Технологическая карта уроков
учебно-методический материал по истории (5, 8, 10 класс)

Караева Элла Юрьевна

Технологические карты уроков истории в 5, 8 классах и урока обществознания в 10 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урокаВосточные славяне и их соседи. (6 класс)

             Учитель : Караева Э.Ю.

             Дата: 09.02.2021г.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний и учебных действий

Оборудование урока:

1. Компьютер,

2. «История России. С древнейших времен до конца XVI века». Данилов А.А., Косулина Л.Г., 2012 г.  Просвещение. М.

3Мультимидийная презентация

4. Карта «Мир восточных славян в VIII – IX вв.

Основные понятия: путь «из варяг в греки», подсечно-огневое земледелие, пашенное земледелие, бортничество, князь, ополчение, вече.

Даты: VI – VIII вв. – расселение восточных славян в Восточной Европе.

Формы контроля: устный опрос, работа с картой, иллюстрациями, схемой, текстом учебника.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Цель урока: Формирование у учащихся представление о совсем ином, сравнительно со странами Древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия восточных славян, создание условий для развития ключевых компетенций.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Формирование у учащихся целостного исторического представления о географическом положении и природных условий. Научить строить причинно-следственные связи между климатическими условиями и занятиями населения;

2. Формирование умения работать с историческими источниками и картами;

3. Формирование у учащихся положительной мотивации к изучению истории через использование мультимедийных средств.

Развивающие:

1. Развивать аналитические способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы;

2. Развивать навыки решения проблемно- познавательных и творческих заданий;

3. Развивать умение работать с историческими источниками, тестом, находить ошибки, развивать картографические, способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности учеников;

Воспитательные задачи: Развитие личностных качеств.

1. Приобщить учащихся к ценностям мировой культуры, воспитывать уважение к истории и традициям других народов;

2. Развивать умение вести диалог, правильно излагать свои мысли, давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение других людей, вести бесконфликтный обмен мнениями;

3. Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, к знаниям и образованию;

4. Воспитывать на положительных образах жизни и деятельности славян трудолюбие, смекалку и стремление помогать людям.

Организационный момент.

Цели для учеников:

Настроиться на работу в рамках занятия

(организационно и эмоционально).

Цели для учителя:

Создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии.

Добрый день, ребята, сегодня мы с вами окунемся в прошлое наших предков.

В презентации на экране стихотворение:

Ты видишь то, что пращуры былые

 сполна сумели сами испытать,

 когда во имя будущей России

 от плуга поднимались воевать.

 Они любить учились не по книгам

 свою семью, родную Русь свою -

 своей закалкой в бесконечных битвах

 они  обязаны великому труду.

 Покуда помнил синеглазый воин,

 в чём честь его и слава на века,

 бежали вспять по выжженным дорогам

 от его гнева полчища врага...

Этапы урока

Умения детей

Диалоги с учениками

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (стихотворение)

        создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

        актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Анализ карты с умением находить взаимосвязь признаков этнической группы, соединение признаков и в  модель.

Признаки модели.

1.О ком говорится в стихотворении?

2.Какими показаны  славяне в стихотворении?

3.Чтобы вы еще хотели узнать о славянах?

4.А можете ли вы показать на карте возможные места расселения восточных славян?

5.Предположите, почему именно эти территории.

6.А кем заселены занятые территории?

Проблемный вопрос: Почему так важно знать историю восточных славян?

1.О восточных славянах.

2.Трудолюбивыми и всегда защищали свою родную землю, преданность, доброта, трудолюбие, героизм.

3. Как появились?

 Где жили?

Как жили?

Чем занимались?

С кем воевали?

Как выглядели?

В кого верили?

4.Возникают различные версии

5.Потому  что западные территории уже заселены.

6.Древнегерманскими племенами.

2. Актуализация знаний и мотивация         актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

        тренировку соответствующих мыслительных операций; составление схемы предков восточных славян

        мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

        фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

 Нахождение определенной информации в учебнике, умение проанализировать  карту с указанием признаков этнической группы.

7.Как теперь будут называть славян?

8. Знаете ли вы, кто были предками славян, которые сейчас проживают на территории России?

9.Давайте узнаем кто был прав, найдите пожалуйста в учебнике, на стр.7, информацию о предках восточных славян. Прочитайте и

составьте схему, запишите ее в тетрадь.

10.Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание, к доске выйдет Сидоров

Петя.

