Технологические карты к урокам истории в 9 классе по к § 33-39 по учебнику «История России XIX-начало XX в.» п/ред. А. В, Торкунова (М. «Просвещение» 2021)
методическая разработка по истории (9 класс)

Предлагаемые технологические карты предоставляют учащимся возможность проверить свои знания по темам "Экономическое развитие России конца 19-начала 20 вв.", "Русско-японская война", "Столыпинская реформа" и др. Сведения носят ознакомительный, статистический, проблемный и дискуссионный характер.

Могут быть использованы как для работы на уроках, так и для домашнего дополнительного задания и для подготовки проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологические карты к урокам истории в 9 классе по к § 33-39

по учебнику «История России XIX-начало XX в.» п/ред. А. В, Торкунова

(М. «Просвещение» 2021)

Сопроводительная записка

Учебный материал для обучающихся в 9 классе весьма объёмен и насыщен множеством исторических событий, терминологией, персоналиями и др., что создаёт определённые сложности для восприятия девятиклассниками важнейших моментов отечественной истории в рамках школьной программы при двухчасовом обучении в неделю. В результате, повышается риск усвоения школьниками лишь отрывочных сведений из сложного переломного момента нашей истории. Кроме того, при отсутствие рабочих тетрадей по предмету, сводится к минимуму возможность выполнения письменных заданий по темам курса и, соответственно, дополнительного оценивания работы учащихся на уроке или при подготовке домашнего задания.

Предлагаемые технологические карты предоставляют возможность учащимся проверить свои знания по соответствующим темам: «Экономическое и социальное развитие России в конце XIX – начале XX вв.», «Революционные события 1905 г.», «Русско-японская война 1904-1905 гг.», «Экономические преобразования1910-х гг. Столыпинская реформа». Использование данной формы работы возможно как на уроке, так может быть предложено учителем для выполнения домашнего задания.

Сведения, содержащиеся в документах носят как ознакомительный, так и аналитический, проблемный характер и могут быть использованы для решения исторических задач проблемного характера, а также для подготовки проектной деятельности учащихся.

Некоторые задания носят дискуссионный характер, что может быть использовано учителем для создания проблемной ситуации при изучении тем или организации дискуссии и обсуждения ключевых вопросов изучаемой эпохи.

Технологические карты к § 33 и § 34

  1. Ознакомиться с текстом параграфов и содержанием документа.
  2. Заполнить таблицу, пользуясь полученными сведениями и дополнительными источниками.

Документ

В результате промышленного подъёма 90-х гг. XIX в. в России завершился промышленный переворот и страна прочно вошла в пятёрку крупнейших держав мира по абсолютным объёмам производства. В стране действовала рыночная система, адекватная западной.

В 1861 – 1900 гг. объём промыщленной продукции в России возрос в 7 раз (в Германии – в 5, во Франции – в 2,5 в Англии – в 2 р.) Высокие темпы железнодорожного строительства позволили России продвинуться с 5-го на 2-е место в мире по протяжённости железных дорог. По добыче нефти страна к концу века заняла первое место, затем оттеснена СЩА. Россия была одним из крупнейших производителей зерновых и давала 1/3 мирового экспорта пшеницы. По экспорту молочной продукции Россия превосходила все западноевропейские державы. Приоритет отдавался сыро-и-маслодельному производству. Особым почётом пользовалась продукция алтайских сыроваров; им уступал по качеству даже швейцарский сыр. Бийские купцы сколачивали огромные состояния на вывозе масла, сыров и сыворотки за границу. Доля иностранных капиталов в промышленности составляла в среднем 1/3 и была выше чем в западных странах.

Однако индустриализация страны не была завершена. Аграрная сфера оставалась ведущей в российской экономике. Доля сельского населения составляла в 1897 г. 87 %. Сельское хозяйство развивалось экстенсивно, в деревне господствовало общинное хозяйство с его круговой порукой. Всё это сдерживало развитие капитализма в сельском хозяйстве. Неэффективность хозяйствования и неурожаи часто приводили к голоду. В результате голода 1891-1892 гг. погибло до 400 тыс. человек.

На 1897 г. 73,7% населения России было неграмотным.

Заполнить таблицу:

Уклад – способ ведения хозяйства

С какими социаль-

ными слоями связан

Какой сектор эко-

номики охватил

Какова роль уклада в жизни России

Патриархальный (полунатуральный)

Мелкотоварный (кустарно-ремеслен-

ное производство)

Частнокапиталистический

Государственный капитализм

Монополистический капитализм

  1. Дать анализ (письменно) о положении российской экономики на рубеже веков, ответив на вопросы:
  1. В чём состояли особенности российской экономики?
  2. Какую роль играло государство в экономике страны?
  3. Кто был сторонником привлечения иностранного капитала в российскую экономику?
  4. Почему российская экономика легко восприняла монополистические черты? Что этому способствовало?
  5. Определить общие «болевые точки» российской экономики.

