КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА" ТЕМА: "СОЗДАНИЕ СССР".
план-конспект по истории

Предлагаю разработку урока,который может быть использован и в школе, и в СПО. Данная разработка позволит:

  1. Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;
  2. Методом дискуссии обсудить принципы образования государства (сильные и слабые стороны);
  3. Продолжить работу над развитием умений составления схем на основе данных исторической карты и учебного текста
  4. Формирование гражданственной позиции на примерах отечественной истории. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_sssr.docx65.35 КБ

Предварительный просмотр:

                   КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА « ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА»  

                                       ТЕМА: СОЗДАНИЕ СССР.

Эпиграф. « Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь…»

        (Гимн СССР)

Цели и задачи:

  1. Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;
  2. Методом дискуссии обсудить принципы образования государства (сильные и слабые стороны);
  3. Продолжить работу над развитием умений составления схем на основе данных исторической карты и учебного текста
  4. Формирование гражданственной позиции на примерах отечественной истории.  

Оборудование урока:

                На доске слова эпиграфа; иллюстрация «Герб СССР» (на доске), в учебнике  

                стр.124; документальный фильм «Образование СССР»; карта в учебнике

                «Образование СССР» стр.128.

План урока:

  1. Вводное слово учителя.
  2. Проверка домашнего задания: карточки, фронтальный опрос.
  3. Линия времени (на доске и в тетрадях).
  4. Предпосылки образования СССР (док.фильм) – историческая справка.
  5. Принципы образования (план В. И. Ленина, И. В. Сталина).
  6. Этапы образования (карта, схема).
  7. Органы власти и управления (сообщение учащегося, схема).
  8. Значение образования СССР.
  9. Вывод по уроку (эпиграф).

Ход урока:

  1. Вводное слово учителя: цели урока, план работы.

  1. Повторение и проверка домашнего задания: А) карточки с вопросами по выбору  для слабых учеников (задания отличаются по содержанию и по форме выполнения);

            Б) вопросы классу: 1) Охарактеризуйте содержание и методы НЭПа;        

                                             2) Как складывались отношения между партией большевиков и

                                                 Русской православной церкви?

                                             3) Каковы были итоги гражданской войны?

В этих условиях и начинает зарождаться новое государственное образование, которое войдёт в историю с названием Союз Советских Социалистических Республик.

                            1

  1. 2012 год объявлен Президентом РФ годом российской истории. Если бы СССР сохранился, то в этом году была бы юбилейная дата со дня его образования.

Составим линию времени и отметим на ней важные государственные события нашего государства со дня образования Древнерусского государства:

862                              1721                             1992                                 2012

 

Отложите и свою дату рождения на линии времени. Итак: в 2012 году наша страна отмечает 1150 лет со дня образования российского государства, а мы можем говорить и о 90-летии со дня образования СССР.

  1. Были ли предпосылки для образования Союза? Смотрим фрагмент документального фильма «Образование СССР» (дискуссия по просмотренному, предпосылки записываем в тетрадях ).

- Да, на протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Это и глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединяла 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. Они защищали свою свободу, не испытывали враждебности друг к другу. Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов, поэтому образование СССР произошло не только благодаря инициативе политической партии.

  1.  Принципы образования СССР. Работа с учебником стр.101-102. Схема на доске и в тетрадях.

        проекты:

        В.И. Ленин        И.В. Сталин

федеративное устройство,        «автономизация»: все республики

равноправие, право республик        в Союзе на правах автономных в составе

свободного выхода из состава,         РСФСР без права выхода из неё.

добровольность

-  Ленин назвал Сталина «грубым великорусским держимордой», а Сталин обвинил Ленина в «национальном либерализме». За основу был принят план В.И. Ленина. Историки говорят, что изначально в формулировке Ленина «была заложена бомба замедленного действия». В чём была ошибка? Рано или поздно, но такое образование приведет к распаду государства, что и было доказано ходом истории.

 

        

        2

  1. Этапы образования СССР.

