Разработка урока по теме "Олимпийские игры в Древней Греции" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Ложкин Степан Николаевич

конспект открытого урока с применением ИКТ и VR

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiyskie_igry.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по истории Древнего мира

Ложкин Степан Николаевич, учитель истории и обществознания

Тема урока: Олимпийские игры в Древней Греции

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование исторического сознания и исторического стиля мышления школьников через осмысление истории зарождения Олимпийских игр в древности и их значения для современности

Программное содержание: Зарождение и значение Олимпийских игр, их общегреческий характер. Подготовка атлетов к Играм. Порядок проведения. Виды состязаний. Награждение победителей. Легенды о знаменитых атлетах древности.

Основная идея урока: Спорт – это вестник мира. Именно спорт объединяет людей всех стран на современных Олимпийских играх.

Основные образовательные результаты:

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Технология обучения: объяснительно-иллюстративная

Форма урока: традиционная, с применением ИКТ (VR)

Основные понятия: стадий, стадион, атлет, ипподром

Основные даты: 776 г. до н.э. – начало Олимпийских игр

Имена исторических деятелей: Пьер де Кубертен

План изучения нового материала:

  1. История возникновения  Олимпийских игр.
  2. Организация и проведение олимпиады.
  3. Знаменитые атлеты.
  4. Современные Олимпийские игры.

Оборудование урока: карта «Образование греческих колоний в VIII-VI вв. до н.э.»; мультимедийная презентация; «1С: Образовательная коллекция. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». Учебное издание на электронном носителе (урок проводится в компьютерном классе), смартфоны, VR-очки.

Мизансцена урока: традиционная

Оформление доски: на доске дата, тема и главный вопрос урока, основные даты и понятия, в правом верхнем углу Д/З (§33, написать рассказ от имени участника или зрителя Олимпийских игр)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и  работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня плодотворной работы, быть внимательными   и активными.

На столах: учебник, тетрадь, письменные принадлежности

II. Мотивирование к учебной деятельности

Тему нашего урока вы постараетесь сформулировать сами. Для этого я покажу несколько слайдов, которые помогут вам это сделать.

- Ребята, о каком событии, произошедшем в нашей стране, нам рассказывают изображения на слайде?

- А что изображено на этом слайде?

- А это что за цветные колечки?

- Конечно,  это символ Олимпийских игр.

Это символ современных олимпийских игр, они бывают зимние и летние, проводятся раз в четыре года. В нашей стране Зимние Олимпийские игры прошли с 7 по 23 февраля 2014  г. – это огромная честь для любого государства. Россий заняла первое место в мире по количеству медалей, полученных во время этой олимпиады.

- О чем нам может говорить то, что на древнегреческой амфоре изображены бегуны? Как это может быть связано с Олимпийскими играми?

- Олимпийские игры действительно проходили в Древней Греции. Именно Древняя Греция является родиной Олимпийских  игр. Сейчас, я думаю, вы готовы назвать тему нашего урока.

-Запишите число и тему урока в тетрадь.

Слайды

- Зимние олимпийские игры в Сочи 2014 г.

Слайд

- Это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны.

- Что Олимпийские игры могли проходить в Древней Греции.

Формулировка темы:

«Олимпийские игры в Древней Греции»

Запись в тетрадь

III. Постановка цели и задач урока.

- Тему мы сформулировали. А теперь попробуем определить цель урока. О чем сегодня мы должны получить общее представление?

Для этого мы поставим перед собой задачи, т.е. подробнее попробуем назвать, о чем мы должны узнать сегодня. Как вы думаете, о чем?

- История возникновения Олимпийских игр;

- Организация и проведение олимпиады;

- Знаменитые атлеты.

Кроме того, в конце урока, нам нужно будет ответить на вопрос:

 – В  чем значение Олимпийских игр для древних греков и современного человечества?

Фронтально

- О том, как проходили   Олимпийские игры

в Древней Греции

- предположения обучающихся

Слайд

Запись главного вопроса в тетрадь

IV. Первичное усвоение новых знаний.

  1. История возникновения Олимпийских игр

Рассказ учителя

Древние греки очень любили и почитали Олимпийские игры. Они проводились один раз в четыре года в самый разгар лета. В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

- Какие сведения об олимпийских играх мы можем получить из этого призыва?

- Правильно, во время проведения олимпийских игр запрещалось воевать, т.е. объявлялся Священный мир. Нарушителей отстраняли от игр, наказывали штрафами – 2 мины серебра (54 кг). Кроме того, греки считали, что боги насылают на нарушителей проклятья. Дороги, морские и сухопутные, становились безопасными.

Олимпийские игры проводились в маленьком городке, который назывался Олимпия!

Ученые смогли реконструировать (восстановить) вид этого древнегреческого городка.

Показ по карте

- Посмотрите на карту на слайде и откройте карту на с. 115 учебника.

- Вспомните, на каком полуострове были расположены города-государства Древней Греции?

- Посмотрите на легенду карты, каким цветом обозначена территория Греции к 8 веку до н.э.?

