Конспект урока "Поэма Гомера "Илиада"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Федорина Ирина Константиновна

Цели:
Личностные:
знакомство учащихся с произведениями Гомера как историческими источниками.

Предметные: на основе анализа поэм Гомера учащиеся должны иметь общее представление о содержании поэмы «Илиада», анализировать его содержание и делать собственные выводы;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gomera_iliada.docx410.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по истории

Тема «Поэма Гомера «Илиада»                              Дата: 15.12.2022                  5 класс

Задачи урока:

Личностные: знакомство учащихся с произведениями Гомера как историческими источниками.

Предметные: на основе анализа поэм Гомера учащиеся должны иметь общее представление о содержании поэмы «Илиада», анализировать его содержание и делать собственные выводы;

Метапредметные:

  • регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
  • познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
  • коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.

Образовательная среда: иллюстративный материал к учебнику истории Древнего мира, поэма Гомера «Илиада», раздаточный материал.

Методы работы: групповая технология, технология сотрудничества.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Где расположена Древняя Греция?
  2. Какими морями омывалась Древняя Греция?
  3. Назовите дату Троянской войны.
  4. Назовите причины и итоги Троянской войны.
  1. Мотивационно-целевой этап.

Мы продолжаем с вами путешествие по Древней Греции. Давайте вспомним, что такое исторический источник? (что-то, что содержит информацию о прошлом).

Одним из исторических источников, по которым мы можем узнать о событиях, происходивших в Древней Греции, является поэма. Что такое поэма? (большое по объему стихотворение, повествующее о каком-либо событии).

Как вы думаете, чей это портрет? (Гомер, древнегреческий поэт).

А как древние греки называли город Трою? (Илион)

Древнегреческий поэт Гомер написал поэму «Иллиада», повествующую о Троянской войне. 

Тема урока «Поэма Гомера «Иллиада». Какие цели поставим перед собой?

  1. Изучение нового материала.

План:

  1. Гомер и две его поэмы.
  2. Гнев Ахиллеса.
  3. Поединок Ахиллеса с Гектором.
  4. Сказания об «Ахиллесовой пяте» и «Троянском коне»

  1. Гомер и две его поэмы. Автор поэмы «Илиада» - слепой поэт Гомер. Он жил в 8-м веке до н.э. в Греции. Никто не знает, где он родился и жил. Каждый уважающий себя грек знал наизусть тысячи строк из его произведений.

Запись в тетрадь: VIII в. до н. э. – создание Гомером поэм «Илиада» и «Одиссея».

  1. Гнев Ахиллеса. В героической поэме “Илиада” боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. Поэма  начинается с мифа о “яблоке раздора”.  

Вспомните, что являлось реальной причиной Троянской войны? (стремление греков укрепить свои позиции на полуострове Малая Азия)

Мифическая причина -  «яблоко раздора».

Работа с учебником с.125-127 п. «Гнев Ахиллеса».

  1. Назовите действующие лица поэмы. (Ахиллес, Гектор, Патрокл, Приам, Агамемном, Гефест).
  2. Почему Ахиллес не принимал участие в битве?
  3. Как случилось, что друг Ахиллеса, Патрокл, погиб в сражении? (Долго продолжался бой между троянцами и греками,  но Ахиллес не принимал участие. Друг Ахиллеса ,Патрокл попросил у Ахиллеса его доспехи, чтобы троянцы приняли Патрокла в битве за Ахиллеса, испугались и прекратили бой. Но Гектор распознал обман и убил Патрокла.)
  4. Что задумал Ахиллес? (отомстить Гектору)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Игра в древнегреческих воинов.

  1. Поединок Ахиллеса с Гектором. Комментированное чтение текста «Поединок Ахиллеса с Гектором». Кто вышел победителем в поединке Ахиллеса с Гектором? (Ахиллес)
  2. Сказания об «Ахиллесовой пяте» и «Троянском коне». Работа в парах. Поэма «Илиада» не заканчивается только на описании поединка Ахиллеса и Гектора. Предлагаю вам ознакомиться со сказаниями об «Ахиллесовой пяте» и «Троянском коне». Стр. 127, 128. Обсудите в парах: Что называют ахиллесовой пятой? Что такое «троянский конь»? (слабая сторона, уязвимое место; деревянный конь, в котором греки вошли в Трою).

  1. Закрепление изученного материала. Выполнение теста «Поэма Гомера «Илиада».

  1. Рефлексия. Давайте подведем итог урока:

Что мы выяснили с вами сегодня на уроке?

Что вам больше всего понравилось на уроке? Что вызвало наибольшие трудности?

Выставление оценок.

Домашнее задание: §26.

Поединок Ахиллеса с Гектором. Могучий Гектор, защитник Трои, вернулся ненадолго в свой город, «чтобы увидеть домашних, жену дорогую и сына». Там подбежала навстречу ему Андромаха супруга... Стиснула руку, и слово сказала, и так говорила: «Сжалься над нами и в бой не иди, оставайся на башне, Чтоб сиротою не сделать ребёнка, вдовою — супругу!»

Ей, отвечая, сказал шлемоблещущий Гектор великий: «Я бы стыдился троянцев и длинноодеждных троянок, Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя!»

У неприступных стен Трои сошлись два могучих героя. «Гектор! Убивши Патрокла, ты жить собирался остаться?» — вскричал Ахиллес и метнул копьё. Увернулся Гектор, и копьё пронеслось мимо. «Берегись и ты!» — отвечал он врагу. Брошенное Гектором копьё попало в щит Ахиллеса, но отскочило в сторону. Никому не дано было пробить щит, выкованный Гефестом! Тем временем следившая за поединком богиня Афина подала Ахиллесу его копьё. А Гектору вернуть копьё было некому. Нанёс ему Ахиллес смертельный удар. Привязал он за ноги мёртвое тело к колеснице и погнал коней.

