МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
методическая разработка по истории (5 класс)

Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ»

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА)

Тема урока

Место урока по теме

Древнее Двуречье

Урок «Древнее Двуречье» является первым уроком при изучении главы «Западная Азия в древности» по учебнику «История Древнего мира» 5 класс, авторы: Вигасин А.А., Годер Г.И. и Свенцицкая И.С.

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный урок

Фронтальная, индивидуальная и групповая работа; проблемно-диалогическая технология

Цель урока

Задачи урока

Сформировать у уча-щихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья

I. Предметные:

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье

II. Метапредметные:

  • Познавательные УУД:

                    • самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока;

                    • самостоятельно ориентироваться в учебнике;

                    • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания

  • Регулятивные УУД:

                    • принимать и сохранять учебную задачу;

                    • учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

                    • закреплять умения контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять

                      предложенное задание.

  • Коммуникативные УУД:

                    • формировать культуру общения между собой, учиться работать в группах;

                    • представлять результаты деятельности группы.

III. Личностные результаты:

            • применять правила делового сотрудничества;

            • оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения;

            • анализировать своё эмоциональное состояние.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

  • географическое положение Древнего Двуречья;
  • занятия и верования жителей Древнего Двуречья.
  • извлекать информацию из текстовых источников и обобщать их по    заданной теме;
  • строить свои взаимоотношения с членами группы, высказывать свое мнение.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

  • учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Аспект компетенции:

1. Переработка и использование информации для решения учебных задач.

2. Применение знаний для решения практических задач.

3. Продуктивная коммуникация ― работа в группах.

Ориентация на диалогический и эвристический методы обучения.              

Изложение материала в форме сообщения.

При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов.                              

Эвристический метод характеризуется на уроке высоким уровнем познавательной активности учащихся.

  • мультимедийная презентация;
  • мультимедийная установка, экран;
  • конверты, карточки с заданиями;
  • оценочные листы.


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организа-ционный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, работа с картой

– Вы закончили знакомство с Древним Египтом и теперь переходите к изучению новой темы.

Прочтите название темы.

Обращает внимание на карту, формулирует представление о Западной Азии (Передней Азии).

– Мы отправимся в путешествие в одну из древнейших земледельческих стран Передней Азии. Эта страна – Междуречье, или Двуречье

Слушают учителя. Показывают
на карте Переднюю Азию, Двуречье

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: слушают
и понимают речь других

Работа с картой

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Местополо-жение Дву-речья

Фронтальная. Объясни-тельно-иллюстра-тивный, проблемный.

Рассказ учи-теля, работа с картой, рисунком, иллюстра-циями, беседа

– Совершим путешествие из Мемфиса
на восток.

Рассказывает и показывает на карте местоположение Двуречья.

Формулирует проблемное задание
(см. Приложение 1)

Показывают на карте Мемфис, Переднюю Азию, реки Евфрат и Тигр,

примерные границы Двуречья. Называют фараона-завоевателя Тутмоса

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий.

Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы.

Коммуникативные: высказывают свое мнение

Работа с картой, беседа по вопросам

Природные условия Египта и Двуречья

Парная. Практичес-кий, исследова-тельский. Работа с текстом, заполнение таблицы

Предлагает заполнить таблицу на основе работы с текстом учебника

(п. 1, 2 § 13) (см. Приложение 2)

Выявляют особенности природных условий и организации системы орошения в Египте
и Двуречье, заполняют таблицу

Регулятивные: учатся работать
по предложенному учителем плану.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации из текста

Работа

с текстом, таблица

Башни от земли до неба. Сказание
о Гильга-меше.

Миф о потопе

Фронтальная. Словесный. Чтение,

работа с документом, беседа

Организует комментированное чтение п. 3 § 13.

– Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар?

Предлагает познакомиться с документами.

– Почему в Двуречье возник миф о потопе?

Называют и описывают главных богов Двуречья. Объясняют, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире

Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста, осуществляют анализ документа; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи

Работа с документом, беседа по вопросам

Клинопись
и писцовые школы

Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, работа
с иллюстра-цией, беседа

Рассказывает о клинописи, обучении
в писцовой школе, опираясь на иллюстрации учебника.

– Подумайте, были ли похожи отношения между учителем и учениками в писцовой школе на отношения между отцом и сыновьями?

Определяют особенности клинописи, ее отличие
от нашей азбуки. Характеризуют отношения между учителем и учениками в писцовой школе

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи, в уме.

Познавательные: высказывают предположения.

Коммуникативные: используют
в общении правила вежливости

Беседа по вопросам

IV. Закрепление знаний и способов действий

Групповая, фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный,

практичес-кий. Работа с иллюстра-цией, беседа, работа

с контурной картой

– Опишите рисунки нашего времени
по плану:

1. «Поселок шумеров» (с. 66): 1) река, каналы, растительность; 2) хижины
и загоны для скота; 3) главные занятия; 4) колесная повозка.
2. «Школа в Двуречье» (с. 68):

1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину.

 Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь?

Организует работу с контурной картой (№ 47, 50) в рабочей тетради

Рассказывают
о природных условиях Двуречья, трудностях, условиях жизни и занятиях населения, обучении в школе.

Составляют рассказы на основе

иллюстраций по плану. Указывают на отсутствие лесов, дороговизну дерева

Регулятивные:  составляют план
и последовательность действий;  оценивают результат работы
, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные:  используют
знаково-символические средства; осуществляют анализ объектов

с целью выделения признаков;
строят логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные:  принимают участие в работе группами

Рассказ по иллюстра-ции, беседа по вопросам, контурная карта

V. Информа-ция о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

– Вы совершили путешествие в Двуречье. Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями. Можете прислать фото (рисунок). Задания 46, 48, 49, 51, 52 в рабочей тетради

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельной работы

Письмо, задания в рабочей тетради

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!» Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы. Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»? Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата?

Приложение 2

Линии сравнения

Двуречье

Египет

Природные условия

Нечастые дожди, нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; болотистые пространства; отсутствие лесов

Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; плодородные земли, приспособленные для земледелия, расположенные вдоль реки

Организация системы орошения

Строительство каналов, водохранилищ, насыпей, плотин и дамб; использование водоподъемных машин и насосов

Строительство каналов, использование шадуфов для подъема воды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровье учителей и учащихся: здоровьесберегающий подход и здоровьесозидающая среда» учителя биологии ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга М.Н.Фурса.

Уже много говорить не хочется, а хочется много делать, чтобы здоровье наших учащихся, учителей давало возможность полноценной жизни , творчеству и труду, реализации способностей, планов. Знание причин...

Рабочая программа по географии 7 класс. Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа  по географии 7класс разработана для УМК классической линии к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа». Прогр...

Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...

Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...

Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...

Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Рабочая программа  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она  рассчитана на 68 учебных часов (2 час...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫПедагогические цели:...