Программа дополнительного образования "Путешествие в историю"
рабочая программа по истории

Афанасович Мария Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие в историю» является программой социально-гуманитарной направленности и реализуется в МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинского с 2021 года.

Программа «Путешествие в историю» реализуется педагогом дополнительного образования и предполагает знакомство детей с историй как наукой. Содержание программы распределено по следующим разделам: ««Я и моя история». «Моя Родина – Россия», «Города  и народы России», «Москва – столица нашей Родины», «Государственная символика», «Великие правители и полководцы в истории»,  «Страны мира в Древности и сегодня», «Быт и уклад жизни наших предков»,  «Народные занятия и промыслы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_istoriyu.doc627.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в изумлении,

восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идеи, в стремлении, в жажде стать настоящим патриотом, настоящим борцом. Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества».

                                                                                     Сухомлинский В.А.

   

  Все большую актуальность приобретает нравственно-патриотическое воспитание детей, так как окружающая среда, в которой растут дети, представляет собой набор элементов различных традиций и культур.

   Настали времена, когда ребенок вместо того, чтобы пойти погулять во двор, пообщаться со сверстниками, поиграть в интересные игры, предпочитает проводить свободное время, просматривая телефон, сидя за компьютером или перед телевизором. Дети предоставлены зачастую сами себе, телевизору, компьютеру. Мы живем сейчас в непростое время, время перемен во всех областях, не обошло это и систему образования.  Мы стали мало уделять внимания духовному, нравственно-патриотическому воспитанию, приобщению к труду подрастающего поколения.  Основная задача сейчас перед любым педагогом, вернуться к нравственно - патриотическому воспитанию, необходимо чтобы ребенок знал все о своей стране, о крае, в котором он живет, о традициях, о культуре русского народа. Еще очень важно воспитывать толерантность в ребенке, уважительное отношение к людям другой национальности, доброту и отзывчивость по отношению к людям, сверстникам, уважение к родителям и предкам своей семьи.  В данной программе, на мой взгляд, есть все необходимое для воспитания и развития патриотической личности ребенка.  

Дополнительная общеобразовательная программа «Путешествие в историю» МБУ ДО «ДДТ» разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
  2. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
  3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и   обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" СП 2.4.3648-20 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  7. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  8. Распоряжение Министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
  9. Устав МБУ ДО «ДДТ».

Программа «Путешествие в историю» МБУ ДО «ДДТ» является модифицированной программой и составленной на основе:

  • Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие в историю», автор Кицун Н.А., М., 2018 г.;
  • Программа кружка «Клуб путешественников И.В. Семеновой, 2019 г.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

 Содержание программы составлено на основе основных содержательных линий программы внеурочной деятельности по нравственно-патриотической направленности «Путешествие в историю». Основные содержательные линии программы изменены и внесены в учебно-тематический план как разделы программы «Я и моя история», «Города и народы России» с распределение часов в соответствии с требованиями к дополнительным общеобразовательным программам.

     Направленность программы:

Дополнительная общеобразовательная программа «Путешествие в историю» является программой социально-гуманитарной направленности. Данная программа направлена на ознакомление с историей и культурой России, по содержанию является познавательной;

  • по функциональному предназначению – духовно-нравственной, патриотической направленности.
  • по форме организации - объединение;
  • по времени реализации – 3 года.

Особенность программы.

Данная дополнительная общеобразовательная программа предназначена для расширения предметных знаний по истории. Форма организации – объединение, форма взаимодействия с учащимися – индивидуально – групповая, фронтальная.

Программа содержит 3 модуля обучения по 72 часа каждый:

  • Первый модуль - «Ознакомительный» (1 год обучения), который включает в себя основные понятия и навыки начального знаний по истории России;
  • Второй модуль - «Базовый» (2 год обучения), рассчитанный на закрепление общих знаний и умений учащихся, выход на конкурсы муниципального и районного уровня
  • Третий модуль - «Углубленный» (3 год обучения), предлагается более углубленное изучение тем и навыков, выход на конкурсы окружного, всероссийского уровня.
  1.       Программа разработана для детей 7-10 лет, обучающихся во внеурочное время в объединении духовно-нравственной, патриотической направленности образовательного учреждения дополнительного образования. Программа составлена с учетом современных процессов обновления содержания общего образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа (Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года)

Новизна и значимость программы:

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:

  • Системно - деятельностный подход. Деятельность в данной программе представлена включением детей в активную социально-гуманитарную деятельность, результатом которой являются новые знания и общественно-полезная деятельность, что развивает интерес ребят к социальной деятельности.
  • Личностно – ориентированный подход – занятия в социально-гуманитарном объединении создает социально - культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов обучающихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства;
  • Региональный подход. Учитываются культурные традиции, историко–культурные связи, сложившиеся в данном регионе России. Изучение истории своего края, области создает возможности для участия в создании культурно-исторического пространства и развития самосознания ребенка как носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.

