Тест для подготовки к ГИА -9 № 6
тренажёр по истории (9 класс)

Литовка Юлия Николаевна

16 в.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivan3-_vas_3_-ivan_4-.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    «Иван 3- Василий 3 –Иван 4»

1. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите правителя, о котором или о времени правления которого идёт речь  в каждом из отрывков.

   А)  «Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение царя, но и вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством. Представители митрополита и бояре, не теряя времени, выехали в слободу. ...Александровская слобода производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной, как явных врагов. Вожди думы просили царя сложить с них гнев и править государством как ему „годно"....Когда царь под предлогом борьбы с заговором потребовал от бояр предоставления ему чрезвычайных полномочий, они ответили ему покорным согласием».

   

        Б) «Иоанн, рождённый и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские».

        В) «Свержение ига устраняло политическое к тому препятствие, а брак с Софьей давал на то историческое оправдание: мог теперь считать себя единственным оставшимся в мире православным и независимым государем, какими были византийские императоры, и верховным властителем Руси. С конца XV в. на его печатях появляется византийский герб — двуглавый орёл».

      Г) «Царь последовательно включал в опричнину одну за другой внутренние области государства, производил в них пересмотр землевладения и учёт землевладельцев, удалял на окраины или попросту истреблял людей, ему неугодных, и взамен их поселял людей надёжных. Изгнанию подвергались не только знатные потомки удельных князей, но и простые служилые люди и вся вообще дворня и служня, окружавшая подозрительных для [царя] господ».

Д) «12 мая в день Вознесения крымский хан пришёл к Москве с более чем 120 тысячами конных и вооружённых людей. Так как царские воеводы и воины были в других городах для охраны, а москвичи не были приготовлены, то татары зажгли город… Сгорел и Кремль, и Опричный двор, и весь Китай-город с предместиями. Девлет-Гирей вернулся в Крым с огромной добычей, угнав в плен 150 тыс. человек».

Е) «В заключение скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя [его] блистало на судебнике и напоминало приобретение трёх царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя...» (Н. М. Карамзин)

2. Установите соответствие между именами современников

СОВРЕМЕННИКИ

 

СОВРЕМЕННИКИ

А) Иван III

Б) Василий Тёмный

В) Дмитрий Донской

Г) Иван IV

 

1) хан Батый

2) Марфа Борецкая

3) Сергий Радонежский

4) Василий Косой

5) Елена Глинская

 3. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Событие

Год

Царь (московский

князь)

Флорентийская уния

__________(A)

__________(Б)

Стоглавый собор

__________(В)

__________(Г)

__________(Д)

1510 г.

Василий III

__________(Е)

1471 г.

Иван III

        Пропущенные элементы:

1) Иван IV        2) присоединение Пскова к Московскому княжеству       3) Василий II

4) 1551 г.         5) издание первого русского Судебника         6) битва на р. Шелони

7) 1581 г.          8) 1556 г.                           9) 1439 г.

 4. Прочтите отрыок из произведения средневекового автора. Выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

…17. Како дети учити и страхом спасати

Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое, и сотворится знаем твоим в посмех и посрамят тя пред множеством народа аще бо отдаси дщерь свою бес порока то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве…»

1) данное произведение было окончательно отредактировано сподвижником Ивана Грозного священником Сильвестром.

2) произведение относится к типу житийной литературы

3) произведение является памятником русской литературы XVI в.

4) данное произведение русской средневековой литературы было предназначено для наставления православных верующих из боярских кругов

5) данный памятник русской средневековой литературы являлся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни русского человека, включая вопросы общественные, семейные, хозяйственные, религиозные

6) данное произведение русской средневековой литературы называлось «Поучение»

5. «После того как Иван умертвил или потерял своего сына, он стал предаваться жестокостям ещё больше, чем прежде, и его тирания была столь ужасна, что никому из людей ещё не довелось слышать; говорят, он впал в отчаяние после смерти сына своего Ивана, так что, казалось, им руководили сами фурии. Когда он надевал красное — он проливал кровь, чёрное — тогда бедствие и горе преследовали всех: бросали в воду, душили и грабили людей; а когда он был в белом —повсюду веселились, но не так, как подобает честным христианам.

