Конспект урока "Олимпийские игры"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Ямалова Ольга Борисовна

Данный материал позволяет детям доступно обьяснить происхождение и проведение  олимпийских игр в Греции. Презентация и приложения помогут учащимся добыть знания. Также прилагается самоанализ урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-olimp_igry.doc55 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc168 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc32.5 КБ
Office presentation icon olimpiyskie_igry.ppt2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории Древнего мира  в 5 классе:

 «Олимпийские игры в древности»

Ямалова О.Б.

учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия имени Т.Кусимова» с. Аскарово мр Абзелиловский район РБ

Цели:

1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.

2.Расщирить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

3. Продолжить формирование умений работать с текстами, картой, иллюстрациями, схемами,  выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения.

4. Воспитывать  стремление заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Тип урока: урок изучение нового материала

Оборудование: карта «Древняя Греция», мультимедийный проектор, ноутбук, учебник, карточки с заданиями, смайлики.

Предполагаемый результат: учащиеся получают представления об истории Олимпийских игр, а также дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, применение технологии опорных сигналов,  развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, здоровьесберегающая  технология.

План урока:

  1. Первые Олимпийские игры
  2. Пять незабываемых дней
  3. Победители Олимпийских игр
  4. Современные олимпийские игры

                                                       ХОД УРОКА

I Мобилизующий этап

Повторение изученного ранее: класс делится на 3 группы, каждая группа получает  карточки с заданиями. 2-3 минуты на выполнение (приложение 1). Можно включить греческую музыку: сиртаки (приложение 2).

II Самоопределение на основе антиципации

Вводное слово учителя.

Сегодня мы с вами продолжим путешествие по удивительному, загадочному миру  Древней Греции.

К вам сегодня пришел гость из прошлого (олимпийский мишка). Что вы о нем знаете?

-Символ олимпиады 1980 в Москве (приложение 3).

Родиной Олимпийских игр считается Древняя Греция.

   Олимпийские игры в древности (запись темы урока в тетрадь)

? Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?

(Узнать:

  • Где проводились первые олимпийские игры;
  • Когда были проведены первые Олимпийские игры;
  • Кто принимал участие в первых Олимпийских играх;)

Но прежде чем мы начнем нашу работу, я бы хотела обратить ваше внимание на вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока:

   ? Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

   III Изучение нового материала

Итак, перемещаемся в Древнюю Грецию. К нам сюда спешит глашатай: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!».

   Этим призывом греки приглашались принять участие в Олимпийских играх. День за днем 10 месяцев подряд велась подготовка к Олимпийским играм, проводились они 1раз в 4 года, проходили летом и продолжались 5 дней.  

Игры проводились в Олимпии.

Работа с картой: на слайде (приложение 4)

1. Где располагалась Олимпия?

(Этот город располагался на территории Эллады, в северно-западной части полуострова Пелопоннес)

2. Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?

(Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение)

   Однако местом обитания богов считалась не Олимпия, а самая высокая гора в Северной Греции – Олимп (1297 м).

? 1. Где располагалась гора Олимп? (на севере Греции)

У Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления.

Работа с текстом учебника: стр. 151;        

  1. Так в честь кого же древние греки устраивали Олимпийские игры?  

   Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поработаем с документом «Миф об основании Олимпийских игр» на странице 151 учебника. (бог Зевс)

    Да, именно поэтому Олимпийские игры проводились в честь бога Зевса.

    Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э.

(запись даты в тетрадь)

 Участников состязаний, людей крепкого телосложения, силачей называли атлетами, покровителем которых был Гермес - вестник богов. 

   На Олимпийские игры со всей Греции съезжались атлеты и зрители состязаний. Лучшие атлеты Греции тщательно готовились к состязаниям. Новички приезжали в Олимпию за месяц до начала игр и под руководством опытных тренеров проходили специальную подготовку в своих городах.

В состязаниях могли участвовать только полноправные, свободнорожденные граждане греческих городов. Человек, запятнавший себя преступлением, не мог появиться на состязаниях, каким бы выдающимся атлетом он ни был.

