Конспект урока по истории «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне» для 9 класс (учебник История Россия В.С. Измозик, О.Н.Журавлева, С.Н. Рудник)
план-конспект урока по истории (9 класс)

Дзабаева Мадина Харитоновна

Цель урока: Рассмотреть причины, ход октябрьских событий 1917 г. ; сформировать представления о новом политическом режиме , о причинах гражданской войны.

 

Задачи:

Образовательные:  Рассмотреть революционные события октября 1917 года, формирование представления о новом политическом режиме.

 

Развивающие:  Формирование умений работать с учебником, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы; Способствовать развитию логического мышления, умения проводить анализ исторических событий на основе документов, культуры речи и общения; устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы.

 

Воспитательные: Содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oktyabrskoe_vooruzhennoe_vosstanie.docx196.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                        Конспект урока по истории   «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне» для 9 класса                         (учебник История Россия  В.С. Измозик, О.Н.Журавлева, С.Н. Рудник)

 Эпилог урока:

Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, - что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать.

Ф. Энгельс

Цель урока: Рассмотреть причины, ход октябрьских событий 1917 г. ; сформировать представления о новом политическом режиме , о причинах гражданской войны.

Задачи: 

Образовательные:  Рассмотреть революционные события октября 1917 года, формирование представления о новом политическом режиме.

Развивающие:  Формирование умений работать с учебником, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы; Способствовать развитию логического мышления, умения проводить анализ исторических событий на основе документов, культуры речи и общения; устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы.

Воспитательные: Содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений.

Тип урока: урок открытия нового знания 

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа  в группах, индивидуальная работа, работа с учебником, ответы на вопросы

Ключевые понятия:   РСФСР, ЦК, ВРК, СНК, ВСНХ, ВЧК, РККА

Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, карта Россия, раздаточные материалы на партах (Приложение №1), материалы к домашнему заданию –по количеству учащихся.

                                                             ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


п/п 

Этапы урока 

Действия учителя 

Действия учащихся 

УУД 

Личностные результаты 

Предметные результаты 

Метапредметные результаты 

1. 

этап мотивации 

Учитель предлагает учащимся просмотр краткого видеосюжета   «Октябрьская революция 1917 года» ( 3 мин ) немой художественный фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна «Окт́ябрь», снятого в 1927 году

Вопрос учителя

-Как можно сформулировать тему нашего урока?

-Что конкретно произошло в ходе октябрьской революции?

Учитель демонстрирует в помощь фотохронику ( Штурм Зимнего дворца, «Аврора»  на Неве )

Учащиеся просматривают видеосюжет

Ученики формулируют тему урока.

Пробуют дать свой ответ на вопрос учителя, исходя из своего уровня знания

Познава-тельные

Прогнозиро-вание

Морально-этическая ориентация 

анализ прогнозирование

Работа с информацией 

2. 

Этап актуализации и пробного учебного действия 

На каждую парту раздается раздаточный материал «Основные события Октябрьской революции 1917 года» (Приложение №1)

Учитель комментирует основные события Октябрьской революции.( по материалам первого пункта §3)- раскрывается кратко роль Л.Д.Троцкого,  Л.Б.Каменева, Г.Е.Зиновьева, А.Ф.Керенского,)

Учащихся вносят записи в тетрадь (конспект)

Регуля-тивные 

Самоидентифи-кация 

Обобщение

Управление своей деятель-ностью 

3. 

Этап выявления места и причин затруднения 

Вопрос учителя

- Почему восстание не было подавлено? обсуждают причины восстания

Рассмотреть карту учебника  на странице 23,

Фронтальное обсуждение  (обращается внимание на цветовые условные знаки)

Предполагаемые ответы:

  • Экономические трудности, испытываемые Россией из-за участия в  Первой мировой войне
  • Неудачно складывающиеся дела на фронтах
  • Бездарное руководство страной сначала царским, затем буржуазным (Временным) правительством
  • Нерешенный крестьянский вопрос (вопрос наделения крестьян землей)
  • Тяжелые условия жизни рабочих
  • Почти полная безграмотность народа
  • Несправедливая национальная политика

Из причин  надо выстроить причинно-следственную связь и обозначить цели революции.

  • Борьба против войны   (Декрет о мире)- учебник стр. 19;
  • Построение более справедливого общества, нежели капиталистическое  (Декрет о земле)
  • Искоренение эксплуатации человека человеком
  • Равенство людей в правах и обязанностях
  • Мировая социалистическая революция

Ученики предлагают свои варианты ответа (можно вспомнить сюжеты из просмотренного  на уроке видеосюжета)

По завершению обсуждения краткая запись в тетрадях в виде таблицы:

Причины революции-Цели революции

Регуля-тивные

Коммуника-тивные

Самоидентифи-кация

Анализ 

Управление своей деятель-ностью

4. 

