План урока "Холокост"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Ельникова Валентина Борисовна

Урок дает возможность познакомить учащихся с темой Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов во время Великой Отечественной войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Тема: Мы помним о Холокосте.

Ельникова Валентина Борисовна

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МКОУ «СОШ  № 14» имени Слядневой В.И.

с.Надежда. Ставропольский край. Россия

                                             План урока

Тема: Мы помним о Холокосте.
Цель:
 познакомить учащихся с темой Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов.

Задачи:

Образовательная:

-учить находить причинно-следственные связи, делать выводы, анализировать исторические материалы.

Развивающая:

-развивать навыки монологической речи;

-развивать умение выслушивать другого человека, способность к сочувствию, сопереживанию;

-развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи.

Воспитательная:

-научить защищать идеи гуманизма;

-обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.

Материалы и оборудование:

 Презентация  по теме «Холокост», раздаточный материал .

Основные понятия: Холокост, репрессии, нацизм, дискриминация, гетто.

Тип урока: проблемный урок.

         Целью Холокоста был геноцид в чистом виде— истребление народа. И не просто истребление, но истребление спланированное. Холокост был единственной в истории человечества абсолютно иррациональной войной— убийством для убийства

                                                                                                               Берл Лазар

                                                   

                                               ХОД  УРОКА:

1.Орг. момент. Учитель читает эпиграф. О чем пойдет речь на уроке? Нам предстоит ответить на некоторые вопросы: «Что такое Холокост? Какие страдания он принес еврейскому народу? Нужно ли помнить эту трагедию?

2.Работа с эпиграфом.

        Берл Лазар высказал свою точку зрения по поводу Холокоста. В процессе урока нам предстоит понять, прав ли был Берл Лазар и подтвердить его высказывание примерами.

3.Рассказ учащегося о истории Холокоста. /Презентация/

        Изучению этого феномена  «Холокост» в мировой истории после окончания войны было посвящено немало научных трудов. В них ученые мужи старались найти корни этого процесса и подвести его итоги, хотя бы примерно подсчитав количество подвергнувшихся уничтожению людей. За основу брались показания немецких военных преступников, даваемые следователям Международного трибунала, а также архивные документы нацистской Германии периода 1933-1945 гг. И хотя до сих пор не существует точного числа евреев, погибших в этой трагедии, сам  процесс большинством исследователей разделяется на 3 этапа.

1933-1940 годы – решение еврейского вопроса на территории Германии, а также занятых ею к этому моменту районов путем дискриминации и выселения.

1940-начало 1942 года – период концентрации евреев в компактных зонах проживания (как правило, в форме гетто). 1

1942-1945 – массовая ликвидация гетто путем депортации евреев в лагеря смерти, где люди подвергались умерщвлению.
        Наиболее длительный и «лояльный» по отношению к евреям был первый этап, во время которого нацисты старались не уничтожать, а выдавливать евреев из Германии, а потом и из захваченных ею стран. Это происходило путем принятия дискриминационных по отношению к ним законов, проведения различных антиеврейских акций. Существует мнение, что на первоначальном этапе само нацистское руководство пока еще не знало, что им делать с 600 тысячами евреев, проживавшими на тот момент на территории Германии, поэтому обходилось чисто административными мерами.
         Второй этап стал осуществляться после захвата Германией новых территорий: государств Центральной и Западной Европы, имевших свое еврейское население. Массово стали формироваться еврейские районы в крупных городах, именуемые «гетто» с организацией в них систем самоуправления – юденратов и полицейских формирований из числа самих евреев. Юденраты должны были заниматься жизнеобеспечением гетто, при этом выполняя все приказания германских оккупационных администраций. Полицейские формирования следили за порядком, а также иногда привлекались к конвойной службе.
        Третий этап ознаменовался массовым истреблением евреев. К этому моменту уже был запущен в действие комплекс лагерей, в задачу которых входили принятие на своей территории привозимых евреев, максимально быстрое их умерщвление и утилизация тел убитых людей. Как правило, часть заключенных евреев использовалась в качестве чернорабочих, сортируя одежду убитых, перевозя их тела в крематории для утилизации и ряда других функций. Кроме того, некоторое количество людей использовалось для медицинских опытов. Однако для большинства евреев конец жизненного пути был таким: смерть с последующим сжиганием в ближайшем крематории.

      Конец массовому истреблению евреев положило наступление союзных войск в 1944-1945, во время которого все концентрационные лагеря были освобождены, а гитлеровская Германия прекратила существование. Таким образом, был положен конец Холокосту, во время которого было истреблено порядка 6 млн. европейских евреев, а еще несколько сот тысяч были вынуждены эмигрировать в другие страны.


4. Первый этап работы в группах. Защита мини проекта - газета о Холокосте.

Класс делится на группы.  /Группам необходимо к концу урока предоставить отчет-газету. У групп имеются карандаши, фломастеры, клей, материал для газеты, стихи о Холокосте./

1 группа. Изучить источник, ответить на вопросы.

Карточка №1   Репрессии против евреев на территории Германии.

         Хронология Холокоста имеет четкие даты, представляя собой постепенный нажим на еврейское население. Началом его считается публикация книги Гитлера «Майн кампф» в 1924 году. Именно в ней были впервые сформулированы принципы превосходства немецкой нации относительно остальных народов. В дальнейшем маховик репрессий раскручивался все сильнее, по своей сути несколько напоминая средневековую гарроту – орудие для казни, медленно удушавшую людей. Вот такая хронология.

      Январь 1933 – канцлером Германии становится Адольф Гитлер. Май 1933 – массовые акции по сожжению книг еврейских авторов. Сентябрь того же года – запрет евреям на участие в культурных мероприятиях. Май 1934 – выступление Рейнхарда Гейдриха, в котором он призвал сделать Германию бесперспективной для евреев, вынуждая их к эмиграции. Июль 1934 – запрет евреям совершать смешанные с немцами браки. Январь 1935 – вступление в силу документа, согласно которому низовые структуры должны были упростить выезд евреев из страны, одновременно максимально усложняя въезд в нее в целях длительного или постоянного проживания.

Сентябрь 1935 – принятие Нюрнбергских расовых законов, согласно которым из государственных и силовых структур к 1 декабря должны были быть уволены все евреи и люди со смешанной кровью, предусматривавшие санкции вплоть до лишения гражданства для этих людей. Кроме того, арийцам запрещалось под угрозой тюремного заключения вступать в связи с евреями.

