Урок истории в 10 классе по теме "Советское общество в середине 1960-х - начале 1980-х гг."
план-конспект урока по истории (10 класс)

Урок истории в 10 классе по теме "Советское общество в середине 1960-х - начале 1980-х гг." позволяет использовать устные исторические источники для привлечения внимания и оживления интереса к отечественной истории, а личностный интерес позволит создать необходимую эмоциональную атмосферу, которая позволит учащимся избавиться от абстрактного восприятия истории и задействует их гуманистические качества (осознание причастности каждого человека к истории страны, чувство сопереживания, осознания недопустимости повторения ошибок истории). Компетентностный подход реализован в формировании социально-личностных компетенций: формировании умений критически рассматривать те или иные аспекты развития мира в изучаемый период, выявления связей между событиями. Деятельностный подход в обучении может быть реализован на уроке в полной мере. Урок построен именно на  деятельностном подходе в обучении (самостоятельный поиск, выявление устных исторических источников и их анализ, а так же предполагает использование проблемных технологий (например, необходимости объяснения разных мнений и оценок событий, личности, исторического периода в целом, поиск исторических ошибок в устных источниках). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер. Урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных. Приоритет самостоятельной работы учеников. Осуществляется деятельностный подход.   
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx8.62 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к повторительно-обобщающему уроку по теме                                                                                "Советское общество в середине 1960-х - начале 1980-х гг."

            позволяет использовать устные исторические источники для привлечения внимания и оживления интереса к отечественной истории, а личностный интерес позволит создать необходимую эмоциональную атмосферу, которая позволит учащимся избавиться от абстрактного восприятия истории и задействует их гуманистические качества (осознание причастности каждого человека к истории страны, чувство сопереживания, осознания недопустимости повторения ошибок истории).                                                                                              Компетентностный подход реализован в формировании социально-личностных компетенций: формировании умений критически рассматривать те или иные аспекты развития мира в изучаемый период, выявления связей между событиями. Деятельностный подход в обучении может быть реализован на уроке в полной мере. Урок построен именно на  деятельностном подходе в обучении (самостоятельный поиск, выявление устных исторических источников и их анализ, а так же предполагает использование проблемных технологий (например, необходимости объяснения разных мнений и оценок событий, личности, исторического периода в целом, поиск исторических ошибок в устных источниках).                                                                                                                                                         Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.                                             Урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.                                                                                      В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.                                            Осуществляется практический, деятельностный подход.  

Урок-конференция  по теме                                                                                          "Советское общество в середине 1960-х - начале 1980-х гг."  

           

Тип урока:  систематизации знаний (общеметодологической направленнос-ти).

Цель:  осмысление периода истории страны через личностный интерес, воздействие на личностные качества учащихся в рамках воспитания гражданственности и сохранения  преемственности поколений.

Задачи.                                                                                                       Образовательные: закрепить знания исторических фактов изучаемого периода.                                                                                                       Развивающие: развить умения анализа и синтеза фактов изучаемого материала.                                                                                                                      Воспитательные: способствовать снижению абстрагированности в изучении истории и  развитию интереса к истории страны через личностный подход; содействовать формированию гражданской позиции; способствовать сохранению преемственности поколений.                                                                      Организационно-педагогические: активизировать познавательные процессы посредством использования нетрадиционных элементов на уроке и деятельностный подход в обучении.

Оборудование: материалы семейных архивов (наградные листы, членские билеты и другие документы, фотографии, значки, медали,  ордена, книги, альбомы, письма и др.)

Оформленный стенд: "От 60-х к 90-м: власть, общество, человек", на котором портрет Л.И.Брежнева, материалы съездов партии, информационные сообщения из газет того времени, фотографии родственников ребят.

Ход урока.

I этап урока: постановка задач урока.

На этом занятии мы должны посмотреть на изученный исторический период глазами ваших близких, которые были современниками событий, о которых вы узнали из учебной литературы;  соотнести различные мнения, взгляды, оценки между собой и с научным подходом; выявить противоречия и объяснить их.

II этап урока: постановка проблемы.

Учитель: термин «застой», которым теперь часто обозначают период правления Леонида Брежнева, появился благодаря Михаилу Горбачеву — в 1986 году в докладе, который он зачитал на XXVII съезде ЦК КПСС, говорилось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления». Причем имелся в виду «застой» во всех областях жизни страны — от политической и экономической до социальной.                                                                                                                         «Если в 1960 году национальный доход СССР составил 58% от уровня США, то в 1980 году — уже 67%. И это при том, что СССР развивался с опорой исключительно на свои собственные ресурсы и помогал многим зарубежным странам, тогда как благополучие США зиждилось на неэквивалентном обмене с другими, прежде всего развивающимися государствами. Где-то на рубеже 1970—1980-х годов наметился было некоторый откат назад, но позже, во второй половине одиннадцатой пятилетки, все встало на свои места, и развитие СССР вновь продолжилось в режиме опережения», — утверждает в своей книге «СССР при Брежневе» историк Дмитрий Чураков.

Учитель: сформулируйте проблему.

Вместе формулируют проблему:  определить какая характеристика подходит к данному историческому периоду: "эпоха застоя" или "эпоха стабильности".

Звучит куплет песни "Не повторяется такое никогда" в исполении ВИА "Самоцветы", самого популярного в то время ансамбля, в котором выступали             В. Пресняков - старший, Ю. Маликов.

IV этап урока:  поиск путей решения проблемы.

Учитель: начинаем конференцию по теме "Советское общество в середине 1960-х - начале 1980-х гг."  

Ход конференции.

1. Учитель представляет экспертов. (Историк, социолог, политолог, экономист).

