Конспект урока Фашистская диктатура в Германии (1933-1939 гг.). Идеология германского фашизма.
план-конспект урока по истории (9, 10 класс)

Баянова Анастасия Александровна

разработка урока по Всеобщей истории для 9 и 10 класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по Новейшей истории зарубежных стран XX века

в 9 классе

Тема урока: Фашистская диктатура в Германии (1933-1939 гг.). Идеология германского фашизма.

Программное содержание: Адольф Гитлер, причины зарождения немецкого фашизма, идеологические составляющие немецкого фашизма, приход фашистов к власти.

Цель урока: формирование исторического сознания и исторического мышления на основе глубокого осмысления причин и особенностей становления фашистской диктатуры в Германии.

Образовательные результаты. По окончанию изучения данной темы учащийся:

  • Дает определения основным понятиям;
  • Характеризует личность Адольфа Гитлера и его приближенных;
  • Анализирует причины возникновения фашизма;
  • Соотносит основные даты и события;
  • Дает собственную оценку причинам возникновения фашизма в Германии и идеологическим особенностям данного режима.
  • Дает оценку последствиям воцарения фашистского режима в Германии.

Мировоззренческая идея урока: Даже самый противоречивый по идеологии режим может стать популярным и господствующим в стране, если во главе данной идеологии стоит харизматический лидер, а народ расположен к ведению политики в фашистском ключе.

Основные даты: 30 января 1933 – назначение Гитлера рейхсканцлером; 2 августа 1934 – Адольф Гитлер становится главой государства; 1936-1939 – участие Германии в гражданской войне в Испании; 1939 – оккупация Чехословакии и Польши.

Имена исторических деятелей: Адольф Гитлер, Пауль фон Гинденбург, Бенито Муссолини.

Географические объекты: Германия, Чехословакия, Польша, Италия.

Основные понятия: рейхсканцлер, фюрер, фашизм, экспансия.

План изучения нового материала:

  1. Зарождение немецкого фашизма и приход Гитлера к власти.
  2. Основы фашистского режима
  3. Причины популярности фашистского режима.
  4. Внутренняя политика фашистской Германии
  5. Внешняя политика страны и начало экспансии

Тип урока: комбинированный

Форма урока: групповое сотрудничество

Технология: ИКТ

Оборудование урока: учебник (Загладин Н. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников), интерактивная доска, проектор, ноутбук, тестовые задания, фрагмент из фильма «Обыкновенный фашизм», текстовые фрагменты и документы.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I

1.

2.

3.

4.

     5.

Организационный момент.

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Отметка отсутствующих

Форма работы на уроке

-Сегодня на уроке вы будете работать в группах с тестовыми заданиями и презентацией.

Психологический настрой урока

Стоя

Учебник,

тетрадь, дневник

Перекличка

II.

1.

2.

Водный этап

Создание проблемной ситуации

Коллективная дискуссия(10 мин.)

Историки и социологи по всему миру пытаются выяснить, почему в Германии фашистская партия пришла к власти, а идеология имела такое сильное давление на массы.  При изучении феномена фашизма кажется порой невероятным, что народы, давшие миру Данте, Гете, Гуттенберга, смогли породить фашизм. Почему из группы маргиналов нацисты всего за десять лет сумели стать единственной правящей партией? Каким образом фашизм сумел заручиться безоговорочной поддержкой как трудящихся масс, так и армии, буржуазии, интеллектуалов? Из-за чего столь прекрасно организованные партии центра и левого крыла (прежде всего марксисты: коммунисты и социал-демократы) оказались бессильными перед лицом чернорубашечников?

Постановка учебной задачи:

За самое короткое время, что фашистская партия находилась у власти, Адольфу Гитлеру удалось развязать самую кровопролитную войну за последние сто лет. При этом, диктатору удалось убедить массы в необходимости истребления евреев, цыган, русских, в необходимости ведения жестоких военных действий. Итак, изучив особенности и основы фашистской идеологии, мы попробуем выяснить, причины возникновения фашизма в Германии и последствия существования данного режима для всего мира.

