Конспект урока по истории "День воинской славы России, посвященный 80-летию Курской битвы"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Конспект урока по истории «День воинской славы России, посвященный 80-летию Курской битвы» (повторительно-обобщающий урок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._imya_na_obeliske.docx46.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Имя на обелиске», посвященного 80-летию Курской битвы 

Тема урока: День воинской славы России, посвященный 80-летию Курской битвы.

Класс – 9 класс.

УМК – «Просвещение». Количество часов - 68

Тип урока – повторение изученного материала.

Место урока в системе работы по предмету – По учебному плану на изучение предмета «История» в 9 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год. Тема «Курская битва», изучается 2 часа, относится к разделу «Великая Отечественная война», на изучение данного раздела дается 10 часов. Данный урок является последним уроком.

Цель урока - дать учащимся общее представление о ходе Курской битвы.

Планируемые результаты:

Личностные: создать условия для привития чувства сопричастности к истории своего народа, чувства гордости за свою страну.

Метапредметные: самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, организовывать и регулировать свою деятельность.

Предметные: формирование понятий о переломном моменте в ходе битвы на Курской дуге во время ВОВ, умение читать историческую карту и соотносить ее данные с хронологией событий, извлекать нужную информацию из исторического документа

Оборудование и оснащение урока:

  1. Средства ИКТ: компьютер, проектор, экран, слайд-шоу.
  2. Наглядные пособия карта «Великой Отечественной войны», репродукции, таблицы, выставка литературы по Великой Отечественной войне.
  3. Учебные материалы: История России. 9 класс. В 2-х частях. // Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Левандовский А. А. и др. – М.: Просвещение, 2022.
  1. Дидактические материалы: карточки и индивидуальные карты по периодам Великой отечественной войны.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Эпиграф (на доске:) «Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия». У. Черчилль, премьер-министр Англии

 Учитель подводит учащихся к осознанию темы, зачитывая эпиграф урока.

 Корректирует деятельность учащихся и подводит к выводу учащихся об актуальности и значимости изучаемой темы и к новому уровню осмысления проблемы, какова цена победы применительно к сегодняшнему времени.

II. Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового материала (мотивация).

Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость, и все же Великая Отечественная война 1941-1945 гг., навязанная германским нацизмом, занимает особенное место в истории нашего государства. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза, самой суровой проверкой боевых качеств Красной Армии и Военно-Морского Флота. Все народы СССР самоотверженно защищали свой общий дом, свою Родину от нашествия гитлеровской Германии и ее союзников.

По своим масштабам и стратегическому значению четырехлетняя битва на советско-германском фронте стала главной составной частью Второй мировой войны. В исторических сражениях под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Курской дуге, на Днепре и в Белоруссии, в Прибалтике и Восточной Пруссии, в странах Юго-Восточной, Центральной и Северной Европы Советские Вооруженные Силы нанесли врагу решающие поражения.

Курская битва является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. После завершения битвы стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону Красной армии.

Ежегодно 23 августа отмечается День воинской славы России – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в курской битве.

В этой битве проявилась высокая организованность, моральный дух и тактические навыки советских военных, которые в сочетании с их желанием защитить свою страну, в конечном итоге привели к победе.

III. Основной этап.

Учитель. 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны нарушила границу СССР. Началась Великая Отечественная война. Германия начала свои военные действия в соответствии с утвержденным в 1940г. планом «Барбаросса».

Покажите по карте «Великая Отечественная война» направления массированных ударов немецких войск, и на какие группы они делились? Что предусматривал план «блицкрига»?

1. Индивидуальная работа по карточкам. (ребятам раздаются карточки-задания для закрепления знаний).

1. Курская битва произошла в:

1) 6 сентября - 3 октября 1940 г.; 2) 5 июля - 23 августа 1943 г.;

3) 7 апреля - 5 июля 1941 г.; 4) 28 августа - 12 ноября 1942 г.