Октябрь 1938 – начало проставления в паспортах литеру «J», означавшую «Jude» – еврей. Ноябрь 1938 – волна еврейских погромов, названная «Хрустальной ночью», в ответ на провокационное убийство в Париже польским евреем Гершелем Гриншпаном секретаря германского посольства Эрнста фон Рата. Сами власти показательно дистанцировались от их проведения, однако силовикам недвусмысленно намекнули о не препятствовании проведению акциям, занимаясь охраной только немецких граждан и их собственности. В ходе погромов были убиты и ранены десятки евреев, 20 тыс. человек отправлены в тюрьмы, а также разгромлены сотни синагог и магазинов.

Сентябрь 1939 – появление на свет инструкции об организации еврейских гетто на территории оккупированной Польши и указание в дальнейшем евреям носить на рукавах одежды знак «Звезда Давида». Май 1940 – закладка концлагеря «Аушвиц» близ польского Освенцима.
         Здесь следует уточнить, что все предыдущее время нацистская верхушка искала пути быстрого избавления от излишнего количества евреев. Принуждение к эмиграции в другие страны не давало должного эффекта, так как даже из самой Германии выехало лишь около 2/3 евреев.

Выводы: Репрессии против евреев начинаются в 20-е годы ХХ века и продолжаются в 30-е годы ХХ века. Отношение к евреям ужесточаются.

-Когда был впервые сформулирован принцип превосходства немецкой нации относительно остальных народов?

-Что запрещалось евреям в 30-е гг.ХХ в. В Германии?

-Когда появились первые гетто?

2 группа. Изучить источник. Сделать выводы.

Карточка №2. Репрессии против евреев во время Второй мировой войны.

            Победы  в боях Второй мировой войны добавляли Германии территории, на которых проживали  евреи. Простые расстрелы в плане финансов и имиджа были проигрышными вариантами, поэтому был найден способ использования ядовитого газа в лагерях, специально организованных для этих целей. Закладка концлагеря «Аушвиц-Биркенау» символизировала собой техническую готовность нацистов к проведению подобной работы.
Июнь 1941 – начало войны Германии против СССР, ознаменовавшееся на первом ее этапе захватом значительных территорий.

          Июль 1941 – подписание документа об «окончательном решении еврейского вопроса», после чего на оккупированных территориях СССР начались массовые расстрелы евреев с привлечением к этому спецкоманд СС и местных коллаборационистов. Оставшиеся в живых евреи концентрировались в гетто.

          Март 1942 – начало работы газовых камер Освенцима, после чего череда закрытий гетто, во время которой произошел ряд восстаний евреев, жестоко подавленных оккупантами.
Февраль 1944 – май 1945 – наступление союзных войск с запада и востока, сопровождавшееся постепенным освобождением захваченных нацистами территорий и находящихся на них концентрационных лагерей.
Январь 1945 года – освобождение концлагеря Освенцим. 9 мая 1945 – капитуляция Германии и окончание Холокоста.

           Последний этап Холокоста ознаменовался чудовищным по своему размаху уничтожением евреев, свозимых на территорию лагерей смерти со всех концов оккупированной нацистами Европы. Остановить этот молох могло только освобождение захваченных нацистами территорий. Оно началось с контрнаступлений Красной армии, которая поначалу медленно, а потом все быстрее начала свое продвижение на запад. К лету 1944 она вышла на границы СССР и вошла на территорию Польши, Румынии, Словакии, а затем двинулась дальше, освобождая земли Югославии, Венгрии и Норвегии.

            В свою очередь с запада и юга объединенные войска коалиции США, Великобритании и Франции начали свое наступление, выдавливая оккупантов из Западной Европы. В 1945 по мере истощения сил у Германии наступление союзных войск значительно ускорилось. Это позволило освободить сотни больших и малых концлагерей, в которых в невыносимо тяжелых условиях работали и ожидали смерти миллионы заключенных, среди которых евреи составляли значительную часть. Машина Холокоста резко снизила обороты и окончательно остановилась в мае месяце после капитуляции Германии.

Выводы: Во время второй мировой войны было несколько этапов уничтожения еврейского населения в разных странах Европы…..

3 группа. Изучить источник. Сделать выводы.

Карточка №3. Холокост на территории СССР.

Илья Альтман выделяет следующие этапы в осуществлении Холокоста на территории СССР.

  1. 22 июня 1941 (нападение на СССР) — январь 1942 (Ванзейская конференция)
  2. февраль 1942 — осень 1943 (ликвидация гетто и рабочих лагерей в немецких зонах оккупации)
  3. зима 1943/1944 — осень 1944 (перевод уцелевших евреев в концлагеря и полное освобождение от евреев оккупированной территории СССР)

Ицхак Арад рассматривает три этапа в следующих интервалах

  1. 22 июня 1941 (нападение на СССР) — февраль 1942. За это время были убиты большинство евреев Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, почти все евреи восточной Белоруссии, восточной Украины и занятых немцами районов РСФСР.
  2. весна 1942 — декабрь 1942. Уничтожено большинство евреев Западной Украины и Западной Белоруссии, а также южных районов РСФСР, оккупированных летом 1942 года.
  3. январь 1943 — конец лета 1944. Уничтожение немцами оставшихся евреев на оккупированных территориях перед отступлением.

Аналогичной с Арадом периодизации придерживается также профессор Аркадий Лейзеров.

Немецкий профессор истории Петер Лонгерих выделяет также две стадии уничтожения в начале войны. В течение первых 6 недель немецкие отчёты на эту тему были посвящены еврейским погромам, инициированным немцами, но проходящим без прямого немецкого участия, а также массовым расстрелам гражданского населения — в основном, евреев-мужчин. Расстрел всех евреев без разбора, включая женщин и детей, начался с августа 1941 года.

Выводы: Историки выделяют несколько этапов Холокоста на территории СССР……

5.Второй этап работы в группах.

1 группа.  Изучить источник. Сделать выводы.

  Карточка №4 . Первый этап уничтожения еврейского населения на территории  СССР.

      Еврейское население СССР уничтожалось, как правило, непосредственно в местах его проживания т. н. айнзатцгруппами (нем. Einsatzgruppen) СС, а также украинскими и прибалтийскими коллаборационистами. Уничтожением евреев в оккупированной Одесской области занимались румынские войска  На этом этапе основным методом уничтожения евреев были массовые расстрелы. (см. Холокост в Одессе)

        Уже в конце июля 1941 г. в Каунасе были убиты немцами и их литовскими пособниками тысячи евреев; из 60 тыс. евреев Вильнюса около 45 тыс. погибли в ходе массовых расстрелов в оврагах около Понар, продолжавшихся до конца 1941 г. Волна убийств прокатилась по всей Литве.

         В Латвии в течение нескольких недель было уничтожено всё еврейское население провинциальных городов; сохранились лишь общины Даугавпилса, Риги и Лиепаи. Из тридцати трёх тысяч евреев Риги двадцать семь тысяч были убиты в конце ноября — начале декабря 1941 г. Примерно тогда же были истреблены евреи Даугавпилса и Лиепаи.