Программу отличает открытость к этническому многообразию, обращенность к истории и культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям (особенностям культуры народов Крайнего Севера, ЯНАО, особенностям культуры лесных и тундровых ненцев).

         Новизна и значимость.

  •         Эко-просвещение. Важная и незаменимая технология в современных жизненных условиях, где экологическая обстановка ухудшается с каждым днем, важно донести до детей основы экологического мышления и осмысления современных экологических проблем. Освещается в рамках объединения в изучении основных экологических понятий, участие в конкурсах и экологических акциях, проводимых на разных уровнях (муниципальный, окружной, всероссийский, международный).
  • Медиообразование. Кино - педагогика. Не менее актуальная технология в наши дни, где дистанционное образование приобрело глобальные масштабы. Использование кино-педагогики в образовательном поле программы проходит в нескольких направлениях: транслируются исторические фильмы документальные и художественные, телепередачи, по истории России и истории зарубежных стран, об исторических личностях, о традициях и культуре народов, различные ролики, которые позволяют наглядно продемонстрировать события. Современные дети привыкли к визуальному восприятию и лучше усваивают материал. Работа в объединении хорошо освещается в социальных сетях, где проходят онлайн-уроки на различные темы (обучение с применением дистанционных технологий).

        В программе представлены современные методы и приемы по ознакомлению с народным искусством, а также краеведению и патриотическому воспитанию, путем изучения истории, быта и традиций русского народа, а также общего представления о странах Европы и Запада.                                                                         

Данная программа поддерживает целевую модель наставничества МБУ ДО «ДДТ». Модель разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образования».  В ходе реализации программы предусматриваются такая форма наставничества, как «Учитель – ученик».

Форма наставничества «Учитель – ученик» предполагает создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, разностороннюю поддержку обучающихся с особыми образовательными и социальными потребностями, либо помощь в адаптации к новым условиям обучения. Наставником в этом случае является педагог дополнительного образования.  В данном варианте наставничества рассматривается форма взаимодействия «Учитель – одаренный ученик», где предполагается раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д.

Цели программы: формирование и развитие у детей патриотического мировоззрения, социальной активности, четкой гражданской позиции;

Задачи программы:

  • Обучающие:

- Углубить и развивать знания учащихся по истории России и истории зарубежных стран;

 - формировать общую культуру детей на основе усвоения знаний по обозначенным темам программы;

- создавать условия для расширения кругозора о природе, истории, культуре, великих   открытиях и знаменитых людях,

  • Развивающие:

- расширения понятийного аппарата, углубления понимания причинно-следственных связей;

- умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы из полученного материала.

  • Воспитательные:

- раскрытие способностей и возможностей каждого воспитанника;

- развитие способностей к личностному самоопределению воспитывать детей в духе патриотизма, уважительного отношения к историческому наследию, русской культуре, к народным традициям и правилам;

- формировать умение использовать накопленный опыт в повседневной жизни.

   

          Категория учащихся: дети 7-10 лет. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и накопленного опыта соцально-гуманитарной деятельности и рассчитана на возрастные группы: младшую (7-10 лет), старшую (11-14 лет), Дети могут пройти обучение, начиная с 1 модуля обучения и закончить обучение, а могут пройти обучение со 2 модуля обучения, исходя из  своих знаний, умений и навыков

       Место программы «Путешествие в историю» в учебном плане.

        В соответствии с учебным планом МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинский программа «Путешествие в историю» составлена исходя из требований к дополнительным общеобразовательным программам. Данная программа реализуется в объединении социально-гуманитарной направленности «Колесо истории».

         Программа рассчитана на 3 года обучения для учащихся 7-10 лет. Объем занятий по программе составляет 72 часа в год, общий объем по программе за 3 года составляет 216 часов. Занятия по программе проходят по возрастным группам 2 раза в неделю по 40 минут с 10 минутным перерывом. Обучение проводится с группой детей в количестве 10 -15 человек.