2. Курская битва - это одно из сражений

1) Второй мировой войны; 2) Первой мировой войны;

3) Великой Отечественной войны; 4) Отечественной войны.

3. Где состоялось самое крупное в истории Второй мировой войны танковое сражение?

1) под Прохоровкой; 2) под Орлом; 3) под Котельниковом.

4. Освобождением какого города закончилась Курская битва?

1) Курска; 2) Харькова; 3) Белгорода; 4) Донецка.

5. Как называлась немецкая наступательная операция в ходе Курской битвы?

1) Барбаросса; 2) Тайфун; 3) Цитадель; 4) Уран.

6. Важнейшей причиной срыва плана немецкого наступления в Курской битве является:

1) упреждающий удар советской артиллерии;

2) вступление в бой сибирских резервных дивизий;

3) окружение основной массы немецких войск;

4) удар партизанских соединений в тыл немцев.

7. Как назывались две советские наступательные операции в ходе Курской битвы?

1) «Румянцев» и «Багратион»; 2) «Кутузов» и «Румянцев»;

3) «Кутузов» и «Суворов»; 4) «Суворов» и «Ушаков».

2. Задание «Великие сражения Великой войны»

Дается сетка таблицы, в которую нужно внести нужную информацию.

Битва

Дата

Значение битвы

«Сталинградская битва»

 

 

17.07.1942-2.02.1943

-советские войска приобрели бесценный опыт окружения и уничтожения противника;

-были налажены новые схемы военно-экономического снабжения войск;

-советские войска активно препятствовали продвижению немецких группировок на Кавказе;

-немецкое командование было вынуждено бросить дополнительные силы на реализацию проекта «Восточный вал»;

- -Германия понесла значительные (частью невосполнимые) потери

«Курская битва»

 

 

5.07-23.08.1943

-Невиданной силы, мощнейшее в истории танковое сражение, явилось ключевым в развитии дальнейших наступательных действий в Великой Отечественной войне;

-Курское сражение основная часть стратегических задач Генерального штаба Красной Армии в планах кампании 1943 года;

-В результате реализации плана «Кутузов» и операции «Полководец Румянцев» разгромлены части гитлеровских войск в районе городов Орёл, Белгород и Харьков.

-Завершение сражения означало полный переход стратегических инициатив в руки Советской Армии, которая продолжала продвигаться на Запад, освобождая города и поселки.

3. Соотнесите события Курской битвы

Соотнесите даты и события Курской битвы:

1) битва под Прохоровкой;                         а) 23 августа 1943 г.

2) начало немецкого наступления

на Курской дуге;                                         б) 12 июля 1943 г.

3) освобождение Белгорода;                         в) 5 июля 1943 г.

4) освобождение Харькова;                         г) 5 августа 1943 г.

5) начало контрнаступления советских войск.

4 Задание «Герои войны».

Детям даются портреты военачальников. Учащиеся должны определить кто изображен на портрете и кратко охарактеризовать личность.

И. В. СталинСталин-1

Г.К. ЖуковЖуков-1

 Н.Ф. Ватутинhttps://fs.znanio.ru/8c0997/24/a6/d3f06343adb5c51c34d5724ff36de0e7d0.jpg

К.К. РокоссовскийРокоссовский-4

5. Прочтите фрагмент текста о событиях Великой Отечественной Войны и ответьте на вопросы к нему.

О какой битве идет речь?

5.1. «В 8 часов утра на Красной площади Москвы начался традиционный военный парад в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Парад принимал Маршал Советского Союза С.М. Будённый, командовал парадом командующий войсками Московского военного округа генерал-лейтенант П.А. Артемьев. С коротким вдохновляющим призывом к участникам парада обратился Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин».

1) Московская битва; 3) Курская битва;

2) Сталинградская битва; 4) битва за Берлин.

Какая советская республика была освобождена в результате этой военной операции?

5.2 «План операции предусматривал одновременный прорыв обороны противника на шести участках. Успешное выполнение замысла операции «Багратион» позволяло полностью очистить от войск противника московское направление, завершить освобождение всей территории… выйти на побережье Балтийского моря и к границам Восточной Пруссии».