Схема заполняется на доске:

Индоевропейская –

Балтославяне – Славяне – Вост, зап., Юж. (схема – типовое решение познавательных задач в истории)

7.Восточные славяне

8.Монголы, татары, германцы…..

8.Чтение про себя, составление схемы в тетрадке .

9.работа с учебником

3.Постановка учебной задачи  (У.З. - это цель, к-ый ставит реб-к перед собой на уроке; Пути выхода из этого затруднения)

Модель  (компоненты модели: Терр, язык, верования, обществ. строй) – Затруднения (Проблема: уч-ся не может объяснить закономерностей – Актуализация – У.З.)

        Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом (где?), а затем выявляют и фиксируют в речи причину затруднения (почему?)

        На этой основе они ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

Выявить закономерности между территорией, природными  условиями занятиями религией общественным строем.

Строим модель изучения восточных славян.

Пишем кто такие восточные славяне.

Каждый признак можем объяснить, а значит и всю модель. Объяснения связи между элементами модели.

Взаимосвязь природных условий, занятий, верований.

Взаимосвязь: Жизнь - религия

11.Почему их назвали восточными славянами?

Почему в источниках по истории авторы называют их восточными славянами?

12.Как вы думаете, а вот территория восточных славян – это пустыня? Можем ли мы определить по карте, в каких местах жили В.С.?

13.Как природные условия повлияли на занятия восточных славян? Чем они могли заниматься, проживая на этих территориях?

А вы знаете, что было занятие, которым занимались только В.С.? (бортничество)

14.Существовал ли в то время обмен?

15.Как  природные условия и занятия повлияли на верования восточных славян?

Скажите, эти занятия обеспечивали им жизнь? От чего зависела их жизнь? Что влияло на их выживание?

Погода – дождь – неурожай

Возникает верования.

Тер-ия В.С. огромная, в зав-ти от климата возникает вера в своих богов – многобожие. Легко ли было им договориться об одном боге? (нет)

16.Предположите, как называется вера  во многих богов?

Язычество восточных славян!!!

В чем заключается своеобразие язычества восточных славян? (не было жрецов, В.С. были очень свободными, между вольным славянином и богом не было посредников – из стихотворения в начале урока).

Чем отличается язычество египтян от язычества В.С.?

11.Потому что они расселились на восточной территории, двигались на восток, освоили восток.

12.Нет, там есть реки, леса, равнины, болото.

13.Они могли заниматься земледелием, охотой, рыбалкой, скотоводство

14.Да, меняли еду на шкуру……

15.Было много разных богов.

Да, они

16.Язычество

5. Первичное закрепление

решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства: сначала фронтально, затем в парах или в группах.

Умение объяснить, как климат влияет на занятия, религию, о, влияние на заселение территории.

Умение объяснить, как природные условия влияют на религию, как занятия влияют на общественный строй. Умение установить взаимосвязь между элементами модели, характеризующей восточных славян.

Кто такие славяне?

На какой территории они расселились?

Почему их назвали восточными?

Какие занятия у них были?

В кого они верили?

Как называется вера восточных славян?

Я могу построить модель, показать признаки, из которых эта модель состоит.

Я могу объяснить термины и по терминам построить модель

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА (усвоения) + ПЕРЕЖИВАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Описание модели изучения восточных славян с выделением каждого признака. (дают развернутое определение к изучаемому понятию)

Задайте вопросы своему соседу по парте по изучаемой теме. (Через вопросы, понятия, термины,   анализ карты, схемы)

Или пара (четверка) формулирует вопросы другой паре.

Сравнивать ребенка с другими недопустимо! Но можно сравнивать вопросы одной группы с другой.

Двум группам дается документ для работы (приложение 1), через некоторое время представители этих групп выступают с ответами на поставленные вопросы к документам.

Кто такие славяне?

Почему восточные?

Кто были предками славян?

Какую территорию занимали?

Перечисли занятия?

Кто управлял ими?

В кого верили?

7. Включение в систему знаний  и повторение

        Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными.

        Системно включаются задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем.

Умение соотнести обобщенный способ решения задачи составления модели с закономерностями конкретной этнической группы

Заполнение таблицы на сравнение племен:

1.Территория

2.Занятия

3.Верования

4.Управления

С чем связаны отличия В.С. от других?

 Древнегерманские племена:

1.Территория между реками  Рейн и Висла

2.Скотоводство, земледелие, охота, рыболовство.

