Технологическая карта "Европейское общество в раннее Новое время"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Арянова Екатерина Викторовна

Конспект урока  по Всеобщей истории в 8 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 10

Тема урока: "Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь"

Тип урока: получения новых знаний

Образовательные ресурсы: Учебник "История Нового времени: 1500-1800гг.", карточки задания, зрительный ряд.

Планируемые результаты:

Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;  расширение опыта оценочной деятельности на осмыслении повседневной жизни различных слоев европейского общества.

Метапредметные:

Познавательные: умеют слушать рассказ учителя и по ходу рассказа выделяют главное, сравнивают, анализируют, делают выводы, пользуются иллюстративным материалом как источником содержания знаний;

Коммуникативные: при работе взаимодействуют с товарищами: слушают, доказывают свою точку зрения; принимают другую точку зрения, если она более убедительна; предъявляют результат своей работы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные: Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Включение в работу

2. Актуализация знаний

Организует работу с терминами по предыдущему уроку

Записывают термины на доске и дают устно краткую характеристику.

1 уч-ся: термины, обозначающие новые занятия европейцев.

2 уч-ся: термины, обозначающие новые слои общества

Регулятивные: принимают учебную задачу.

Коммуникативные: строят понятные для окружающих высказывания

3. Постановка учебной задачи

Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале Нового времени. Но о какой стороне жизни людей в раннее Новое время мы с вами еще не говорили? О чем мы сегодня будем говорить?

Тема урока «Повседневная жизнь»

Действительно вы еще не представляете, в каких условиях изо дня в день жили люди того времени? Какова была продолжительность их жизни? Что люди ели, чем болели, чего боялись и о чем просили Бога.

Предлагает сформулировать учебную задачу

 Проблемное задание : подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI-XVIII века в сравнении с повседневной жизнью человека XIV-XV веков. Чем эти изменения были вызваны?

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

Записывают тему урока в тетрадь.

Регулятивные:

Принимают учебную задачу.

4. Изучение нового материала

План урока:

1. "Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны"

2. "Столетия редкого человека"

3. "Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть"

4. О чем может рассказать мода.

4.1. "Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны",

"Столетие редкого человека"

1. "Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны" и "Столетие редкого человека"самостоятельная работа с текстом учебника стр.57-58

1.Как выдумаете, в чем причина ранней смертности в XVII веке?

2.От каких болезней преимущественно умирали люди в раннее Новое время?

3.Чем объясняется фактическое отсутствие прироста населения в Европе в XVI-XVII вв.

4.Как объясняется высокая женская смертность?

5.Голод был частым гостем в Европе. Что было основной причиной голодных лет?

6.Как называли «сыпной тиф»?

Слушают учителя, выделяют главное

Читают текст, находят ответы на вопросы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения, используют знаково-символические средства, структурируют знания

2. "Столетия редкого человека"

"Грим и пудра вытесняют мыло"

Рассказывает о гигиене европейцев

В таких условиях европейское население росло медленно, а то и не росло совсем. Особенно высока была смертность среди новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. Сказывалось отсутствие медицинской помощи. Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения. В те времена сорокалетние считались стариками, и мало кому удавалось дожить до 70 лет. Средняя продолжительность жизни была 30 лет.

Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали между двадцатью и сорока годами. Как вы думаете – почему? Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле и дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы. В XVI в. две трети населения европейских стран составляли мужчины и только одну треть – женщины.

  • А как обстоит дело сейчас? Как вы думаете, с чем это связано? Только к концу XVII в. в связи с окончанием религиозных войн в Европе, улучшением питания и ростом личной гигиены население начинает расти. «Столетия редкого человека» уходят в прошлое.

б) – Другие причины размаха эпидемий и медленного роста населения вы сможете назвать, прочитав текст на стр. 52   "Грим и пудра вытесняют мыло».

Вывод : Рост численности населения начинается с XVIII в.

Слушают учителя, высказывают свое мнение по поводу порядков того времени. Делают выводы

Познавательные: слушают и анализируют

Коммуникативные: формулируют свое мнение и позицию

4.3. "Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть"

Класс делиться на группы;

Организует работу с текстами.

Составить на выбор меню на один день для семьи

1гр. крестьянина,

2гр. бедного горожанина,

 3гр. буржуа или богатой аристократической семьи.

Проверяет задание

Вывод:  В XVI-XVIII веках питались в основном растительными продуктами, да и тех было мало. Урожай еще долго оставался низким. Пшеница, рис, кукуруза (после открытия Америки) были малодоступны. Белый хлеб до XVIII века считался редкостью, приметой роскоши. Только в 1850 году произошла “революция” белого хлеба, к этому времени пшеница вытеснила прочие зерновые. Питание европейцев зависело от времени года, климата, региона, имущественного и социального положения личности.