Фронтально высказывают предположения

III.

Основной этап

Класс делится на 4 е группы. Каждая группа получает задание, на выполнение отводиться 10 минут. По окончанию выполнения заданий проводиться сравнение полученных результатов с готовыми ответами в презентации.

Практическая работа в группе (10 мин)

1 группа – Как повлияли итоги 1 мировой войны на развитие и положение Германии? Какие настроения по поводу Версальского мира преобладали в Германии? В чем непрочность Версальско-Вашингтонской системы? (Приложение 1)

2 группа. - Какое влияние оказал мировой экономический кризис на Германию? (Приложение 2)

3 группа. - в чем причины роста популярности нацистской партии? Какие лозунги она использовала для прихода к власти и завоевания поддержки народа? (Приложение 3)

4 группа. - Какие методы использовали фашисты? Какие группы населения их поддерживали? Почему?

(Приложение 4)

Работа с презентацией.

Слайд 1. (группа 1)

Итоги Первой мировой войны

Слайд 2(группа 2)

Влияние экономического кризиса на политику Германии.

Слайд 3. (группа 3)

Становление и рост популярности  НСДАП

Слайд 3 (группа 4)

Методы борьбы НСДАП с оппозицией и врагами

Группы делают собственные выводы после сравнения. Находят ошибки и исправляют их.

 Слайд 4 

Важные даты, свидетельствующие о подъеме фашистского режима.

30 января 1933 – назначение Адольфа Гитлера рейхсканцлером;

2 августа 1934 – смерть президента Гинденбурга и переход президентских полномочий к Адольфу Гитлеру;

15 сентября 1935 – принятие Нюрнбергский расовых законов, которые лишали евреев Гражданских прав;

Март 1938 – аннексированные Австрии;

Осень 1938 – аннексированные Чехословакии

Слайд 2. Хрустальная ночь или начало истребления евреев.

Дискуссия на основе иллюстраций (Приложение 5) и рассказа учителя.

Хрустальная ночь – очень важное событие, которое свидетельствует о притеснении евреев и полном уничтожении их гражданственных прав. Хрустальная ночь состоялась 9 ноября 1938 года и была связана с убийством Эрнеста фом Рата евреем Гершелем Гриншпаном. За одну ночь было разрушено несколько сотен еврейских магазинов и домов. Правительство в лице местной полиции никак не помогало евреям.

Зачем Гитлеру и его партии была необходима «Хрустальная ночь»? Почему было принято решение не помогать евреям в данной ситуации? Означало ли данное явление будущее притеснение и убийство евреев, которое получило название Холокост?

Работа с фильмом Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Просмотр фрагмента картины и дискуссия по материалу.

Учитель организует дискуссию по вопросам: Чем грозит миру фашизм? Как он влияет на человека? Почему в Германии к власти пришли именно фашисты? Какие последствия данного явления можно назвать?

Работа в группах по 7человек.

Выполняют   задания (Приложение 1,2,3,4)

Группы сравнивают свои ответы с ответами на слайдах.

Запись в тетрадь

Просмотр иллюстраций (Приложение 5), дискуссия по теме, высказывание своей точки зрения.

Принимают участие в дискуссии.

    IV.

Заключительный этап

Составление таблицы «Причины возникновения и последствия немецкого фашизма»

Причины возникновения фашизма

Последствия фашистского режима

Несправедливые условия Версальского мира

Развитие национализма,

Возникновение

идеи реванша перед другими европейскими государствами

Экономический кризис в стране, падение уровня жизни

Экономические трудности после начала Второй мировой войны,

Возникновение постепенного недоверия к правительству.

Поддержка крупного капитала

Создание штурмовых отрядов,

Использование методов, не соотносящихся с парламентскими решениями

Подъем национального статуса немцев, арийской расы

Массовые истребления евреев, цыган, русских.

