Конспект урока "Военные походы фараонов"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Ямалова Ольга Борисовна

На данном уроке продолжается  формирование у учащихся представления о государственной системе Древнего Египта, власти фараонов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pril_1.ppt1.92 МБ
Microsoft Office document icon voen_pohody_faraonov.doc42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Военные походы египетских фараонов

Слайд 2

Ответьте на вопрос: Как жили вельможи в Древнем Египте? Кому подчинялись вельможи? Какие поручения давал вельможам фараон? Кто подчинялся египетским вельможам?

Слайд 3

Боевое вооружение Защитное снаряжение Египетский воин

Слайд 4

Войско фараонов - пехота Лучники Копейщики

Слайд 5

Войско фараонов - колесницы

Слайд 6

Боевое вооружение Защитное снаряжение Боевой топорик Длинное копье Кинжал Лук со стрелами Короткое копье-дротик Легкий щит из кожи Большой щит Медный шлем Панцирь из кожи Египетский воин

Слайд 7

Красное море Средиземное море Нубия Ливия Синай Сирия Палестина Финикия Направления военных походов Нубия – золото Ливия – скот и пленные Синай – медная руда Палестина, Финикия, Сирия - Фивы 1 порог

Слайд 8

Около 1500 г. до н.э. - правление Тутмоса III. Помимо взятия Мегиддо фараон совершил ещё 17 военных походов.

Слайд 9

Почему египтяне так изображали фараона во время боя?

Слайд 10

Домашнее задание § 9. Вопросы после § 9 – устно.

Слайд 11

При работе над презентацией использованы Иллюстрации диска «Мировая художественная культура». Мультимедийное учебное пособие. 2003. Иллюстрации диска «Искусство Древнего Египта». Фирма Directmedia . 2004. Контурная карта из пособия: Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. ч.1. – М, 2014



Предварительный просмотр:

Тема: Военные походы фараонов

Класс: 5

Цели урока: продолжить формирование у учащихся представления о государственной системе Древнего Египта, власти фараонов; сформировать представления об особенностях войска Египта, направлениях походов фараонов и их целях

Задачи урока:

  1. Образовательные: совершенствовать умения работать с текстом.
  2. Развивающие: продолжить формирование у учащихся работать с исторической картой, составлять таблицы, сопоставлять, анализировать информацию, делать выводы на основании исторических источников.
  3. Воспитывающие: показать, что войны несут с собой разрушения, гибель людей и материальные потери.

Оборудование урока:

  1. Раздаточный материал – отрывок из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах.

Ход урока

1.Мобилизующий этап.

Учитель проводит проверку готовности учащихся к уроку, необходимо наличие атласов по истории Древнего мира на каждой парте. Объявляется тема урока, показанная на первом слайде презентации.

2.Самоопределение на основе антиципации.

Проверка домашнего задания проводится в форме фронтального опроса. При этом используется второй слайд презентации к уроку, на котором последовательно появляются вопросы:

  • Как жили вельможи в Древнем Египте?
  • Кому подчинялись вельможи?
  • Какие поручения давал вельможам фараон?
  • Кто подчинялся египетским вельможам?

Деятельность учащихся на этом этапе предполагает ответы на данные вопросы в рамках информации, изложенной в учебнике:

  • рассказ о жизни египетского вельможи
  • вельможи подчинялись фараону
  • Виды службы вельможи (сбор налогов, командование армией, суд, наблюдение за работами в каменоломне, наблюдение за оросительной системой, выполнение поручений фараона).
  • писцы, стражники, воины.

3.Осознание недостаточности имеющихся знаний.

Объяснение нового материала происходит с опорой на показываемую презентацию. Перед началом рассказа учителя обучающимся предлагается подготовиться к заполнению таблицы “Вооружение египетского воина”, предполагающее последующую устную проверку полученного результата в классе. Образец незаполненной таблицы показан обучающимся на слайде 3.

После подготовки таблицы учитель начинает рассказ, обращаясь последовательно к слайдам 4 и 5. Примерный рассказ учителя может выглядеть следующим образом:

“Давайте познакомимся подробнее с военной службой вельмож, а заодно узнаем, куда и зачем отправляли в походы свои войска фараоны, кто становился простыми воинами, как эти люди были вооружены.