         Значительной части немногочисленного еврейского населения Эстонии, насчитывавшего в 1940 году примерно 4,5 тыс. человек, удалось избежать гибели. Так 14 июня 1941 года, всего за 8 дней до войны, примерно 500 евреев вместе с 10 тыс. эстонцев были депортированы органами НКВД в Сибирь, около 500 еврейских мужчин были мобилизованы в Красную армию или вступили в истребительные батальоны. Из оставшихся в Эстонии 3,5 тыс. евреев только около 950 человек не смогли или не захотели эвакуироваться, помня жестокость сотрудников советских силовых структур, проявленную в ходе недавней депортации, и наивно полагались на гуманизм немецких оккупационных властей. Примерно 2-2,5 тысячам эстонских евреев удалось эвакуироваться во внутренние регионы Советского Союза, чему способствовал тот факт, что немцы заняли Таллин только 28 августа 1941. 929 оставшихся в Эстонии евреев были расстреляны ещё до конца 1941 года силами прибывшей из Риги Зондеркоманды 1a (в составе Айнзатцгруппы A) под руководством штандартенфюрера СС Мартина Зандбергера. Расстрелы происходили в Таллине, Тарту и Пярну, в некоторых из них принимали участие и члены эстонской военизированной организации «Омакайтсе». Эстония была первой и единственной страной Европы, ставшей «свободной от евреев», о чём было доложено в Берлин в феврале 1942 года. По данным Международной комиссии Эстонии по расследованию преступлений против человечности, войну в Эстонии пережили не больше 12 евреев.

           В Белоруссии лишь немногим евреям удалось эвакуироваться вглубь страны. 27 июня 1941 г. в Белостоке были убиты две тысячи евреев, а спустя несколько дней — ещё несколько тысяч. В течение пяти дней около 80 тыс. евреев Минска и его окрестностей были сконцентрированы в гетто (создано 20 июля 1941 г.). До начала зимы свыше 50 тыс. человек были убиты. В первые месяцы оккупации было истреблено также большинство евреев Витебска, Гомеля, Бобруйска и Могилёва. Двенадцать из двадцати трёх гетто, созданных в Белоруссии и в оккупированных частях РСФСР (главным образом в Смоленской области), были ликвидированы до конца 1941 г., а ещё шесть — в первые месяцы 1942 г.

          На Западной Украине немцы, украинские националисты и население устроили погромы уже в конце июня — начале июля 1941 г  Во Львове 30 июня — 3 июля в ходе погрома было убито четыре тысячи евреев, а 25—27 июля — около двух тысяч. Спустя несколько дней после захвата немцами Луцка там было убито две тысячи евреев; из двадцати семи тысяч евреев Ровно двадцать одна тысяча была убита в ноябре 1941 г.

           Евреи центральной и восточной Украины, которым не удалось эвакуироваться до прихода немцев, попали в руки нацистов и разделили участь еврейского населения восточноевропейских областей (см., например, Бабий Яр в Киеве, Богдановка в Николаевской области, Дробицкий яр в Харькове). Стремительное наступление немецких войск на восток и оккупация ими обширных территорий СССР привели к тому, что под власть нацистов попала часть евреев, сумевших эвакуироваться из западных районов страны в начале военных действий. Их постигла общая участь еврейского населения оккупированных территорий (например, в 1942 г. на Кубани). Многие общины Украины были уничтожены бесследно. Из семидесяти еврейских центров довоенной Украины, судьба которых известна, 43 были уничтожены ещё в 1941 г., а остальные — до середины 1942 г.

Выводы: На территории СССР в первый период Великой Отечественной войны уничтожено было много евреев на территории Литвы, Эстонии, Белоруссии, Украины.

2 группа. Изучить источник. Ответить на вопросы.  

Карточка №5. Второй этап уничтожения еврейского населения на территории  СССР.

       Убийства евреев Юга России и Северного Кавказа начались летом 1942 года после оккупации нацистами этих регионов. 23 июля 1942 года произошло массовое убийство евреев Ростова-на Дону в Змиёвской балке. Около 1100 евреев были убиты в Воронежской области, которая была частично оккупирована нацистами в ходе летнего наступления в 1942 году. В самом Воронеже, в котором накануне войны проживали более 8500 евреев, большинство из них не успели эвакуироваться или переправиться на контролируемый советскими войсками левый берег реки Воронеж, и были расстреляны нацистами 10 августа 1942 года. Всего на территории трёх автономных республик, двух краёв и трёх областей РСФСР, оккупированных летом-осенью 1942 года, погибло около 70 000 евреев.

К весне 1943 года только айнзат группами было убито 1,25 млн евреев, а также сотни тысяч представителей других национальностей.

-Когда начались убийства евреев на Северном Кавказе?

-Как называлось место  убийства евреев в Ростове – на Дону?

-Сколько евреев погибло летом-осенью 1942 г.?

3 группа. Изучить источник. Ответить на вопросы.

 Карточка №6. Уничтожение еврейского населения на территории Ставропольского края.

         Ставропольский край считается самой большой братской могилой эвакуированных евреев на Юге России. В 2019 году в рамках программы уже был установлен один из запланированных здесь памятников — в станице Григорополисская.

      Станица находилась под немецкой оккупацией около полугода. Солдаты вермахта появились здесь 3 августа 1942-го. Беженцев, в спешном порядке уходивших в направлении Кизляра, расстреливали с воздуха, ловили и отправляли обратно. Своих пленников немцы разместили во дворе коррекционной школы, огородив по всему периметру партами и несколькими рядами колючей проволоки.

        Из пленных отобрали евреев — 53 человека. Их поместили в отдельную загородку из парт и поставили стенд с надписью Juden. Там их держали несколько дней без пищи и воды, а затем отвезли к большой балке (балкой и яром на юге России называют большой овраг. ), где расстреляли. 

       Оставшимся в станице евреям суждено было прожить еще пару месяцев. Как вспоминает жительница станицы Татьяна Семенюкова, которой тогда было 15 лет, к ним часто приходила одна еврейка: «Она покупала для своих детей литр молока. Больше она купить не могла, она была очень бедная. Евреи все были бедные, истощенные, всегда голодные, жили и работали они в колхозной конюшне. Однажды эта еврейка пришла к нам и спросила, не могли ли бы мы спрятать у нас на чердаке ее дочку, чтобы спасти девочку. Моя мама фашистов очень боялась, но все равно согласилась. Она все подготовила на чердаке».

        В ночь на 13 октября 1942 года были арестованы более 150 евреев. Мужчин среди них почти не было, в основном женщины с детьми в возрасте от пяти до четырнадцати лет.