- А что означают красные стрелки?

- Где основывали свои колонии древние греки?

- Как обозначен на карте городок Олимпия?

- Греки проживали на огромной территории, считали ли они себя единым народом? Как называли они своё государство?

В Олимпию приезжали эллины из всех уголков Балканской Греции, с островов Эгейского моря, из Греческих городов Малой Азии, даже из колоний. Посмотрите, какое огромное расстояние приходилось преодолевать древним грекам, чтобы попасть на Олимпийские игры. О чем это говорит?

Работа с датами

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э.

Отметьте дату проведения первых олимпийских игр на линии времени. Сколько лет прошло с момента проведения первых Олимпийских игр? Как мы можем это посчитать?

То, что первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э. достоверно известно, а вот о причинах возникновения олимпийских игр в древности немало легенд.

Чтение документа

Познакомимся с одним из мифом об основании Олимпийских игр.

Анализ содержания Мифа об основании Олимпийских игр

Вспомните, что такое миф? (Древнее народное сказание о героях, богах, явлениях природы или недостоверный рассказ, выдумка, легенда). Познакомившись с содержанием этого мифа, можем ли мы утверждать, что именно так возникли олимпийские игры?

Какую достоверную информацию мы можем почерпнуть из его содержания?

- Мы узнали, где проходили Олимпийские игры,

в каком году проведены первые Игры, кому они были посвящены.

Словарная работа

Для того, чтобы продолжить знакомство с историей Олимпийских игр, вам нужно узнать определения  новых понятий.

У вас на партах лежат исторические словарики. Посмотрите ребята, какие понятия нам встретятся и что они означают.

По этим словарикам дома нужно будет выучить определения понятий.

2. Организация и проведение олимпиады.

- Как же они готовились к Олимпийским играм? Вы узнаете об этом, работая в парах с текстом учебника. Вам нужно найти ответы на вопросы, указанные на слайде. Две пары, которые правильно справятся быстрее всех, получат «5».

- Кто имел право участвовать в состязаниях?

- Кому запрещалось присутствовать на играх? Как за это могли наказать?

- Сколько времени и где проходили тренировки атлетов?

- Какие люди обычно становились участниками Игр?

Так, как мы знакомимся с Олимпийскими играми, поиграем в игру: «Ипподром» (играющие имитируют слова учителя)

Учитель:

- Кони выходят на старт! (ученики имитируют топот копыт, ударяя себя по коленям ладонями, попеременно то левой, то правой)

- На старт! Внимание! Марш! (ученики постепенно убыстряют «бег», с большей частотой ударяя себя по коленям)

-Бежим по мостовой! (ученики попеременно ударяют себя кулаками по ключицам)

-Бежим по траве! (ученики трут ладонью о ладонь)

- По болоту! (ученики складывают ладони в замочек и ударяют ладонью о ладонь)

-Скоро финиш! (ученики убыстряют чередование ударов по коленям).
- Финиш! (ученики вытирают пот).

Да не легко было атлетам!

- И вот, наконец, олимпийские игры открываются. Они продолжались пять незабываемых дней.

Что происходило в эти дни, вы выясните, работая в группах.

Для этого вам нужно будет построить ответ своей группы по плану:

  1. События 1-го дня.
  2. Виды состязаний во 2,3,4 дни.
  3. События 5-го дня.

Для представления результатов работы группы выберете одного человека.

Две группы, справившиеся первыми, получат «5».

Обобщение: Олимпийские игры продолжались 5 дней. В 1-й день приносили жертвы богам, 3 дня проходили состязания, на 5-й день награждали победителей.

3. Знаменитые атлеты

Слово учителя

Сохранились легендарные рассказы о самых знаменитых атлетах. Познакомимся с ними.

Обобщение: Лучшие атлеты Древней Греции участвовали в состязаниях восьми, а то и девяти олимпийских игр. Они рассматривали состязания как подготовку к войне, а войну, как подготовку к состязаниям.

- Древние греки не принимали девиз «главное не победа, главное участие», на Олимпийские игры они шли побеждать.

- Как же встречали победителей в родном городе?

Для этого индивидуально прочитайте пункт 5 «Возвращение в родной город» и ответьте на этот вопрос».

- Вспомните главный вопрос урока. Какое значение имели Олимпийские игры для Древних греков?

4.Современные Олимпийские игры

Рассказ учителя

Олимпийские игры непрерывно проводились до 394 г. н.э., когда римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры. Как вы думаете, почему  император другой страны мог запретить греческие игры? И почему он это сделал?

Дело в том, что во II веке до н.э. Рим завоевал Грецию. В первое время Олимпийские игры сохранялись. Когда в Риме появилась новая религия – христианство, Олимпийские игры, посвященные языческим богам, запретили. И все же Олимпийские игры яркой звездой горели в памяти человечества. Свет этой звезды прошел века и вспыхнул с новой силой. Ребята, кто знает когда и по чьей инициативе возобновились Олимпийские игры?