Создание многочисленных концлагерей.

Унижение людей по расовому признаку

Недооценка европейскими странами угрозы фашизма

Начало Второй Мировой войны,

Миллионные жертвы,

Общемировой кризис на фоне серьезной военной угрозы.

Переносят таблицу в тетрадь

V.

Подведение итогов урока

Оценка деятельности

Выставление отметок

Приложение 1.

 Задание для группы №1.

1 задание

 Прочитайте мнения ученых и историков о Версальском мирном договоре.

-почему Германия считала условия договора не справедливыми?

- могли ли условия договора стать причиной для установления фашистского режима?

-можно ли было мирным способом выйти из сложившейся ситуации?

Дополнительный материл для группы № 1

Мнения и суждения о Версальском мирном договоре:

«По решениям Парижской конференции 1919 года Франция вернула себе Эльзас и Лотарингию, присоединенные к Германии после франко-прусской войны 1870 -1871 гг. Район Саара, богатый углем, был выведен из-под юрисдикции Германии, его судьбу предстояло решать референдуму. Колонии Германии были переданы под контроль Лиги наций, которая передала мандаты на управление ими странам Антанты. Округа Эйпен и Мальмеди передавались Бельгии. Северный Шлезвиг получала Дания, часть Силезии была отдана Чехословакии, Данциг был отдан под контроль Лиги Наций. От Германии в пользу Польши были отторгнуты территории с преобладающим немецким населением. Германия была признана виновной в развязывании войны, В 1921 году была определена сумма репараций в 132млрд. марок и срок ее возмещения - 50 лет. Условия Версальского мира представлялись многим немцам несправедливыми. Вопрос о размерах и порядке выплаты контрибуции оставался спорным. В 1921 году после отказа Германии выплатить Франции 228 млрд. марок золотом, она оккупировала Рурский угольный бассейн. В ходе переговоров сума репараций была уменьшена, но Германия не смогла в срок внести платежи. В ответ французы в 1923 году вновь оккупировали Рур, что развалило германскую экономику, вызвало катастрофическую инфляцию. В марте 1922 года один доллар США стоил 670 марок, а в августе – 4500 марок, в ноябре 1923 года – 4,2 биллиона марок».


Дж. Кейнс.

Одним из самых существенных недостатков Версальского мирного договора явилось отсутствие в нем точной суммы репарационных платежей. В странах Антанты господствовала установка: «Боши заплатят за все». Разоренная же войной германская экономика была не способна осуществить эти платежи. Сумма же выплат оказалась столь высокой, что германское правительство объявило по выплатам дефолт. Постоянные недоимки, нарушения графика погашения репараций, а затем и почти полное прекращение этих выплат Германией привели к Саарскому кризису 1924 года. Тогда недовольное французское правительство ввело в Саарскую область войска, что натолкнулось на полное непонимание и осуждение мирового сообщества, а в Германии привело к возникновению стихийного протеста и забастовкам на шахтах. 

Приложение 2

Задание для группы №2

Работа с информацией о Мировом экономическом кризисе.

Прочитать информацию о Мировом экономическом кризисе и дать ответы на вопросы.

  1. Мог ли кризис стать причиной для установления фашистского режима?
  2. Какое влияние кризис оказал на Германию?
  3. Смогла ли страна справиться с кризисом без установления диктатуры?