3.Язычество

4.Вождь, старейшина

Восточные славяне

1.Восточно Европейская равнина

2.Скотоводство, земледелие, охота, рыболовство.

3.Язычество

4.Вождь, старейшина, вече

8. Рефлексия деятельности (итог

урока)

Осуществление оценки собственных возможностей на основе устанавливать взаимосвязь между закономерностями модели, выявлять признаки модели, давать развернутый ответ, осуществляют построение из признаков единую модель, а также могут из модели выделить отдельные признаки и объяснить их.

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Что было самым трудным, непонятным на уроке?

Выполнили мы намеченные цели?

Мы узнали о происхождении славян, о территории расселения, связи территории с занятиями, религией, общественным строем.

Трудность была в умении объяснить взаимосвязь между верованиями, природными условиями  и занятиями.

Проблема возникла в выявлении взаимосвязи занятий и общественного строя.

Цели, поставленные нами, были выполнены в полном объеме.

Домашнее задание:

  • Подготовиться к ответам на вопросы в конце параграфа 2
  • Составить кроссворд на тему Восточные славяне»

Приложение 1

 

Прокопий Кесарийский о славянах и антах.

«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.»

Маврикий Стратег о славянах и антах.

«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар,  холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково…

У них большое количество разнообразного скота и плода земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов для вследствие случающихся с ними… опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.»

Вопросы и задания к документам:

  • Какие выводы о жилище славян можно сделать после прочтения текстов?
  • Какие выглядели древние славяне, исходя из этих источников?
  • Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?
  • Какой выводы о занятиях славян мы можем сделать на основании данных источников?
  • Как славяне относились к иным народам?



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №1 г. МОЗДОКА.

363750, РСО - Алания, г. Моздок, ул. Кирова,   91                                                                    тел., факс:(8-867-36) 2-25-11

E-mail: school1mozdok@rambler.ru   

Исх.  от «    » июня  2023г.   №  

Критерий 4

Технологическая карта урока

История Древнего мира

Урок №  35  «Зарождение демократии в Афинах»

Дата: 12.02.2020г

Автор: учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №1 Караева Э.Ю

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с особенностями общественно-политического устройства Афинского полиса периода правления аристократии; содействовать развитию умений анализировать причины недовольства демоса, характеризовать личность Солона, основные положения его реформ; создать условия для формирования представлений о реформах Солона как зарождении демократических порядков в Афинах; способствовать ознакомлению с реформами Клисфена, развитию умений характеризовать их

Задачи урока:

Образовательные: 

- дать представление о зарождении демократии в Афинах;

- выяснить причины конфликта между демосом и знатью в VI веке до нашей эры;

- познакомить с реформами Солона в управлении Афинами

- раскрыть значение новых исторических понятий

Развивающие:

- развивать умения и навыки работы с историческими документами, историческим пространством (картой), историческим временем (хронологией);

- развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией;

- развивать умения рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события.

Воспитательные:

 - воспитывать познавательный интерес к предмету;

- воспитывать творческую личность,  которая стремиться к самореализации

Тип и вид урока

Изучение нового материала и первичное закрепление

Планируемые результаты (предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Личностные результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метапредметные связи

Готовность к сотрудничеству  с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и другое. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Основное содержание темы, понятия и термины

Местоположение Афинского полиса. Утверждение демократии. Реформы Солона (594 г.). Реформы Клисфена (509 г.) до н.э.). Демос, демократия, архонт, народное собрание, граждане, аристократия, долговое рабство.

Образовательные ресурсы

Учебник. Карта. Презентация

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

I.Организационный момент

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Проверка домашнего задания

Фронтальная. Словесный.

1. Ребята, давайте вспомним где находится Древняя Греция ?

2. Какие моря омывают Древнюю Грецию?

3. Какие реки текут по территории Древней Греции?

4. Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных ?

Дети: (да, существовало)

5.Кто управлял государством?

   Дети : (государством управляли аристократы, т.е. самые богатые и знатные люди)

6. Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату?

    Дети:  (богатые могли увести в кабалу)

7. Назовите новые понятия с которыми вы познакомились на предыдущем уроке?        

    Дети : (демос,ареопаг,архонты)

В VII в. до н.э. В Афинах были изданы Драконовские законы. В чьих интересах проводились это законы? Объясните двойственное значение выражения “Драконовские законы”. Почему считали, что “законы написаны не чернилами, кровью”?

Работа 1 ученика у доски. Объяснить значения слов:
— полис, ареопаг,
— архонт, долговое рабство.