Реализация программы направлена на формирование и развитие творческих детей и /или удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры безопасного и здорового образа жизни.

  Возраст обучающихся: 7-10 лет        

Срок реализации. 3 года.         

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.

Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов, материалов и наглядных средств. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и сопровождаться показом видеопрезентации.

Методы изучения предмета.

а) объяснительно-иллюстративный,

б) репродуктивный,

в) проблемное изложение изучаемого материала,

г) частично-поисковый,

д) исследовательский метод.

Педагогические условия и средства реализации программы (формы, типы занятий и методы обучения).

Формы: учебное занятие.

Типы:

- теоретические занятия;

- практические занятия;

- рефлексия (повторения, закрепления знаний и выработки умений);

- комбинированное занятие;

- контроль умений и навыков.

Формы и методы занятий.

Формы проведения занятий используются, как групповые, так и индивидуальные. Индивидуальные занятия планируются и проводятся, с учетом образовательных потребностей учащихся, по ИОМ.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

  • ■ традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, творческие проекты, открытые занятия.
  • Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
  • ■ словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
  • ■ наглядный: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений. Показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • ■ объяснительно — иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • ■ репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • ■ исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • ■ фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • ■ индивидуально — фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • ■ групповой – организация работы в группах;
  • ■ индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.          
  • игры; 
  • проведение совместных праздников;
  • кинопедагогика (просмотр исторических и социальных фильмов; мультфильмов)
  • презентации;

          Возраст детей, участвующих в данной образовательной программе 7-10 лет. Дети данного возраста на более высоком уровне осваивают материал и выполняют практические задания. Этому способствует совокупность возрастного психофизического, интеллектуального и эмоционально-эстетического развития младшего школьника.                                                        

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- наблюдение за детьми и родителями в ходе реализации программы;

- опросник (анкета) для детей, родителей;

- отзывы родителей;                                        

 - создание уголка России

Планируемый результат.

Дети в процессе освоения программы получат представление о:

  • планете, на которой мы живем;
  • своей нации, языке, традициях;
  • столице нашей Родины – Москве;
  •  символах (флаг, герб, гимн) России;
  • природе родных мест, флоре и фауне (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • народных традициях, праздниках, обычаях;
  • представителях других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  • жизни детей в других странах;
  • семье, родственных отношениях, о ценности труда родителей и близких родственников;
  •  культурных местах своей малой Родины;
  • зарубежных странах, дать общее понятие.                                                

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОДУЛЕЙ

1 МОДУЛЬ – ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ -1 год обучения (72 часа), который включает знакомство с основными понятиями, городами и символикой России, народами.

Цель: познакомить учащихся с историей России и зарубежной историей, с символикой РФ с менталитетом русского и других народов мира.

Задачи:

  • познакомить с основными историческими понятиями;
  • рассмотреть символику РФ: герб РФ, флаг РФ и гимн РФ;
  • познакомить с наиболее известными фактами из истории РФ и зарубежной истории
  • развитие начальных патриотических чувств, развить интерес к истории родной страны.

  Содержание занятий 1 модуля направлено на освоение:

  • основных вех истории, понимание сущности ленты времени;
  • периодизации русской истории; хронологических рамок основных периодов истории;
  • городов России, их главных достопримечательностей, городов, относящихся к «Золотому кольцу»;
  • что такое проект, разновидности проектов, основные этапы создания и защиты;
  • того, что Россия – многонациональное государство, знания какие народы проживают на территории России, их национальные особенности;
  • государственной символики России, ее значения для страны и для народа.

Ожидаемые результаты:

Дети в процессе освоения получат представление о:

  • своей нации, языке, традициях;
  • столице нашей Родины – Москве;
  • символах (флаг, герб, гимн) России;
  • природе родных мест, флоре и фауне (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней).

 

2 МОДУЛЬ - БАЗОВЫЙ – 2 год обучения (72 часа), направлен на закрепление общих знаний

Цель: изучение новых фактов, повторение и закрепление основных знаний по истории России и истории зарубежных стран.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с новыми фактами из истории, с историей нашей столицы;
  • Более подробно изучить историю российской символики, быт и традиции народов мира;
  • Развивать патриотические чувства, прививать любовь к родной стране, уважение к остальным нациям и народам.

