"Героическое прошлое земли Смоленской"
рабочая программа по истории (8, 9, 10 класс)

Телешов Евгений Юрьевич

Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroicheskoe_proshloe_zemli_smolenskoy.docx365.95 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Елена\Desktop\Аттестация история\Героическое прошлое земли Смоленской.jpg

Пояснительная записка

 Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Героическое прошлое земли Смоленской» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении   Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПин 2. 4. 4. 3172 – 14 от 20. 08. 2014г; Уставом  МБОУ «СОШ №6» г. Сафоново.

Направленность программы – туристско-краеведческая.

В условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе духовно-нравственных и патриотических ценностей.

Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.

Практическая значимость программы заключается в следующем:

  1. Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.
  2. Благодаря обучению по программе у учащихся формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
  3. Учащиеся учатся проводить исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.

Адресат программы:  

Программа рассчитана для детей  среднего  и старшего школьного возраста (13–17 лет), также родителей (законных представителей) обучающихся.

Срок освоения программы: 

Продолжительность обучения 1 год. Форма обучения – очная.

Объем программы:

Годовая нагрузка - 34 часа.

Режим занятий:

Учебная программа предусматривает проведение занятий в творческом объединении 1 раз в неделю, продолжительность занятий 1 учебный час.

Учебная группа  - до 25 учащихся.

Цель программы: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края.

Задачи:

образовательные:

  • Формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
  • Способствовать приобретению знаний о культуре, обычаях и традициях своего народа;
  • Способствовать  закреплению этих знаний на практике.
  • Формировать понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем.

развивающие:

  • Развивать  стремление знать историю России, желания соответствовать нравственному облику великих соотечественников.
  • Способствовать развитию мотивации на действенное проявление неравнодушие к родному краю и окружающему миру.
  • Создать условия для формирования  личности школьника -  гражданина России.

воспитательные:

  • Воспитание чувства любви к Родине, гордости за героическое

прошлое нашей страны.

  • Способствовать формированию гражданственных и нравственных ценностей в процессе изучения богатого историко-культурного наследия Смоленщины.

Планируемые результаты

Регулятивные:

  • Умеет планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • Умеет выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • Умеет проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • Умеет самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

Познавательные:

  • Имеет представления о родном городе, о городе Смоленске, Смоленском крае, в котором они живут.
  • Знают, что есть их малая родина, испытывают чувство гордости за свой край.
  • Знает историю возникновения родного города, его достопримечательности, исторические памятники.
  • Знает имена просветителей, деятелей культуры и искусства, уметь оценить их вклад в развитие  Смоленщины.
  • Знает ремесла, которыми владели наши предки и народных умельцев наших дней.
    Знает традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки и др. 
  • Знает праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.

Коммуникативные:

  • умеет вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • способен формулировать собственное мнение и позицию;
  • умеет задавать вопросы;
  • умеет слушать и понимать высказывания собеседников.

Личностные:

  • формируется умение ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • формируется умение сотрудничать с товарищем в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • способен к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  •  формируется умение обсуждать и анализировать собственную  деятельность и работу товарищей с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
  • формируются гражданственные чувства на основе знакомства с историей нашего края;
  • сформированы устойчивые представления о духовности и нравственности в рамках понятий добро-зло, совесть-долг, правда-ложь.
  • сформировано уважительное отношение к культуре и истории нашего края и нашей страны.

Уровни освоения дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы.

Ниже среднего уровень (учащийся овладел менее чем половиной объёма знаний, предусмотренных программой)

Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более половины)

Высокий уровень (учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

Условия реализации программы

Для занятий необходимы: общая тетрадь, цветные карандаши, ручка, альбом.

Компьютеры, сканер, принтер, проектор, который используется для подготовки к конференциям и конкурсам, для оформления исследовательских проектов и презентаций.

При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы, дидактические и методические материалы, определители, энциклопедии, таблицы.

