Интегрированный урок "Русско-турецкая война"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Буторин Владимир Евгеньевич

9 класс

История+география

Тема: Русско – турецкая война – успех или поражение российской внешней политики?

Цели:

Образовательные:

  • изучение причин, хода и последствий Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.;
  • раскрытие  целей сторон и механизмов развязывания войны, соотношения сил и хода военных действий;

Развивающие:

  • развитие навыков работы с картой
  • развитие умения выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы.

Воспитывающие: воспитание  на примере доблести и мужества российской армии  чувства любви и гордости за Родину.

Тип урока: открытие нового знания

Основные понятия:

  • Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
  • Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г.
  • Берлинский конгресс – июнь 1878 г.
  • Плевна
  • Никополь
  • Шипкинский перевал

Оборудование урока:

  • настенная карта «Русско-турецкая война 1877-1878 гг»;
  • проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russko-turetskaya_voyna.doc312.5 КБ
Файл russko-tuuretskaya_voyna.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

9 класс

История+география

Тема: Русско – турецкая война – успех или поражение российской внешней политики?

Цели:

Образовательные:

  • изучение причин, хода и последствий Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.;
  • раскрытие  целей сторон и механизмов развязывания войны, соотношения сил и хода военных действий;

Развивающие:

  • развитие навыков работы с картой
  • развитие умения выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы.

Воспитывающие: воспитание  на примере доблести и мужества российской армии  чувства любви и гордости за Родину.

Тип урока: открытие нового знания

Основные понятия:

  • Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
  • Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г.
  • Берлинский конгресс – июнь 1878 г.
  • Плевна
  • Никополь
  • Шипкинский перевал

Оборудование урока:

  • настенная карта «Русско-турецкая война 1877-1878 гг»;
  • проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • презентация.

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности.

Знай историю, мой друг,

Вот наука всех наук,

Чтобы будущее знать,

Надо в прошлом побывать.

Как вы понимаете эти слова?

                Высказывания учащихся.

Да, история хранит еще много тайн.

Я желаю вам интересного и увлекательного путешествия в прошлое и думаю, что у вас все получится.

Посмотрите на схему.

-Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке?

Высказывания учащихся.

(о внешней политике)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Учитель. Государь, передавая престол наследнику, давал свои наставления: «С иностранными державами сохраняй доброе согласие. Не в новых завоеваниях, а в устройстве ее (России) областей отныне должна быть вся твоя забота».

Другое дело, последовал ли наследник советам своего отца.

 

После окончания Крымской войны главной задачей русской внешней политики стал пересмотр условий Парижского мирного договора, подписанного в 1856.

Давайте вспомним каковы были условия Парижского мирного договора.

Высказывания учащихся.

Парижский мирный договор

Он заключался в следующем: все потерянны е в ходе войны области и города возвращались России и Турции. Независимость и целостность Османской империи гарантировалась теперь всеми державами – участницами конгресса. Черное море объявлялось нейтральным, а потому Россия лишалась права иметь здесь свой военный флот. Сербия, Молдавия и Валахия переходили под верховную власть султана, покровительство над турецкими христианами передавалось в руки великих держав.)

Учитель. Министр иностранных дел А. М. Горчаков объявил аннулированными пункты Парижского мирного договора 1856 г. В начале 1871 г. Лондонская конференция дала России право на восстановление Черноморского флота и военно-морских сил. У России появился паровой флот, восстановились черноморские крепости. Черноморское побережье России стало защищенным. Но к началу 70-х годов XIX века вновь обостряется так называемый «восточный вопрос».  В чем его сущность? Ответить на этот вам поможет схема (на столе)

Высказывания учащихся.

(Борьба славянских народов за освобождение; борьба за сферы влияния в Турции; контроль над Черноморскими проливами).

Причины русско-турецкой войны 1877-1878

Покажите на карте Черноморские проливы.

С точки зрения географии для чего России нужен был контроль над этими проливами?

Высказывания учащихся.

В сложившихся условиях, этот вопрос нашел своё продолжение в боевых действиях, которые выразились в развязывании русско – турецкой войны 1877-1878г.г.

3. Постановка учебной задачи.

Мнения историков о событиях, связанных с русско-турецкой войной разошлись.