Технологическая карта к § 37 и § 39

  1. Ознакомиться с текстом параграфов.
  2. Ответить на вопросы (письменно):
  1. Была ли неизбежна революция 1905-1907 гг.? Каковы её основные причины?
  2. Каковы движущие силы революции (классы, слои населения, партии, деятели)?
  3. Как развивались события (ход, кратко)?
  4. Каков результат революционных событий? Был ли он закономерен?

Работу можно оформить в виде таблицы.

  1. По материалам § 37 (стр. 92-96, пункты 5-10) и материалам §39 заполнить таблицу:

Социалистические

Либеральные

Монархические

Названия партий

Количество членов в партиях

Чьи интересы выражают

Главные политические цели

Основные требования

Какими методами действовали

Технологическая карта к § 36

  1. Ознакомиться с текстом параграфа.
  2. Заполнить таблицу по Русско-японской войне:

Причины войны

Участники

Ход событий

Результат и значение

  1. По итогам работы с таблицей, ответить на вопросы: 1) В чем вы видите причины поражения России в русско-японской войне? 2) Возможен ли был другой исход войны?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Технологическая карта к § 38

  1. Ознакомиться с материалом параграфа.

  2. Выполнить задания по документам.

Задание :

На основании высказываний П. А. Столыпина сформулируйте цели проведения аграрной реформы.

Документ 1

«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся , действующая миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу.»

Документ 2

«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе. Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий.»

Документ 3

«Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем и крепком населении.»

Задание:

С помощью документов охарактеризуйте основные мероприятия аграрной реформы.

Документ 1

«Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинному началу является единоличная собственность.»

Документ 2

Из указа «О дополнениях к закону о крестьянском землевладении» 9 ноября 1906 г.

«Каждый домохозяин, владеющий землёю на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли… имеет право требовать, чтобы общество выделило ему… соответственный участок, по возможности, к одному месту».

Документ 3

Из речи П, А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907 г.:

«Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину, соли земли русской, освободиться от тех тисков, от теперешних условий жизни… Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть она будет крепкая, наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьян к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека…»

Документ 4

Из речи П, А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, ноябрь 1907 г.:

«Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как следствие, создание мелкой земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

Результаты аграрной политики П. А. Столыпина

Положительные

Отрицательные

Рост производительности сельхозтруда, к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 р.

Использование машин и удобрений.

Рост экспорта хлеба.

За Урал переселилось более 3 млн. крестьян.

Освоено 30 млн. десятин целинных земель.

Создание слоя земельных собственников.

Развитие кооперативов и артелей.

Государственная поддержка крестьянских хозяйств.

Несмотря на незавершённость, реформа способствовала модернизации сельского хозяйства.

Община не была разрушена. Из неё вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие.

Усилилось расслоение крестьян.

Поджоги и потравы хуторских хозяйств.

Не была решена проблема малоземелья.

От 0,5 до 1 млн. крестьян вернулись из Сибири назад.

Конфликты переселенцев с местным населением.

Плохая организация на местах прибытия.

Успокоения страны от крестьянских волнений не произошло.

Задание:

Проанализируйте таблицу результатов реформы П. А. Столыпина. К каким выводам об итогах реформы можно прийти?

Что означает выражение В. И. Ленина: «Если бы Столыпинская реформа была доведена до конца и крестьяне стали собственниками земли, то и наша революция 1917 года была бы не нужна…»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 5 классе в рамках внедрения ФГОС по учебнику История Древнего мира., А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «Просвещение» 2012.

Рабочая программа по истории в 5 классе в рамках внедрения ФГОС включает в себя пояснительную записку, основное содержание курса, учебно- тематическое планирование, календарно- тематическое планирован...

Разработка урока по теме "Трагическое начало: за страницами учебника истории" 9 класс

Открытый урок был проведен в рамках акции "Знамя Победы". Стал призёром районного (заочного) конкурса методических разработок "Урок года 2015" в номинации "Лучший урок в основной школе".http://festiva...

Презентация к уроку истории в 5 классе "Первые Христиане и их учение. Палеохристиане" к учебнику истории 5 класса Вигасина, Годера, Свенцицкой

В презентация интеренсым и доступным образом раскрывается данная тема. Сама презентация разделена на смысловые разделы, чтобы удобнее раскрыть данный материал. В конце приведены интересные факты на да...

Методическое пособие по истории Ханты-Мансийского автономного округа XX в. (к учебнику «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» авторский коллектив Н.Н.Баранов, С.В. Горшков, А.П. Зыков и др.)

Цель данного пособия помочь учителям и учащимся лучше узнать историю Ханты-Мансийского округа  XX в., глубже понять особенности развития края и взаимосвязь разных сторон жизни Ханты-Мансийского о...

9 класс, тестовая контрольная работа,составлена на основе материала учебника География 9класс А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким.М."Просвещение 2021 г

Тестовая контрольная работа позволяет проверить знания по разделу "Агропромышленный комплекс" Работа содержит 4 варианта в каждом варианте-12 вопросов. Ответы и критерии отметки указаны ....