Учебный  план

№ п/п

Раздел

Количество часов

Формы контроля, аттестация

теор

практ

Всего

1

Вводное занятие

1

1

анкетирование

2

Смоленская земля в древности

1,5

1,5

3

Беседа, опрос

3

Смоленская область во времена Древней Руси (IX-XIII века)

1,5

1,5

3

Беседа, опрос

4

Смоленщина в XIV-XVII веках

3,5

3,5

7

Беседа,  опрос

5

Северная война 1700 - 1721 гг.

0,5

0,5

1

Беседа

6

Смоленская губерния в годы Отечественной войны 1812 года

1,5

1,5

3

Беседа, опрос

7

Смоленская область в годы Великой Отечественной войны

4,5

4,5

9

Беседа,  опрос

8

Памятные места Смоленской земли, посвященные ее героическому прошлому

2,5

2,5

5

Беседа,  опрос

9

Итоговое занятие

1

1

Анкетирование

10

Итоговая аттестация

1

1

Проект

Итого:

17,5

16,5

34

Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие.

Теоретическая часть: Режим работы объединения. Ознакомление с планом работы, знакомство с мастерской, инструментами и материалами.

Форма контроля: анкетирование.

  1. Смоленская земля в древности.

Теоретическая часть: Смоленск и Смоленское княжество. Кривичи - предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение. Смоленские князья. Просмотр презентации.

Практическая часть: Работа с источниками и их анализ.

Форма контроля: беседа.

3. Смоленская область во времена Древней Руси (IX-XIII века)

Теоретическая часть: Битва с монголо-татарами. Герои этой войны. Князь Вячко (первый воин-интернационалист земли Смоленской)
Батыево нашествие. Сражение у Долгомостья 1239 г. Меркурий Смоленский. Просмотр презентации

Практическая часть: Работа с источниками и их анализ. Сбор материала

Форма контроля: опрос, беседа.

4. Смоленщина в XIV-XVII веках

Теоретическая часть: Участие смолян в Куликовской битве 1380 г. Участие смоленских полков в Грюнвальдской битве 1410 г. Стояние на Угре 1480 г. Ведрошская битва 1500 г. Смоленск в составе Русского государства 1565 год. Война с Польшей 1609 — 1611 гг. Героическая оборона Смоленска 1609 - 1611 гг. Главное значение Смоленского сражения. Просмотр презентации.

Практическая часть: Работа с источниками и их анализ. Сбор материала

Форма контроля: опрос, творческое задание, беседа.

5. Северная война 1700 – 1721 гг.

Теоретическая часть: Сражение в излучине рек Вихры и Городни.

Практическая часть: Работа с источниками и их анализ.

Форма контроля: беседа.

6. Смоленская область в годы Отечественной войны 1812 года

Теоретическая часть: Отечественная война 1812 года. Сражение за Смоленск, его значение. Партизанское движение на территории Смоленщины. Изгнание французов из Смоленской губернии.

Практическая часть: Работа с источниками и их анализ. Сбор материала. Выбор темы проекта.

Форма контроля: опрос, беседа.

7. Смоленская область в годы Великой Отечественной войны

Теоретическая часть: Война с Германией 1941 - 1945 гг. Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Батарея капитана Флерова. Рождение Красной Гвардии под Ельней. Вяземский котел. Подвиг 33 армии генерала Ефремова. Действие 4-го ВДК. Смоленское сражение 1943 г. Партизанское движение в тылу врага. Просмотр видеофильма

Практическая часть: Работа с источниками и их анализ. Сбор материала. Выбор темы проекта.

Форма контроля: опрос, беседа.

8. Памятные места Смоленской земли, посвященные ее героическому прошлому

Теоретическая часть: Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине. Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь. Шейнов бастион -  памятник героической борьбы смолян против иноземных захватчиков, построенный  на месте разрушенный в 1632-1634 годах при осаде Смоленска Грановитой башни. Памятник «Благодарная Россия-героям 1812 г.» - Смоленск, сквер Памяти героев. Памятное место, где в 1942 г. был организован Вадинский партизанский отряд. Памятное место, где 6 октября 1941 г. погибла первая в Красной Армии батарея реактивной артиллерии капитана И.А.Флерова. Смоленская область, Угранский район, д. Богатырь. Просмотр презентации и сайта kartarf.ru «Список памятных мест Смоленской области»

Практическая часть: Работа с источниками и их анализ. Сбор материала. Выбор темы проекта.