Все ученики класса, кроме экспертов, выступают в роли докладчиков.

Учитель  - ведущий  конференции.

Предоставляет слово докладчикам.

Выступление докладчиков по теме "Общественно-политическое развитие СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг."                                                                      

Учитель предоставляет слово экспертам. Задача экспертов обнаружить хронологические ошибки, как правило встречаются в воспоминаниях, исправить их; выявить противоречия, объяснить их.                                                                    Эксперт - историк подводит итог обсуждению вопроса. Отмечает, что единая идеология так и не смогла добиться полного единства мыслей. Отрыв пропаганды от реального восприятия того, что окружает, становился все сильнее. Но не все те, кто жили в то время, отмечают именно эту черту. Для многих памятнее оказались мероприятия в школе, например, потому что они отличались массовостью, сплоченностью во время их подготовки и проведения, дружеской атмосферой. Люди чувствовали себя единой общностью, коллективом. Многим было свойственно чистосердечное желание приносить пользу обществу. Эксперт - политолог отмечает, что к идее коммунизма как к идее недалекого будущего, в обществе отношение было достаточно противоречивым, веру в нее подрывали те негативные явления, которые существовали в реальности.

Выступление докладчиков по теме "Социально - экономическое развитие СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг."                                                                

Учитель предоставляет слово экспертам. Задача экспертов обнаружить хронологические ошибки, как правило встречаются в воспоминаниях, исправить их; выявить противоречия, объяснить их.                                                                     Эксперт - социолог  подводит итог обсуждению вопроса.                                                             За 18 лет, которые Брежнев был у власти, реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза, население России увеличилось на 12 млн человек, а 162 млн жителей СССР получили бесплатное жилье. При этом квартплата в среднем не превышала 3% от дохода семьи. Наивысшего развития также достигли доступность медицины и высшего образования.                                                       Эксперт - экономист отмечает, что с середины 1970-х годов нефтяной фактор стал определяющим в развитии страны на долгие годы и сделал ненужным, в представлении руководства страны, экономические преобразования. Страну сильно подкосило «ресурсное проклятие», экономика стала еще более неэффективной, однобокой, недиверсифицированной, зависимой не только от нефтедоходов, но и от импорта. Полученные доходы от экспорта нефти, безусловно, способствовали росту реальных доходов населения, закреплению страны на лидирующих позициях в мире по объемным показателям. Однако они не были направлены на структурные преобразования, на инвестиции в передовые отрасли, в которых нуждалась экономика. В итоге темпы роста снизились с 7-8% до 3-4%, а объективная невозможность выиграть в гонке вооружений усугубила проблемы.                                                                                                                                                           С точки зрения спокойствия, уверенности в будущем, стабильности и благосостояния населения этот период был самым лучшим. Люди чувствовали улучшение своего положения, судя по воспоминаниям наших родных. Большинство советских семей в тот период малообеспеченными себя не чувствовали.

V этап урока: подведение итогов.                                                                                       Обсуждается отношение людей к Л.И.Брежневу как к политическому деятелю. Анекдоты, котрые о нем расказывали по воспоминаниям близких.                                                   О каких особенностях того времени они свидетельствуют?                                                                             Какой вывод можно сделать об отношении к главе государства граждан?                                                                            Звучит песня В.Высоцкого "Спасите наши души", фрагмент стихотоворения "Колея". Страна остро нуждалась в переменах. Но считать этот исторический период "застоем", несмотря на существующие серьезные проблемы, нельзя. Кроме всех названных успехов и достижений, о которых вам известно из предыдущих  уроков, стоит отметить, что в СССР впервые в мире стали использовань деньги как инструмент экономического развития, используемый для связывания ресурсов в целях экономического роста. Государство планировало и вбрасывало их в экономику столько, сколько нужно было для полномасмштабного использования научно-производственного потенциала. СССР развивался исключительно за счет собственных ресурсов, что необходимо подчеркнуть особенно. Опыт СССР сегодня востребован в мире.

IV этап урока: рефлексия.                                                                                        Учитель: ребята, поделитесь своими впечатлениями:                                                               было ли вам интересно на этапе подготовки к уроку, когда вы подбирали материалы семейных архивов, беседовали с бабушками и дедушками?                                       Было ли интересно послушать воспоминания, мнения и оценки этого исторического периода другими людьми?                                                                               Стал ли вам этот исторический период ближе и понятнее?                                                                                          Как вы считаете, удалось ли нам достичь цели?                                                                                                               Учитель благодарит всех за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 6 класс. Тема урока. Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века

Урок освящае события истории Росии конца 15 - начала 16 вв. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства ру...

Урок истории 8 класс Международные отношения в конце XIX – начале XX веков.

Конспект занятия посвященного Международным отношениям в к 20 - н. 21 в...

Презентация к уроку истории 9 класс на тему "Российская империя в начале ХХ века"

Данная презентация содержить материалы к уроку по истории России ХХ в. В ней содержиться информация, раскрывающая основные вопросы развития нашего государства в начале прошлого века, а именно: террито...

Презентация к уроку истории 11 класс "Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг."

презентация к уроки истории в 11 классе на тему "Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 г.г."...

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века...

Кубань в середине 1960-х -в 1980-е годы. Достижения «развитого социализма» и просчеты «эпохи застоя».

Анализ экономического развития Краснодарского края показывает, что страна интенсивно развивалась - строились новые предприятия, осваивались новые земли....

Урок истории 9 класс Внешняя политика СССР в 1960-1980 гг

Содержание урока раскрывает принцыпы внешней политики СССР 60-80 гг на примепе Афганской войны. Урок - анализ позволяет рассмотреть трагическую войну с трех разных позиций....