30 декабря 1922 года 1 съезд Советов объявил об образовании СССР. Обращаем внимание на символ государственной власти Герб СССР, слова как символ единства  «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Республики входили в состав СССР поэтапно.

Работаем с картой учебника стр.128, составляем схему в тетрадях и на доске.

                                                            СССР

РСФСР                УССР                   БССР                            

  1. Органы государственной власти. Сообщение ученика с привлечением дополнительного материала. Работа с текстом учебника стр.102, составляем схему  на доске и в тетрадях.

  1. Значение образования СССР:

- объединение республик в Союз дал возможность объединить и направить все ресурсы на

  ликвидацию последствий гражданской войны для развития экономических, культурных

  связей;

- характерной чертой становления многонационального государства, стали усилия    

  правительства в вопросах гармоничного развития республик. Для этого с территории

  РСФСР в республики Средней Азии  и Закавказья были перемещены некоторые  

  производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами;

- проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщения,

  электричества, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты

  остальных республик получали дотации от государства;

- в республиках стали строить школы, открывать театры, развивать СМИ, литературу;

- некоторым народам ученые разработали письменность.

  1. Выводы по уроку. Работа с эпиграфом ( преемственность – от Великой Руси к

России .

Объединение в одно многонациональное государство не противоречило народам страны. Государство сумело занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Но приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны (при Сталине).

Сегодня уже нет СССР – как государства. Но, современная Россия – наследница и всё, что сохранилось от Союза ( экономические и стратегические объекты, культурные ценности, традиции, память народа…) -  необходимо беречь, это наша история!

Д\З: § 16  сообщения: 1.СССР и страны Азии.  2.СССР и страны Запада.

                   § 15  Документы стр. 104-105, вопросы 1-2 уровни всему классу; вопросы 3-

                                            4уровней на «4» и «5»

3

     Выступление на семинаре по теме «Методы и приемы, ведущие к эффективности

         урока» учителя истории и обществознания Бирюковой Маргариты Сергеевны.

    Эффективность урока это путь к успеху  ученика и учителя. Все учебно-программные и методические материалы, как правило, разрабатываются в расчете на  усредненного ученика. Но в классе мы имеем дело с реальными учениками, работа с которыми требует индивидуального творческого решения  в подходе к каждому ученику. Процесс обучения в школе – главный и решающий источник систематического воздействия на школьника, на его мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей. В школе урок – одна из основных форм обучения. Следовательно, именно поэтому необходимо воспитывать и развивать у ученика глубокий и многосторонний интерес к знаниям и потребность в самообразовании.

     В своей педагогической деятельности я использую :

  1. Дифференцированный подход (личностно-ориентированный);
  2. Интерактивные методы обучения;
  3. Проблемно-поисковый метод в исследовательской деятельности;
  4. Метод проектов.  

для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

Так, учащимся 10-ых классов по теме «Монголо-татарское нашествие на Русь» предлагаются дифференцированные задания на формирование учебных умений:

  1. Составить сложный план, схему или краткие тезисы, изложите материал о трех походах Батыя на Русь (по выбору);
  2.  Составьте сложный план своего ответа на тему «Последствия монголо-татарского ига» (задание для всех учеников).

По теме «Натиск с Запада на Русь в X111 веке» вопросы домашнего  задания проверяют:

  1.  Знания содержания исторических фактов с привлечением дополнительного материала  « Почему хан Батый не вмешался в военный конфликт Северо-Западной Руси со своими соседями?» (задание для сильных учеников);
  2.  Умения излагать материал в различных знаковых системах: «В форме кратких тезисов изложите события по теме «Русское военное искусство в Ледовом побоище» (задание для всего класса).

В 9-ом классе по теме «Образование СССР» при проверке домашнего задания предлагаются карточки для ответа с вопросом по выбору ученика:

  1. Сравните политику военного коммунизма и НЭП (общее и различия);
  2. Составь схему «принципы НЭП (а);
  3. Перечисли принципы НЭП (а)  или

  1. Какая политика большевиков и почему вызывала сильное сопротивление масс: военного коммунизма или НЭП?
  2. Составь схему «принципы НЭП (а);
  3. Охарактеризуй содержание и методы проведения НЭП (а).

