МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
презентация к уроку по истории

Фирсова Наталия Владимировна

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)
 ШКОЛЕ VIII ВИДА 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_prepodavaniya_istorii.pptx336.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Слайд 2

Предмет и задачи методики преподавания истории в специальной (коррекционной) школе. Предмет методики преподавания истории – процесс обучения истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида с его внутренними закономерностями и внешними связями с другими науками. 05.04.2018 2 http://aida.ucoz.ru

Слайд 3

Задачи методики преподавания истории. 1.Вооружить учителя содержанием и педагогическими средствами обучения, знаниями и умениями, необходимыми для эффективного исторического образования, воспитания и развития учащихся специальной (коррекционной) школы. 2.Решить вопросы соотношения фактов и теоретических обобщений, формирования исторических представлений, понятий, связей и закономерностей общественного развития в условиях специального обучения. 05.04.2018 3 http://aida.ucoz.ru

Слайд 4

3.Определить возможности предмета в развитии мышления и других психических процессов учащихся специальной школы; в формировании их умственной самостоятельности, разработать соответствующие методы, приемы и средства обучения предмету. 4.Выявить воспитательный потенциал курса истории, определить пути и средства наиболее эффективного решения воспитательных задач на уроках. 5.Определить возможности реализации внутрикурсовых и межпредметных связей в обучении истории в специальной (коррекционной) школе. 05.04.2018 4 http://aida.ucoz.ru

Слайд 5

Пропедевтика изучения истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида Пропедевтика изучения истории – это подготовка учащихся к сознательному усвоению школьного курса истории. Цель: накопить, уточнить, исправить и расширить первоначальные общественно-исторические представления и понятия школьников с нарушением интеллекта. 05.04.2018 5 http://aida.ucoz.ru

Слайд 6

Пропедевтика изучения истории осуществляется на базе учебных предметов: математика (формируются временные представления и понятия); русский язык (знакомство с текстом общественно-исторического содержания); география (положением Родины на карте мира); чтение (знакомство с первоначальными представлениями и понятиями) 05.04.2018 6 http://aida.ucoz.ru

Слайд 7

Задачи, структура и содержание курса истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида Образовательные задачи курса истории. Усвоение учащимися исторических фактов. Создание у учащихся исторических представлений. Усвоение учащимися доступных для них исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно-следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития. Овладение учащимися умением применять знания по истории. Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом 05.04.2018 7 http://aida.ucoz.ru

Слайд 8

05.04.2018 8 http://aida.ucoz.ru Воспитательные задачи курса истории. Гражданское воспитание учащихся. Патриотическое воспитание учащихся. Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей . Нравственное воспитание учащихся Эстетическое воспитание учащихся Трудовое воспитание учащихся Экологическое воспитание учащихся Правовое воспитание учащихся Формирование мировоззрения учащихся

Слайд 9

Коррекционно-развивающие задачи Развитие и коррекция внимания Развитие и коррекция восприятия Развитие и коррекция воображения (рассказ, чтение художественной и научно-популярной исторической литературы, знакомство с произведениями искусства, просмотр кинофильмов) Развитие и коррекция памяти (изложение материала учителем по плану; объяснение исторических терминов-понятий; запись дат, названий, имен; неоднократное возвращение к пройденному в связи с изучением нового материала, систематизация знаний учащихся на повторительно-обобщающем уроке по теме программы; опора на знакомые наглядные средства или на план при воспроизведении знаний учащимися и т.д.) 5. Развитие и коррекция мышления 6. Развитие и коррекция речи 7. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы 05.04.2018 9 http://aida.ucoz.ru

Слайд 10

Содержание истории как учебного предмета в специальной (коррекционной) школе Программа Основные принципы программы: линейность; научность содержания; сочетание федерального, регионального и местного компонентов в программе; доступность, систематичность, последовательность программного материала; уровневый подход к формированию исторических знаний; реализация межпредметных связей; коррекционная направленность обучения истории. 05.04.2018 10 http://aida.ucoz.ru