1) Украина; 2) Белоруссия; 3) Молдавия; 4) Эстония.

IV. Рефлексия

Великая Отечественная война закончилась полной победой СССР. На советско-германском фронте были разгромлены главные силы гитлеровской Германии.

Грозные события четырехлетней войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить слава героических дел советского народа и его Вооруженных Сил, память о подвиге и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения.

V. Домашнее задание

  1. Прочитай любое художественное произведение о ВОВ, выдели главную мысль.

2. Написать мини-эссе по теме: «Герой Великой Отечественной войны».

VI. Итог урока.

Спасибо вам за урок. С вами было приятно поработать. Я уверен, что наш сегодняшний урок нашел отклик в ваших сердцах. Я хочу, чтобы вы точно знали, что нам есть чем гордится. У нас действительно героический народ, и победа в войне – его заслуга! А мы должны ценить это и помнить!

Использованная литература

  1. Битва под Курском: От обороны к наступлению. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 826 с.
  2. Глубоковских М. В. Символ мужества и стойкости: час истории к 75 летию начала Сталинградской битвы /М. В. Глубоковских // Читаем, учимся, играем.  2017.  № 3.  С.79-82.
  3. Кирасирова Л. Н. «Мужество останется в веках...»: сценарий для учащихся 7-11-х кл. / Л. Н. Кирасирова // Читаем, учимся, играем.  2017.  № 9.  С. 96-101.
  4. Новикова О. П. По следам беспримерного мужества: интеллектуальная игра, посвященная событиям, фактам и сражениям Великой Отечественной войны, для учащихся 8-11-х кл. / О. П. Новикова, В. В. Пашицына // Читаем, учимся, играем.  2018.  № 9.  С. 65-69.
  5. Текутьева Т. Немеркнущий подвиг: сценарий мероприятия, посвященный годовщине Победы на Курской дуге / Т. Текутьева // Библиополе.  2015.  № 7.  С. 67-70.

Подготовил: учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №14» г. Железногорска, Дышенко Александр Игоревич.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт волонтёрского отряда о проведении аккии "С гордостью за прошлое,с заботой о настоящем, с верой в будущее",посвященной 70-летию Курской битвы часть 2

В рамках акции «С гордостью за прошлое, с заботой о настоящем, с верой в будущее!», посвященной 70-летию Победы в Курской битве, активом детской организации «Радуга» был разра...

Отчёт волонтёрского отряда о проведении аккии "С гордостью за прошлое,с заботой о настоящем, с верой в будущее",посвященной 70-летию Курской битвы часть 3

В рамках акции «С гордостью за прошлое, с заботой о настоящем, с верой в будущее!», посвященной 70-летию Победы в Курской битве,  активом детской организации «Радуга» был...

Отчёт волонтёрского отряда о проведении аккии "С гордостью за прошлое,с заботой о настоящем, с верой в будущее",посвященной 70-летию Курской битвы часть 4

В рамках акции «С гордостью за прошлое, с заботой о настоящем, с верой в будущее!», посвященной 70-летию Победы в танковом сражении под Прохоровкой,  активом детской организации «Радуга» был разр...

Открытый урок Мужества "Великий перелом в войне", посвященный 70-летию Курской битвы в 7 классе

Данный материал вошел в цикл уроков о ВО войне: 1 урок - Сталнградская битва, 2 урок- Курская дуга, 3 урок - снятие блокады Ленинграда. В материал вошлли презентация. фильм, конспект урока, самоанализ...

Открытый урок Мужества "Великий перелом в войне", посвященный 70-летию Курской битвы в 7 классе

Открытый урок Мужества,  проведенный на районном  семинаре преподавателей - организаторов ОБЖ...

урок посвященный 70-летию Курской битвы

Цели урока:        •  раскрыть содержание Курской битвы;        •       показать историческое значение битвы;    ...