Часть историков, изучив события русско-турецкой войны, выдвинули такую точку зрения. «Заложив основы свободы «братьев – славян», Россия вносила славную страницу в свою историю. Русско-турецкая война 1877-1878 г.г. вошла в общий контекст эпохи Освобождения и стала ее достойнейшим завершением. Война вызвала подъем патриотических настроений в русском обществе» (историк П. Н. Зырянов). Вторая часть историков считала: «Война 1877-1878г.г. едва не поставила Россию на грань катастрофы » (историк Л. М. Ляшенко)

-Кто прав? Нужна или не нужна была русско-турецкая война? Прошу вас высказать свое мнение, выбрав соответствующее высказывание.

Учащиеся расходятся к развешанным мнениям.

Высказывания учащихся. (гипотезы)

Итак, проблема урока: «Русско – турецкая война – успех или поражение российской внешней политики?"

-Определите цели, которые помогут решить эту проблему.

На доске план урока:

1. Причины и повод  русско-турецкой войны.

2. Основные боевые действия в период войны.

3. Итоги.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Мы с вами помним наказ Николая I наследнику престола. Но Александр II не внял завещанию отца. Его внешняя политика была достаточно активной. В середине 70-х международный авторитет Российской  империи заметно укрепился. Но претендовать на роль ведущей мировой державы и уклоняться при этом от участия в разрешении европейских конфликтов становилось затруднительно. К середине 70-х годов обострилась внутренняя обстановка на Балканах.

- В чем выражалось это обострение?

- Как вы думаете, можно ли было решить проблемы славянского населения Балкан  мирным путем?

Высказывания учащихся на основе текста.

Летом 1875 г. в турецкой провинции  Боснии и Герцеговине вспыхнули волнения, которые были жестоко подавлены турками. В апреле 1876 г. началось восстание против османского ига в Болгарии. Сербия и Черногория пришли на помощь болгарскому народу, объявив Турции войну. Но их малочисленные и плохо обученные армии были разгромлены. Кровавые расправы турецких властей вызвали возмущение русского общества. Ширилось движение в защиту южнославянских народов. Вопреки официальному запрету правительства, в сербскую армию направились тысячи добровольцев. Главкомом сербской армии стал генерал Черняев, участник обороны Севастополя. По инициативе Горчакова Россия, Германия, Австрия потребовали от Турции уравнения христиан с мусульманами. Россия попыталась решить вопрос мирными средствами, организовав несколько конфедераций европейских держав. Но Турция, поддерживаемая Англией, на все предложения отвечала отказом. Чтобы спасти Сербию от разгрома, Россия в октябре 1876 г. предъявила Турции ультиматум с требованием прекратить военные действия в Сербии и заключить перемирие. В России была объявлена частичная мобилизация. Александр II понимал, что таким образом, он сможет принудить султана принять предложения европейских держав и тем самым избежать войны. Александр II боялся, что война с Турцией сможет обернуться войной против России европейских держав. Поэтому Александр II дает согласие на оккупацию турецкой провинции Боснии и Герцеговины войсками Австро-Венгрии.

Учитель. Вы верно дали характеристику обстановки на Балканах.

Учитель. Посмотрите еще раз на мнения историков о событиях русско-турецкой войны.

-Не могли бы вы назвать еще одну причину разворачивания войны в этот период царем Александром II?

Высказывания учащихся. 

(Самодержавию в это время была необходима победоносная война, для того, чтобы поднять авторитет России на международной арене как великой европейской державы).

Учитель. 12 апреля 1877 г. в ответ на отказ Турции принять русский ультиматум Александр II объявил ей войну.

Война началась не в самое лучшее время для России. Незавершенность реформ 60 - 70-х годов и XIX в., недостаток новейших типов вооружения, нехватка командных кадров, способных вести современную войну. В особенности это касалось командиров высшего звена. Главкомом русской армии был назначен обделенный воинскими талантами брат императора, великий князь Николай Николаевич. И тем не менее. Начались активные боевые действия.

         Что же представляли собой основные боевые действия русско-турецкой войны?              (Работа с таблицей и по группам)

Основные события русско-турецкой войны 1877 – 1878 г.

1 группа: стр. 156, пункт 5  « События на Балканском полуострове».

2 группа: стр.156, пункт  5 « Боевые действия на Кавказе»      

I группа

Дата

События

1877 г

июнь

Русская армия, пройдя через Румынию, начала освобождение Болгарии.

5 июля

1877 г

Захват русскими войсками Шипкинского перевала

июль

1877 г

Русские войска взяли Никополь

II группа

ноябрь

1877 г.

Захват русскими войсками Плевны.

декабрь

1877 г

Взятие г. София и начало наступления на Адрианополь.

январь

1878 г.

Взят Адрианополь русскими войсками.