1

        

В 8-ом классе по теме «Россия в годы правления Александра 1» предлагались карточки с вопросами на выбор ученика по проверке знаний содержания изученного материала:    

  1)   Негласный комитет и его состав. Какие задачи ставились перед комитетом?

  2)   В чём сущность Указа о вольных хлебопашцах?

  3)  Чем министерства отличались от коллегий? Какие  министерства были введены и

        каковы их полномочия?

  4)  В чём сущность проекта государственных преобразований М.М. Сперанского? Что

        из этого проекта реально было воплощено в жизнь?

Как правило, такие карточки с выбором ответа, различного  по форме и содержанию, предлагаются  не только слабым учащимся.

       Одной из современных интерактивных технологий является метод проекта, где учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов. Интерактив можно применять и как конструктор построения всего урока, и для изучения какого-либо вопроса темы. Учебный проект может быть индивидуальным и групповым.

      Например, учащимся 8-ых классов было предложено определить « Из чего складывается бюджет вашей семьи и на что тратятся доходы» и оформить по своему усмотрению. Учащиеся сами выбрали форму презентации своего проекта: схема, рисунок,  плакат, простое перечисление.

      На каждом уроке использую элементы дискуссии: Как вы думаете? Каковы были последствия? Почему казаки уничтожили Азов? и  т.д.  Практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность проводить рефлексию по поводу того, что они знают и умеют.

       В старших классах сегодня делается акцент не на знаниевый аспект, а на развитие учебно-исследовательских умений учащихся , на развитие критического мышления .С этой целью уделяется большое внимание работе с историческими документами как дополнительного материала к уже полученной информации и как исследование конкретных вопросов по проблеме.

     В среднем звене при работе с документами практикую чтение по ролям, прием персонификации, что помогает ученику вжиться в исторический образ для лучшего понимания действий исторической личности. Например:  «Ты – царь Алексей Михайлович. Как ты изменил армию? Почему ты поссорился с Никоном?».  

     По возможности, стараюсь использовать на уроках ЦОР ы:  документальные фильмы, или только фрагменты фильмов, презентации учащихся с дальнейшим обсуждением.

    Методы и приёмы, ведущие к эффективности, учитель выбирает сам, понимая, что это является необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта. Самореализация личности педагога является условием для самореализации личности учащегося, и наоборот, успешный личностный рост ученика есть стимул для развития и формирования личности педагога.

     

        2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории в 11 классе "СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. От «оттепели» к «застою»"

Данный конспект сопровождается презентаций. Тема "СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. От «оттепели» к «застою»" раскрывает сущность режима в СССР и смену власти в 60-е годы XX столетия....

Конспект урока Леса России

Конспект урока географии в 8 классе. Включает интересные математические задания о занимаемой площади лесов, вопросы на повторение географических знаний и умений, а также материалы, способставующие усв...

конспект урока "Рельеф России" 8 класс

разработан конспект урока для учителя, опорный конспект для учеников, презентации к уроку по теме: "Рельеф России"...

Конспект урока "Центральная Россия"

Конспект урока "Центральная Россия" 9 класс...

Конспект урока. Конституция России.

Цель урока: формирование правовой культуры учащихся. Задачи: • показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ; •...

Конспект урока истории России в 8 классе «Внутренняя политика России в годы правления Николая I»

Урок посвящен периоду царствования в России императора Николая I.  В процессе изучения нового материала важно определить особенности внутриполитического курса Николая I, охорокризовать его , как ...

Проблемное обучение на уроках географии. План конспект урока "Климат России" с презентацией

В данном материале используется технология проблемного обучения. На заключительном уроке по теме "Климат России ребята получают письмо, где к ним обращается администрация села в помощи дать харак...