Слайд 11

Учебный план. 7 класс. «История нашей страны древнейшего периода» (12 ч). «Киевская Русь» (16 ч). • «Распад Киевской Руси» (10 ч). «Борьба Руси с иноземными завоевателями» (12 ч). « Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества» (10 ч). 8 класс. «Единая Россия (конец XV – начало XVII вв.)» (20 ч). «Великие преобразования России в XVIII в.» (20 ч). «История страны в период XIX в.» (часы не указаны). 05.04.2018 11 http://aida.ucoz.ru

Слайд 12

9 класс. «Россия в начале XX в.». «Гражданская война и интервенция». «Переход Советской страны к НЭПу ». «Индустриализация, коллективизация и их результаты». «Советская страна накануне суровых испытаний». «Великая Отечественная война Советского Союза». «Отечественная история 1945–2000 гг.» . 05.04.2018 12 http://aida.ucoz.ru

Слайд 13

Учебник. Компоненты учебника истории. Текст. основной (тексты параграфов), дополнительный (отрывки из литературных произведений, тексты под рубрикой « Это интересно », небольшие тексты к некоторым иллюстрациям), пояснительный (сноски, названия иллюстраций); 2 . внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения, иллюстративный материал, аппарат ориентировки 05.04.2018 13 http://aida.ucoz.ru

Слайд 14

Функции учебника: информационная функция (основные и дополнительные тексты и иллюстративный материал учебника); систематизирующая функция (последовательность изложения и систематизация материала); контролирующая функция (вопросы и задания после каждого параграфа), воспитательная функция. развивающая функция (введение в каждую тему дополнительного материала, представляющего познавательный интерес и расширяющего кругозор учащихся). 14 http://aida.ucoz.ru

Слайд 15

Особенности усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта Специфика исторических знаний Знания – это главный элемент содержания исторического образования в специальной (коррекционной) школе. Знание истории – важный фактор воспитания личности и формирования мировоззрения учащихся. 05.04.2018 15 http://aida.ucoz.ru

Слайд 16

Функции исторических знаний. Создание представлений об исторической действительности; Создание научной картины развития человеческого общества; Создание ориентировочной основы действия (указание на то, как надо поступать в процессе овладения знаниями: определить явление, выявить его сущность, провести сравнение); Создание эмоциональной атмосферы, эмоционального, личностного отношения к познаваемой действительности. 05.04.2018 16 http://aida.ucoz.ru

Слайд 17

Структура исторических знаний: исторические представления ( события, хронология, историческая география) ; исторические понятия (познание исторических фактов и установлению взаимосвязи между ними); закономерности исторического процесса. 05.04.2018 17 http://aida.ucoz.ru

Слайд 18

Особенности усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта Склонность к чувственному усвоению исторических знаний. Фрагментарность и нерасчлененность исторических знаний. Смещение представлений. Затрудненность осмысления исторических знаний Односторонний подход к оценке исторических событий, явлений, исторических деятелей. Обобщение единичных фактов. Возникновение ложных стереотипов. Персонификация общественно-исторических событий. Механическое усвоение исторических знаний. 05.04.2018 18 http://aida.ucoz.ru

Слайд 19

Особенности формирования исторических представлений у учащихся с нарушением интеллекта Исторический факт: факты, отражающие единичные события, которые происходили в истории однажды, в определенное время, в конкретном месте с участием определенного круга лиц; исторические явления, отражающие черты, характерные для определенного исторического периода, эпохи. 05.04.2018 19 http://aida.ucoz.ru

Слайд 20

Критерии отбора фактов: научная достоверность; конкретность и образность, высокая степень эмоционального воздействия; возможность воздействовать на развитие самостоятельной мыслительной деятельности и разнообразных умений учащихся. 05.04.2018 20 http://aida.ucoz.ru

Слайд 21

Приемы и средства формирования представлений о фактах прошлого в специальной (коррекционной) школе. Трудности , возникающие при формировании исторических представлений: специфика предмета изучения (События исторического прошлого не могут быть преподнесены учащимся как предмет непосредственного чувственного восприятия: они неповторимы и невоспроизводимы); разнообразием исторических образов; недостатки в чувственном познании учащихся. 05.04.2018 21 http://aida.ucoz.ru

Слайд 22

Приемы формирования представлений : приблизить исторический факт к сознанию учащихся с помощью различных приемов конкретизации, различных видов наглядности; уточнение неполных и исправление неверных представлений о фактах прошлого, полученных из различных источников. систематизировать представления учащихся, упорядочить их хронологически, отнести к определенным историческим событиям. 05.04.2018 22 http://aida.ucoz.ru