        Описание ареста приведено в архивной справке: «Арест производился полицейскими, которые со списком в руках проводили облаву по квартирам. Всех арестованных привели в школу <...> и поместили в небольшую учительскую комнату <...> Утром на рассвете 13 октября приехал начальник районной полиции Сапунов Петр и атаман станицы Буланкин, проверили документы, после чего всех погрузили в автомашину, вывезли к лесу, к яру, находящемуся на территории колхоза "Правда" — недалеко от недостроенной больницы. Сбрасывали людей в яр предатели, изменники Родины в немецкой форме, а сидевший на обрыве-яру немец, расстреливал из автомата <...>». 

     Некоторых раненых добивать не стали, а просто закидали землей. По воспоминаниям оставшихся немногих очевидцев, земля еще неделю шевелилась. Но помочь было невозможно — днем и ночью балку охраняли. 

      После войны в станице стали называть эту балку Еврейским яром. В начале 1960-х годов игравшие здесь дети находили кости и черепа. У многих черепов не хватало зубов: возможно, раньше у них были золотые зубы, а потом их вырвали. Находили истлевшую одежду и совсем крошечную детскую обувь. 

         Еще несколько лет назад на этом месте была свалка и отсутствовали какие-либо памятные знаки трагедии. Теперь же стоит гранитный монумент с именами расстрелянных, к которому люди приносят цветы и — по еврейской традиции — камешки.

-О чем рассказывает архивная справка?

-Где установлен памятник погибшим евреям?

6. Общие выводы по теме /дети делают вместе с учителем/:  Мы не должны забывать о страшной трагедии, которая не должна повториться. Холокост представлял собой ужасное и непростительное преступление против еврейского народа, преступление против человечности, которое не может быть принято человечеством.

       С 2009 года вместе с фондом евангельских христиан России «Эвен Эзер», Центром «Холокост», региональными еврейскими общинами, местными активистами и краеведами РЕК работает  программа «Вернуть достоинство». С тех пор в России на местах массовых казней и захоронений евреев в годы войны открыли более восьмидесяти памятников. В рамках проекта также ведется восстановление имен и поиск новых мест захоронений.

      До конца 2020 года в разных регионах России планируется установить около двадцати монументов. Мемориалы, памятники и стелы с именами жертв Холокоста появятся в Белгородской, Брянской, Волгоградской, Ростовской областях, а также в Ставропольском крае, где особенно много таких захоронений.

7. Третий этап работы в группах. Закрепление изученного материала. Защита мини проекта-газеты о Холокосте. «НЕТ НАЦИЗМУ», «МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ», «ХОЛОКОСТ-ТРАГЕДИЯ ХХ ВЕКА». / Используются стихи разных авторов. Фотоматериалы/

8. Рефлексия.

 -Что такое Холокост?

-Какие страдания он принес еврейскому народу?

-Нужно  ли помнить эту трагедию?

-Прав ли был  Берл Лазар, когда писал, что целью Холокоста был геноцид в чистом виде—это истребление народа?

9.Домашнее задание. Написать доклад о памятниках жертвам Холокоста.

                                                                ЛИТЕРАТУРА:

1.Альтман И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941-1945гг. М., 2002

2.Альтман А., Гербер А., Полторак Д. История Холокоста на территории СССР.  М., 2001, 80 с.

3.Ицхак Арад Холокауст. Катастрофа европейского еврейства (1933-1945). Иерусалим 1990, 165 с.

4.Арсен Б.С. Моя горькая правда. Я и  Холокост на Прикарпатье., 2004. – 380 с.

5.Бабий Яр: человек, власть, история. Кн.1. Историческая топография. Хронология событий. - К.: Внешторгиздат Украины, 2005, 597 с.

6.В  огне катастрофы (ШОА) на Украине. Свидетельства и документы. , 1998 – 284 с.

7.Гефтер Михаил,  Эхо Холокоста. Москва, 1995, 290 с.

8.Елисаветский С. История еврейского народа. Курс лекций. Киев, 2001,  432 с.

9.Живыми остались только мы. Свидетельства и документы. К., 1999 – 576с. (с дарств. Надп.)

10.Кузнецов Анатолий,  Бабий Яр.  Москва, 1991,  335 с.

11.Круглов А. Хроника Холокоста в Украине. – Днепропетровск- Запорожье, 2004, 208 с.                                                   

                                                   

СЛОВАРЬ  УРОКА.

Холоко́ст: В широком смысле — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, гомосексуальных мужчин, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др...

Фаши́зм — обобщённое название крайне правых политических движений и идеологий, проповедующих форму правления диктаторского типа, характерными признаками которых называют милитаристский национализм (в широком понимании), антилиберализм...

Дискриминация (лат. discriminatio «различаю») — негативное или предвзятое отношение к человеку, или лишение его определённых прав на основании наличия какого-то признака.

Ге́тто (от итал. ghetto nuovo «новая литейная») — части крупных городов, отведенные для добровольного или принудительного проживания меньшинств, в современном мире в результате социального, правового или экономического давления.

Репре́ссия (лат. repressio) — подавление. Репрессия (психология) — защитный механизм психики. Репрессия (биохимия) — подавление синтеза ферментов цепи биосинтеза. Политические репрессии — карательные меры...

                                      Стихи о Холокосте.

Вечный Холокост

 Выше притяжения

Твой метеорит,

Жертва всесожжения

Все еще горит.

 

В это небо ржавое,

В вековой погост –

Зарево кровавое

Плещет Холокост.

 

Смотрит мир заботливый

На него с трудом.

А огонь уродливый

Тянется в мой дом.

Анни Горовиц, № 413

Боязливо, прямо скажем,

Но, не ведая про газ,

Входят женщины с младенцами

В параллельном прошлом нашем,

Завтра входят и сейчас.

Не сыграю роль туриста я.

Баня – штука не простая.

В раздевалке толкотня…

А машина серебристая

Пусть воротится пустая.

Пусть вернется без меня.

 Холокост
Анатолий Зусман
Бродят тучи над планетой,
Словно пленники в неволе.
В душном воздухе, прогретом,
Слышатся мне звуки боли.

Это души Холокоста,
Чьи разбросанные кости,
Что остались без погоста,
Стонут, просятся к нам в гости.

Просят, чтобы их согрели,
И обмыли, и одели,
И земле родной предали,
И молитву прошептали.

А в просторах неба где-то
Тихо бродят тени гетто,
Словно звездочки на небе,
Только нету с ними ребе.
Тихо, буднично и просто,
Бродят души Холокоста...

                           ФОТОМАТЕРИАЛ   ДЛЯ   МИНИ ГАЗЕТЫ



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Тема: Мы помним о Холокосте.

Ельникова Валентина Борисовна

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МКОУ «СОШ  № 14» имени Слядневой В.И.