Форма контроля: опрос, беседа.

9. Итоговое занятие. Оформление выставки по итогам года.

Теоретическая часть: Анализ творческих работ за год.

Награждение и поощрение, отличившихся за учебный год учащихся.

10. Итоговая аттестация

Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний, умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программы и методик обучения.

Форма контроля: проект.

Календарный  учебный график

№ п/п

Месяц

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Форма контроля

1

Сентябрь

Комбинированное

1

Вводное занятие

Анкетирование

2

Смоленская земля в древности

2

Сентябрь

Комбинированное

1

Смоленск и Смоленское княжество

Беседа

3

Сентябрь

Комбинированное

1

Смоленские князья

Беседа

3

Смоленская область во времена Древней Руси (IX-XIII века)

4

Октябрь

Комбинированное

1

Князь Вячко (первый воин-интернационалист земли Смоленской)
Батыево нашествие.

Беседа

5

Октябрь

Комбинированное

1

Сражение у Долгомостья 1239 г.

Беседа, опрос

6

Октябрь

Индивидуальное

1

Меркурий Смоленский

Беседа, опрос

7

Смоленщина в XIV-XVII веках

7

Октябрь

Комбинированное

1

Участие смолян в Куликовской битве 1380 г.

Беседа,

8

Ноябрь

Комбинированное

1

Участие смоленских полков в Грюнвальдской битве 1410 г.

Беседа

9

Ноябрь

Комбинированное

1

Стояние на Угре 1480 г.

Беседа

10

Ноябрь

Комбинированное

1

Ведрошская битва 1500 г.

Беседа

11

Декабрь

Комбинированное

1

Смоленск в составе Русского государства 1565 год

Беседа, опрос

12

Декабрь

Комбинированное

1

Оборона Смоленска 1609-1611 гг.

Беседа, опрос

13

Декабрь

Комбинированное

1

Смоленская война 1632-1634 гг.

Беседа, опрос

1

Северная война 1700 – 1721 гг.

14

Декабрь

Комбинированное

1

Сражение в излучине рек Вихры и Городни.

Беседа,  наблюдение

3

Смоленская область в годы Отечественной войны 1812 года

15

Январь

Комбинированное

1

Смоленское сражение 4-6 августа 1812 г.

Беседа

16

Январь

Индивидуальное

1

Партизанское движение на Смоленской земле в 1812 г.

Беседа, опрос

17

Январь

Комбинированное

1

Изгнание французов из Смоленской губернии

Беседа

9

Смоленская область в годы Великой Отечественной войны

18

Февраль

Комбинированное

1

Смоленское сражение 1941 г.

Беседа,

19

Февраль

Групповое

1

Батарея капитана Флерова

Беседа, опрос

20

Февраль

Комбинированное

1

Бои под Ельней (рождение гвардии)

Беседа, опрос

21

Февраль

Индивидуальное

1

Вяземский котел

Беседа, опрос

22

Март

Комбинированное

1

Подвиг 33 армии генерала Ефремова

Беседа

23

Март

Комбинированное

1

Действие 4-го ВДК

Беседа

24

Март

Комбинированное

1

1-ый гвардейский корпус Белова

Беседа

25

Апрель

Групповое

1

Смоленское сражение 1943 г.

Беседа, опрос

26

Апрель

Индивидуальное

1

Партизаны и подпольщики Смоленщины

Беседа, опрос

5

Памятные места Смоленской земли, посвященные ее героическому прошлому.