Отвечают на вопросы

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию

Беседа

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Сообщение учителя, беседа

 Тема нашего сегодняшнего урока “Зарождение демократии в Афинах”.

Итак, мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Знаем, что демос добивался:

  • право участвовать в управлении Афинами
  • требовал отменить долговое рабство
  • требовал передела земли.

Большинство народа в Аттике находилось в порабощении у немногих.

*Всевластие знати.

*Неравенство между бедными и богатыми

привело к восстанию демоса.

Смута продолжалась долго, и ни одна сторона не могла одержать верх.

Государство оказалось на краю гибели.

Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры.

Постановка проблемного вопроса: Почему правление Драконта мы называем властью богатых, а благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия? 

Слушают учителя

Регулятивные: принимают учебную задачу

IV.Усвоение новых знаний и способов действий

Демос восстает против знати

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя. Работа с картой

Вопиющее неравенство между бедными и богатыми, несправедливое отношение к бедноте привело к восстанию демоса против знати. Смута продолжалась долго, ни одна из сторон не могла одержать верх.  Наиболее благоразумные люди решили начать мирные переговоры. Роль посредника между знатью и демосом сумел выполнить Солон – поэт и воин, которого афиняне избрали главным архонтом.

г. до н.э. – избрание Солона главным архонтом. (дети записывают  в тетрадях).  

Кто такой архонт? (Дети вспоминают о том, что так в Древней Греции называли высшее должностное лицо, выполнявшее функции правителя, которое выбирал ежегодно совет знати - ареопаг).

Давайте  узнаем об этом человеке, обратившись к тексту учебника.

Перед чтением текста ставятся вопросы:

1. Попробуйте определить, какие качества Солона привлекали к нему людей?

2. За что он был избран архонтом?

(Чтение  текста – стр. 137, 2-й абзац).

Став архонтом, Солон приступил к разработке и проведению законов.

Слушают учителя, отвечаю на вопросы. Характеризуют религию древних греков. Объясняют, какую роль играли религиозные культуры в жизни общества

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Работа с картой, беседа по вопросам

Законы Солона:

А) отмена долгового рабства;

Б) перемены в управлении Афинами;

Фронтальный, словесный, рассказ

Итак, Солон приступил к составлению законов.

  - Ребята, а кто являлся автором первых законов в Афинах?

  - Почему их называли «кровавыми законами»?

  - Почему, по словам греков, они были «писаны не чернилами, а кровью»? Какие законы можно назвать «драконовскими»?

Давайте посмотрим, что же важного было в законах Солона? Работа с пунктами 2 и 3 параграфа.

А) Прежде всего Солон повелел выкинуть с полей долговые камни.

Земледельцы ликовали: все долги прощены! Землю Атики Солон образно  назвал Древнегреческой рабыней, получившей свободу.

Отныне по закону Солона человек, сделавший новый долг, отвечал за его выплату только своим имуществом, самого должника запрещалось обращать в рабство. Вот почему даже обнищавший земледелец или разорившийся ремесленник, носивший поношенную одежду и недоедавший, твердо знал: его, свободного афинянина, рабом за долги не сделают.

Солон распорядился отпустить на волю всех рабов-должников. Тех, кто был продан за море, он велел разыскать и выкупить за деньги государства.

Среди вернувшихся были такие, кто позабыл родную речь. С этого времени рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.

Б) Солон многое сделал, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством. Отныне архонтом мог стать не только знатный человек — достаточно было обладать богатством. Незнатные выходцы из демоса, разбогатевшие на морской торговле, владевшие кораблями, складами товаров, домами, участками земли и рабами, также могли занять должность архонта. Для решения важнейших

государственных дел стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне (они назывались граждане).

Солон отменил самые жестокие из законов

Драконта и учредил выборный суд. Впервые в

истории судьи должны были выбираться по

жребию из числа всех граждан, независимо от

их знатности и богатства. Теперь даже бедняк

мог стать судьей.

В Афинах сложился такой порядок. Ежегодно

составляли список судей, в него по жребию

попадали афиняне не моложе 30 лет, не замеченные

в дурных поступках.

Все желающие афиняне могли присутствовать

на судебном заседании. Выступали друг за

другом обвинитель, обвиняемый и свидетели.

Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию.