Говорят, что царь вознамерился опустошить всю страну и истребить свой народ, так как знал, что ему осталось недолго жить, и полагал, что все будут радоваться его смерти, хотя ни на ком не мог этого заметить; однако он умер ранее, чем предполагал; день ото дня становясь всё слабее и слабее, он впал в тяжкую болезнь, хотя опасности ещё не было заметно; и, говорят, один из вельмож, Богдан Вельский, бывший у него в милости, подал ему прописанное доктором Иоганом Эйлофом питьё, бросив в него яд в то время, когда подносил царю, отчего он вскорости умер; так ли это было, известно одному Богу, верно только то, что вскоре царь умер».

1) Автор считает, что в период правления царя, описанный в данном отрывке, его жестокость проявилась сильнее, чем ранее.

2) Вельможа, упомянутый в данном отрывке, входил в состав Избранной рады.

3) Сын царя, о котором пишет автор, являлся единственным его наследником.

4) События, о которых говорится в данном отрывке, произошли в 1580-х гг.

5) Версия о причине смерти царя, изложенная в отрывке, подтверждена современной наукой и считается общепринятой.

6) В период правления царя, о котором идёт речь, территория России расширилась в восточном направлении.

6. Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана III, и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

1) присоединение Смоленска       2) введение государственного герба — двуглавого орла

3) присоединение Новгорода       4) расцвет приказной системы

5) создание стрелецкого войска   6) постройка краснокирпичного Московского Кремля

7. Какие три события из перечисленных ниже связаны с царствованием Ивана Грозного? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) «Стояние на реке Угре»      2) деятельность Избранной рады

3) присоединение Тверского княжества к Москве     4) созыв церковного собора (Стоглав)

5) присоединение Астраханского ханства       6) Соловецкое восстание

8. Выберите из списка три исторические личности, связанные с княжением Ивана III. Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

1) хан Ахмат                   2) хан Тохтамыш                    3) Сергий Радонежский  

4) Иосиф Волоцкий         5) Софья Палеолог                 6) Елена Глинская

9. Какие три города были присоединены к Москве в XVI в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.       1) Псков   2) Смоленск   3) Рязань   4) Тверь   5) Новгород   6) Коломна

10. Установите соответствие между названиями произведений культуры и именами их создателей.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

СОЗДАТЕЛИ

A) «Хождение за три моря»

Б) икона «Святая Троица»

B) «Повесть временных лет»

Г) «Поучение детям»

 

1) Афанасий Никитин

2) Нестор

3) Андрей Рублёв

4) Владимир Мономах

5) Максим Грек

 11. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVI в.

  1. стрельцы; 2) земский собор; 3) закупы; 4) царство; 5) рядовичи; 6) приказы

12. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с процессом закрепощения крестьян.

1) Юрьев день   2) урочные лета   3) пожилое  4) вольные хлебопашцы  5) уставная грамота

6) Соборное уложение

13. Ниже приведён список терминов, понятий, названий. Все они, за исключением двух, относятся к царствованию Ивана Грозного. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

             1) «Стоглав»; 2) бояре; 3) баскаки; 4) стрельцы;5) опричнина; 6) вече.

 

14. Напишите пропущенное слово.

 

А) Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV—XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _______.


Б) Сборник законов, принятый в XV в. и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании системы общерусского права назывался ____________.

 

В) Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась _______.


     Г) Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________ крестьян.

     Д) Внутренняя политика Ивана Грозного, проводимая в 1565−1572 гг., характеризуемая террором против разных слоёв населения и направленная на всемерное усиление царской власти, называется_______.