Начнем наше знакомство с военным делом Древнего Египта с его войска. Египет был объединен около 3000 г. до н.э., а в конце XVIII в. до н.э. страну захватили гиксосы, вторгшиеся из Азии. Они захватили дельту, а затем и Южный Египет. На 150 лет страна утратила независимость. Гиксосы вынудили египтян создать сильную армию. Во главе борьбы против них встали фиванские фараоны, освободившие Египет к 1600 г. до н.э.

Основу египетского войска составляла пехота. В войско забирали каждого десятого юношу после проведения переписи. Для изготовления оружия использовали сплав олова (1/10) и меди (9/10) – бронзу. По роду оружия пехота делилась на лучников и копейщиков. Распространенным оружием для рукопашного боя были боевые топоры. Защищали пехотинцев щиты. При их изготовлении на деревянную или тростниковую основу натягивали кожу. Металлические шлемы в Египте встречались не часто. Обычно воины надевали шапочки из льна или кожи, с закрепленными на них бляхами. Знатные воины могли иметь кожаный панцирь с нашитыми на него металлическими пластинами и кинжалы.

Еще одну часть египетского войска составляли колесничие. Боевая колесница – это легкая, двухколесная повозка, устойчивая на поворотах. Колесничие все были знатными и богатыми людьми: коней они получали на царских конюшнях, а колесницы, упряжь, панцири они покупали сами. В сражениях колесницы шли на прорыв, врывались в гущу вражеского войска, преследовали отступающего противника. Управлял лошадьми возничий, а владелец колесницы стрелял из лука или метал дротики”.

После этого рассказа проводится проверка заполнения учащимися таблица, для определения правильности ответов используется слайд 6.

Следующее задание классу отражается на слайде 7. Обучающимся предлагается найти в атласе по истории Древнего мира похожую карту и определить по ней направления военных походов фараонов и их цель. После устных ответов учащихся происходит сравнение их результатов с теми, что отражены на слайде 7. В последнем случае не указана цель походов египтян в Палестину, Финикию и Сирию. Это позволяет подробнее остановиться на походах Тутмоса III и дать возможность обучающимся попытаться самостоятельно сформулировать несколько разных целей завоевательных походов в этот регион.

4.Рефлексия.

Для закрепления материала организуется работа с текстом документа о завоеваниях Тутмоса III и подготовка устных ответов на вопросы к нему. В презентации используется слайд 8.

Раздаточный материал для анализа:

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало своё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Вопросы к тексту:

  1. Какую роль играл в битве фараон?
  2. Что вы можете сказать об уровне развития военного дела у египтян?
  3. Предположите, был ли Тутмос III доволен результатами похода? Какие цели он мог перед собой ставить?

Ответы учащихся на данные вопросы предполагают прямые ссылки на текст источника.

При наличии времени проводится работа с иллюстрацией на слайде 9, показывающей фараона на поле боя. Отвечая на вопрос об особенностях изображения фараона на поле боя, обучающиеся могут указать на преувеличение роли фараона, на соответствии размера его изображения высокому статусу в государстве.

5. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Военные походы фараонов" (урок по ФГОС)

 Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта....

Конспект открытого урока в 5 классе Военные походы фараонов

Через решение учебной задачи решается проблемная ситуация, поставленная в начале урока. Учащиеся самостоятелльно подходят к выводу о целях военных походов фараонов....

Конспект урока "Военные походы фараонов"

Конспект урока в соответствии с ФГОС, 5 класс...

План-конспект урока истории в 5 классе на тему "Военные походы фараонов"

Данная разработка предназначена для 5 кдассаи содержит все необходимые материалы для проведения урока по данной теме....

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока 5 класс Военные походы фараонов

Тема:Военные походы фараонов.Класс:Дата проведения:5 В.22 сентября 2014 г.Тип урока:Урок усвоения знаний, навыков, умений.Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальнаяСОТ:...

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: " Военные походы фараонов". 5 класс

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: " Военные походы фараонов". 5 класс...