Ожидаемые результаты:

Дети в процессе освоения данного модуля получат знания о:

  • О правителях, их политике, о наиболее выдающихся личностях в истории;
  • представителях других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  • жизни детей в других странах;
  • семье, родственных отношениях, о ценности труда родителей и близких родственников;
  • культурных местах своей малой Родины;
  •  зарубежных странах, дать общее понятие.  

 

3 МОДУЛЬ - УГЛУБЛЕННЫЙ – 3 год обучения (72 часа)

Цель: углубленное изучение истории России, политику государственных деятелей, выдающиеся личности в истории, культуру и традиции русского народа и народов мира.

Задачи:

  • подробно изучить особенности правления государственных деятелей, политику и реформы;
  • углубить и развивать знания учащихся по истории России, расширения понятийного аппарата;
  • способствовать осуществлению гражданско-патриотического и нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи исторического образования.

 

Ожидаемые результаты:

Дети в процессе прохождения данного модуля получат знания об:

  • своей нации, языке, традициях и культуре в целом;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • о важнейших проблемах отечественной и всемирной истории;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • основные исторические термины, понятия, исторические личности.

Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Путешествие в историю» по модулям и разделам

№ п\п

Разделы

1 Модуль

ознакомительный

2 модуль - базовый

3 модуль - углубленный

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

«Я и моя история». «Моя Родина – Россия»

12

20

16

«Города  и народы России».

12

16

14

Москва – столица нашей Родины.

Государственная символика.

8

10

14

Великие правители и полководцы в истории.

10

12

16

Страны мира в Древности и сегодня.

14

10

12

Быт и уклад жизни наших предков. Народные занятия и промыслы

16

4

0

Итого:

72

72

72

Основные задачи разделов.

Тематическое планирование и общее содержание разделов

Раздел 1. Я и моя история.

    В данном разделе учащиеся познакомятся с историей как наукой, рассмотрят основные вехи истории (Древнерусский период, период становления Древнерусского государства, средние века). Познакомятся с первой в истории России династией Рюриковичей, правлением первых князей.

Рассмотрят вопрос принятия христианства на Руси, причины выбора православной веры. В разделе предполагается знакомство с мифами и былинами, былинными героями, а также рассмотрят подвиги защитников Отечества в разные периоды, познакомятся с героями в лицо.

Ожидаемые результаты раздела:

Знать/понимать:

  • основные вехи истории, понимать сущность ленты времени;
  • периодизацию русской истории; знать хронологические рамки основных периодов истории;
  • необходимость принятия единой веры, выделять языческие элементы, сохранившиеся в новой религии;
  • познакомиться с героями Отечества в разные периоды истории, знать сущность, значение их героизма и подвига;
  • основные виды исторических источников.

Уметь:

  • выделить главное в полученной информации, делать определенные выводы, частично анализировать;
  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (обращать внимание на авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • работать с историческими источниками, частично анализировать;

Раздел 2. Города и народы России.

     Данный раздел предполагает знакомство учащихся с городами России, Учащиеся узнают, почему Россия многонациональное государство, какие народы проживают на территории нашего государства, их традиции и обычаи. Учащиеся с помощью мультимедийного сопровождения познакомятся с наиболее крупными и значимыми городами России, такими как Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, узнают много новой и интересной информации, что будет способствовать патриотическому воспитанию.

Ожидаемые результаты раздела:

Знать/понимать:

  • города России, их главные достопримечательности, какие города относятся к «Золотому кольцу»;
  • что такое проект, разновидности проектов, основные этапы создания и защиты;
  • знать, что Россия – многонациональное государство, знать какие народы проживают на территории России, их национальные особенности;
  • достопримечательности крупны городов, таких как Москва, Санкт – Петербург, Великий Новгород, Казань и др.

Уметь:

  • работать с мультимедийным проектором, искать нужную информацию, создавать презентации;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;
  • называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемой тематике.

Раздел 3. Москва – столица нашей Родины. Государственная символика.

    В данном разделе учащиеся познакомятся с Государственной символикой (Герб, Флаг и Гимн РФ), узнают историю происхождения символов.

Узнают историю нашей столицы, ее достопримечательности.

Ожидаемые результаты раздела:

Знать/понимать:

  • что такое государственные символы России, их значение для страны и для народа;
  • историю создания Герба, значение элементов, цветовой гаммы;
  • историю создания Флага, значение, цветовую гамму;
  • что такое Гимн, в каких моменты его включают, что символизирует.
  • историю появления столицы, причины возвышения Москвы среди других городов.

