Разработка урока по истории "Внутренняя политика российского самодержавия в начале XX вв."
план-конспект урока по истории

Предлагаю разработку урока, которая может быть использованна и в школе и в СПО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zubatovshchina.docx88.7 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по истории "Внутренняя политика российского самодержавия в начале XX вв."

Основываясь на основных идеях В.К. Плеве, С.Ю. Витте и П.Д. Святополк- Мирского, представить (смоделировать) вероятные пути развития России.

Во внутренней политике России на рубеже XIX-XX вв. – две политические линии:

I. Охранительно-консервативная (Николай II, Плеве и др.)

II. Реформаторская (Витте, Святополк- Мирский и др.)

I. А) В политическом вопросе

Николай II

Абсолютные прерогативы царя ограничивались всего лишь двумя условиями, обозначенными в основном правовом документе империи; ему вменялось в обязанность: 1) неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и 2) исповедовать православную веру.

Будучи преемником и наследником византийского императора, царь-самодержец, согласно СЗРИ, получал власть непосредственно от Бога. Поэтому любое покушение на верховную власть императора или его отказ хотя бы от части своих прерогатив считались святотатством. Конечно, самодержавие могло проводить реформы сверху, но в его намерения никогда не входило создание какого-либо конституционного органа.

В управлении страной царь опирался на централизованный и строго иерархизированный бюрократический аппарат. Государственный Совет был законосовещательным органом, а члены его, чиновники высшего ранга, назначались пожизненно.

Мнения, высказываемые членами Совета при рассмотрении законов, никоим образом не ограничивали свободы решений государя. Исполнительный орган самодержавного государства — Совет Министров — имел также консультативные функции.

Что же касается Сената, то к рассматриваемому периоду он фактически превратился в орган, выполняющий функции Верховного Суда. Сенаторы, назначаемые почти всегда пожизненно самим государем, должны были обнародовать законы, разъяснять их, следить за их исполнением и контролировать законность действий представителей власти на местах.

Как и в прошлом, высшие государственные чиновники в подавляющем большинстве были потомственными дворянами. Дворянская аристократия также занимала ключевые должности в провинции, и прежде всего пост губернатора. Сохраняли свое влияние на местах и дворянские собрания, представлявшие собой одновременно выборный орган дворянского самоуправления и основное звено административной системы.

Единственное значительное изменение данного института затрагивало его состав, неуклонно падал удельный вес представителей помещиков и, параллельно, увеличивалось представительство дворянства, избравшего путь государственной службы или предпринимательства. Помещики оставались очень консервативной и по-прежнему влиятельной (хотя и неуклонно терявшей свое влияние) силой.

Между ними и верхушкой чиновничества наблюдалась взаимная неприязнь. Даже робкие попытки высшего чиновничества провести необходимую модернизацию России (не в последнюю очередь с целью самосохранения дворянства как класса) встречали неизменно резкий отпор консервативной и недальновидной помещичьей среды. Совершенно отстранена от политической власти была набиравшая силу русская буржуазия.

Смерть жесткого консерватора Александра III и восшествие на престол Николая II (1894—1917) пробудило надежды тех, кто по-прежнему стремился к таким реформам, как отделение религии от государства, гарантии основных свобод, наличие выборных органов власти. В адрес царя поступали прошения, в которых земства высказывали надежду на возобновление и продолжение реформ 60-х — 70-х гг.

Разработка урока по истории Внутренняя политика российского самодержавия в начале XX вв.

Однако, 29 января 1895 г. Николай II в своей речи перед представителями земств категорически отказался от каких бы то ни было уступок и, назвав их «бессмысленными мечтаниями», заявил: «Пусть все знают, что Я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его Мой незабвенный, покойный Родитель». На рубеже веков у царской власти была лишь одна насущная политическая задача — во что бы то ни стало сохранить самодержавие:

- действуют Положения 14 августа 1881г. о мерах к охранению государственного порядка и общественной безопасности;

- с 1902 г.- Охранка (сеть органов политического сыска) ; тайные агенты и внедрение их в общественное движение;

- большая часть дел по гос. преступлениям- через военные суды (в нарушение Судебных уставов 1864 г.);

- для подавления массовых беспорядков- войска (кроме полиции и жандармов);

- пресечение попыток земских деятелей получить доступ к управлению государством.

В.К. Плеве (директор Департамента полиции, 1902-1904гг.- министр ин. дел, шеф жандармов)

« Я убежден, что обновить Россию по плечу только исторически сложившемуся у нас самодержавию». «Всякая игра в конституцию должна быть в корне пресекаема».

«Имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и борьбы сословий».

Б) в аграрном вопросе- сохранение общины, сословной обособленности крестьянства

В) в рабочем вопросе- отказ от реальных мер по улучшению положения рабочих  рост стачек  «зубатовщина»

Г) в национальном вопросе

- лишение Финляндии автономии (1899г.): издание законов без согласия сейма, ликвидация финских войск, воинская служба финнов в русской армии, русский язык- государственный)

- агрессивная политика в отношении евреев (черта оседлости, погромы)

- конфликт на религиозной почве на Кавказе: имущество армяно- григорианской церкви передано в ведение властей

- заселение национальных окраин русскими.

Весь материал - в документе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему "Политика как общественное явление"

Материал для уроков обществознания в 11 классе и уроков политологии в техникумах....

Презентация к уроку «КРИЗИС ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ САМОДЕРЖАВИЯ В 70-80 ГГ.», 8 КЛАСС

Учебный материал включает план-конспект урока, театрализованную вставку в него и презентацию....

Методическая разработка урока по теме "Социальные проблемы. Кризис во внешней политике в начале ХХ века"

В методической разработке представлены следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, использованы информационно - коммуникационные технологии. Содержится ма...

Методическая разработка урока истории "Аграрная политика Петра Аркадьевича Столыпина"

Данный материал поможет учителю провести современный урок истории. В материале пояснительная записка  и презентация урока....

Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...

Разработка урока"Новая экономическая политика"

Конспект урока для 11 класса для изучения темы "Новая экономическая политика".Материал использовался для подготовки и проведения открытого урока в рамках районного этапа конкурса "Учите...