Работа в группах

Читают текст, выполняют задание, представляют выполненную работу.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения, используют знаково-символические средства, структурируют знания

4.4. О чем может рассказать мода.

Видеофрагмент

Просматривают видео, высказывают свое мнение. Делают выводы о том, что мода стран отличалась

Регулятивные:

Принимают учебную задачу.

Познавательные: слушают и анализируют

Коммуникативные: формулируют свое мнение и позицию

5. Закрепление знаний и способов действий

Проводит беседу по вопросам:

Какие изменения произошли в повседневной жизни европейского общества по сравнению со средневековьем? Чем они были вызваны?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

6. Рефлексия

вы, жители XXI века посылаете совет людям, жившим в Европе в XVII в., как им поправить демографическую ситуацию, сократив смертность.

7. Домашнее задание

Комментирует задание

п.6, прочитать

подготовить и провести экскурсию по Лондону XVIIв. по одной из тем: используя доп. материал к параграфу

Воспринимают задание, уточняют, записывают в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу.

Карточка 1.

«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны», "Столетие редкого человека".

Ознакомьтесь с текстом данных пунктов в п.6 и ответьте на вопросы.

Вопросы:

Карточка 2.

«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть».

Ознакомьтесь с материалами в учебнике в п.6 и следующими дополнительными материалами и составьте на выбор меню на один день для семьи крестьянина, бедного горожанина, буржуа или богатой аристократической семьи.

Дополнительные материалы:

Иоганн Боэмус. «Обычаи питания в Германии» (начало XVIвека).

«В то время как знати присуща дорогая еда, бюргеры живут очень умеренно. Работающие едят четыре раза в день, праздные - только два. Немного хлеба, затируха (каша) из овса или вареные бобы - пища крестьян, вода или сыворотка - их питье. Саксонцы пекут белый хлеб, пьют пиво, их пища тяжела и нелепа: сало, сухая колбаса, сырой лук, подсолнечное масло. Готовят много на воскресенье, чтобы потом есть всю неделю. Детей они не вскармливают, как у нас, кашей из муки с молоком, но дают жесткую пищу, которая проталкивается через детский ротик, после того как няня ее хорошо разжует. Вино потребляют только богатые, потому что оно привозится издалека, с Рейна, и стоит дорого»

Описание парадного обеда французского короля Людовика XVI (XVIII в.).

        По возвращении во дворец - парадный обед. Он сервирован в одной из передних комнат за маленькой и, как того требует этикет, квадратный стол, заставленный серебром, садятся друг против друга король с королевой, но не будем подробно останавливаться на меню- это заняло бы не менее двух страниц. Оно состоит из пятидесяти различных кушаний- тут и четыре супа, и два очень солидных главных блюда: говядина с капустой и задняя часть телятины на вертеле. Затем подают еще шестнадцать блюд: тут и индюшачьи потроха в бульоне, и сладкое мясо в папильотках (т.е. приготовленное завернутым в промасленную бумагу), и молочный поросенок на вертеле, и бараньи котлетки, и телячья голова под острым  соусом. Затем появляются четыре вида закусок… куски телятины, филе молодого кролика, холодные индюшата, телячьи поджилки; за ними следуют шесть жарких, два основательных салата и шестнадцать легких - из овощей, яиц и молочных продуктов; и наконец, на  десерт – дивные фрукты:  виноград, гранаты, груши, необыкновенного сорта вишни и т. д. и т. п. Четыреста каштанов и сорок восемь кексов завершают трапезу.

        Разумеется, Людовик XVI не обязан был одолеть всего, просто ему был предложен широкий выбор любимых яств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс История Мир в раннее новое время

Урок повторительно-обобщающий, включает разнообразные формы , приемы и средства. Пименены компьютерные технологии, презентации составлены в Power Point, с программным обеспечением для Samart Board....

Интерактивный тест Эпоха классического средневековья и раннее новое время

Тест предназначен для повторения и обобщения материала по всеобщей истории 10 класса...

Презентация к уроку истории, 7 класс по теме "Европейское общество в раннее Новое время"

Соайдовая презентация к уроку истории для учащихся 7 класса. Презентация может использоваться при изучении курса "Всеобщая  история Нового времени: 1500-1800г.г."Презентация соответствует учебник...

урок "Европейское общество в раннее Новое время"

открытый урок по курсу Новой истории в 7 классе...

Презентация на тему "Европейское общество в раннее новое время"

Презентация на тему "Европейское общество в раннее новое время"...

Игра-викторина «Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь»

Цель: вызвать интерес к теме, способствовать качественному усвоению фактического материала. Урок направлен на формирование умений работать в группах , формирование навыка самостоятельн...