Уметь:

  • определить символику нашей страны, отличать от символики других государств;
  • выделить главное в полученной информации, частично анализировать делать определенные выводы.
  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (обращать внимание на авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • работать с историческими источниками, частично анализировать;

Раздел 4. Великие правители и полководцы в истории.

     Данный раздел предполагает знакомство с правителями России, их вклад в историю развития нашей страны, узнают о великих полководцах в разные периоды истории, их подвигах. Узнают много интересной информации и фактов о таких личностях, как ВладимирI, Ярослав Мудрый, Иван Калита, Дмитрий Донской, Петр I и др.

Ожидаемые результаты раздела:

Знать/понимать:

  • знать первых русских князей, их вклад в историю создания Древнерусского государства;
  • значение принятия единой веры – христианства для дальнейшего развития страны;
  • знать основных полководцев в разные периоды истории;
  • знать основные факты, методы правления, исторические документы, принятые великими людьми;
  • значение преобразований Петра Великого.

Уметь:

  • анализировать политику князей и правителей в разные периоды истории, частично давать оценку проводимой политики;
  • выделить главное в полученной информации, частично анализировать делать определенные выводы.
  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • работать с историческими источниками, частично анализировать.

Раздел 5. Страны мира в древности и сегодня.

     В разделе содержится информация о странах мира в древнейшие времена и в современное время, таких как Индия, Китай, Англия, Франция, США. Учащиеся узнают культуру и традиции данных народов, национальные особенности. Предполагаются также практические занятия: рисунки, оригами, создание макетов зданий, домов.

Ожидаемые результаты раздела:

Знать/понимать:

  • информацию о странах мира в разные периоды истории;
  • что такое «олимпийские игры», историю происхождения и корни;
  • культуру и традиции разных стран;
  • новые понятия «менталитет», «национальное самосознание», «иерархия»,
    «касты»;
  • национальные особенности народов.

Уметь:

  • различать традиции и культуру разных стран, менталитет;
  • выделить главное в полученной информации, частично анализировать делать определенные выводы.
  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • работать с историческими источниками, частично анализировать;
  • создавать макеты.

Раздел 6. Быт и уклад наших предков. Народные занятия и промыслы.

     В разделе пойдет речь о быте, традициях и культуре русского народа. Учащиеся узнают о том, как жили наши предки, как выглядело жилище в разные периоды истории, узнают о праздниках, о занятиях и ремесле нашего народа, о развитии семьи и семейных традициях.

     Итогом данного раздела будет проект «Родословное древо», где учащиеся совместно с родителями должны изучить свою родословную и отобразить полученную информацию в виде дерева.

Ожидаемые результаты раздела:

Знать/понимать:

  • быт, традиции русского народы в разные периоды истории;
  • как выглядело жилище наших предков, русская изба, утварь в разные периоды истории;
  • устное народное творчество: сказания, былины, мифы о героях и исторических личностях;
  • развитие семьи и семейных отношений в разные времена;
  • основные занятия, промыслы людей в разные периоды истории.

Уметь:

  • создавать проекты, осуществлять поиск нужной информации;
  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • работать с историческими источниками, частично анализировать;
  • выделить главное в полученной информации, частично анализировать делать определенные выводы.
  • работать с мультимедийным проектором, искать нужную информацию, создавать презентации.

 Учебно-тематическое планирование раздела «Я и моя история». «Моя Родина – Россия»

№ п\п

Наименование темы

1 модуль – ознакомительный (1  год обучения)

2 модуль - базовый-(2-й год обучения)

3 модуль – углубленный (3-й год обучения)

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

  1. 1.

Знакомство с  «Госпожой – историей».

1

-

-

1

1

1

-

2

-

1

-

1

  1. -

Вехи русской истории».

1

-

-

1

1

2

-

3

1

1

-

2

Возникновение государства «Русь»

1

-

-

1

1

1

-

2

-

1

-

1

Правление династии Рюриковичей.

1

-

-

1

1

1

-

2

-

-

1

1

Возникновение Христианства на Руси

1

-

-

1

1

1

-

2

-

1

-

1

Мифы и былины на Руси. Былинные герои

1

1

-

2

-

2

-

1

-

1

1

2

Русь и Золотая Орда.