Слайд 23

Средства формирования представлений: Иллюстрации учебника Аппликации Учебные картины Фильмы рассказ или картинное описание Цифровой материал Дополнительная литература Экскурсии Внеклассная работа 05.04.2018 23 http://aida.ucoz.ru

Слайд 24

Особенности формирования представлений об историческом времени у учащихся с нарушением интеллекта Представления об историческом времени – это представления о соотношении определенного исторического факта с определенным временем: представления о длительности и последовательности исторических событий и явлений, об отдаленности их друг от друга и от современности. 05.04.2018 24 http://aida.ucoz.ru

Слайд 25

Этапы формирования временных исторических представлений: уточнение понятий исторического времени, временных отношений; знакомство с летосчислением; работа с «лентой времени». 05.04.2018 25 http://aida.ucoz.ru

Слайд 26

Особенности формирования историко-пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта Представления об историческом пространстве – это соотнесение определенных исторических событий с конкретным местом их совершения, т. е. локализация исторических событий. Локализация событий в пространстве достигается с помощью различных наглядных пособий: карт, схем, планов, картин, фотографий, меловых рисунков и т.д. 05.04.2018 26 http://aida.ucoz.ru

Слайд 27

Методика работы с картой. Виды карт: общие карты обзорные карты тематические карты Карты-схемы Физическая карта России Политическая карта России, Европы, мира Приемы работы с исторической картой: прием «оживления» карты; прием комбинированной работы с несколькими картами; определение по карте дальности расстояний. 05.04.2018 27 http://aida.ucoz.ru

Слайд 28

Классификация методов обучения истории: методы устного сообщения исторического материала (повествование, описание, объяснение, беседа); методы наглядного обучения истории; методы работы с текстом. 05.04.2018 28 http://aida.ucoz.ru Методы обучения истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Слайд 29

05.04.2018 29 http://aida.ucoz.ru Методы устного сообщения исторического материала: Рассказ – это последовательное сюжетное повествование об исторических событиях или процессах в их развитии, о конкретных действиях народных масс и исторических деятелей. Описание – это последовательное изложение признаков или особенностей исторического явления, его существенных черт, состояния, внешнего вида . Объяснение – это раскрытие внутренних связей и зависимостей, в частности причинных связей, закономерностей, смысла, сущности и значения исторических явлений, раскрытие новых понятий, исторических терминов. Беседа.

Слайд 30

Методы наглядного обучения истории. Предметная наглядность Изобразительная наглядность (событийные картины , типологические картины, исторические пейзажи , исторические портреты, иллюстрации учебника) Условно-графическая наглядность. Технические средства обучения 05.04.2018 30 http://aida.ucoz.ru

Слайд 31

Урок – основная форма обучения истории в специальной (коррекционной) школе. Требования к уроку истории. Научность содержания. Четкое планирование цели, образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач урока и их комплексное решение с учетом особенностей класса. Связь каждого урока с предшествующими и последующими. Целесообразный выбор методических приемов, средств и методов обучения. 05.04.2018 31 http://aida.ucoz.ru Урок истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Слайд 32

Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся. Организационная четкость урока. Создание эмоциональной, творческой атмосферы на уроке. Результативность урока. 05.04.2018 32 http://aida.ucoz.ru

Слайд 33

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 05.04.2018 http://aida.ucoz.ru 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Использование мультимедийных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;повышается производительность труда учителя и обучающих...

Виды самоанализов на примере урока истории в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Каждый учитель проводит открытые уроки. Всегда задаёт себе  вопрос,  все ли методические аспекты рассмотрены. Анализ урока (аспектный, комплексный, полный)  помогут  вам ответить н...

Контрольная работа на тему: Методика преподавания истории в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида.

Данный материал содержит основные программные требования и рекомендации преподавания истории в коррекционной школе 8 вида...

Здоровьесберегающие технологии и методики в учебном процессе в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Здоровьесберегающие технологиии методикив учебном процессев специальной (коррекционной)школе VIII вида...

Юрченко Е.Ф. "Использования наглядности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида".

В статье раскрывается методика применения наглядности на уроках истории в специальной (корекционно) школе VIII вида....