с.Надежда. Ставропольский край. Россия

                                             План урока

Тема: Мы помним о Холокосте.
Цель:
 познакомить учащихся с темой Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов.

Задачи:

Образовательная:

-учить находить причинно-следственные связи, делать выводы, анализировать исторические материалы.

Развивающая:

-развивать навыки монологической речи;

-развивать умение выслушивать другого человека, способность к сочувствию, сопереживанию;

-развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи.

Воспитательная:

-научить защищать идеи гуманизма;

-обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.

Материалы и оборудование:

 Презентация  по теме «Холокост», раздаточный материал .

Основные понятия: Холокост, репрессии, нацизм, дискриминация, гетто.

Тип урока: проблемный урок.

         Целью Холокоста был геноцид в чистом виде— истребление народа. И не просто истребление, но истребление спланированное. Холокост был единственной в истории человечества абсолютно иррациональной войной— убийством для убийства

                                                                                                               Берл Лазар

                                                   

                                               ХОД  УРОКА:

1.Орг. момент. Учитель читает эпиграф. О чем пойдет речь на уроке? Нам предстоит ответить на некоторые вопросы: «Что такое Холокост? Какие страдания он принес еврейскому народу? Нужно ли помнить эту трагедию?

2.Работа с эпиграфом.

        Берл Лазар высказал свою точку зрения по поводу Холокоста. В процессе урока нам предстоит понять, прав ли был Берл Лазар и подтвердить его высказывание примерами.

3.Рассказ учащегося о истории Холокоста. /Презентация/

        Изучению этого феномена  «Холокост» в мировой истории после окончания войны было посвящено немало научных трудов. В них ученые мужи старались найти корни этого процесса и подвести его итоги, хотя бы примерно подсчитав количество подвергнувшихся уничтожению людей. За основу брались показания немецких военных преступников, даваемые следователям Международного трибунала, а также архивные документы нацистской Германии периода 1933-1945 гг. И хотя до сих пор не существует точного числа евреев, погибших в этой трагедии, сам  процесс большинством исследователей разделяется на 3 этапа.

1933-1940 годы – решение еврейского вопроса на территории Германии, а также занятых ею к этому моменту районов путем дискриминации и выселения.

1940-начало 1942 года – период концентрации евреев в компактных зонах проживания (как правило, в форме гетто). 1

1942-1945 – массовая ликвидация гетто путем депортации евреев в лагеря смерти, где люди подвергались умерщвлению.
        Наиболее длительный и «лояльный» по отношению к евреям был первый этап, во время которого нацисты старались не уничтожать, а выдавливать евреев из Германии, а потом и из захваченных ею стран. Это происходило путем принятия дискриминационных по отношению к ним законов, проведения различных антиеврейских акций. Существует мнение, что на первоначальном этапе само нацистское руководство пока еще не знало, что им делать с 600 тысячами евреев, проживавшими на тот момент на территории Германии, поэтому обходилось чисто административными мерами.
         Второй этап стал осуществляться после захвата Германией новых территорий: государств Центральной и Западной Европы, имевших свое еврейское население. Массово стали формироваться еврейские районы в крупных городах, именуемые «гетто» с организацией в них систем самоуправления – юденратов и полицейских формирований из числа самих евреев. Юденраты должны были заниматься жизнеобеспечением гетто, при этом выполняя все приказания германских оккупационных администраций. Полицейские формирования следили за порядком, а также иногда привлекались к конвойной службе.
        Третий этап ознаменовался массовым истреблением евреев. К этому моменту уже был запущен в действие комплекс лагерей, в задачу которых входили принятие на своей территории привозимых евреев, максимально быстрое их умерщвление и утилизация тел убитых людей. Как правило, часть заключенных евреев использовалась в качестве чернорабочих, сортируя одежду убитых, перевозя их тела в крематории для утилизации и ряда других функций. Кроме того, некоторое количество людей использовалось для медицинских опытов. Однако для большинства евреев конец жизненного пути был таким: смерть с последующим сжиганием в ближайшем крематории.

      Конец массовому истреблению евреев положило наступление союзных войск в 1944-1945, во время которого все концентрационные лагеря были освобождены, а гитлеровская Германия прекратила существование. Таким образом, был положен конец Холокосту, во время которого было истреблено порядка 6 млн. европейских евреев, а еще несколько сот тысяч были вынуждены эмигрировать в другие страны.


4. Первый этап работы в группах. Защита мини проекта - газета о Холокосте.

Класс делится на группы.  /Группам необходимо к концу урока предоставить отчет-газету. У групп имеются карандаши, фломастеры, клей, материал для газеты, стихи о Холокосте./

1 группа. Изучить источник, ответить на вопросы.

Карточка №1   Репрессии против евреев на территории Германии.

         Хронология Холокоста имеет четкие даты, представляя собой постепенный нажим на еврейское население. Началом его считается публикация книги Гитлера «Майн кампф» в 1924 году. Именно в ней были впервые сформулированы принципы превосходства немецкой нации относительно остальных народов. В дальнейшем маховик репрессий раскручивался все сильнее, по своей сути несколько напоминая средневековую гарроту – орудие для казни, медленно удушавшую людей. Вот такая хронология.

      Январь 1933 – канцлером Германии становится Адольф Гитлер. Май 1933 – массовые акции по сожжению книг еврейских авторов. Сентябрь того же года – запрет евреям на участие в культурных мероприятиях. Май 1934 – выступление Рейнхарда Гейдриха, в котором он призвал сделать Германию бесперспективной для евреев, вынуждая их к эмиграции. Июль 1934 – запрет евреям совершать смешанные с немцами браки. Январь 1935 – вступление в силу документа, согласно которому низовые структуры должны были упростить выезд евреев из страны, одновременно максимально усложняя въезд в нее в целях длительного или постоянного проживания.

Сентябрь 1935 – принятие Нюрнбергских расовых законов, согласно которым из государственных и силовых структур к 1 декабря должны были быть уволены все евреи и люди со смешанной кровью, предусматривавшие санкции вплоть до лишения гражданства для этих людей. Кроме того, арийцам запрещалось под угрозой тюремного заключения вступать в связи с евреями.

Октябрь 1938 – начало проставления в паспортах литеру «J», означавшую «Jude» – еврей. Ноябрь 1938 – волна еврейских погромов, названная «Хрустальной ночью», в ответ на провокационное убийство в Париже польским евреем Гершелем Гриншпаном секретаря германского посольства Эрнста фон Рата. Сами власти показательно дистанцировались от их проведения, однако силовикам недвусмысленно намекнули о не препятствовании проведению акциям, занимаясь охраной только немецких граждан и их собственности. В ходе погромов были убиты и ранены десятки евреев, 20 тыс. человек отправлены в тюрьмы, а также разгромлены сотни синагог и магазинов.

