Урок открытия нового знания "Почему погибла Ассирийская держава"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Дзанаева Светлана Федоровна

Урок истории по ФГОС в 5 классе по курсу "История Древнего мира" Автор учебника: А.В.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира   5 класс» 

в результате урока учащиеся подводятся  к пониманию особенностей, причин возвышения и гибели Ассирийской военной державы, показав грабительский характер ассирийских завоеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon assiriya_otkrytyy_urok_5_klass.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Ассирийская военная держава»

Автор учебника: А.В.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира   5 класс»               Учитель истории: Дзанаева С.Ф                                                                    

Технологическая карта изучения темы

                                                                   Урок №22                                            

                                Ассирийская военная держава.

Цель темы

Подвести к пониманию особенностей, причин возвышения и гибели Ассирийской военной державы, показав грабительский характер ассирийских завоеваний.

Планируемый результат

Научить, используя различные источники информации, характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ассирийской военной державы и определить ее сильные и слабые стороны

Предметные умения

УУД

-показывают на карте территорию Ассирийской державы;

-объясняют причины возвышения Ассирии и ее гибели;

- описывают армию ассирийцев, сравнивая с армиями других древних государств;

-характеризуют самых известных правителей Ассирии;

Личностные: - самоопределяются по отношению к завоевательной политике ассирийцев; осознают свою ответственность за собственные знания; сравнивают свои оценки исторических событий с оценками других;

  Регулятивные:

- осуществляют целеполагание;

- осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока;

- самоорганизуются;

-осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок;

 Познавательные: - обрабатывают разные источники учебной информации; выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию; составляют тезисный план; определяют понятия; ориентируются по атласу и исторической карте; делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи;

 Коммуникативные: - дискутируют; осуществляют смысловое чтение;

-сотрудничают в парах, группах; принимают на себя роль консультантов и экспертов;

- выслушивают мнения других, договариваются;

Основные понятия,

термины, даты, личности

Ассирия, ассирийцы,  держава, тараны, Ниневия, Синахериб, Ашшур, Ашшурбанапал, VIII-VIIвв до н.э., 612г. до н.э.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

География

Литература

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Учебник,  атласы, историческая карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», дополнительные тексты «Управление Ассирийской державой», презентация «Ассирийская военная держава», электронный диск «Образовательная коллекция. История древнего мира. 5 класс».

Технологическая карта урока истории древнего мира  в 5 классе /  по учебнику  А.В.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая /

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Какие государства мы с вами уже изучили?

Включаются в деловой ритм урока.

 

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: организация своего рабочего места.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Презентация слайд «Карта Ассирии»

1.Организует повторение изученного материала (4 мин.):

Предлагает работу в группах: соотнести государства (Древний Египет, Междуречье, Древнееврейское царство, Финикия) и материал по темам: реки, карты, города, боги, особенности страны.  

Выполняя это задание, что вы повторили?

Мог ли лев расположить свое логовище на Тигре?

2. Актуализация знаний (4 мин.)стр.33

-Давайте по карте и атласам отправимся на восток от Палестины и Финикии:

Во II – I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов – Ассирия, – ставшее первой в мировой истории державой. Жители этой страны-ассирийцы.

Работают в группах (соотносят, доказывают, размещают на доске). Взаимопроверка и самооценка, оценка работы групп.

Отвечают, что вспомнили главные реки государств, города, религии (язычество – многобожие и однобожие, особенности развития цивилизаций.

- работают с атласами, находят территорию Ассирии

- находят определение понятия «держава» в учебнике (стр.87)

Регулятивные УУД:

-самоорганизация

-самооценка

КоммуникативныеУУД:

-выслушивают ответы других

-коррекция ошибок одноклассников;

-взаимооценка;

3. Определение темы урока

Вывести учащихся на частично самостоятельную формулировку темы и проблемы урока

Тема урока «Ассирийская     ………. держава»  (В течение урока обучающие подберут оценивающее прилагательное).  Сегодня мы с вами совершим туда путешествие.

