План-конспект урока по теме «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»
методическая разработка по истории (7 класс)

Белоусова Екатерина Александровна

Конспект урока с использованием ИКТ "Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции" (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.23 МБ
Файл План-конспект 263.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во франции

Слайд 3

Цель: охарактеризовать особенности религиозной жизни во Франции в XVI в. рассмотреть процесс формирования абсолютной монархии во Франции.

Слайд 4

1. 2.

Слайд 5

Р Е Ф О М О Н А Р Х И Я М А Ц И Я

Слайд 6

Гугеноты (французские кальвинисты) и католики Гугеноты Католики Территории Состав Поддерживающие государства Положение Лидеры

Слайд 7

Реформация в Европе На каких территориях была утверждена католическая, а на каких – протестантская церковь?

Слайд 8

На каких территориях во Франции была утверждена католическая церковь, а где шла борьба между католиками и протестантами?

Слайд 9

1562-1598 гг. – религиозные войны во Франции Карл IX Екатерина Медичи

Слайд 10

Варфоломеевская ночь

Слайд 11

Гугеноты (французские кальвинисты) и католики Гугеноты Католики Территории Юг Север Состав Поддерживающие государства Положение Лидеры

Слайд 12

Гугеноты (французские кальвинисты) и католики Гугеноты Католики Территории Юг Север Состав Старинная знать, дворяне, горожане Король, крестьянство Поддерживающие государства Положение Лидеры

Слайд 13

Гугеноты (французские кальвинисты) и католики Гугеноты Католики Территории Юг Север Состав Старинная знать, дворяне, горожане Король, крестьянство Поддерживающие государства Англия, Германия Испания Положение Лидеры

Слайд 14

Гугеноты (французские кальвинисты) и католики Гугеноты Католики Территории Юг Север Состав Старинная знать, дворяне, горожане Король, крестьянство Поддерживающие государства Англия, Германия Испания Положение Жестоко преследуемые Поддерживаются королём и основной массой населения Лидеры

Слайд 15

Гугеноты (французские кальвинисты) и католики Гугеноты Католики Территории Юг Север Состав Старинная знать, дворяне, горожане Король, крестьянство Поддерживающие государства Англия, Германия Испания Положение Жестоко преследуемые Поддерживаются королём и основной массой населения Лидеры Генрих Наваррский, адмирал Колиньи Франсуа Гиз

Слайд 16

Генрих Наваррский – «добрый» король Франция закончила воевать с Испанией; снижен прямой налог с крестьян; введён запрет арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот; покровительство развитию торговли и мануфактуры; способствование созданию купеческих компаний; улучшилась жизнь народа; преодоление разрухи, вызванной религиозной войной.

Слайд 17

«Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства» У гугенотов отняли крепости и земли, но оставалась религиозная свобода; Запретил дуэли между дворянами; Интенданты (местные чиновники) назначались правительством и ему подчинялись; Поощрял развитие торговли, промышленности, судоходства; Франция втянута в Тридцатилетнюю войну; Французская армия становится самой сильной в Европе.

Слайд 18

Итог урока: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какое значение для Франции имели эти события? Чему учат нас эти события? О чём ещё хотели бы узнать?

Слайд 19

Домашнее задание: § 14, на основе текста параграфа и документа «Ришелье. Политическое завещание» ответить на вопрос №4 в серой рамочке письменно .



Предварительный просмотр:

План-конспект урока

«Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»

7 класс

Учебник: Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А.Искандерова. – 2-е изд. – М., Просвещение, 2019. – 239 с.

Цель: на основе документов, наглядного материала и рассказа учителя дать представление обучающимся о религиозных войнах и об укреплении абсолютной монархии во Франции.

Задачи:

Образовательные

  1. Подвести обучающихся к пониманию причин, целей и итогов религиозных войн во Франции;
  2. Выяснить, как произошло усиление абсолютизма во Франции;

Развивающие

  1. Продолжить формирование умения работы с документами;
  2. Продолжить формирование умения работы с картами;
  3. Продолжить формирование умения обобщать и анализировать изученный материал;
  4. Продолжить формирование коммуникативных умений;

Воспитательные

  1. Воспитывать чувство толерантности;
  2. Формировать чувство неприятия войны как средства решения религиозных конфликтов;
  3. Воспитывать гуманное отношение к людям.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, видео, презентация.