Каждый должен был бросить в бронзовый

сосуд один из двух камешков: черный означал

обвинение, белый — оправдание. Затем

служители на глазах у всех производили подсчет

камешков. Решение суда определялось по

большинству поданных голосов. Однако обвиняемый

считался оправданным и в том случае,

если голоса разделились поровну.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, объясняют значение терминов

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, стоят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: рассказывают и описывают объекты и явления

рассказ

Итоги правления Солона. Последние годы  жизни.

Фронтальная, словесный, проблемный. Работа с документом

Трудно в великих делах сразу же всем угодить, — писал о себе Солон. В действительности же он не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства

афинян.

Все когда-то ликовали, а теперь меня всегда

Злобным взором провожают, словно я их злейший враг.

Богатых Солон озлобил, потому что отменил

долги и лишил их даровых рабочих рук. А бедным

не угодил тем, что не произвел передела

земли, на который они надеялись. Чувствуя неприязнь афинян, Солон уехал за границу будто

бы по торговым делам. Много лет он странствовал,

после чего вернулся на родину, где прожил

до глубокой старости.

Законы Солона заложили в Афинах основы

демократии (слово демократия по-гречески

означает власть народа).

Необходимо подвести учащихся к выводу о том, что в управлении государством после реформ Солона стали участвовать все граждане страны (независимо от знатности и богатства).

Вводится понятие «демократия»

(дети записывают  в тетради)

Демократия – «власть народа», народовластие, народное правление

(«demos» – народ, «kratos» - власть)

Проводят поиск необходимой информации в документальном источнике. Характеризуют деятельность Солона

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи; составляют небольшие устные монологические высказывания.

Беседа по вопросам

IV.Закрепление знаний и способов действий

Коллективная. фронтальный

Игра «Верно-неверно»

  1. Верно ли, что такой порядок управления назывался демократией? (да)
  2. Верно ли, что демократия зародилась в Афинах в 6 веке до н.э.? (да)
  3. Верно ли, что «отцом» демократии считается Перикл ? (нет)
  4. Верно ли, что Солон жил в 776 г. до н.э? (нет)
  5. Верно ли, что Солон отменил долговое рабство ? (да)

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

Рассказ, ответы на вопросы

V. Рефлексия

Фронтальная, словесный, беседа

- Закончите предложения:

* На уроке я работа…

* Своей работой на уроке я …

* Урок для меня показался…

* За урок я…

*Мое настроение…

* Материал урока мне был …

* Домашнее задание мне кажется …

Заканчивают предложения: активно/пассивно, доволен/недоволен, коротким/длинным, не устал/устал, понятен/ не понятен, интересен/скучен

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.

Беседа по вопросам

VI. Информация о домашнем задании

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение учителя

Комментирует задание.

§30, Составить кроссворд по тем терминам, которые мы уже изучили по теме «Греция».

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение

Параграф учебника, задание в тетради

                                                                                     И. о директора МБОУ СОШ №1 __________________ И.М. Дементьева



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №1 г. МОЗДОКА.

363750, РСО - Алания, г. Моздок, ул. Кирова,   91                                                                    тел., факс:(8-867-36) 2-25-11

E-mail: school1mozdok@rambler.ru   

Исх.  от «    » июня  2023г.   №  

Критерий 4

Технологическая карта урока

Ф.И.О педагога     Караева Элла Юрьевна                                                                                                             Должность     учитель обществознания и истории

Полное название ОО  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « МБОУ СОШ №1»  г.Моздока с углубленным изучением английского языка

Предмет  Обществознание                     Класс: 10  

Дата проведения урока- 05.09.2022 г        

 Учебник (УМК, программа): Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2014

Тема урока: Что такое общество?

Тип урока : лекция с элементами практической работы

Цели урока:

Образовательные:

  • Создать условия для формирования представлений об обществе, его признаках, основных элементах и подсистемах;
  • Раскрыть соотношение понятий «общество» и «природа»;
  • Углубить понимание общества как совместной жизнедеятельности людей, в процессе которой осуществляется их взаимодействие и возникают различные формы объединения;
  • Показать широкий смысл понятия «культура», охватывающий все виды преобразующей деятельности человека.

Развивающие:

  • Осуществлять поиск и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать полученные данные;
  • Уметь работать с текстом учебника и другими источниками; устанавливать причинно-следственные связи;
  • Умение формулировать свою собственную точку зрения;
  • Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах.

Воспитательные:

  • Уметь участвовать в диалоге;
  • Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций.