Опираясь на полученную памятку – характеристику страны мы будем с вами

составлять рассказ об Ассирии. Эта памятка универсальна, пользуясь ей, вы сможете грамотно рассказать о любой стране.

Почему разные народы проклинали ассирийцев? Почему ассирийцы создали ненавистное людям госудаство?

Какие ваши версии???

- слушают учителя;

- вступают в диалог с учителем;

- пытаются сформировать проблему урока;

- вовлекаются в активную познавательную деятельность;

- записывают проблемные вопросы в тетрадь

Познавательные:

-через анализ языкового материала определяют проблему урока, выдвигают версии

4.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

- Каковы будут сегодня цели нашего урока? Поставьте, пожалуйста, вопросы к теме. О чём сегодня вы узнаете?

Возможная личностная проблема: зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе?

-Выяснить, где находилась страна Ассирия, чем занимались ассирийцы, какие она вела войны и с кем воевала?

-Понять, каким образом ассирийцам удалось создать первую в мировой истории военную державу?

- Узнать, кто управлял державой и каким образом управлялась вся держава?

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

5. Осмысление и первичное усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой  темы и новых источников информации:

Слайд «Занятия»

Слайды «Армия», «Переправа через реку», «Таран»

Слайд «Карта Ассирии»

Слайд «Ниневия»

Слайд «Ашшурбанапал»

Предлагает план урока (записан на Рабочем листе):

1.Географическое расположение Ассирии и природные условия Ассирии. (3 мин.)          п.2.стр.86

2.Освоение железа и ассирийское войско.  (5 мин.+ 3 мин.)

-создает проблемную ситуацию:

«Каким образом ассирийцам удалось завоевать много стран и стать первой в мировой истории державой?»

-по 2 вопросу: (1-2 мин.)

-организует работу по учебнику пар.17. п. 1, 2 стр.82, 83, 84;

-фиксирует дату – 10 в. До н.э. – широкое использование железа

           

3.Завоевания ассирийских царей и управление Ассирийской державой. (2 мин.+2 мин.+2 мин.)  стр.87-88

-по 3 вопросу: организует работу с атласами (картосхема в учебн. стр.82) и исторической картой (слайд с картосхемой):

-Какие страны были завоеваны ассирийцами?

-Как управлялись завоеванные страны?88

- организует работу с документом «Летопись ассирийского царя» стр.89 в учебнике;

(каким увидели этого царя? Что отталкивает от этого героя? правильно передаёт нам автор взгляды, настроение ассирийского царя?)

4.Ниневия - «логовище львов и город крови».

- по 4 вопросу: опережающее задание  -дворец Ашшурбанапала в Ниневии с крылатыми быками/(до 5 мин.)

(что символизировали огромные крылатые быки у входа во дворец царя?

-что из себя представляла библиотека Ашшурбанапала в Ниневийском дворце?

-о чем говорит факт существования огромной библиотеки у царя?)

Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться.

Как вы думаете почему?

-организует работу по учебнику

Задание: «Как вы думаете,  почему погибла Ассирийская военная держава?»

(3мин.)   стр.89

-проверка задания

-работают с рабочим листом

- 1 группа: работа со сравнительной таблицей на основе материала учебника п.1 стр. 85, 86

- самост. чтение п. 2 стр.  (1 абзац), находят ответ на вопрос, записывают в Рабочий  лист;

-2 группа: самост. чтение п.2 пар.17 стр.86-87, находят ответы на вопрос,  записывают в тетрадь:

Почему армия ассирийцев стала самой сильной? (взаимопроверка)

1.Вооружены железными мечами, боевыми топориками, длинными копьями.

2.Имели круглые щиты с металл. бляхами, остроконечные шлемы, панцири и тугие луки.

3.Использовали колесницы.

4.Впервые использовали конницу как ударную силу.

5.Использовали таран.

6. Были специальн. строительные войска в помощь армии.

7. Использовали военную разведку.

8. Была совершенная осадная технология.