Устав Олимпийских   игр   предписывал   также,   чтобы ни одна женщина под страхом смертной казни не принимала участие в состязаниях. Даже   присутствовать   на   них   женщинам   было   запрещено.

           Во время игр объявлялось «священное перемирие». Войны прекращались, а область Эллады вообще была объявлена неприкосновенной. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появляться в Олимпии с оружием. Нарушителей карали большим денежным штрафом и только после того, как город, нарушивший мир, вносил штраф, атлетов из этого города допускали до состязаний. Во время перемирия даже пираты и разбойники не нападали на путников. На короткое время праздник в Олимпии сплачивал всех греков.

Итак, состязания начинались…

   Порядок проведения Олимпиады был строгим: сначала было открытие, затем проходили сами соревнование, и завершался праздник закрытием олимпиады.

   В первый день - во время открытия Олимпиады, атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.

? 1. Что являлось обязательным ритуалом на открытии Олимпийских игр? (зажжение огня)

   2. Сохранился ли сейчас данный обычай? (да)

Первый и последний дни в основном были посвящены торжественным церемониям, второй, третий и четвертый включали только разного рода соревнования.

? 3. Вспомните, как мы сейчас называем место, где проходят спортивные соревнования? (стадион)

Правильно, стадион – место для состязаний. Это слово зародилось именно в Древней Греции при проведении Олимпийских игр. Именно на стадионах проходили основные соревнования, и именно на их трибунах занимали зрители места задолго до начала состязаний. Никто не хотел пропустить такое событие!!!

Итак, состязания начинаются…

Второй день олимпиады – это состязания по бегу.

   Выйдя на стадион, бегуны вынимали из серебряной урны жетон, на котором стояла буква, означавшая номер (в древнегреческой письменности не было цифр, они обозначались буквами алфавита). Судья распределял спортсменов на группы в соответствии с номерами. Победителем объявлялся тот, кто первым достигал столба, стоявшего у возвышения, на котором восседали судьи. После забегов всех групп атлетов начинались финальные состязания победителей отдельных групп. Снова звучала труба, и глашатай объявлял имя первого олимпионика - победителя в простом беге.

   ? 1. Каким состязаниям был посвящен третий день?

(борьба, бег, прыжки в длину, метанье копья, метанье диска)

  На самом деле это был один из самых интереснейших дней Олимпиады. Именно в этот день атлеты состязались в пятиборье.

? Что такое пятиборье?

Пятиборье -  соревнование одного человека в пяти видах спорта

(запись термина в тетрадь).

   Начиналось все с бега. 

   Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями. Отталкиваясь от земли, прыгнув резким движением выбрасывал вперед руки, в которых были зажаты гири.

    Метание копья и диска были третьим и четвертым видом пятиборья. Метание диска историки связывают с древним обрядом поклонения солнцу. Диск считался священным предметом.

   Далее, обнаженные борцы, тела которых были натерты маслом, чтобы легче было выскальзывать из рук противника, подходили к урне с жетонами. Те борцы, у которых буквы на жетонах были одинаковыми, сходились для борьбы. Борец, три раза опрокинувший и прижавший лопатками к земле своего противника, считался победителем. Победители попарно боролись между собой, пока не оставалось двух сильнейших. Их схватка решала, кто же из них будет Олимпиоником по борьбе.

Чему был посвящен четвертый день?

 Захватывающим зрелищем были гонки колесниц. Они устраивались на ипподроме - места для проведения конных соревнований. В гонках участвовали только богатые греки.

? 1. Почему только богатые греки могли себе позволить участвовать в таком виде состязания?

   Так как иметь колесницу и четырех беговых лошадей не все могли себе позволить. На гонках колесницы должны были 12 раз обогнуть ипподром. Иногда колесницы сталкивались и возничие (управляющие колесницами) получали увечья. При этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего.

Чему был посвящен пятый день?

    Итак, день 5-й - заключительный день игр. Перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. Глашатай объявлял имя атлета и его родной город. Олимпиоников награждали пальмовой ветвью, оливковым венком и пурпурными лентами. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!». Победителей в различных видах соревнований называли олимпиониками. Слава о них пережила века.

