманнской теории, приписывающей норманнам — скандинавским викингам (на Руси их называли варягами) создание Русского государства. Основанием для этой теории послужил летописный рассказ о призвании на княжение в Новгороде в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Три варианта этого рассказа (Лаврентьевский и Ипатьевский списки  Повести
временных лет и Новгородская первая летопись) сообщают, что первоначально варяги брали дань с новгородцев, затем были изгнаны, однако между племенами (по Новгородской летописи — между градами) начались
междоусобицы: «и воевати почаша сами на ся». После чего словени, кривичи, чудь и меря (чудь и меря — угро-финские народности) обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володети нами». Варяги откликнулись на призыв «и изъбрашася 3 братья с роды своими»: Рюрик, севший в Новгороде, Синеус — на Белоозере и Трувор — в Изборске.
IV.   Изучение нового материала.

Согласно «Повести временных лет» в 879 году умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег.

В 882 году, собрав большое войско, Олег отправился в поход на юг. По пути он подчинил себе восточнославянские племена и подошёл  к Киеву.

  • Кто правил в Киеве в это время?

882 год – объединение Киева и Новгорода. Образование Древнерусского государства.

  • Вспомните, что такое государство.
  • Какими признаками оно обладает?
  • Почему Олег перенес столицу из Новгорода в Киев?

Просмотр видео:

  1. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА  В IX-X ВВ.
  2. Образование Древнерусского государства и его первые правители 

Обосновавшись в Киеве, Олег подчинил себе древлян, северян и
радимичей. Княжение Олега, прозванного «Вещим», согласно летописному
известию, продолжалось 33 года. По своему значению это правление было
рубежным: именно с этого момента можно говорить о существовании
Древнерусского государства, державы Рюриковичей.
Одна из летописей донесла до нас поэтическую легенду о смерти Олега,
пытавшегося обмануть предсказание волхвов и все же погибшего от змеи,
спрятавшейся в черепе его боевого коня. Как известно, эта легенда
вдохновила А. С. Пушкина на создание «Песни о вещем Олеге».
Наследник Олега Игорь продолжил его политику. Ему, впрочем, снова
пришлось воевать с древлянами — «иде Игорь на деревляны, и победив а (их), и возложи на ня дань болши Олговы». В борьбе с древлянами он и погиб. В 945 г., взяв с древлян дань, он с небольшой дружиной (чтобы на долю каждого досталось больше) вернулся за дополнительной данью. По летописному преданию, древляне решили на совете, что если волк повадится в стадо, то пока не убьют его, перетаскает всех овец. «Аще не убьем его, то вся ны погубить». Игорь был убит, а древлянский князь Мал (несомненно,
славянский, а не варяжский князь) отправил к вдове Игоря Ольге послов,
предлагая ей выйти за него замуж. Речь шла, разумеется, о династическом
браке: взяв в жены вдову убитого врага, Мал тем самым распространял свою
власть и на Полянскую землю, и на всю Русь. Однако Ольга жестоко
расправилась с древлянскими послами и пошла войной на Древлянскую землю.
Ей удалось победить древлян, столица их Искоростень была сожжена, знать
истреблена, часть древлян обращена в рабство, на остальных наложена дань.
Сын Игоря и Ольги Святослав больше внимания уделял не внутренним, а
внешним делам. Князь-воин, сражавшийся со своей дружиной и в Поволжье, и Дунайской Болгарии, он был редким гостем в Киеве, в чем его даже упрекали киевляне: «Ты, княже, чюжеи земли ищеши и блюдеши, а своея ся охабив» (т. е. пренебрегаешь). Однако ему удалось подчинить своей власти еще одну восточнославянскую племенную группу, находившуюся на самой далекой северо-восточной периферии, — вятичей.

Заполним таблицу : « Внутренняя и внешняя политика князя Олега»

Олег 882-912 гг.

Внутренняя политика

Внешняя политика

Захват князем Киева в 882 году

Военные походы на Византию 907-911 гг.

IV. Подведение итогов.

Домашнее задание.

Выучить §3, составить схему политического строя Древнерусского государства.

Оценка работы учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

План-конспект Открытый урок по теме \'\'Путешествие\'\'\' 9 класс

Конспект открытого урока  по английскому языку. Тема урока:  "Путешествие".  ...

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

         Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”.

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока -  “Going shopping”....

План-конспект открытого урока "Портрет в скульптуре" 6 класс с самоанализом урока

Цель: познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры....

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебникуSpotlight-5 Тема урока – “Going shopping”.

Цели:1)практические:- развитие лексических навыков по теме «Магазины, покупки»;- практика учащихся в устной речи, чтении (развитие умений ознакомительного и изучающего чтения), аудировании;- развитие ...