1

-

-

1

1

1

-

2

1

1

-

2

Смутное время. К. Минин и  Д. Пожарский.

1

-

-

1

1

1

-

2

-

2

-

2

«Подвиги защитников Отечества»

1

-

-

1

-

2

1

3

-

2

-

2

ПОУ по теме «Я и моя история»

-

-

1

1

-

-

1

1

-

-

2

2

Итого:

11

3

1

12

7

12

2

20

2

10

5

16

Учебно-тематическое планирование по разделу «Города и народы России»

№ п\п

Наименование темы

1 модуль – ознакомительный (1 год обучения)

2 модуль – базовый (2 год обучения)

3 модуль – углубленный (3 год обучения)

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

  1. 1.

Россия – многонациональное государство.

1

-

1

2

1

-

3

-

1

1

2

  1. -

Народы России.

2

-

-

2

2

1

-

3

-

1

-

1

Города Золотого кольца. Общее представление.

2

-

-

2

2

1

-

3

-

2

-

2

Виртуальное путешествие по Москве.

1

-

-

1

-

1

-

1

-

1

1

2

Виртуальное путешествие по Санкт-Петербургу

1

-

-

1

-

1

-

1

-

1

1

2

Виртуальное путешествие по Великому Новгороду

1

-

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

Московский кремль.

1

1

-

2

-

1

1

1

-

1

1

2

Знакомство со сказками народов России.

1

-

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

ПОУ по теме «Города и народы России»

-

-

1

1

-

1

-

1

-

-

1

1

Итого:

10

0

1

12

6

9

1

16

0

9

5

14

Учебно-тематическое планирование по разделу «Москва – столица России. Государственные символы»

№ п\п

Наименование темы

1 модуль- ознакомительный (1-й год обучения)

2 модуль - базовый-(2-й год обучения)

3 модуль – углубленный (3-й год обучения)

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

  1. 1.

 «Главный город страны». Беседа.

0.5

0.5

-

1

-

2

2

1

1

-

2

  1. -

Понятие Государственной символики.

1

-

-

1

-

2

-

2

-

2

1

3

Возникновение современных символов

1

-

-

1

-

1

-

1

-

2

1

3

Герб России.

1

-

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

Флаг России

1

-

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

Гимн России.

1

-

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

Как менялись символы в разное время.

0.5

0.5

-

1

-

1

-

1

-

1

1

2

ПОУ по теме «Символика России»

-

-

1

1

-

-

1

1

-

-

1

1

Итого:

6

1

1

8

0

9

1

10

1

9

4

14

Учебно-тематическое планирование по разделу «Выдающиеся правители и личности в истории»

№ п\п

Наименование темы

1 модуль ознакомительный (1-й год обучения)

2 модуль - базовый-(2-й год обучения)

3 модуль - углубленный (3-й год обучения)

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

  1. 1.

Первые русские князья:

Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

2

-

-

2

1

-

-

1

2

2

-

4

  1. -

Владимир Красное Солнышко.

1

-

-

1

1

-

-

1

1

1

-

3

Ярослав Мудрый

1

1

-

2

1

1

-

1

1

1

-

2

Иван Калита

1

-

-

1

1

1

-

1

1

1

-

2

Дмитрий Донской

1

-

-

1

1

-

-

1

1

1

-

2

Иван Грозный

1

-

-

1

1

1

-

1

1

1

-

2

Петр 1

1

-

-

1

1

1

-

1

-

1

-

2

ПОУ по теме «Выдающиеся личности в истории»

1

-

-

1

-

-

1

1

-

1

1

Итого:

9

0

0

10

7

4

1

12

7

8

1

16

Учебно-тематическое планирование по разделу «Страны мира в Древности и сегодня»

№ п\п

Наименование темы

1 модуль – ознакомительный (1-й год обучения)

2 модуль – базовый-(2-й год обучения)

3 модуль – углубленный (3-й год обучения)

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

  1. 1.

Индия.

1

-

-

2

1

1

-

2

-

2

-

2

  1. -

Япония. Изготовление журавлика техникой оригами.

1

1

-

2

1

-

-

1

1

-

1

2

Греция». Олимпийские игры.

1

1

-

2

-

1

-

1

-

-

1

1

Мифы Древней Греции.

1

1

-

2

-

1

-

1

-

-

1

1

Франция - столица моды».