Предварительная подготовка: учитель готовит презентацию.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1) Организационный момент (1 мин)

Приветствие

Ученики здороваются с учителем

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности (4 мин)

Как говорил древнеримский оратор Цицерон: «Не знать истории – значит всегда быть ребёнком». Сегодня на уроке у вас будет возможность стать чуть-чуть взрослее.

Для того чтобы выяснить тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю сыграть в игру. Думаю, вам знакома игра «Alias». Мне нужен один человек, который будет остальным объяснять слова, написанные на карточке (См. Приложение 1). Это нужно сделать в течение минуты, причём нельзя называть однокоренные слова. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции».

Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока? Наша цель на сегодня – охарактеризовать особенности религиозной жизни во Франции в XVI в., а также рассмотреть процесс формирования абсолютной монархии во Франции.

Разгадывание темы урока. Запись темы в тетрадь, формулируют и принимают цели урока.

3) Актуализация изученного (3 мин)

На экране вы видите небольшой кроссворд. Он состоит из двух слов. Вам нужно разгадать эти слова. Вопросы:

1) Движение за переустройство церкви;

2) Форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку.

Какой тип монархии был распространен в Средние века? В чём его особенность?

Какой тип монархии характерен для раннего Нового времени? В чём его особенность?

Разгадывание слов, ответы на вопросы.

4) Изучение нового материала (20 мин)

Вступительное слово учителя (2 мин)

Франция на конец XV в. была государством с самой большой численностью населения (15 млн. человек). В начале XVI в. во Франции стал распространяться протестантизм, а именно, кальвинизм. Французских кальвинистов называли гугенотами (от нем. «собрат», «соратник», «союзник»).

Перечертите шапку таблицы в тетрадь. Давайте разделимся на два лагеря. Первый ряд и часть второго будут католиками. Вы будете заполнять таблицу за католиков. Оставшаяся часть второго ряда и третий – гугенотами. Вы будете заполнять таблицу за гугенотов. В конце урока мы её проверим.

Запись в тетрадь определения слова гугеноты. Начертить таблицу в тетрадь, заполнение таблицы по ходу урока.

Работа с картой (2мин)

Откройте учебник и найдите карту «Реформация в Европе». Посмотрите, пожалуйста, на каких территориях была утверждена католическая, а на каких – протестантская церковь? Посмотрите, на каких территориях во Франции была утверждена католическая церковь, а где шла борьба между католиками и протестантами? Кое-что уже можно записать в таблицу.

Работа с картой, ответы на вопросы.

Рассказ учителя. Начало религиозных войн и перемирие. (1мин)

В то время во Франции не было сильной королевской власти. В 1560-1574 гг. королём был Карл IX, но фактически правила властная, хитрая Екатерина Медичи, его мать. Главным для неё было укрепление королевской власти и сохранение единства страны. В 1562 г. произошло событие, положившее началу долгой и кровопролитной войне. Франсуа Гиз устроил расправу над гугенотами в местечке Васси. Это положило начало религиозным войнам (1562-1598).

Только в 1570 г. в Сен-Жермене был подписан эдикт, разрешающий повсюду вести протестантские богослужения, гугеноты получили право занимать государственные должности, получали четыре крепости во владение, в т.ч. Ла-Рошель.

Записывают в тетрадь годы религиозной войны во Франции

Варфоломеевская ночь. Просмотр видео. (5 мин)

Для того чтобы помирить католиков и гугенотов Карл IX решил выдать свою сестру Маргариту за лидера гугенотов Генриха Наваррского. Свадьба состоялась 18 августа 1572 г. Что было дальше, нам расскажет видео.

Вопросы: Что такое Варфоломеевская ночь? Когда произошло это событие? Что произошло? Каковы итоги? Чему нас учит это событие?

Смотрят видео, отвечают на вопросы.

Сравнительная таблица «Гугеноты и католики» (3 мин)

Таблица см. Приложение 2.

1) На каких территориях утвердились гугеноты, а на каких – католики?