27

Апрель

Групповое

1

Смоленская крепостная стена

Беседа,  опрос

28

Апрель

Групповое

1

Шейнов бастион

Беседа

29

Май

Групповое

1

Памятник «Благодарная Россия-героям 1812 г.» -

Смоленск, сквер Памяти героев

Беседа

30

Май

Групповое

1

Памятное место, где в 1942 г. был организован Вадинский партизанский отряд. Смоленская область, Сафоновский район, пос. Вадино

Беседа

31

Май

Групповое

1

Памятное место, где 6 октября 1941 г. погибла первая в Красной Армии батарея реактивной артиллерии капитана И.А. Флерова.

Смоленская область, Угранский район, д. Богатырь

Беседа

32

Май

Групповое

1

Итоговое занятие

Опрос

33

Май

Групповое

1

Итоговая аттестация

Проект

Итого:

34

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

Форма организации ученого процесса:  

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • комбинированная.

Формы проведения занятий:

  • экскурсии;
  • самостоятельная работа;
  • практическая работа;
  • мини-проекты;
  • коллективные творческие проекты.

Основные методы обучения:

  •  методы обучения: монологический, диалогический, показательный;
  • методы преподавания: объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстрированный;
  • методы воспитания: убеждения и личный пример.

Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок, интернет-ресурсами.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1. теоретические (беседы, доклады, самостоятельная работа).

2. практические (экскурсии,  практикумы в музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Форма контроля:

  • беседа, выставка, наблюдение, опрос.

Виды контроля и формы аттестации:  

1. Входной контроль  (анкетирование)

2. Итоговая аттестация (проект)

Используемые педагогические технологии:

Технология развития критического мышления. 

Одна из основных целей таких уроков – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Конечная цель технологии критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, расширяют свои знания.

Элементы технологии проектного обучения и исследовательский метод применяются на уроках и во внеурочное время. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Очень интересной является технология обучения в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнить вместе! Класс делится на группы, где выбирается консультант. Каждая команда получает разные задания. Каждый участник команды должен овладеть необходимыми знаниями так, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее участником, поскольку успех команды зависит от вклада каждого. Когда команда готова, учитель задает вопросы каждому ученику, от их ответов зависит результативность команды.

На любых уроках у учеников возникает утомление, которое приводит к торможению восприятия учебного материала. Чтобы активизировать деятельность ученика на уроке применяются разнообразные элементы здоровьесберегающих технологий. Во время проведения занятия включается гимнастика: гимнастика для слуха, физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательная гимнастика, беседы с обучающимися

Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности.

Диагностический инструментарий

Приложение 1

Информационная карта

оценки творческой и исполнительной активности учащихся по краеведению

№п\п

Ф.И. ребенка

Входной контроль

Беседа

Викторина «Юный краевед»

Итоговый контроль

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог

 

 

 

Шкала оценки: высокий уровень (задание выполнено самостоятельно); средний уровень (задание выполнено с использованием дополнительной литературы; низкий уровень (задание выполнено с помощью педагога, друзей, родителей)                                                                                                       

Приложение 2.

Проектная деятельность.

В представленной таблице раскрыты цели и задачи каждого этапа проекта, содержание деятельности педагога, учащихся и родителей.

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи: определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать: проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе,

наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения и навыки

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей

2.Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;   организовать группы;

распределить роли в группах;

спланировать деятельность по решению задач проекта;

продумать возможные формы презентации результатов проекта;

продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:  

поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

разбивку на группы;

распределение ролей в группе;

планирование работы; 

выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3.Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4.Оформление результатов

Цель: структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

анализ и синтез данных; формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5.Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

обобщает и резюмирует полученные результаты;

подводит итоги обучения;

оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

понимание проблемы, цели и задач;

умение планировать и осуществлять работу;

найденный способ решения проблемы;

рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

Приложение 3

Методика диагностики патриотического воспитания.

Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности обучающегося.

Основные отношения.

Показатели воспитанности.