18 января

1878 г

Занят Сан- Стефано (пригород Стамбула)

начало 1878 г

Взяты крепости Баязет, Ардаган, Карс.

Отчет групп о проделанной работе (другая группа записывает)

На физической карте найдите Болгарию и Кавказ и определите в каких природных условиях проходили боевые действия  русско-турецкой  войны.

Высказывания учащихся

Учитель. Сейчас перед вами таблица, в которой отражены основные боевые действия периода русско - турецкой войны.

- Какой вывод вы можете сделать (на чьей стороне был успех)?

Высказывания учащихся

(События на фронте для России развивались очень успешно)

Учитель. Европейские державы были обеспокоены успехами русских войск. К январю 1878 г. русские войска подошли к Константинополю, но  Россия отступила. Назовите причины отступления, посмотрите отрывок из фильма «Турецкий гамбит» .

Просмотр видеосюжета

Высказывания учащихся

 (Россия была истощена и боялась, что на стороне Турции выступит Англия). 

Александр II обещал Английскому правительству еще до войны, что не будет стремиться занять Константинополь. Видя, такой поворот событий в начале 1878 г., Англия вводит эскадру в Мраморное море. И не дожидаясь английской поддержки в январе 1878 г. Россия просит перемирия, которое и было заключено в Адрианополе. Вскоре, после которого открылись дипломатические переговоры в пригороде Константинополя – местечке Сан – Стефано. 19 февраля 1878 был подписан мирный договор между Россией и Турцией. Ведущие западные страны были недовольны условиями этого мирного договора, по их требованию был созван Берлинский конгресс, где был принят Берлинский трактат.

Работа по группам.

1 группа.       Работа с учебником стр.157

  Подготовьте ответ на вопрос и покажите на карте:

На каких условиях был заключен Сан- Стефанский мирный договор?

2 группа.      Работа с документом

  Подготовьте ответ на вопрос и покажите на карте:

Каковы условия Берлинского трактата?      

Отчет групп о проделанной работе

Условия:

1) России возвращалась южная часть Бесарабии с Измаилом.

2) К России отошли кавказские крепости Батум, Ардаган, Карс, Баязет.

3) Сербия, Черногория, Румыния провозглашались независимыми государствами.

4) Болгария – автономное княжество в составе Турции.

1878 лето - Берлинский трактат:

1. Болгария поделена на две части: северная объявлена княжеством, зависимым от Турции; южная – автономной турецкой провинцией Восточная Румыния.

2. Урезаны территории Сербии и Черногории.

3. Сокращены территории, приобретенные Россией в Закавказье.

4. Австрия получила Боснию и Герцеговину, Англия – остров – Кипр.

После отчета проверка

Итоги русско-турецкой войны 1877-1878

Учитель. Скажите, почему Россия согласилась на условие Берлинского трактата?

(Англия и Автро – Венгрия преследовали свои интересы на Балканах. Россия опасалась создания антирусской коалиции в связи с возросшим авторитетом России среди славянских народов и восстановлением русской воинской славы)

Учитель. Итак, мы с вами проследили основные события русско – турецкой войны, начиная с причин и заканчивая итогами.

 Вернемся к разговору, с которого мы начали урок. Две точки зрения на военные события 1877 – 1878 г.г. Кто же все - таки из историков был прав?

Изменилось ли ваше мнение? Прошу выбрать соответствующее высказывание.

Учащиеся расходятся к развешанным мнениям.

Высказывания учащихся. (подтверждение или опровержение гипотез)

Учитель. Русско – турецкая война 1877 – 1878 г.г., закончившаяся победой России, стала действительно крупным военным успехом нашего государства во 2-й половине XIX века

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

А теперь, давайте проверим свои знания.

Представьте себе, что вам в руки попал исторический материал, содержащий информацию о русско- турецкой войне. Но в связи с тем, что время и условия хранения не пощадили бумагу, часть информации с нее стерлась. Ее необходимо восстановить. Постарайтесь достоверно восстановить потерянную информацию.

(учащиеся получают лист с заданием)

Проверьте. Если вы правильно узнали слово, поставьте «+», если не смогли определить– знак «?», если выполнили большую часть задания знак «+?»

Текст. 

1. В результате национально – освободительного движения славянских народов против____________________________обострилась политическая ситуация на Балканском полуострове.

2. Произошло это в середине_____________годов XIX века.

3. Cамым длительным сражением в истории русско – турецкой войны 1877 – 1878 стала оборона_________________.

4. Русские войска в июле 1877 г. смогли захватить______________________перевал,

через который шла наиболее удобная дорога на Константинополь (Стамбул).