     Е) Состоявший из представителей различных слоёв населения орган при царе, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел (впервые – в 1549 г.), назывался _______.


     Ж)Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV.

      З) _____________________ – вооружённая огнестрельным оружием пехота, созданная в XVI в. и набираемая из                  городских слоёв (посадского населения), которые несли службу за жалованье и за освобождение от торговых пошлин, занимаясь торговлей и ремеслом в свободное от службы время.

      Е) Земельное владение, чаще всего принадлежавшее боярскому или княжескому роду, передаваемое, в отличие от позже появившегося поместья, по наследству при условии службы. В результате указа о единонаследии 1714 г. это отличие было уничтожено.

 15. Установите соответствие между определениями и понятиями. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ПОНЯТИЯ

А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому

Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю

В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день

Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам

 

1) заповедные лета

2) земщина

3) опричнина

4) пожилое

5) поместье

 

16. Установите соответствие между определениями и понятиями.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

ПОНЯТИЕ

А) высший совещательный орган при царе (великом князе)

Б) придворный боярин великого князя

В) правитель дел несовершеннолетнего государя

Г) чиновник центральных органов управления в XV–XVII вв.

 

1) регент

2) Боярская дума

3) Избранная рада

4) постельничий

5) подьячий

Правитель

Событие

Век

Иван IV

Введение опричнины

__________(А)

__________(Б)

__________(В)

ХV в.

__________(Г)

Составление первого письменного

законодательства

XI в.

Урбан II

__________(Д)

__________(Е)

17. 

 

 

Пропущенные элементы:

      1) Владимир Красное Солнышко   2) XVI в.   3) провозглашение крестовых походов

4) Судебник    5) предание анафеме Православной церкви католиками

6) XIV в.  7) Иван III   8) XI в.   9) Ярослав Мудрый

Событие

Роль (значение) события в истории

Участник события

Битва на реке Калке

__________(А)

Даниил Галицкий

__________(Б)

Ослабление агрессии крестоносцев

__________(В)

__________(Г)

Первый шаг к ликвидации независимости

Новгородской республики

Иван III

Жакерия

__________(Д)

__________(Е)

18.

 

Пропущенные элементы:

1) Уот Тайлер    2) Александр Невский    3) заключение перемирия в ходе Столетней войны

4) прекращение набегов печенегов    5) Куликовская битва   6) первое столкновение с монголами

7) Гильом Каль   8) Ледовое побоище   9) битва на реке Шелони

Правитель

Преобразование

Век

Иван IV

Создание стрелецкого войска

__________(A)

__________(Б)

__________(В)

XI в.

__________(Г)

Установление уроков и погостов

Х в.

Иван III

__________(Д)

__________(Е)

19.

 

 

Пропущенные элементы:

1) Вильгельм Завоеватель  2) XVI в.   3) Дмитрий Донской   4) XV в.  

5) ограничение крестьянского перехода Юрьевым днём  6) проведение всеобщей поземельной переписи

7) введение патриаршества   8) XIII в.   9) княгиня Ольга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные тренажёры и тесты для подготовки к к ЕГЭ по русскому языку А1-А2.

Интерактивные тренажёры и тесты для подготовки к к ЕГЭ по русскому языку А1-А2. Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Задания тренажера имеют ссылки на сл...

тесты для подготовки к егэ

тренировочные тематические тесты по предмету для подготовки к егэ...

тесты для подготовки к егэ

тренировочные тематические тесты по предмету для подготовки к егэ...

Тесты для подготовки к ГИА

Этот материал я использую для подготовки к экзаменам....

Тест (примерный тест для подготовки к ОГЭ)

Тест (примерный тест для подготовки к ОГЭ)...

Подготовка к ЕГЭ. Тест для подготовки к заданию №8 " Правописание безударных гласных в корнях слов".

Этот тест можно использовать на уроках подготовки к ЕГЭ. Он составлен  с учётом спецификации и формулировок тестовой части ЕГЭ задания №*8....