Физминутка:

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровней! (руки опущены, дышим глубоко)

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней! (маршируем)

Я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.

Работа с текстом учебника: стр. 153-154;

Как звали самых знаменитых атлетов Древней Греции?

Работа с лентой времени.

Олимпиады в Древней Греции просуществовали 1169 лет.  

 В 393 г.  н.э.  году завершились Олимпиады в Элладе.

    В 394 году Греция находилась под властью Рима и римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры. Но в 1896 году, уже в конце XIX века, французский барон Пьер де Кубертен, большой любитель спорта решил возродить традицию проведения Олимпиад.  

?2. А знаете ли вы где пройдет олимпиада 2014 года?

IV Закрепление изученного

А теперь, самое время вернуться к нашему вопросу:

? Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

Сегодня на уроке, я узнал, что…

  1. Родиной Олимпийских игр является…
  2. Первые в истории Олимпийские игры были проведены…
  3. Город Древней Греции в котором проводили Олимпийские игры назывался…
  4. Олимпийские игры устраивали в честь…
  5. Олимпийские игры в Древней Греции продолжались…
  6. Соревнование одного человека в пяти видах спорта, называлось…
  7. Участник состязаний, человек крепкого телосложения…

  Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.

   

V.  Домашнее задание

  Параграфа 33,  ответить на вопросы, рисунок любимого вида спорта (приложение 5).

 VI. Рефлексия. Смайлики раздать, чтобы дети нарисовали ротик и оценили урок (приложение 6).   



Предварительный просмотр:

1. Внимательно рассмотрите рисунки и определите, где происходит действие: в колонии или самой Греции.

2. Приведите доказательства вашей точки зрения.

а)                                                                                         б) 

Я считаю, что на данном рисунке действие происходит в

__________________________ , так как

____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

Я считаю, что на данном рисунке действие происходит в

__________________________ , так как

____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

____________________________________

1. Внимательно рассмотрите рисунки и определите, где происходит действие: в колонии или самой Греции.

2. Приведите доказательства вашей точки зрения.

а)                                                                                         б) 

Я считаю, что на данном рисунке действие происходит в

__________________________ , так как

____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

Я считаю, что на данном рисунке действие происходит в

__________________________ , так как

____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

____________________________________

1. Заполните схему: «Причины основания греческих колоний»

2. Покажите на карте греческие колонии

 Запишите, что греки вывозили из колоний и привозили

Вывозили из колоний:                              Привозили  в колонии:                                                

1  ____________________                              1_____________________

2 _____________________                             2 _______________________        

             

3 ______________________                           3 _______________________

4 ______________________                           4 _______________________

5  ______________________                          5 ________________________



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

1. Урок «Олимпийские игры» занимает важное место в Истории Древнего мира и истории Греции. Основное содержание урока  соответствует содержанию программы и учебника.  Думаю, что после изучения данного материала, обучающиеся должны усвоить насколько тема актуальна и на сегодняшний день.

2. Моими целями являлись:

1. Образовательная - познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.

2. Развивающая - расщирить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

3. Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, картой, схемами, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения.

4. Воспитательная - воспитывать  стремление заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

 Их выполнение прослеживалось на протяжении всего урока. Я думаю, что цели, поставленные в начале урока, достигла.

3. Новый материал был изложен  в логичном порядке, научно и доступно, был нестандартный переход к изучению нового материала. Формировались умения постановки проблемы и соответствующие пути ее решения.

4. Данный урок способствовал развитию ума при определении связи событий с прошлым и настоящим;

развитию памяти и мышления  при решении поставленной проблемы в начале урока, при выполнении д/з;

формировались умения слушать товарищей, высказывать свои мысли на протяжении всего урока;

думаю, что после данного урока у обучающихся должен возникнут еще больший интерес к изучению истории.

5.Урок был выстроен в соответствии с требованиями ФГОС, соблюдены все этапы урока:

 I Мобилизующий этап –повторение изученного ранее.

II Самоопределение на основе антиципации, где учащиеся осознают недостаточность своих знаний, ставят проблему урока.

III Изучение нового материала, где прослеживалась связь между учителем и учениками

IV Закрепление изученного в виде ответов на вопросы, и решение проблемы , поставленной в начале урока.