5. В период боевых действий 1877 – 1878 гг. прославились русские офицеры Столетов, Скобелев, Лорис – Меликов,________________.

6. По Сан – Стефанскому мирному договору к России отошли крепости на Кавказе, Баязет,___________, ___________.

7. В результате подписания Берлинского трактата Боснию и Герцеговину получила_______________, а остров Кипр получила______________.

Учитель. А теперь проверим насколько достоверно вы смогли восстановить исторические факты

 Самопроверка по шаблону

1. Турции (1 балл)

2. 70 (1 балл)

3. Плевны  (1 балл)

4. Шипкинский  (1 балл)

5. Гурко (1 балл)

6 Батум, Ардаган, Карс (любые две) (2 балла)

7. Австрия, Англия (2 балла)

ИТОГО 9 баллов

0-3 баллов  - "2"

4-5 баллов - "3"

6-7 баллов - "4"

8-9 баллов - "5"

(- Мы с вами еще поработаем над данным вопросом и вы все сможете выполнить задание.)

6. Рефлексия деятельности.

Что нового узнали на уроке?.Достигли мы цель, которую ставили сегодня на уроке? Как вы оцениваете работу класса? Какие трудности встретились? Удалось ли нам их преодолеть? Над чем надо поработать, чтобы преодолеть оставшиеся затруднения? Когда вы планируете это сделать? (при выполнении д/з, с/р на уроке и т.д.).

Давайте, вернемся к началу урока и вспомним наши предположения. Мне бы хотелось, чтобы вы пофилософствовали, подумали, оценили еще раз внешнюю политику России 2-й половины XIX века. Это потребуется нам и в дальнейшем при изучении внешней политики в период правления Александра III, а может быть поможет вам для оценки современных событий, происходящих в мире. Учитывая возможности, которые предоставлены современному человеку, каждый из вас сможет побывать когда – нибудь в Турции и своими глазами увидеть страну с богатейшей и интересной историей, несмотря на то, наши государства когда – то воевали. Я желаю вашим кораблям знаний счастливого плавания.

7. Домашнее задание

§21. вопросы 6-7, напишите небольшое сочинение на тему:  «Очевидец событий русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг: а) Александр II; б) Генерал И.В. Гурко; в) Представитель турецкой армии; г) Русский офицер; д) Ваш выбор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Европейская политика Направления ... Борьба за пересмотр дипломатических итогов Крымской войны Завершение процесса территориального формирования Российской империи

Слайд 3

« Русско – турецкая война – успех или поражение российской внешней политики ?»

Слайд 7

Самопроверка 1. Турции (1 балл) 2. 70 (1 балл) 3. Плевны (1 балл) 4. Шипкинский (1 балл) 5. Гурко (1 балл) 6 Батум , Ардаган , Карс (любые две) (2 балла) 7. Австрия, Англия (2 балла) ИТОГО 9 баллов 0-3 баллов - "2" 4-5 баллов - "3" 6-7 баллов - "4" 8-9 баллов - "5»

Слайд 8

Домашнее задание §21, ответить на вопросы 6-7, напишите небольшое сочинение на тему: «Очевидец событий русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг : а) Александр II ; б) Генерал И.В. Гурко; в) Представитель турецкой армии; г) Русский офицер; д ) Ваш выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок "Северная война"

Данный урок проведён в интеграции с предметом "Информатика" в компьютерном классе...

Интегрированный урок (литература + английский) по теме «Война и мир» Льва Толстого в экранизациях на основе художественного фильма «Война и мир» (СССР, 1968 г) и "War and Peace" (США, 1956) 18 апреля 2013г.

Урок по литературе в 10 классе по роману "Война и мир" Л.Толстого позволяет не только проанализировать эпизод из романа, но и провести сравнительный анализ данного эпизода в двух экранизациях  ро...

Интегрированный урок (литература+история) по теме "Герои партизанской войны и их исторические прототипы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Материал представляет собой план-конспект интегрированного урока с раздаточным материалом. Данный урок является заключительным с системе уроков  по теме "Партизанская война в романе Л. Н. Толстог...

Методическая разработка интегрированного урока «Война глазами великого писателя (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:·         показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы,  её стратегическое значение в ходе Отечественной ...

Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...

Интегрированный урок "Холодная война и ядерное оружие"

Основная задача современной школы - научить учащихся – будущих специалистов разного профиля: решать общие и профессионально значимые задачи, самостоятельно, критически мыслить, осуществлять поис...