Сентябрь 1939 – появление на свет инструкции об организации еврейских гетто на территории оккупированной Польши и указание в дальнейшем евреям носить на рукавах одежды знак «Звезда Давида». Май 1940 – закладка концлагеря «Аушвиц» близ польского Освенцима.
         Здесь следует уточнить, что все предыдущее время нацистская верхушка искала пути быстрого избавления от излишнего количества евреев. Принуждение к эмиграции в другие страны не давало должного эффекта, так как даже из самой Германии выехало лишь около 2/3 евреев.

Выводы: Репрессии против евреев начинаются в 20-е годы ХХ века и продолжаются в 30-е годы ХХ века. Отношение к евреям ужесточаются.

-Когда был впервые сформулирован принцип превосходства немецкой нации относительно остальных народов?

-Что запрещалось евреям в 30-е гг.ХХ в. В Германии?

-Когда появились первые гетто?

2 группа. Изучить источник. Сделать выводы.

Карточка №2. Репрессии против евреев во время Второй мировой войны.

            Победы  в боях Второй мировой войны добавляли Германии территории, на которых проживали  евреи. Простые расстрелы в плане финансов и имиджа были проигрышными вариантами, поэтому был найден способ использования ядовитого газа в лагерях, специально организованных для этих целей. Закладка концлагеря «Аушвиц-Биркенау» символизировала собой техническую готовность нацистов к проведению подобной работы.
Июнь 1941 – начало войны Германии против СССР, ознаменовавшееся на первом ее этапе захватом значительных территорий.

          Июль 1941 – подписание документа об «окончательном решении еврейского вопроса», после чего на оккупированных территориях СССР начались массовые расстрелы евреев с привлечением к этому спецкоманд СС и местных коллаборационистов. Оставшиеся в живых евреи концентрировались в гетто.

          Март 1942 – начало работы газовых камер Освенцима, после чего череда закрытий гетто, во время которой произошел ряд восстаний евреев, жестоко подавленных оккупантами.
Февраль 1944 – май 1945 – наступление союзных войск с запада и востока, сопровождавшееся постепенным освобождением захваченных нацистами территорий и находящихся на них концентрационных лагерей.
Январь 1945 года – освобождение концлагеря Освенцим. 9 мая 1945 – капитуляция Германии и окончание Холокоста.

           Последний этап Холокоста ознаменовался чудовищным по своему размаху уничтожением евреев, свозимых на территорию лагерей смерти со всех концов оккупированной нацистами Европы. Остановить этот молох могло только освобождение захваченных нацистами территорий. Оно началось с контрнаступлений Красной армии, которая поначалу медленно, а потом все быстрее начала свое продвижение на запад. К лету 1944 она вышла на границы СССР и вошла на территорию Польши, Румынии, Словакии, а затем двинулась дальше, освобождая земли Югославии, Венгрии и Норвегии.

            В свою очередь с запада и юга объединенные войска коалиции США, Великобритании и Франции начали свое наступление, выдавливая оккупантов из Западной Европы. В 1945 по мере истощения сил у Германии наступление союзных войск значительно ускорилось. Это позволило освободить сотни больших и малых концлагерей, в которых в невыносимо тяжелых условиях работали и ожидали смерти миллионы заключенных, среди которых евреи составляли значительную часть. Машина Холокоста резко снизила обороты и окончательно остановилась в мае месяце после капитуляции Германии.

Выводы: Во время второй мировой войны было несколько этапов уничтожения еврейского населения в разных странах Европы…..

3 группа. Изучить источник. Сделать выводы.

Карточка №3. Холокост на территории СССР.

Илья Альтман выделяет следующие этапы в осуществлении Холокоста на территории СССР.

  1. 22 июня 1941 (нападение на СССР) — январь 1942 (Ванзейская конференция)
  2. февраль 1942 — осень 1943 (ликвидация гетто и рабочих лагерей в немецких зонах оккупации)
  3. зима 1943/1944 — осень 1944 (перевод уцелевших евреев в концлагеря и полное освобождение от евреев оккупированной территории СССР)

Ицхак Арад рассматривает три этапа в следующих интервалах

  1. 22 июня 1941 (нападение на СССР) — февраль 1942. За это время были убиты большинство евреев Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, почти все евреи восточной Белоруссии, восточной Украины и занятых немцами районов РСФСР.
  2. весна 1942 — декабрь 1942. Уничтожено большинство евреев Западной Украины и Западной Белоруссии, а также южных районов РСФСР, оккупированных летом 1942 года.
  3. январь 1943 — конец лета 1944. Уничтожение немцами оставшихся евреев на оккупированных территориях перед отступлением.

Аналогичной с Арадом периодизации придерживается также профессор Аркадий Лейзеров.

Немецкий профессор истории Петер Лонгерих выделяет также две стадии уничтожения в начале войны. В течение первых 6 недель немецкие отчёты на эту тему были посвящены еврейским погромам, инициированным немцами, но проходящим без прямого немецкого участия, а также массовым расстрелам гражданского населения — в основном, евреев-мужчин. Расстрел всех евреев без разбора, включая женщин и детей, начался с августа 1941 года.

Выводы: Историки выделяют несколько этапов Холокоста на территории СССР……

5.Второй этап работы в группах.

1 группа.  Изучить источник. Сделать выводы.

  Карточка №4 . Первый этап уничтожения еврейского населения на территории  СССР.

      Еврейское население СССР уничтожалось, как правило, непосредственно в местах его проживания т. н. айнзатцгруппами (нем. Einsatzgruppen) СС, а также украинскими и прибалтийскими коллаборационистами. Уничтожением евреев в оккупированной Одесской области занимались румынские войска  На этом этапе основным методом уничтожения евреев были массовые расстрелы. (см. Холокост в Одессе)

        Уже в конце июля 1941 г. в Каунасе были убиты немцами и их литовскими пособниками тысячи евреев; из 60 тыс. евреев Вильнюса около 45 тыс. погибли в ходе массовых расстрелов в оврагах около Понар, продолжавшихся до конца 1941 г. Волна убийств прокатилась по всей Литве.

         В Латвии в течение нескольких недель было уничтожено всё еврейское население провинциальных городов; сохранились лишь общины Даугавпилса, Риги и Лиепаи. Из тридцати трёх тысяч евреев Риги двадцать семь тысяч были убиты в конце ноября — начале декабря 1941 г. Примерно тогда же были истреблены евреи Даугавпилса и Лиепаи.