Этап построения проекта выхода из затруднения 

Вопрос учителя.

-Как большевикам удалось удержаться у власти:

Предполагаемый  ответ:

Создали новые органы власти

Составляют схему по тексту

Познава-тельные 

Смыслообра-зующая мотивация 

Анализ

Синтез 
Обобщение 

Речевая деятельность 

5. 

Этап реализации построенного проекта 

Работа в мини-группах  с текстом.  По тексту учебника стр.19-22  учитель организует работу в парах, разрешается обсуждение в мини группах (по желанию самих учащихся).

« Органы советской власти»

Учитель консультирует работу 

После истечения  выделенного времени учитель предлагает примерную схему  и, продолжая конспект, записывают

Первые реформы советской власти:

  1. 12ноября 1917- выборы в Учредительное собрание
  2. 8 часовой рабочий день.
  3. Равноправие мужчин и женщин,
  4. Переход на Григорианский календарь,
  5. Утверждение нового варианта азбуки.
  6. Январь 1918-создание РСФСР.

Каждая  мини- группа учащихся читает и анализирует текст  учебника и записывает нужную информацию в тетрадях

Познава-тельные

Регуля-тивные

Коммуника-тивные

Ориентация на выполнение морально-нравственных норм 

Анализ

Синтез обобщение

Классификация 

Речевая деятельность

Навыки сотрудничества

Управление своей деятель-ностью 


6. 


Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 


Учитель предлагает учащимся просмотреть на слайде Итоги выборов в Учредительное собрание.

Вопросы  учителя:

-Чем были  обеспокоены большевики?

-Почему в декабре 1917 года большевики запретили деятельность партии кадетов?

-Почему не запретили партию эсеров?

-Почему Учредительное собрание проработало только два дня (5, 6 января 1918)-  страница 24.

Учитель предлагает прослушать выступление ученика с опережающим заданием на тему «Переговоры в Брест-Литовске» не более 3 минут.

Учитель  обращает внимание на дату :

3 марта 1918 года-  Подписание Брест-Литовского (Брестского) мирного договора


Фронтальный опрос

Работа с учебником


Познава-тельные

Регуля-тивные

Коммуника-тивные


Смыслообра-зующая мотивация 


Классификация 


Речевая деятельность

Управление своей деятель-ностью


7. 


Этап включения в систему знаний и повторения 


Учитель организует работу  по повторению

пройденного материала  в виде  создания устного   «Исторического сочинения»-

  1. Указать два явления, события, процесса, которые проходили в этот период
  2. Назвать две исторических личности, связанных с этими процессами –
  3. Указать, какие причинно-следственные связи есть между этими событиями
  4. Вывод (дать оценку периоду, а не событиям)


Учащиеся анализируют пройденный материал, работают в парах, проговаривая ответы друг другу.


Познава-тельные

Коммуника-тивные

Регуля-тивные 


Внутренняя позиция уч-ся 


Анализ

Синтез 


Классификация 


Речевая деятельность

Навыки сотрудни-чества


9. 


Этап рефлексии учебной деятельности 

Учитель организует работу в парах по карте на странице 23 учебника ( обращая внимание на записи «Армия Краснова», «Вооруженные силы Деникина», «Армия Дутова» )

Дается  домашнее задание

Каждому ребенку дается листок с заданием.

«Составить рассказ  «Причины  Гражданской войны», используя слова: Учредительное собрание,  Брестский  мир, Л.Г.Корнилов, Добровольческая армия, А.М.Каледин,  А.И.Дутов. Г.м.Семенов,  военная интервенция, 5-6 января 1918, 3 марта 1918, партия кадетов»

Ответы детей

Записывают д/з 

Познава-тельные

Коммуника-тивные

Регуля-тивные 

Внутренняя позиция уч-ся

                                                                                                                                                                                                                                                   

Приложение №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Рабочая программа по истории для 11 класса ( учебник "Всемирная история. Россия и мир"» базовый уровень,Волобуев О.В., Клоков ,В.А., Понамарев М.В.. )

Данная программа для учителей , работающих в 10-11 классах по учебнику О.В.Волобуева, ОВ.Клокова, М.В.Понамарева "Всемирная история.Россия и мир".Программа отвечает основным требованиям предъявляемых ...

Урок истории в 9 классе по теме "Итоги гражданской войны"

Урок истории в 9 классе по теме "Итоги гражданской войны"...

«Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века»

«Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века»...

Конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Гражданская война в России 1918-1920 г.г."

Урок в 9 классе по теме "Гражданская война в Росси" проводится с использованием электронных образовательных ресурсов. Урок изучения нового материала с применением групповой и парной работы, ...

Тема: Фальсификация истории ВОВ. урок 10 класс учебник Торкунов история России

Цели урока:   • Образовательные:   -  Обобщить и углубить знания учащихся по истории ВОВ, её итогах и последствиях.   -  Рассмотреть попытки фальсифик...