Мировой экономический кризис 1929-1932 годов с особой силой ударил по Германии,

экономика, которой еще не оправилась от потрясений послевоенного периода, несла бремя репараций. Таким образом, разрушительные последствия мирового кризиса для экономики Германии были катастрофическими. Промышленное производство сократилось почти наполовину, сельскохозяйственное — на 31 %. Доля Германии в мировом промышленном производстве снизилась с 14, 6 % в 1928 г. до 8, 9 % в 1932 г. Экспорт Германии сократился на 58 %. Кризис разорил сотни тысяч мелких промышленников и торговцев. Число полностью безработных, по официальным данным, достигло в 1932 году 5,6 млн. человек. Лишь треть немецких рабочих имела полную рабочую неделю. В разгар кризиса немецкая промышленность была загружена только на 35, 7 %. Средненедельная заработная плата немецких рабочих в 1932 году была на 47 % меньше, чем в 1929 г. Германия превращалась в страну нищеты, безработицы, хронического недоедания, безысходности и отчаяния для миллионов людей. Историки сходятся во мнении, что именно неспособность предыдущих немецких правительств справиться с экономическим кризисом и послужила причиной разочарования в Веймарской республике широких слоев немецкого народа. Предлагаемая Гитлером программа решения экономических трудностей соответствовала как интересам крупных немецких производителей, которых страшила возможность прихода к власти коммунистов, так и представителям мелкой и средней буржуазии, а шестимиллионной армии безработных она давала шанс обрести достойное существование.

        

        

Приложение 3

        

Задания для группы №3

Прочитайте программу Немецкой рабочей партии и ответить на вопросы:

-Какие положения программы могли вызывать поддержку масс;

-На каких чувствах немцев играла данная программа?

Программа Немецкой Рабочей Партии является временной программой. После реализации настоящей программы, партийные руководители отказываются от попыток выдвижения новых программных целей только лишь для того, чтобы обеспечить дальнейшее существование партии посредствам искусственного наращивания недовольства в народных массах.

1. Мы требуем объединения всех немцев в Великую Германию на основе права народов на самоопределение.

2. Мы требуем равноправия для немецкого народа наравне с другими нациями и отмены положений Версальского и Сен-Жерменского мирных договоров.

3. Мы требуем жизненного пространства территорий и земель (колоний), необходимых для пропитания нашего народа и для расселения его избыточной части.

11. Уничтожения нетрудовых и легких доходов, а также сломления процентного рабства.

13. Мы требуем национализации всех (ранее) созданных акционерных предприятий (трестов).

14. Мы требуем участия рабочих и служащих при распределении прибыли крупных коммерческих предприятий.

15. Мы требуем разработки и создания по-настоящему достойного пенсионного обеспечения.

16. Мы требуем создания здорового среднего сословия и его сохранения, а также немедленного изъятия из частной собственности крупных магазинов и сдачи их в наем, по низким ценам, мелким производителям. Мы требуем ведения достаточно строгого учета по поставкам товаров от мелких производителей, осуществляемых на основании государственных заказов, заказов общин и земель.

17. Мы требуем безжалостной борьбы против тех, кто своей деятельностью вредит интересам общества. Мы требуем введения смертной казни для преступников, совершивших преступление против немецкого народа, ростовщиков, спекулянтов и др., вне зависимости от их религиозной или расовой принадлежности.

20. Чтобы обеспечить каждому способному и старательному немцу возможность получить высшее образование и занять руководящее положение, государство должно заботиться о всестороннем широком развитии всей нашей системы народного образования. Программы всех учебных заведений должны быть приведены в соответствие с требованиями практической жизни. С самого начала развития сознания ребенка школа должна целенаправленно обучать его пониманию идей государственности. Мы требуем, чтобы особо талантливые дети бедных родителей, несмотря на их положение в обществе и род занятий, получали бы образование за счет государства.
                                                                                               Приложение 4.

Задание для группы №4

Работа с текстом и анализ причин популярности фашизма. Необходимо ответить на вопросы:

-какими методами пользовались фашисты, завоевывая власть?

-почему нацистам удалось добиться поддержки большинства населения?

-была ли причина популярности фашистского режима в лозунгах или в личности самого Гитлера?

Фашизм упирает на чувство долга, чести нации, патриотизма, моральное поведение. Однако в борьбе с политическими оппонентами, моральные принципы отсутствовали, в арсенале партии с самого начала были запугивание, террор, унижение. Следование этому принципу двоемыслия, который органически присущ любой тоталитарной системе, на первых порах приносит очевидную выгоду, но конечный результат плачевен.

Нацистская пропаганда фашизма сыграла огромную роль в общей направленности германской истории. Гитлер широко использовал свою способность активизировать большие массы людей. Он требовал проводить политические митинги только вечером, когда психические и физические возможности человека ослаблены. Он размывал психику людей, делал её более восприимчивой, а затем сосредотачивал её на ограниченном числе лозунгов, которые повторял непрестанно, повсюду и постоянно: 1)«уничтожение марксизма»; 2) разрыв Версальского договора; 3) завоевание России; 4) гарантия «социальной безопасности» внутри; 5) восстановление «национального престижа» Германии и всех немцев.

Эти главные лозунги повторялись во всех речах, статьях, перед всеми кругами населения, со всех трибун и страниц газет.

Гитлер был организатором, создавшим и подчинившим себе огромную политическую иерархию. Он умел играть на идеологических потребностях определенных кругов населения, чтобы направлять недовольство мелкобуржуазных либо обездоленных, аполитичных, озлобленных слоев общества к реакционным целям. Он спекулировал на самых консервативных политико-идеологических традициях Германии, чтобы сделать действенными свои установки для больших групп населения, ориентируя их в духе национализма, антикоммунизма и милитаризма.

Для консервативных кругов буржуазии, особенно из тяжелой индустрии, которые стремились к свержению парламентской демократии, разгрому рабочего движения и к установлению диктатуры, представляли интерес фашистские группировки вроде НСДАП и лидеры формации Адольфа Гитлера. Они, как и раньше, были для них желательными партнерами. Пусть в период экономической стабилизации(1924 – 1929 гг.) влияние нацистов упало, но контакты с ними лидеров крупной индустрии и банковского капитала не прекращались.

Гитлер и его новый соратник Геббельс в исполненных фанатизма речах обещали нации указать пути к выходу из всех бед. Появилась масса новых знаков и символов, перенятых у итальянских фашистов. Обыватели увидели «древнеримское» приветствие вытянутой рукой. По улицам маршировали только что созданные штурмовые отряды (СА). Возглавивший их капитан Рем обнаружил, что на военных складах' лежит много неиспользованных рубах коричневого цвета.
Нацисты, учитывая психологическое воздействие всевозможных деталей, придали громадное значение внешним формальным актам и их режиссуре.

                                                                                              Приложение 5.

Дискуссия на основе иллюстраций, показывающих последствия «Хрустальной ночи»

Арестованные евреи после «Хрустальной ночи»


Сотни синагог были сожжены как в Германии, так и в Австрии в эту ночь.


Разрушенные магазины, которыми владели евреи после «Хрустальной ночи»

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Путешествие классом по Германии"

Здесь представлен конспект урока по немецкому языку в 6 классе по учебнику И.Л. Бим. Данный материал может быть использован и при изучениии темы "Германия" в 8 классе....

Фашистская диктатура в Германии.

Урок исследование, организована работа обучающихся с документами. Исследуется причины утверждения фашизма, содержание фашистской идеологии, несовместимость политики и практики фашизма с современностью...

план- конспект урока "Становление большевистской диктатуры"

План- конспект урока истории в 11 классе "Становление большевистской диктатуры"...

Конспект урока по теме: "Зарождение революционного народничества и его идеология".

Урок проводится в 8 классе с использованием следующих технологий: компьютерные, групповые, проектные, игровые, проблемное обучение....

Американо - Советские отношения 1933-1939 гг.

Основные взаимоотношения стран перед Второй Мировой войной....

Италия в период фашистской диктатуры Муссолини

Презентация к уроку по всеобщей истории в 9 классе...

Конспект урока по немецкому языку " Германия"

Совершенствование умений и навыков практического владения обучающимися устной речью по теме "Германия". Этот урок способствует расширению знаний обучающихся о стране изуаемого языка....