Внеклассное мероприятие "Была война,была Блокада"
методическая разработка по истории

Горбань Юлия Сергеевна

патриотическое воспитание школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя:

Ведущий 1.  Стоит над Невой город большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть своё лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт – Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. История знает немало примеров героической обороны городов. Но легенды седой старины и трагические страницы прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была  оборона осаждённого Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Первая страница «Враг у ворот».          

Ведущий 3.  К началу сентября 1941 года ценой огромных потерь гитлеровские войска вышли на ближние подступы к городу и блокировали его с суши.

Ведущий 1. Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград в течение первых трёх недель войны.  Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. Гитлер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землёй и сделать необитаемым. Но, увы, не удалось. Тогда Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя»,– цинично твердил он. Враг рассчитывал, что голодающие, мёрзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать.

Вторая страница «В осаждённом Ленинграде».  

 Ведущий 2. 30 августа железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. К этому времени там находилось свыше 2,5 мил. жителей, среди которых были женщины, старики и дети. Сообщение Ленинграда со страной поддерживалось только по Ладожскому озеру, а запасы продовольствия в городе были ничтожны.

Ведущий 3. По льду Ладожского озера была проложена трасса. И 13 ноября 1941 года, когда лёд стал, по ней отправился коннотранспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянули даже пустые сани. Часть повозок  в пути проваливалась под лёд, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны шли по льду под постоянными бомбёжками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти», но позднее появилось и другое название – «Дорога жизни». Перевозки через Ладогу достигли необходимого размаха не сразу, и хлебную порцию снижали, она составляла 250 граммов (для рабочих) и 125 граммов (для всех) в сутки. 

Сценка:Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.          

Ведущий 1. (На фоне слайда кусочек хлеба) Именно так выглядел этот тяжёлый, сырой кусочек.

Сто двадцать пять блокадных грамм,
С огнём и кровью пополам.

Этот ломтик, эту тёмно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Она на 40% состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесина. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Голод не только отнимал физические силы. Дистрофия – тяжёлая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей.   

Ведущий 2. Невозможно переоценить трудовую доблесть ленинградцев. Люди недосыпали, недоедали, но выполняли поставленные перед ними задачи. Кировский завод оказался в опасной близости от немецких войск. Защищая родной город и завод, тысячи рабочих, днём и ночью возводили укрепления. На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Завод бомбили, в цехах рвались снаряды, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки и прямо направлялись на фронт.          

Чтец:

Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.

Третья страница «Дети блокадного города».

Ведущая 1. О детях блокадного Ленинграда нам расскажет библиотекарь.

Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино. 28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике:

 “Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.Несколько нарушая хронологию, приведем остальные записи этого потрясающего дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк: “Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942. Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все".

Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников. Было много и других детей, которые разделили судьбу Тани Савичевой.

Из письма Тани Богдановой отцу на фронт: «Дорогой папочка! Я знаю, что вам тяжело будет слышать о моей смерти, да и мне помирать сильно не хотелось, но ничего не поделаешь. Сильно старалась поддержать меня мамочка, она даже отрывала от себя кусочек хлеба. 8 апреля она меня одела и вынесла на руках во двор на солнышко. Дорогой папочка! Вы сильно не расстраивайтесь. Я лежу и каждый день жду Вас, а когда забудусь, Вы мне начинаете казаться».

Чтец Вы памятник «детям блокады» видали?

- Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит.

Четвёртая страница «И музы не молчали….  »  

Ведущая 1

Композитор Дмитрий Шостакович, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии создал в осаждённом Ленинграде могучую симфонию грядущей Победы над врагом. 7-я симфония прозвучала в холодном, нетопленном помещении Ленинградской консерватории, дирижировал Е. Мравинский. Слушали и бойцы, приехавшие в город  с передовой, слушали и рабочие, все, кто смог придти, приехать в консерваторию, не для наслаждения, а для того чтобы услышать призыв к Победе, почувствовать веру в Великую Победу. Послушайте и вы эти великие ноты.

Пауза

И мы победили. 27 января 1944 года блокада была снята, город начали освобождать, эвакуировать оставшихся в живых  людей. Эти страшные 872 дня не будут забыты.

Ведущий 1. Предлагаю почтить память всех погибших во время Великой Отечественной войны минутой молчания.

Ведущий 1. Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождала она. Наш долг – быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей жизни, быть достойными их. Желаем всем добра и мира. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда

Урок  мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда...

"Была война. Была блокада Ленинграда".

Конспект классного часа....

"Была война. Была блокада." Урок Мужества

Материал раскрывает одно из главных событий в Великой Отечественной войне – период блокады Ленинграда и является ключевым мероприятием в рамках мероприятий, проводимых к памятной дате – Освобождению г...

Внеклассное мероприятие "900 дней блокады"

Внеклассное мероприятие посвящено одной из самых трагичных страниц истории великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - блокаде Ленинграда. Материал содержит фотографии, стихи, статистический материал....

Была война… Была Победа…

Предлагаем вам посмотреть работу выполненой  в технике пластинография....

Внеклассное мероприятие по теме «Блокада Ленинграда»

Внеклассное мероприятие по теме«Блокада Ленинграда»...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная празднованию Дня окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) « Была война….Была победа…»

Целью литературно-музыкальной композиции, посвященной  празднованию Дня окончания  Второй мировой войны (2 сентября 1945 года)   " Была война….Была побе...