V.  Домашнее задание, дифференцированного характера.

VI. Рефлексия, где дети показали свое  отношение к уроку.

Данная тема мне самой очень интересна, урок вполне соответствовал степени подготовки и развитию обучающихся, специфике класса. Так как класс большой была проведена дифференцированная групповая проверка д/з и его подача.

Была адекватно организована  деятельность учащихся в соответствии с триедиными  целями.

 

6. Дети проявили высокую активность на уроке. Готовясь к уроку, я хотела добиться активности учащихся на каждом этапе урока. Задавала ученикам наводящие вопросы, чтобы стимулировать их активность. Многие отвечали не один раз, но хотелось бы, чтобы работали и самые молчаливые.

7. Темп урока был умеренным, прослеживалась заинтересованность учащихся. Была продумана смена видов деятельности. В соответствии с возрастными особенностями была составлена презентация, где в целом 15-20 мин. удерживалось внимание учащихся (согласно САНПИНу). Присутствовала работа в группах,  коллективное обсуждение, индивидуальные ответы,  работа по карте, с учебником, своевременная физкультминутка.

В целом не было подачи «готовых знаний», дети до многого додумывались сами, выстраивали свою цепочку причинно-следственных  связей.

8. В ходе урока прослеживалась опора на предыдущий материал при проверке д/з, при объяснении нового материала, когда вспоминали, где находится Греция, Олимпия, были упомянуты древнегреческие боги,  изученные ранее. Таким образом  прослеживалась межпредметная связь. Учебный материал актуален, т.к. прослеживается связь с  современностью - предстоящая  XXII зимняя олимпиада в Сочи в 2014 году, к которой готовится вся страна, идет набор волонтеров.

9. Контроль над деятельностью учащихся прослеживался на всем протяжении урока. Особенно при проверке д/з, при актуализации знаний, записях в тетрадь, подаче д/з, рефлексии. Проверка домашней работы прошла по группам, ученики выполняли разные задания: составляли схему, работали у карты, выполняли задания на соответствие, давали устные ответы. Все работы были быстро проверены и оценены.

10. Домашнее задание я тоже решила дать дифференцировано. Помимо прочтения параграфа в учебнике, нужно нарисовать любимый вид спорта. Если вдруг кто-то не умеет хорошо рисовать, были подготовлены раскраски. Проследила, чтобы все сделали запись в дневники.

11. Атмосфера на уроке была доброжелательная, прослеживалась взаимная заинтересованность всех участников урока, сотрудничество, дети общались друг с другом в ходе групповой работы и с учителем поддерживался контакт, т.е.  

12. Я осталась довольна уроком, некоторое напряжение ушло, по сравнению с началом урока. В плюсы себе ставлю: достижение целей урока, соблюдение всех этапов, заинтересованность и работа учащихся на протяжении всего урока и оценка урока детьми.   Минусы: не все ученики работали (стеснение, скованность).

Благодарна учителю истории и классному руководителю за подготовку детей.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Олимпийские игры в древности

Слайд 2

Задание на урок: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

Слайд 3

:

Слайд 4

Олимпия :

Слайд 5

: Бог Зевс

Слайд 6

В 776 году до н.э. состоялись первые Олимпийские игры. От этой даты греки вели свое летоисчисление. :

Слайд 7

Программа Олимпийских игр состояла из пяти дней соревнований: Первый день - жертвоприношение богам, знакомство участников с судьями и друг с другом. Второй, третий и четвертый дни – спортивные состязания на стадионе. Пятый день – награждение победителей перед храмом Зевса.

Слайд 8

Стадион- м есто для состязаний.

Слайд 9

1 – й день

Слайд 10

2 – й день

Слайд 11

3 – й день

Слайд 12

4 – й день

Слайд 13

5 – й день

Слайд 14

Слава победителям! Оливковый венок. Прижизненная статуя. Почести в родном городе Пожизненная пенсия. Пожизненное питание. Освобождение от налогов. Почетное место в театре.

Слайд 15

Пьер де Кубертен Современные Олимпийские игры возродил французский барон Пьер де Кубертен . П ервые современные Олимпийские игры были проведены в 1896 году в Афинах .