         Значительной части немногочисленного еврейского населения Эстонии, насчитывавшего в 1940 году примерно 4,5 тыс. человек, удалось избежать гибели. Так 14 июня 1941 года, всего за 8 дней до войны, примерно 500 евреев вместе с 10 тыс. эстонцев были депортированы органами НКВД в Сибирь, около 500 еврейских мужчин были мобилизованы в Красную армию или вступили в истребительные батальоны. Из оставшихся в Эстонии 3,5 тыс. евреев только около 950 человек не смогли или не захотели эвакуироваться, помня жестокость сотрудников советских силовых структур, проявленную в ходе недавней депортации, и наивно полагались на гуманизм немецких оккупационных властей. Примерно 2-2,5 тысячам эстонских евреев удалось эвакуироваться во внутренние регионы Советского Союза, чему способствовал тот факт, что немцы заняли Таллин только 28 августа 1941. 929 оставшихся в Эстонии евреев были расстреляны ещё до конца 1941 года силами прибывшей из Риги Зондеркоманды 1a (в составе Айнзатцгруппы A) под руководством штандартенфюрера СС Мартина Зандбергера. Расстрелы происходили в Таллине, Тарту и Пярну, в некоторых из них принимали участие и члены эстонской военизированной организации «Омакайтсе». Эстония была первой и единственной страной Европы, ставшей «свободной от евреев», о чём было доложено в Берлин в феврале 1942 года. По данным Международной комиссии Эстонии по расследованию преступлений против человечности, войну в Эстонии пережили не больше 12 евреев.

           В Белоруссии лишь немногим евреям удалось эвакуироваться вглубь страны. 27 июня 1941 г. в Белостоке были убиты две тысячи евреев, а спустя несколько дней — ещё несколько тысяч. В течение пяти дней около 80 тыс. евреев Минска и его окрестностей были сконцентрированы в гетто (создано 20 июля 1941 г.). До начала зимы свыше 50 тыс. человек были убиты. В первые месяцы оккупации было истреблено также большинство евреев Витебска, Гомеля, Бобруйска и Могилёва. Двенадцать из двадцати трёх гетто, созданных в Белоруссии и в оккупированных частях РСФСР (главным образом в Смоленской области), были ликвидированы до конца 1941 г., а ещё шесть — в первые месяцы 1942 г.

          На Западной Украине немцы, украинские националисты и население устроили погромы уже в конце июня — начале июля 1941 г  Во Львове 30 июня — 3 июля в ходе погрома было убито четыре тысячи евреев, а 25—27 июля — около двух тысяч. Спустя несколько дней после захвата немцами Луцка там было убито две тысячи евреев; из двадцати семи тысяч евреев Ровно двадцать одна тысяча была убита в ноябре 1941 г.

           Евреи центральной и восточной Украины, которым не удалось эвакуироваться до прихода немцев, попали в руки нацистов и разделили участь еврейского населения восточноевропейских областей (см., например, Бабий Яр в Киеве, Богдановка в Николаевской области, Дробицкий яр в Харькове). Стремительное наступление немецких войск на восток и оккупация ими обширных территорий СССР привели к тому, что под власть нацистов попала часть евреев, сумевших эвакуироваться из западных районов страны в начале военных действий. Их постигла общая участь еврейского населения оккупированных территорий (например, в 1942 г. на Кубани). Многие общины Украины были уничтожены бесследно. Из семидесяти еврейских центров довоенной Украины, судьба которых известна, 43 были уничтожены ещё в 1941 г., а остальные — до середины 1942 г.

Выводы: На территории СССР в первый период Великой Отечественной войны уничтожено было много евреев на территории Литвы, Эстонии, Белоруссии, Украины.

2 группа. Изучить источник. Ответить на вопросы.  

Карточка №5. Второй этап уничтожения еврейского населения на территории  СССР.

       Убийства евреев Юга России и Северного Кавказа начались летом 1942 года после оккупации нацистами этих регионов. 23 июля 1942 года произошло массовое убийство евреев Ростова-на Дону в Змиёвской балке. Около 1100 евреев были убиты в Воронежской области, которая была частично оккупирована нацистами в ходе летнего наступления в 1942 году. В самом Воронеже, в котором накануне войны проживали более 8500 евреев, большинство из них не успели эвакуироваться или переправиться на контролируемый советскими войсками левый берег реки Воронеж, и были расстреляны нацистами 10 августа 1942 года. Всего на территории трёх автономных республик, двух краёв и трёх областей РСФСР, оккупированных летом-осенью 1942 года, погибло около 70 000 евреев.

К весне 1943 года только айнзат группами было убито 1,25 млн евреев, а также сотни тысяч представителей других национальностей.

-Когда начались убийства евреев на Северном Кавказе?

-Как называлось место  убийства евреев в Ростове – на Дону?

-Сколько евреев погибло летом-осенью 1942 г.?

3 группа. Изучить источник. Ответить на вопросы.

 Карточка №6. Уничтожение еврейского населения на территории Ставропольского края.

         Ставропольский край считается самой большой братской могилой эвакуированных евреев на Юге России. В 2019 году в рамках программы уже был установлен один из запланированных здесь памятников — в станице Григорополисская.

      Станица находилась под немецкой оккупацией около полугода. Солдаты вермахта появились здесь 3 августа 1942-го. Беженцев, в спешном порядке уходивших в направлении Кизляра, расстреливали с воздуха, ловили и отправляли обратно. Своих пленников немцы разместили во дворе коррекционной школы, огородив по всему периметру партами и несколькими рядами колючей проволоки.

        Из пленных отобрали евреев — 53 человека. Их поместили в отдельную загородку из парт и поставили стенд с надписью Juden. Там их держали несколько дней без пищи и воды, а затем отвезли к большой балке (балкой и яром на юге России называют большой овраг. ), где расстреляли. 

       Оставшимся в станице евреям суждено было прожить еще пару месяцев. Как вспоминает жительница станицы Татьяна Семенюкова, которой тогда было 15 лет, к ним часто приходила одна еврейка: «Она покупала для своих детей литр молока. Больше она купить не могла, она была очень бедная. Евреи все были бедные, истощенные, всегда голодные, жили и работали они в колхозной конюшне. Однажды эта еврейка пришла к нам и спросила, не могли ли бы мы спрятать у нас на чердаке ее дочку, чтобы спасти девочку. Моя мама фашистов очень боялась, но все равно согласилась. Она все подготовила на чердаке».

        В ночь на 13 октября 1942 года были арестованы более 150 евреев. Мужчин среди них почти не было, в основном женщины с детьми в возрасте от пяти до четырнадцати лет.

        Описание ареста приведено в архивной справке: «Арест производился полицейскими, которые со списком в руках проводили облаву по квартирам. Всех арестованных привели в школу <...> и поместили в небольшую учительскую комнату <...> Утром на рассвете 13 октября приехал начальник районной полиции Сапунов Петр и атаман станицы Буланкин, проверили документы, после чего всех погрузили в автомашину, вывезли к лесу, к яру, находящемуся на территории колхоза "Правда" — недалеко от недостроенной больницы. Сбрасывали людей в яр предатели, изменники Родины в немецкой форме, а сидевший на обрыве-яру немец, расстреливал из автомата <...>». 

