«Духовная жизнь Серебряного века»
план-конспект урока по истории (10 класс)

Дмитрий Александрович Федотов

Тип урока:
Урок-семинар

 «Серебряный   век русской   культуры»   показывает   опыт   проведения   уроков   по   изучению программной темы «От Новой истории к Новейшей». В   процессе   изучения   данной   темы   создаются   условия   для   развития творческого   мышления   учеников,   их   познавательной   активности,   умения самостоятельно   пополнять   знания   из   различных   источников   информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnaya_zhizn_serebryanogo_veka.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

 «Духовная жизнь Серебряного века»

Образовательные цели:

  • сформировать представление о Серебряном веке русской культуры, оказавшем влияние на развитие духовной жизни прошлого столетия ; на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства; раскрыть  эстетические принципы и художественную ценность новых направлений в искусстве.

Развивающие цели:

  • развитие мышления, познавательного интереса, художественного вкуса  
  • углубление знаний при помощи использования дополнительных материалов ;
  • создание условий для развития УУД

Воспитательные цели:

  • воспитание чувства гордости за великую русскую культуру и духовное наследие;
  • формирование умения коллективного обсуждения (поддерживать диалог в микрогруппах, находить общее решение, аргументировать свою точку зрения, слушать оппонента, выражать готовность принять позицию другого учащегося).

Место урока в системе уроков данного раздела:

урок открытия новых знаний

Тип урока:

Урок-семинар

Основные термины и понятия:

Ренессанс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

Межпредметные связи:

История, литература, искусство, музыка

Познавательные УУД:

восприятие текстов различных стилей ; построение речевых высказываний в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД:

Уважительное отношение к одноклассникам;

внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие; коллективное обсуждение проблем.

Регулятивные УУД:

Осознание качества и уровня усвоения материала

Личностные УУД:

Оценивание себя в социальных ролях: ученик, докладчик, оппонент

Оборудование:

экран, компьютер, проектор, диск со слайдами к уроку,  раздаточный материал

Этапы урока

I Организационный момент.

Класс заранее делится на микрогруппы(микрогруппу необходимо сформировать таким образом, чтобы в неё входили учащиеся, успеваемость которых по предмету — одного уровня.Это необходимо для более адекватного оценивания общей работы коллектива)

II Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности

Цель : выработать на индивидуальном уровне у учащихся внутренюю готовность к выполнению заданий.  

Вводная беседа

Звучит музыка А. Скрябина, на экране проецируются портреты представителей Серебряного века, картины художников, фотодокументы и т д.

Слово учителя

Так необычно все, что нас сегодня окружает: музыка полотна художников, фотопортреты, балетные и театральные костюмы ‘Русских сезонов Дягилева’. Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки музыки А. Скрябина, вглядитесь в фотопортреты людей, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо, подарили миру Серебреный век русской культуры.

- Какие мысли возникают у вас, когда вы слышите словосочетание Серебряный век?

- Составьте ассоциативную цепочку с этим словосочетанием

- Как вы думаете, почему на фоне исторических потрясений все-таки происходит расцвет, а не закат русской культуры?

Какую проблему мы будем решать сегодня на уроке? (ответы учащихся)

Таким образом, проблемный вопрос нашего урока звучит так:

- Почему период развития культуры в начале XX назван Серебряным и как он связан с духовной жизнью?

- Исходя из проблемы, назовите тему нашего занятия (Духовная культура Серебряного века)

     

III Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление детей к формированию новой модели деятельности

 Ситуация начала XX века стимулирует философские поиски, цель которых - выработка общероссийской идеи, т.к. идеи «Официальной теории народности» сдали свои позиции. Поисками занялась группа выдающихся философов и правоведов, объединившиеся вокруг сборника «Вехи». Идеи «веховцев» были восприняты критично, как со стороны правительства, так и со стороны представителей интеллигенции. Суть изысканий состояла в том, что левая и леворадикальная интеллигенция не может стать во главе государства, т.к. не может решить поставленные задачи. Таким образом, общенациональная идея в начале XX века так и не была найдена.

Что касается науки и образования, «Серебряный век» характеризуется их подъемом. Растет число средних учебных заведений, уменьшается количество безграмотных, образование становится доступным всем слоям населения.. В 1913 году проходит первый Всероссийский съезд учителей Развивается и высшее образование. В науке большой прорыв и новые достижения: проводятся исследования в области физиологии растений (К.А.Тимирязев); в области высшей нервной деятельности (И.П.Павлов, И.М.Сеченов); была создана теория иммунитета (И.И.Мечников); заложены теоретические основы воздухоплавания и самолетостроения (Н.И.Жуковский); разработана теория реактивного двигателя (К.Э.Циолковский); изобретено радио (А.С.Попов)

Идёт развитие и исследовательская деятельность в области военного дела, геологии, истории, металлургии, географии.