2) Кто сочувствовал протестантизму, а кто – католикам?

3) Кто поддерживал гугенотов, а кто – католиков? (Вспомним, в каких странах было распространено католичество, а в каких – протестантизм.)

4) Каково было положение гугенотов и католиков?

5) Кто был лидером гугенотов, а кто – католиков?

Заполнение таблицы, проверка таблицы.

Работа с документом.

Нантский эдикт (3мин)

Карл IX умер в 1574. После него 15 лет правил его брат Генрих III. В 1589 г., перед смертью свой трон он завещал Генриху Наваррскому, но предупредил его, что Париж не примет гугенота. Генрих Наваррский вторично принял католическую веру со словами «Париж стоит мессы» и стал французским королём Генрихом IV. Все свои силы он бросил на то, чтобы прекратить войну, и в 1598 г. он издал Нантский эдикт. (документ, с.132)

Записывают в тетрадь год издания Нантского эдикта. Работают с документом, отвечают на вопрос.

Рассказ учителя. Добрый король. Кардинал Ришельё (4мин)

Генрих Наваррский вошёл в историю как «добрый» король, потому что:

1) при нём Франция закончила воевать с Испанией;

2) снижен прямой налог с крестьян;

3) введён запрет арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот;

4) покровительствовал развитию торговли и мануфактуры;

5) способствовал созданию купеческих компаний;

6) улучшилась жизнь народа;

7) преодоление вызванной религиозной войной разрухи.

Он многое ещё мог сделать, но в 1610 г. умер от предательского кинжала фанатика-католика.

Слушают учителя, смотрят презентацию.

После смерти Генриха IV королём стал его малолетний сын Людовик XIII, от имени которого правила его мать Мария Медичи. Её политика привела к опустошению казны. В такой ситуации первым министром короля стал кардинал Ришелье (или Ришельё). Он продолжал политику Генриха IV. Он создал режим абсолютной монархии, который просуществовал около полутора веков. При нём:

1) У гугенотов отняли крепости и земли, но оставалась религиозная свобода;

2) Запретил дуэли между дворянами;

3) Интенданты (местные чиновники) назначались правительством и ему подчинялись;

4) Поощрял развитие промышленности, торговли, судоходства;

5) Франция втянута в Тридцатилетнюю войну;

6) Французская армия становится самой сильной в Европе.

Подведение итогов урока (1 мин)

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

О чём ещё хотели бы узнать?

Отвечают на вопросы.

Запись домашнего задания (1 мин)

§ 14, вопрос №4 в серой рамочке письменно, на основе текста параграфа и документа «Ришелье. Политическое завещание»

Запись домашнего задания в дневник.

Завершение урока

Благодарю вас за урок!


Приложение 1.

Слова на карточке:

  1. Религия
  2. Война
  3. Укреплять
  4. Абсолютный
  5. Монархия
  6. Франция

Приложение 2.

Гугеноты

Католики

Территории

Юг

Север

Состав

Старинная знать, дворяне, горожане

Король, крестьянство

Поддерживающие государства

Англия, Германия

Испания

Положение

Жестоко преследуемые

Поддерживаются королём и основной массой населения

Лидеры

Генрих Наваррский, адмирал Колиньи

Франсуа Гиз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Конкурс знатоков по книге А. Дюма «Три мушкетера» по истории на тему: «Религиозные войны и укрепление Абсолютной монархии во Франции», проведенного совместно с родителями для учащихся 6 классов.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Конкурс знатаков по книге А. Дюма "Три мушкетера" по истории на тему: "Религиозные войны и укрепление Абсолютной монархии во Франции", прове...

Урок «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»

Развернутый конспект урока. Тема урока: «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»Цели урока:- Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франц...

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

Презентация может стать вспомогательным элементом в проведении урока Новой Истории....

Сценка "Три Генриха" в рамках урока "Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции"

Материал подготовлен для проведения урока по теме " Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции". Предназначен для характеристики главных действующих лиц религиозных войн X...

Технологическая карта урока «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»

Технологическая карта урока «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»....

Опрос по теме: Религиозные войны и укрепление абсолютной монархи во Франции

В заданиях необходимо ответить верно или неверно утверждение....