Признаки и уровни формирующихся качеств (от3 до 0)

Отношение к обществу

Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других

2 – любит и бережет природу

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя

0 – природу не ценит и не бережет

2. Гордость за свою страну

3 – интересуется историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим

2 - интересуется историческим прошлым

1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении взрослых

0 – не интересуется историческим прошлым

3 Служение своими силами

3- находит дела на пользу малому Отечеству и организует их

2 - находит дела на пользу малому Отечеству

1 – участвует в делах на пользу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей

0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса

1 – в делах класса участвует при побуждении

0- в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает

Отношение к физическому труду

                        Трудолюбие

1Инициативность и творчество в труде

3- находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд

2 – находит полезные дела в классе. Школе выполняет их с интересом

1 – участвует в полезных делах в классе, школе, организованных другими

0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творческий подход не проявляет

6. Самостоятельность в труде

3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей

2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен

1 – трудится при наличии контроля

0 – в трудовых делах участия не принимает

7. Бережное отношение к результатам труда

3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует к этому других

2 - бережет личное и общественное имущество

1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу

0 – не бережлив, допускает порчу личного и общественного имущества

8. Осознание значимости труда

3 – осознает значение труда, сам находится работу по своим силам и помогает товарищам

2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам

1 – не имеет четкого представления о значимости труда, при выполнении работ по силам нуждается в руководстве

0 – не осознает значимости труда,

не умеет и не любит трудиться

Отношение к людям

Доброта и отзывчивость

9. Уважительное отношение к старшим.

3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников

2 – уважает старших

1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве

0 – не уважает старших, допускает грубость

10. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость.

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам.

1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших

0 – не отзывчив, иногда жесток.

11 Милосердие

3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других

2 – сочувствует и помогает слабым и больным

1 – помогает слабым, больным при наличии контроля

0 – не отзывчив, иногда жесток

12 Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - – честен в отношениях с товарищами и взрослыми,

1 – не всегда честен

0 – не честен

Отношение к себе

Самодисциплина

13. Развитая добрая воля

3 – проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй воли сверстниками

2 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других

0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать

14. Самоуважение, соблюдение правил поведения

3 – добровольно соблюдает правила поведения, требует этого от других

2 - добровольно соблюдает правила поведения, не заботится о других

1 – нормы и правила выполняет в случае контроля со стороны

0 - нормы и правила не выполняет

15. Оригинальность и пунктуальность

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других

2 - своевременно и качественно выполняет любое дело

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле

0 – начатые дела не выполняет

16. Требовательность к себе

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках

2 - – требователен к себе и стремится проявить себя в хороших делах и поступках

1 – не всегда требователен к себе, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках

0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Приложение 4

Анкета «Патриот»

Данная анкета может быть использована в работе с учащимися  для определения уровня сформированности  личностных качеств гражданина – патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.

Данную анкету могут проводить педагог, воспитатель.

Обработка и интерпретация проводятся только социально – педагогической службой ОУ (социальный педагог, педагог – психолог)

Обработка и интерпретация результатов проводятся по методу контент - анализа (по частоте встречающихся ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Время проведения – 20 минут.

Цель анкетирования:

Определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему миру.

Определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентации школьников.

Определить градацию личностных качеств, входящих в понятие  « патриот».

Образец опросного листа.

Ф.И. _________Возраст _____________Пол___________________

Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы и выполните задания.

  1. Считаете ли вы себя патриотом?

1.Да

2. Нет

3. Частично

4. Не знаю

II.  Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

  1. Школа
  2. Родители
  3. Окружающие люди, друзья
  4. СМИ
  5. Органы власти
  6. Другое_______________________________

III. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

  1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к  своей нации, народу.
  2. Непримиримость к представителям других наций и народов.
  3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в –интересах своей Родины- России.
  4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее благополучия или спасения.
  5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
  6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство,  в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире.
  7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи.
  8. Патриотизм- это лишь романтический образ, литературная выдумка.
  9. Другое ______________________________________________________

IV. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?

  1. Нет желания
  2. Нет возможности
  3. Считаю это не актуальным

4.  Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и  жизненных ценностей человека.

   Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).  Оцените по 10-бальной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас:

  • активная деятельная жизнь
  • жизненная мудрость
  • здоровье (физическое и психическое)
  • интересная работа
  • красота природы и искусства
  • любовь (духовная и физическая)
  • материальное обеспечение жизни
  • наличие хороших и верных друзей
  • общественное признание
  • познание (образование, кругозор)
  • продуктивная жизнь
  • развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование)
  • развлечения
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
  • счастливая семейная жизнь
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
  • творчество (возможность творческой деятельности)
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий)
  • аккуратность (чистоплотность)
  • воспитанность
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
  • жизнерадостность
  • исполнительность
  • независимость
  • непримиримость к недостаткам в себе и других
  • образованность
  • ответственность (чувство долга, умение держать слово)
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
  • смелость в отстаивании своих взглядов
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
  • честность (правдивость, искренность)
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
  • чуткость (заботливость)

V. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

  1. умение ценить настоящую дружбу
  2. готовность помочь другу в трудную минуту
  3. взаимопонимание
  4. честность, порядочность, принципиальность
  5. приятная внешность
  6. хорошие манеры
  7. умение модно одеваться
  8. смелость
  9. решительность
  10. интерес, знание литературы, искусства, музыки
  11. интерес к политике
  12. наличие фирменных вещей, дисков и т.п.
  13. наличие денег карманные расходы
  14. способности

VI. из предложенных вариантов ответов выберите те, которые в наибольшей степени выражают Вашу точку зрения:

  1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
  2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
  3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.

VII. Закончите предложения:

1. Каждый из нас верит…

2. Каждый из нас готов…

3.Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках,

но и …_________________________________________________________

  1. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то _____________________________________________________________
  2. Быть достойным гражданином своей страны - значит быть…_______________________________________________________

Список используемой литературы:

  1.  http://www.smoleparh.ru
  2.  http://www.journalsmolensk.ru
  3.  http://waystars.ru
  4. Страницы истории Смоленщины. Книга для дополнительного чтения / Ю. Г. Иванов, Е. Н. Агинская, О. Ю. Иванов, Р. А. Халатов. - Смоленск: Русич, 2007.
  5. Иванов Ю.Г. Город-герой Смоленск. 500 вопрсово и ответов о любимом городе. – Смоленск: Русич, 2011.
  6. Иванов Ю.Г. Смоленск – щит России. Памятные места города и обалсти. Изданеи 2-е, переработанное и дополненное. – Смоленск: Русич, 2012.
  7. Иванов Ю.Г. Смоленщина известная и неизвестная. – Смоленск: Русич, 2018.
  8.  А.А. Стукалов. Край мой Смоленский. ООО "Репортер", Смоленск, 2001г.
  9. Смоленск и губерния. Время и люди. Историко-картографический атлас. - М.: ООО "Универсальные информационные технологии", 2008.
  10.  Наследие земли Смоленской. Альманах "Памятники Отечества" №55, 2002 г.
  11. З.И. Пастухова. Скульптурные памятники Смоленщины. Знаменитые земляки. – Смоленск, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"

объяснение темы ведётся на примере произведений С. С. Прокфьева Кантата "Александр Невский" и произведения живописи П. Корина Триптих "Александр Невский", фрагмент из кинофильма С. Эйзенштена "Алексан...

Интегрированный урок. ИЗО-Музыка. Тема: "Героическое прошлое нашего народа в произведениях музыки и изобразительного искусства"

Данный урок позволяет на примере произведений музыки, живописи раскрыть нравственные понятия, связанные с любовью к Родине....

интегрированный урок музыка и изо :«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства».

интегрированный урок музыка и изо :«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства»....

Викторина “Героическое прошлое земли Смоленской”

Викторина “Героическое прошлое земли Смоленской” ...

Конспект беседы о героическом прошлом нашей Родины «Богатыри земли русской»

Цель:  формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих богатырях-защитниках земли русской; подвести к пониманию того, что во все времена народ сл...