Это был Пьер де Кубертен. Именно он предложил в 1894 г. проводить Олимпийские игры. Первые современные олимпийские игры состоялись в 1896 г. в Греции в г. Афины. И с тех пор каждые 4 года зажигается священный огонь в Олимпии, а затем по эстафете передается на место проведения игр. - Таким образом, слава об Олимпийских играх и выдающихся атлетах пережила века.

Пьер де Кубертен написал «Оду спорту», т.е. хвалебную песнь. Фраза из этой оды стала знаменитой. Эта фраза: «О, спорт! Ты – мир!» Именно эта фраза и раскрывает значение Олимпийских игр.

Вернёмся к главному вопросу урока и попробуем ответить на него.

– В чем значение Олимпийских игр для древних греков и современного человечества?

Ну и главное, это проведение игр в Сочи в 2014 году. С помощью современных технологий, мы с вами можем окунуться в атмосферу прошедших игр в России.

- Что проводились игры в Олимпии, что объявлялся Священный мир

Слайд

Слайд

Слайд

- Балканском п-ве

- Красным

- Направление греческой колонизации

- На побережье Средиземного и Черного морей

- Звездочкой

- Эллада

-Греки любили и почитали Олимпийские игры

Слайд

Запись в тетрадь:

776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры

Работа с линией времени в тетради

Учебник § 33, с. 159

Громкое сплошное чтение (1обучающийся)

Фронтально высказывают предположения

- Олимпийские игры посвящались богу Олимпа – Зевсу

Словарная работа

Атлет

Ипподром

Стадион

Работа в парах

Слайд с заданием

Физминутка

Работа в группах

Слайд с заданием

Представление результатов работы групп

Сообщение учащихся о знаменитых атлетах Милоне, Полидаме и Феагене (в рамках учебника)

Индивидуально

- Все горожане выходили навстречу, ставили статую и до конца жизни кормили бесплатными обедами

- Олимпийские игры помогали развивать силу, ловкость, хорошее физическое состояние. Позволяли древним грекам регулярно встречаться, дружить. Греки любили спорт за то, что он возвышает, облагораживает душу.

Фронтально высказывают предположения

Слады с изображением Пьера де Кубертена, Олимпийских игр в Афинах

Фронтально высказывают предположения

Фронтально

- Спорт – это вестник мира. Именно спорт объединял греков на древних играх и объединяет  людей всех стран на современных Олимпийских играх.

Использование VR технологии для просмотра кадров с олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

V.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Вернёмся к задачам урока.

Повторительно-обобщающая беседа

– В каком городе Древней Греции проводились Олимпийские игры? (Олимпия)

– В каком году проведены самые первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э.)

– Кто мог участвовать в Олимпийских играх? (Свободные и состоятельные греки – мужчины)

– Сколько дней проводились Олимпийские игры? (5 дней)

– Какие состязания включались в программу Игр? (пятиборье, кулачные бои, гонки на колесницах)

– О каких самых знаменитых атлетах сохранились легендарные рассказы? (Милон, Полидам, Феаген)

– Благодаря кому стали проводиться современные Олимпийские игры? (благодаря французскому общественному деятелю Пьеру де Кубертену)

– В каком году и где были проведены первые Олимпийские игры современности? (1896 г. в греческом городе Афины)

– В чем значение Олимпийских игр для древних греков и современного человечества?

Смогли мы достичь цели урока?

Фронтально отвечают на вопросы

VI.Рефлексия

- Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Для этого продолжите любую из предложенных на слайде фраз:

сегодня я узнал…  было интересно…

было трудно…   я понял, что… меня удивило…

- Надеюсь, вы будете стремиться заниматься спортом, и даже если не станете участником Олимпийских игр, то улучшите свое здоровье

По желанию продолжают фразы

V. Домашнее задание

§ 33, написать рассказ  от имени участника или зрителя Олимпийских игр в Древней Греции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.

Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные  уроки, домашние  задания, котор...

Методическая разработка урока. Учебно-деловая игра «Автопробег»

Повторительно-обобщающий урок по теме «Законы взаимодействия и движения тел». Используются  игровые и здоровьесберегающие образовательные технологии. Урок проводится с целью обобщения и закреплен...

Методическая разработка урока по истории на тему: "Древнейший Рим"

Сформировать преставление о Древнем Риме, как об одном из госудасртв Древнего мира...

Методическая разработка урока музыки "Обряды и традиции Древней Руси"

Учитель музыки Белова А.В.Тема:  «Обряды и традиции  Древней Руси»Подтема: «Рождественские посиделки»  Цель: создать  условия  для  ознакомления с древнерусской музы...

Разработка урока истории по теме "Искусство Древнего Египта"

Технологическая карта урока "Искусство Древнего Египта" по ФГОС. Можно использовать как разработку открытого урока...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-КОНКУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ И СРЕДНЕВЕКОВУЮ РОССИЮ»

Предлагаемая разработка позволяет на основе организации групповой работы проконтролировать усвоение материала тем IV; VII; VIII программы курса Истории для СПО. Способствует закреплению сложившиеся у ...