-оценивают,  чей ответ полнее, логичнее, грамотнее;

-закрепляют знания, комментируют слайды презентации «Ассирийская военная держава»

- выписывают в тетрадь завоёванные ассирийцами страны;

- работают в группках с ЭОР, закрепляя полученные знания

- записывают в тетрадь схему управления

- читают «Летопись ассирийского царя» стр.89 и отвечают на вопросы

- делятся впечатлениями: (царь самовлюблённый, гордый своими успехами, угрожает свободным странам и готовится завоевать их)

- индивидуальное выступление 1 уч-ся  «Дворец Ашшурбанапала в Ниневии» (опережающее задание);

-после выступления задает вопросы классу по своему выступлению;

- выдвигают версии

-проверяют себя, самостоятельно читая параграф.17, п.5 стр.89

- индивидуально  записывают в тетрадь:

Причины гибели Ассирии:

- огромной территорией трудно было управлять;

- завоеванные страны постепенно набирали силу и отделялись от Ассирии;

-жестокость ассирийцев вызывала недовольство покоренных народов и стремление освободиться;

-регулятивные: принимают учебную задачу, организуют себя для работы по плану

Познавательные УУД:

-выбор в тексте главного по вопросу учителя

-формулирование причин возвышения Ассирии

Познавательные УУД:

-выбор информации по вопросу

Коммуникативные УУД:

-взаимопомощь и сотрудничество в группе;

- выслушивание ответов:

-корректировка и оценивание

Коммуникативные УУД: оказывают помощь в группах при определении направлений походов ассирийцев;

-осуществляют смысловое чтение;

Познавательные УУД:

-обрабатывают дополн. информацию;

-выделяют главное, делают выводы;

-определяют понятие «держава»;

Личностные УУД:

-самоопределяются  по отношению к завоевательной политике ассирийцев;

6.Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Организует дискуссию:

Какое слово добавим в тему урока???

Почему разные народы проклинали ассирийцев? Почему ассирийцы создали ненавистное людям государство?

(3 мин.)

-«В чем состояла сила, а в чем слабость Ассирийской державы?»

- Зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе? (на чем основывалось могущество державы? К чему привело жестокое обращение с завоеванными народами?

Ответ: Да! Зло всегда наказуемо! А какие факты из современной жизни вы можете привести в доказательство того, что зло всегда наказуемо?

Как сегодня надо строить отношения с другими странами? Для чего?)

- предлагают (возможно, военная, воинствующая, жестокая….)

- работают в группах

Личностные УУД:

-самоопределяются  по отношению к завоевательной политике ассирийцев; высказывают собственные суждения и выражают свое отношение к изученным фактам

7. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

-Что изучили сегодня на уроке?

 (1-2 мин.)

Оценить отдельных учащихся


Подводят итог урока

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Домашнее задание:  п.17 – всем;

– Как вы думаете, какие достижения и уроки оставила нам в наследство Ассирийская держава? («5» - письм.)

-вопросы 1,2 («4»)

-вопросы 3,4 («3»)

-сообщение  «Висячие сады Вавилона»?

(1 мин.)

- работают с дневниками, фиксируют домашние задания

Регулятивные:

-организуют себя для фиксирования дом. заданий, их уточнения и конкретизации

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

«Меня удивило на уроке………..»

«Я сумел понять, что……………..»

«Я не успел на уроке………………….»

«Я бы еще хотел узнать о том, что………………..»

(1-3 мин.)

- Анализируют свою деятельность на уроке и содержание урока

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе "Ассирийская держава"

Материалы к уроку, опорный конспект и рабочий лист...

Разработка урока по ФГОС по теме "Ассирийская держава"

Представлены цели и задачи урока, причины возникновения и гибели Ассирии, показан грабительский характер ассирийских завоеваний....

Урок истории в 5 классе "Ассирийская держава"

Урок-путешествие в страну Ассирию....

Презентация для урока истории в 5 классе "Ассирийская держава"

Презентация  по теме "Ассирийская держава" для 5 класса...

Конспект урока история 5 класс тема "Ассирийская держава"

Разработка урока по истории 5 класс "Ассирийская держава"...