Тип урока: комбинированный с элементами ИКТ

Форма урока: смешанная (лекция, беседа, практическая работа с документами, работа в группах)

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: интерактивная доска, мобильный класс

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Расширение и углубление знаний по теме «Общество», фиксирование знаний  при помощи нового приема

Базовый уровень знаний по теме «Общество»

Регулятивные

Ставить цель, определять задачи и направления работы
корректировать  и контролировать свои действия

Базовый уровень  умений целеполагания, планирования, прогнозирования, коррекции и саморегуляции.

Познавательные

Постановка и решение проблемы, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, подведение под понятие, выведение следствий;  установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснования

Базовый уровень умения ставить и решать учебные проблемы

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов, разрешение конфликтных ситуаций; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий.  умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;  владение монологической и диалогической формами речи,

Базовый уровень умения сотрудничества с учителем и одноклассниками, поиск эффективных способов взаимодействия, разрешения конфликта, владение монологической и диалогической речью.

Личностные

Определение личностных мотивов выполнения работы

Базовый уровень знаний моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения.

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Актуализация знаний,

Формулировка темы

1.Работа по выделению проблемы урока  по эссе

2.Решение теста по новой теме (формат ЕГЭ) презентация

Индивидуальная,

фронтальная

1.Выделить проблему, затронутую У. Блэкстоном в высказывании «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один».

2.Тест с выбором по теме «Общество»  

1.Выделяют проблему, формулируют ее и аргументируют свой ответ.

2.Решают тест, опираясь на прежние знания.

1.Умение выделить существенное и акцентировать внимание на отдельном элементе;

Умение сформулировать проблему и аргументировать свою позицию;

2. Проверка знаний учащихся и выявление  проблемных зон темы

Ориентировочный этап

Формулировка проблемных зон темы,

Определение направлений работы

Стратегия «Вопросительные слова»

Индивидуальная, парная

1.В предлагаемой таблице необходимо предлагаем записать вопросы, ответы на которые необходимо узнать при изучении темы.

2. После постановки вопросов работа в парах, необходимо выделить 3 наиболее интересных вопроса и озвучить их классу

1.Заполняют таблицу.

2. Обмениваются  в парах вопросами и выделяют 3 наиболее интересных, ответ на которые хотелось бы найти.

1.Умение ставить вопросы

2. Видеть проблемы темы и уметь их формулировать

3.Умение классифицировать задание по значимости на уроке.

4. Общение в парах

Поисково-исследовательский этап

Поиск ответов на вопросы, заданные самими учащимися

1.Работа с источниками (индивидуальное домашнее задание).
2. Работа с лекционным материалом

Индивидуальная, фронтальная

1.На дом были даны индивидуальные задания : выделить критерии общества в трудах известных мыслителей Платона, Аристотеля, Макиавелли.

2. Лекция с использованием презентации и создание карты-схемы темы.

1. По материалам работ известных мыслителей  выделяют критерии общества, и аргументируют их.

2. В процессе лекции заполняют таблицу «Вопросительные слова»

1.Умение выделять существенное, грамотно высказываться, публично выступать с темой.

2 Умение  избирательно подходить к лекционному материалу и находить ответы на свои вопросы.

Кратко формулировать их в таблице.

Практический этап

Систематизация знаний

1.Стратегия «Вопросительные слова» (Почему, зачем, каким образом, какова взаимосвязь?)

Индивидуальная, фронтальная

1.Направляет учащихся на закрепление полученных знаний,

2.Отвечает на вопросы

3.Способствует самостоятельному определению

учащимися направлений работы по теме «Общество» на следующий урок

1.Самостоятельно заполняют таблицу «Вопросительные слова»., используя материал урока.

2.Определяют направления работы по теме «Общество» на следующем уроке.

1.Умение кратко формулировать материал лекции

2.Умение определять направления работы на ближайшую перспективу.

Рефлексивно-оценочный этап

Самооценка
анализ работы

1.Заполнение таблицы

Приложением 2

Индивидуальная, фронтальная

1.Организует работу по рефлексии урока, объясняет содержание работы:

-необходимо краткими высказыванием выразить свое отношение к уроку.

1.Выражают мнение об уроке, кратко формулируя свое мнение,

заполняют таблицу.

2.Проводят самооценку своей работе на уроке.

1.Умение проводить анализ изученного материала, форм работы, эмоционального состояния.

2.Умение самооценивать свои действия и анализировать их.

        

                                                                                И. о директора МБОУ СОШ №1 __________________ И.М. Дементьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...