     Некоторых раненых добивать не стали, а просто закидали землей. По воспоминаниям оставшихся немногих очевидцев, земля еще неделю шевелилась. Но помочь было невозможно — днем и ночью балку охраняли. 

      После войны в станице стали называть эту балку Еврейским яром. В начале 1960-х годов игравшие здесь дети находили кости и черепа. У многих черепов не хватало зубов: возможно, раньше у них были золотые зубы, а потом их вырвали. Находили истлевшую одежду и совсем крошечную детскую обувь. 

         Еще несколько лет назад на этом месте была свалка и отсутствовали какие-либо памятные знаки трагедии. Теперь же стоит гранитный монумент с именами расстрелянных, к которому люди приносят цветы и — по еврейской традиции — камешки.

-О чем рассказывает архивная справка?

-Где установлен памятник погибшим евреям?

6. Общие выводы по теме /дети делают вместе с учителем/:  Мы не должны забывать о страшной трагедии, которая не должна повториться. Холокост представлял собой ужасное и непростительное преступление против еврейского народа, преступление против человечности, которое не может быть принято человечеством.

       С 2009 года вместе с фондом евангельских христиан России «Эвен Эзер», Центром «Холокост», региональными еврейскими общинами, местными активистами и краеведами РЕК работает  программа «Вернуть достоинство». С тех пор в России на местах массовых казней и захоронений евреев в годы войны открыли более восьмидесяти памятников. В рамках проекта также ведется восстановление имен и поиск новых мест захоронений.

      До конца 2020 года в разных регионах России планируется установить около двадцати монументов. Мемориалы, памятники и стелы с именами жертв Холокоста появятся в Белгородской, Брянской, Волгоградской, Ростовской областях, а также в Ставропольском крае, где особенно много таких захоронений.

7. Третий этап работы в группах. Закрепление изученного материала. Защита мини проекта-газеты о Холокосте. «НЕТ НАЦИЗМУ», «МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ», «ХОЛОКОСТ-ТРАГЕДИЯ ХХ ВЕКА». / Используются стихи разных авторов. Фотоматериалы/

8. Рефлексия.

 -Что такое Холокост?

-Какие страдания он принес еврейскому народу?

-Нужно  ли помнить эту трагедию?

-Прав ли был  Берл Лазар, когда писал, что целью Холокоста был геноцид в чистом виде—это истребление народа?

9.Домашнее задание. Написать доклад о памятниках жертвам Холокоста.

                                                                ЛИТЕРАТУРА:

1.Альтман И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941-1945гг. М., 2002

2.Альтман А., Гербер А., Полторак Д. История Холокоста на территории СССР.  М., 2001, 80 с.

3.Ицхак Арад Холокауст. Катастрофа европейского еврейства (1933-1945). Иерусалим 1990, 165 с.

4.Арсен Б.С. Моя горькая правда. Я и  Холокост на Прикарпатье., 2004. – 380 с.

5.Бабий Яр: человек, власть, история. Кн.1. Историческая топография. Хронология событий. - К.: Внешторгиздат Украины, 2005, 597 с.

6.В  огне катастрофы (ШОА) на Украине. Свидетельства и документы. , 1998 – 284 с.

7.Гефтер Михаил,  Эхо Холокоста. Москва, 1995, 290 с.

8.Елисаветский С. История еврейского народа. Курс лекций. Киев, 2001,  432 с.

9.Живыми остались только мы. Свидетельства и документы. К., 1999 – 576с. (с дарств. Надп.)

10.Кузнецов Анатолий,  Бабий Яр.  Москва, 1991,  335 с.

11.Круглов А. Хроника Холокоста в Украине. – Днепропетровск- Запорожье, 2004, 208 с.                                                   

                                                   

СЛОВАРЬ  УРОКА.

Холоко́ст: В широком смысле — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, гомосексуальных мужчин, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др...

Фаши́зм — обобщённое название крайне правых политических движений и идеологий, проповедующих форму правления диктаторского типа, характерными признаками которых называют милитаристский национализм (в широком понимании), антилиберализм...

Дискриминация (лат. discriminatio «различаю») — негативное или предвзятое отношение к человеку, или лишение его определённых прав на основании наличия какого-то признака.

Ге́тто (от итал. ghetto nuovo «новая литейная») — части крупных городов, отведенные для добровольного или принудительного проживания меньшинств, в современном мире в результате социального, правового или экономического давления.

Репре́ссия (лат. repressio) — подавление. Репрессия (психология) — защитный механизм психики. Репрессия (биохимия) — подавление синтеза ферментов цепи биосинтеза. Политические репрессии — карательные меры...

                                      Стихи о Холокосте.

Вечный Холокост

 Выше притяжения

Твой метеорит,

Жертва всесожжения

Все еще горит.

 

В это небо ржавое,

В вековой погост –

Зарево кровавое

Плещет Холокост.

 

Смотрит мир заботливый

На него с трудом.

А огонь уродливый

Тянется в мой дом.

Анни Горовиц, № 413

Боязливо, прямо скажем,

Но, не ведая про газ,

Входят женщины с младенцами

В параллельном прошлом нашем,

Завтра входят и сейчас.

Не сыграю роль туриста я.

Баня – штука не простая.

В раздевалке толкотня…

А машина серебристая

Пусть воротится пустая.

Пусть вернется без меня.

 Холокост
Анатолий Зусман
Бродят тучи над планетой,
Словно пленники в неволе.
В душном воздухе, прогретом,
Слышатся мне звуки боли.

Это души Холокоста,
Чьи разбросанные кости,
Что остались без погоста,
Стонут, просятся к нам в гости.

Просят, чтобы их согрели,
И обмыли, и одели,
И земле родной предали,
И молитву прошептали.

А в просторах неба где-то
Тихо бродят тени гетто,
Словно звездочки на небе,
Только нету с ними ребе.
Тихо, буднично и просто,
Бродят души Холокоста...

                           ФОТОМАТЕРИАЛ   ДЛЯ   МИНИ ГАЗЕТЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План План проведения педагогических измерений показателей здоровья школьников.

Цель: воспитания у школьников потребности заниматься физической культурой и спортом, вести здоровый образ жизни, а также повышение заинтересованности в сохранении и укреплении здоровья. Зад...

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)

Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...

Бизнес-план. Основные разделы бизнес-плана.

Образовательная программа:  Программа среднего (полного) общего образования по технологии  (базовый уровень). Составлена на основе федерального  компонента государственного  станда...