-

1

-

1

-

1

1

2

-

1

1

2

«Англия». Конструирование «Замок»

1

1

-

2

-

1

-

1

1

-

-

1

Страны Америки. Обзор.

1

-

-

1

-

1

1

1

1

-

2

Уолд Дисней и его мультфильмы. Парк Диснейленд. Рисование «Любимый мультфильм»

1

-

-

1

-

1

1

-

-

-

-

ПОУ по теме

-

-

1

-

-

-

1

-

-

-

1

1

Итого:

7

5

1

14

2

7

1

10

3

4

5

12

Учебно-тематическое планирование по разделу «Быт и уклад жизни наших предков». Народные занятия и промыслы»

№ п\п

Наименование темы

1 модуль – ознакомительный (1-й год обучения)

2 модуль – базовый (2-й год обучения)

3 модуль – углубленный (3-й год обучения)

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

  1. 1.

Традиции и культура русского народа.

1

1

-

2

-

1

-

1

-

-

-

-

Народные и культурные праздники.

1

1

-

2

-

1

-

1

-

-

-

-

Русская изба и быт.

1

1

-

2

-

-

1

1

-

-

-

-

Семья, труд людей на Руси

1

1

-

2

-

-

1

1

-

-

-

-

ПОУ «Мои предки (родословная). Проект»

-

-

2

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого:

4,5

5,5

6

16

0

2

2

4

0

0

0

0


Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

Личностные универсальные учебные действия

Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь

гражданская идентичность, этническая принадлежность

сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь

1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Собеседование наблюдение

Уровень внутренней позиции учащегося

Развитие мотива учебной деятельности

сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо),

5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый),

8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация)

Наблюдение, анкетирование

Нравственно-этическая ориентация

Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор

Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки,

5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им,

8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности

Анкетирование

Собеседование

наблюдение

Регулятивные УУД

Целеполагание  

Постановка  учебной задачи

Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно

1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем,

5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое,

8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи

Решение учебных задач

умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

соотнесение собственных действия с поставленными учебными задачами

1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,

8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий

наблюдение

умение планировать и корректировать свою учебную деятельность

Определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления.

1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем,

5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы,

8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности.

Наблюдение

Познавательные УУД

Работа с информацией

умение осуществлять информационный поиск

Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников

1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию,

5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач,

8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

Наблюдение

Развитие логического мышления

способность к осуществлению логических операций

Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д.

1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии

5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать логически рассуждать с помощью учителя

8-10- высокий - строит логическое рассуждение, устанавливает причинно ­следственные связи

Наблюдение,

тестирование

Коммуникативные УУД

Адекватная оценка учебной деятельности

Степень адекватного оценивания результатов своей работы

сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы

1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство вопросов, переоценивает качество своей работы

5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем,

8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает деятельность

Анкетирование наблюдение

Умение  сотрудничать

Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем

сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других,

5-7 – средний уровень– умеет работать в малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других,

8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность

Наблюдение

Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).

  1. Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
  2. Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
  3. Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  4. Степень мотивации к творческому труду.
  5. Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
  6. Уровень развития умений публичного выступления.
  7. Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  8. Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
  9. Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  10. Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Мониторинг составляется на основе оценки тестовых конкурсных и проектных работ.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Печатные пособия.

 1. Большая энциклопедия эрудита. Москва «Махаон», 2004.

   2. Царство людей: Одежда, утварь, обычаи, оружие, украшения народов древних и новых времен.

   3. Аксенова: Энциклопедия для детей. История России. Часть 1. От древних славян до Петра Великого, М., 2010

  4. Книжная серия «За землю Русскую».- Издательство: Детская литература, Москва, 2017

  5.  Мифы и легенды Древнего Египта

  6. Мифы древней Индии

  7. Н. Кун. Легенды и мифы Древней Греции.

  8. А. И. Немировский. Мифы Древней Эллады.

  9. Н.А. Кицун. Дополнительная общеразвивающая программа Путешествие в историю. – М, 2018.

  10. З. Косидовский. Библейские сказания.

  11.  Немировский А.И. Мифы и легенды древнего Востока. Легенды ранней Италии

  12..  Д.Денисова “География для дошкольников “/ “Мозаика-Синтез”, 2013.

Материально-техническое обеспечение:

  • Аудиоколонки колонки.
  • Видеопроектор.
  • Персональный компьютер.
  • Принтер.
  • Экран.

Список литературы

Литература для педагога:

     

     1. Природа. Удивительная энциклопедия; пер. С англ.- Москва: Эксмо, 2014.

2. И. Старжинская “Занимательное пособие по географии для дошкольников”/Минск “Юнипресс”, 2006.

3. Семенова И.В. Программа кружка “Клуб путешественников”, 2019

4. Яворская И. занимательная география. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5. Баруздин, С. А. Шел по улице солдат : рассказ о нашей армии / Сергей Баруздин ; рис. А. Иткина. - Москва : Детская литература, 1985. - 30, [1] c. : ил. - (Мои первые книжки).

6. Голованова, М. П. Герб, флаг,гимн России / М. П. Голованова ; [ил. И. В. Максимовой и др.]. - Москва : РОСМЭН-ПРЕСС, 2005. - 47 с.

7. Пчелов, Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн : учебное пособие / Е. 8. В. Пчелов ; науч. ред. Г. В. Вилинбахов. - 4-е изд. - Москва : Русское слово, 2008. - 133, [1] с.

Литература для учащихся:

1. Симонова, Е. В. Моя первая книга о России: [для чтения взрослыми детям] / Е. В. Симонова. - Москва : РОСМЭН, 2008. - 95 с. : цв. ил. - (Моя первая книга)

2.  Рождение Руси: для маленьких и больших детей / И. К. Пименова и др. – Москва: ЭКСМО-Пресс, 1998. – 64 с.

3. Майорова, Н. О. Русская история / Наталья Майорова. - Москва : Белый город, 2009. - 143 с. : ил. - (Моя первая книга).

4.  Степанов В. Моя родина – Россия / В. А. Степанов. – Москва: Фолиант-Пресс,2005. – 30 с.

5. Русские богатыри : былины и героические сказки / в пересказе для детей Ирины Карнауховой ; худож. И. Беличенко. - Москва : Махаон, 2009. - 251, [4] с. : ил. - (Мир легенд)

6. Степанов В. А. Мы живем в России : [для дошкольного и младшего школьного возраста]/ В. А. Степанов. – Москва:Оникс, 2008. – 64 с.

7. Орлова, Н. Г. Герои русских былин / Нина Орлова. - Москва : Белый город, 2009. - 47, [1] с. : цв. ил. - (История России).

8. Соловьев В. Минин и Пожарский: рассказ / Владимир Соловьев. – Москва :Детская литература,2005. – 16 с. В книге рассказывается о создании народного ополчения

Литература для родителей:

  1. Волков В. Русская деревня. Труд, быт и нравы наших предков / Владимир Волков. – Москва: белый город, 2005. – 47 с.

2. Калашников В. Легенды Древней Руси / Виктор Калашников. – Москва:Белый город,2002. - 47 с.

3. Клиентов А. Е. Народные промыслы / А.Е. Клиентов. – Москва:Белый город,2004. – 47 с

      4. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы / Светлана Лаврова. – Москва: Белый город,2009. – 47 с.

5. Ладушки: энциклопедия детского фольклора: для чтения взрослыми детям. – Москва: белый город, 2008. – 141 с. - (Моя первая книга).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост»

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост» направлена на углубление знаний учащихся по истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Ц...

Разработка программы дополнительного образования " История Отечества - в истории костюма ".

Данная программа может быть использована в качестве дополнительного образования учителями истории, МХК,а так же педагогами школьных музеев и всеми преподавателями, интересующимися этнографией....

Программа дополнительного образования Кружок по истории Великобритании (интегрированный курс на английском языке)

Данная программа имеет страноведческую, социолингвистическую и культурологическую направленность; реализуется в учебной группе численностью 10-14 человек; возраст обучающихся – 15-17 лет; срок реализа...

ПРОГРАММА дополнительного образования детей по краеведению «История нашего города»

«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия» Ф. Гансберг...

Программа дополнительного образования "История православной культуры"

Позновательная программа кружка "История православной культуры"....

программа дополнительного образования "Мгновения истории"

Программа дополнительного образования по историческому краеведению "Мгновения истории" на 72 учебных часа. Модифицированная. Материал может быть полезен учителям истории нашего региона, педагогам допо...

Программа дополнительного объединения по истории 11 кл. "Личность в истории русской культуры"

Отличительные  особенности  предлагаемой программы:  -  программа построена по хронологическому и тематическому принципам;  - программа ориентирована на закрепление, си...