Чёрная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи... На стену быстро взошла и, взглянув, увидала: по полю Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони.

Поединок Ахиллеса с Гектором. Могучий Гектор, защитник Трои, вернулся ненадолго в свой город, «чтобы увидеть домашних, жену дорогую и сына». Там подбежала навстречу ему Андромаха супруга... Стиснула руку, и слово сказала, и так говорила: «Сжалься над нами и в бой не иди, оставайся на башне, Чтоб сиротою не сделать ребёнка, вдовою — супругу!»

Ей, отвечая, сказал шлемоблещущий Гектор великий: «Я бы стыдился троянцев и длинноодеждных троянок, Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя!»

У неприступных стен Трои сошлись два могучих героя. «Гектор! Убивши Патрокла, ты жить собирался остаться?» — вскричал Ахиллес и метнул копьё. Увернулся Гектор, и копьё пронеслось мимо. «Берегись и ты!» — отвечал он врагу. Брошенное Гектором копьё попало в щит Ахиллеса, но отскочило в сторону. Никому не дано было пробить щит, выкованный Гефестом! Тем временем следившая за поединком богиня Афина подала Ахиллесу его копьё. А Гектору вернуть копьё было некому. Нанёс ему Ахиллес смертельный удар. Привязал он за ноги мёртвое тело к колеснице и погнал коней.

Чёрная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи... На стену быстро взошла и, взглянув, увидала: по полю Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони.

Поединок Ахиллеса с Гектором. Могучий Гектор, защитник Трои, вернулся ненадолго в свой город, «чтобы увидеть домашних, жену дорогую и сына». Там подбежала навстречу ему Андромаха супруга... Стиснула руку, и слово сказала, и так говорила: «Сжалься над нами и в бой не иди, оставайся на башне, Чтоб сиротою не сделать ребёнка, вдовою — супругу!»

Ей, отвечая, сказал шлемоблещущий Гектор великий: «Я бы стыдился троянцев и длинноодеждных троянок, Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя!»

У неприступных стен Трои сошлись два могучих героя. «Гектор! Убивши Патрокла, ты жить собирался остаться?» — вскричал Ахиллес и метнул копьё. Увернулся Гектор, и копьё пронеслось мимо. «Берегись и ты!» — отвечал он врагу. Брошенное Гектором копьё попало в щит Ахиллеса, но отскочило в сторону. Никому не дано было пробить щит, выкованный Гефестом! Тем временем следившая за поединком богиня Афина подала Ахиллесу его копьё. А Гектору вернуть копьё было некому. Нанёс ему Ахиллес смертельный удар. Привязал он за ноги мёртвое тело к колеснице и погнал коней.

Чёрная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи... На стену быстро взошла и, взглянув, увидала: по полю Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони.

Тест по теме «Поэма Гомера «Илиада»

1. Создание поэм «Илиада» и «Одиссея» учёные относят к

1) Х (10-му) веку до н.э.    2) VIII (8-му) веку до н.э.    3) V (5-му) веку до н.э.

2. Поэма «Илиада» повествует о

1) начале Троянской войны  
2) всей многолетней истории войны
3) последних военных события войны

3. Троянскому царевичу Парису помогала в сражениях богиня

1) Афина   2) Афродита     3) Гера

4. Друг Ахиллеса, одного из самых известных героев мифов о Троянской войне, — это          

1) Патрокл       2) Гектор      3) Парис

5. Выражение «Троянский конь» означает в современной речи

1) силу и мужество в бою  
2) мудрость и благородство в поведении
3) подлог и хитрость в какой-то ситуации

6. Выражение «Ахиллесова пята» обозначает

1)уязвимое место человека    2)способ сделать человека неуязвимым   3) особенную силу человека

Тест по теме «Поэма Гомера «Илиада»

1. Создание поэм «Илиада» и «Одиссея» учёные относят к

1) Х (10-му) веку до н.э.    2) VIII (8-му) веку до н.э.    3) V (5-му) веку до н.э.

2. Поэма «Илиада» повествует о

1) начале Троянской войны  
2) всей многолетней истории войны
3) последних военных события войны

3. Троянскому царевичу Парису помогала в сражениях богиня

1) Афина   2) Афродита     3) Гера

4. Друг Ахиллеса, одного из самых известных героев мифов о Троянской войне, — это          

1) Патрокл       2) Гектор      3) Парис

5. Выражение «Троянский конь» означает в современной речи

1) силу и мужество в бою
2) мудрость и благородство в поведении
3) подлог и хитрость в какой-то ситуации

6. Выражение «Ахиллесова пята» обозначает

1)уязвимое место человека
2)способ сделать человека неуязвимым
3) особенную силу человека

Тест по теме «Поэма Гомера «Илиада»

1. Создание поэм «Илиада» и «Одиссея» учёные относят к

1) Х (10-му) веку до н.э.    2) VIII (8-му) веку до н.э.    3) V (5-му) веку до н.э.

2. Поэма «Илиада» повествует о

1) начале Троянской войны  
2) всей многолетней истории войны
3) последних военных события войны

3. Троянскому царевичу Парису помогала в сражениях богиня

1) Афина   2) Афродита     3) Гера

4. Друг Ахиллеса, одного из самых известных героев мифов о Троянской войне, — это          

1) Патрокл       2) Гектор      3) Парис

5. Выражение «Троянский конь» означает в современной речи

1) силу и мужество в бою  
2) мудрость и благородство в поведении
3) подлог и хитрость в какой-то ситуации

6. Выражение «Ахиллесова пята» обозначает

1)уязвимое место человека    2)способ сделать человека неуязвимым   3) особенную силу человека

гомер.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...