IV Построение проекта и решение проблемы

Цель: формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации  

В течение изучения темы осуществляют самостоятельный информационный поиск по предложенному списку. Составляют интеллект-карту

У нас сегодня не совсем обычный урок, мы проведем урок-семинар.

Для вас подготовлены вопросы по данной теме, ответы на поставленные вопросы вы найдете сами в учебнике, в дополнительной литературе. Вашим группам предоставляется время 10 мин  на совместное обсуждение поставленных вопросов для выработки коллективных ответов. В процессе выступления каждой группы вы письменно  ответите на вопросы, данные в рабочем листе.

Итак, наши вопросы:

  1. Просвещение и наука
  2. Литература
  3. Живопись
  4. Скульптура и архитектура
  5. Музыка, балет, театр, кинематограф

Настраиваются на работу

Работа по поставленным вопросам

Фронтальная

Учащимся предоставляется время на совместное обсуждение поставленных вопросов для выработки коллективных ответов.

V Реализация сформированной модели

Цель : слушание и обсуждение докладов

Фронтальная

а) в порядке, установленном преподавателем, представители от микрогрупп зачитывают выработанные в ходе коллективного обсуждения ответы;

б) учащиеся из других микрогрупп заполняют рабочий лист,

в) преподаватель регулирует обсуждение, задавая наводящие вопросы, корректируя неправильные ответы (важно, чтобы преподаватель не вмешивался напрямую в ход обсуждения, не навязывал собственную точку зрения);

г) после обсуждения каждого вопроса необходимо обобщить выводы и перейти к обсуждению следующего вопроса (вопросы целесообразно распределить таким образом, чтобы ответы микрогрупп чередовались);

е) после обсуждения всех предложенных вопросов преподаватель обобщает сделанные выводы.

Слушают докладчиков. После того как доклад прочитан, задают уточняющие вопросы. При желании аргументированно дополняют или исправляют докладчика. Докладчик соглашается или нет, обосновывает свою позицию

VI Заключительный

Фронтальная

– В начале XX века происходит колоссальный расцвет русской культуры, появляются новые направления музыки, живописи, литературы Серебряного века и новые произведения искусства.

Ответ учащихся на проблемный вопрос урока

– Почему период развития культуры в начале XX века назван Серебряным веком?

--Какой вклад внесла российская культура второй половины XIX в. в мировую культуру и как она была связана с духовной жизнью?

Вопросы для обсуждения:

– Какие достижения искусства и науки, русской культуры начала ХХ в. вы для себя открыли?

- Что изменилось в системе просвещения во второй половине XIX в. по сравнению с первой?

- Какие проблемы, волновавшие русское общество, поднимала литература второй половины XIX и.?

- Что нового внесли передвижники в русское искусство?

- Какие принципиально новые явления появились в архитектуре? Чем они были вызваны?

- Какие темы стали ведущими в русском музыкальном искусстве?

- Какие новые черты появились в театральном искусстве?

- Поясните причины, по которым художники второй половины XIX в. отображали не только жизнь народа, но всё чаще обращались и к историческим сюжетам.

VII Рефлексия

Заполнение оценочного листа

Фамилия ____________________________

Оценка______________________________

Оценка за работу группы _________________

Итоговая оценка_______________________

 VII Подведение итогов урока

Ответ на проблемный вопрос урока:Почему период развития культуры в начале XX века назван Серебряным веком?

IX Домашнее задание

п.8, вопросы стр.62-63, на оценку 5 высказать письменно высказать свое мнение по вопросу: «Почему именно на первые полтора десятилетия XXв пришелся расцвет русской культуры?”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Духовная жизнь Серебряного века" (история России 9 кл)

Небольшой тест для проверки знаний по теме "Духовная жизнь Серебряного века"...

Духовная жизнь Серебряного века

Презентация подготовлена в качестве дополнения к урокам истории в 9 и 11 классах по теме "Духовная жизнь Серебряного века". На слайдах представлены картины русских художников XX века, ученые, писатели...

Духовная жизнь Серебряного века

Конспект урока по истории России в 9 классе...

Урок истории в 9 классе "Духовная жизнь Серебряного века"

Урок- конференция о достижениях культуры России в эпоху Серебряного века ( начало 20 века)...

конспект урока "Духовная жизнь Серебряного века"

данный конспект урока будет полезен учителям работающих в 9 классе...

Урок на тему "Духовная жизнь Серебряного века»"

ПредметИстория РоссииТема«Духовная жизнь Серебряного века»ГруппаТ 21Продолжительностьурока2 урока по 45 минутТип урокаизучение и первичное закрепление нового материалаОборудованиекомпьютер...

Конспект урока «Духовная жизнь Серебряного века» (урок в 9 классе)

Тема: «Духовная жизнь Серебряного века»(урок в 9 классе) Цель урока:  рассмотреть достижения русской культуры и показать, как в культуре этого времени отразились социально-эконом...