Слайд 17

Девиз :«Быстрее, выше, сильнее» Символ: Флаг:

Слайд 18

Талисман Сочи-2014

Слайд 19

Задание на урок: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

Слайд 20

Домашнее задание: § 3 3 прочитать, ответить на вопросы, рисунок любимого вида спорта

Слайд 22

Награждение победителей Пальмовая ветвь Лавровый венок Пурпурная лента

Слайд 23

Олимпионик Милон

Слайд 24

Олимпионик Полидам Повсюду в Греции рассказывали о подвигах Полидама. Этот атлет одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей. Однажды, гуляя по склонам горы Олимп, он встретил свирепого льва и, подобно Гераклу, задушил его.

Слайд 25

Олимпионик Феаген

Слайд 27

Известные ученые и мыслители – победители Олимпийских игр Платон Гиппократ Сократ Аристотель

Слайд 28

Христиане запретили Олимпийские игры Римляне, ставшие к 390 г. н.э. христианами, посчитали эти спортивные состязания языческим фестивалем. В 394 г. н.э. император Римской империи Феодосий I запретил проведение Олимпийских игр. В течение 1168 лет было проведено 293 олимпиады.

Слайд 30

Сегодня на уроке, я узнал, что… 1.Родиной Олимпийских игр является… 2.Первые в истории Олимпийские игры были проведены… 3.Город Древней Греции в котором проводили Олимпийские игры назывался… 4.Олимпийские игры устраивали в честь… 5.Олимпийские игры в Древней Греции продолжались… 6.Соревнование одного человека в пяти видах спорта, называлось… 7.Участник состязаний, человек крепкого телосложения…

Слайд 31

Задача № 1 В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник. Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина… Как вы думаете, что произошло с этой женщиной?

Слайд 32

Задача № 2 Однажды какой – то старик опоздал и никак не мог найти себе место . Казалось, его никто не замечал. Но вот он приблизился к той части стадиона , где сидели спартанцы. Все они дружно встали, чтобы уступить место пожилому человеку. И тут весь стадион стал аплодировать спартанцам. Старик же произнёс: «Все греки знают правила приличия, но следуют им только спартанцы». Как вы можете прокомментировать этот факт?

Слайд 33

Задача № 3 Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы? Во скольких Олимпийских играх им не разрешили участвовать?

Слайд 34

Задача № 4 Счет лет: Сосчитай, сколько лет пройдет от начала первых олимпийских игр до Олимпиады в Сочи в 2014 году?

Слайд 35

Задание на урок: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

Слайд 36

Словарь урока Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения. Пятиборье - пять видов спортивных состязаний. Ипподром – место для проведения конных состязаний. Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр.

Слайд 37

ЛИТЕРАТУРА Борцова Л.П. Игры на уроке истории. М.: Владос, 2001. С. 81. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. М.: Просвещение, 1999. С. 153—157. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983. С. 76—77. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических Олимпиад в 5—9 кл. М.: Просвещение, 1990. С. 17—20. Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 252. Картинки и фото: http://www.gtstravel.ru/countries-greece-description http://www.freewindtravel.com/freewind/html/html_rus/tours_rus/greece_peloponnes.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок по истории Древней Греции в 5 классе...

План-конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан по технологии развития критического мышления...

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Предмет: история Древнего мира (параллель 5-х классов).Тема урока: «Олимпийские игры в древности »Форма урока: Изучение нового материала с элементами практической  деятельностиТип уро...

Конспект урока "Олимпийские игры"

Конспект урока для 5 класса на тему: "Олимпийские игры". Составлен согласно требованиям ФГОС....

конспект урока "Олимпийские игры"

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представления о месте и значении Олимпийских игр в Древнегреческой культуре.Планируемые результаты: понимать  как проходили Олимпийские игр...

Презентация и опорный конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан в соответствии с ФГОС. После проверки домашнего задания, учащиеся сами определяют новую тему. Конспект наполнен дополнительным раздаточным материалом, который помогает учащимся добыват...

Конспект урока "Олимпийские игры".

С использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо....