Проект открытого урока по истории в 9 классе Тема урока: «Александровская эпоха: государственный либерализм»
план-конспект урока по истории (9 класс)

Шишкова Анастасия Рамизовна

Урок повторения, обобщения и контроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_otkrytogo_uroka_9_klass.docx34.23 КБ
Файл zadaniya_k_otkrytomu_uroku_v_9_klasse.docx72.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №20»

Проект открытого урока по истории в 9 классе

Тема урока: «Александровская эпоха: государственный либерализм»

Составил: Шишкова А.Р., учитель истории

2023-2024 учебный год

Технологическая карта урока.

1. Курс: История (История России. Российская империя в XIX – начале XX вв.)

2. Класс: 9

3. Тема урока: «Александровская эпоха: государственный либерализм».

4. Продолжительность урока: 45 минут

5. Цель урока:

- создание условий для закрепления и расширения знаний обучающихся о событиях эпохи правления Александра I, формирования у них целостного представления о реформах начала XIX века, причинах, этапах, итогах и значении Отечественной войны 1812 года, а также заграничных походов 1813-1814 гг., выявления влияния войны на формирование вольнолюбивых взглядов участников тайных обществ, систематизации знаний обучающихся об особенностях развития России в указанный период, а также умений оценивать его последствия как самостоятельно, так и опираясь на мнения историков;

- продолжение работы по формированию умения анализировать исторические события, находить причинно-следственные связи, работать с различными историческими источниками, извлекать необходимую для поставленной проблемы информацию, делать промежуточные и итоговые выводы и заключения, фиксировать полученные данные, развивать навыки работы с наглядным пособием (исторической картой, схемой), с историческими терминами и датами;

- развитие коммуникативных умений обучающихся через работу в группе (команде), воспитание у обучающихся патриотизма и уважения к историческому прошлому нашего народа, формирование исторического мышления и позитивного отношения к истории России.

6. Планируемые результаты:

6.1. Предметные: характеризовать особенности развития Российской империи в первой четверти XIX века, применять понятийный аппарат исторического знания, соотносить историческое время и пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве, знать хронологию наполеоновских войн, причины и события Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 гг., давать оценку их итогам и последствиям, а также влиянию на развитие российского общества и историю европейских стран.

6.2. Метапредметные УУД:

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой (командной) работы; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей, планирования и регуляции своей деятельности; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и рефлексию своей деятельности; выдвигать версии решения проблемы; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; устанавливать аналогии, классифицировать, сравнивать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

Познавательные: владеть общим приёмом решения познавательных задач, осуществлять выбор, наиболее эффективных способов решения задач, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения, работать с разными источниками (схема, карта, текстовые источники), комплексно характеризовать исторические события и явления;

6.3 Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории, уважительное и позитивное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; развивать историческое мышление и творческие способности.

7. Методы обучения и формы организации учебной деятельности на уроке.

7.1 Методы – проблемный, частично-поисковый, иллюстративный

7.2 Тип урока – урок повторения, обобщения и контроля

7.3 Технологии – игровая технология, технология системно-деятельностного обучения, технология проблемного обучения, технология развития критического мышления

8. Предметные понятия (ключевые термины).

Аракчеевщина - термин, применяемый для обозначения системы войсковых и полицейских мер и реформ в Российской империи 1-й четверти XIX века, в частности создания военных поселений.

Военные поселения - система организации войск в России в 1810—1857 годах, сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего сельскохозяйственным.

Министерство - орган государственного управления отдельной сферой деятельности

Царскосельский лицей - привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 гг. Автономия - самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных принципов.

Вольные хлебопашцы - крестьяне, освобожденные от крепостнической зависимости с землей по указу 1803 г., на основании добровольного соглашения с помещиками.

Государственный совет - высшее законосовещательное учреждение при российском императоре в 1810-1906 гг., позднее в 1906-1917 гг. – законодательный орган российской империи.

Негласный комитет - неофициальный государственный совещательный орган, работавший в начале правления Александра I.

Либерализм - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и личных свобод человека.

Консерватизм - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей. Континентальная блокада - система экономических и политических мероприятий, проводившаяся в 1806—1814 гг. французским императором Наполеоном I по отношению к своему основному противнику — Великобритании.

Партизан - лицо, ведущее вооружённую борьбу на территории, оккупированной противником, с использованием методов партизанской войны, член партизанского отряда.

Коалиция - добровольное объединение нескольких государств для достижения определённой цели.

Тарутинский марш-манёвр - стратегическое фланговое движение русской армии во время Отечественной войны 1812 года по направлению к селу Тарутино после сдачи Москвы с целью занять позиции, прикрывающие все дороги, ведущие на Калугу.

Заграничные походы - война 6 коалиции европейских держав против Наполеоновской Франции и её союзников конгресс - название различных сходок, собраний, конференций, съездов, парламентов и политических партий в разных государствах и странах мира.

Непременный совет - высший совещательный орган Российской империи, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года и упразднённый в 1810 году; предшественник Государственного совета.

Цензура - система надзора за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, в некоторых случаях частной переписки для ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых властями нежелательными.

Уставная грамота - реформаторский проект конституции Российской империи, разработанный по заданию императора Александра I под общим руководством Н. Н. Новосильцева к 1819 году.

Декабристы - участники российского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х годов, организовавшие восстание (бунт) 14 (26) декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.

Оккупация - занятие вооружёнными силами государства не принадлежащей ему территории, не сопровождающееся обретением суверенитета над ней и осуществляющееся в отсутствие на то воли государства, обладающего суверенитетом над данной территорией, обычно временное. Оккупацию следует отличать от аннексии, акта присоединения государством всей или части чужой территории в одностороннем порядке.

Священный союз - консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка.

9. Метапредметные понятия (межпредметные связи, универсальные понятия гуманитарного цикла).

9.1 Власть – это возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей, даже вопреки их сопротивлению.

9.2 Государство – политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения.

9.3 Конституция - (от лат. constitutio — «устройство, установление, сложение») - основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. 

9.4 Личность в истории–совокупность представлений о месте человека в течение исторического времени и пространства, в частности, о её коллективных, групповых и персональных ролях.

10. Основные персоналии.

Александр I, Павел I, Наполеон Бонапарт, М.М. Сперанский, М.Б. Барклай де Толли, М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Д. Давыдов, П. Пестель, Н. Муравьев, М.А. Милорадович, А.А. Аракчеев

11. Основные даты.

1801 г. – присоединение Грузии

1801-1803 гг. – деятельность Негласного комитета

1802 г. – реформа Сената

1802 г. – министерская реформа

1803 г. – указ о Вольных хлебопашцах

1804-1813 гг. – русско-иранская война. Гюлистанский мир

1804 г. – издание Университетского устава

1805 г. – битва при Аустерлице

1806-1812 гг. – русско-турецкая война. Бухарестский мир

1807 г. – битва при Прейсиш-Эйлау

1807 г. – битва при Фридланде

1807 г. – Тильзитский мир

1808-1809 гг. – русско-шведская война. Фридрихсгамский мир

1809 г. – дарование конституции Финляндии

1809 г. – «введение к Уложению государственных законов», проект Сперанского 1810 г. – создание Государственного Совета

1810 г. – создание военных поселений, распространение после 1815 г.

1811 г. – создание Царскосельского лицея

1812 г. – Отечественная война

12 июня 1812 г. – переход Наполеона через Неман

4-6 августа 1812 г. – бои за Смоленск

8 августа 1812 г. – назначение Кутузова главнокомандующим

26 августа 1812 г. – Бородинская битва 1 сентября 1812 г. – совет в Филях

2 сентября 1812 г. – Наполеон входит в Москву

Сентябрь 1812 г. – Тарутинский марш-маневр

7 октября 1812 г. – выход Наполеона из Москвы

12 октября 1812 г. – битва у Малоярославца

3-6 ноября 1812 г. – сражение у села Красного

14-16 ноября 1812 г. – переправа через Березину

1813-1814 гг. – заграничный поход

1813 г. – битва народов при Лейпциге

1814-1815 гг. – Венский конгресс

1815 г. – 100 дней Наполеона

1815 г. – дарование конституции Царству Польскому

1815 г. – создание Священного союза

1816-1819 гг. – отмена крепостного права в Прибалтике

1816 г. – Союз Спасения

1818 г. – Союз Благоденствия

1821 г. – появление Южного и Северного общества

1822 г. – запрет тайных обществ

14 декабря 1825 г. – восстание на Сенатской площади.

12. Литература к уроку.

12.1 учебная

Арсентьев Н.М., Данилов А.А История России 9 класс/под ред. А.В. Торкунова – М., Просвещение, 2022 г.

12.2 справочная

1) Энциклопедический словарь. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. – М., 2012 г.

2) Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. – М., 1999 г.

3) Хрестоматия по истории России / сост. А.С. Орлов. – М., 2008 г.

4) Законодательство императора Александра I. 1812 – 1825 гг.: научное издание/сост. В.А. Томсинов. – М., 2011 г. (серия «Русское юридическое наследие»)

12.3 дополнительная

1) Артамонова Л.М. Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII – начала XIX вв. Самара, 2001.

2) Гордин Я.А. Мятеж реформаторов. Драма междуцарствия. - М., 2006 г.

3) Нечкина М. В. Декабристы.- М., 1984 г.

4) Сахаров А.Н. Александр I. - М., 1998 г.

5) Троицкий Н.А. История России XIX в. Курс лекций. – М., 2003 г.

6) Мироненко С.В. История Отечества: люди, идеи, решения. – М., 1991 г.

7) Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. – М., 1989 г.

8) Отечественная война 1812 г. Сборник статей. – М., 2012 г.

9) Писарькова Л.Ф. Государственное управление  в России в первой четверти XIX в.: замыслы, проекты, воплощение. – М., 2012 г.

10) Российские самодержцы / коллектив авторов. – М., 2018 г.

11) Ружицкая И.В. Крестьянская реформа от Александра I до Александра II: пути воплощения // Петербургский исторический журнал, 2018 г. №1.

12) Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. – М., 2018 г.

13. Оборудование к уроку

13.1 учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А История России 9 класс/под ред. А.В. Торкунова – М., Просвещение, 2022 г.

13.2 историческая карта: «Отечественная война 1812 г.»

13.3 мультимедийная авторская презентация

13.4 практические задания для обучающихся

14. Ход урока.

14.1 Организационный момент (1 минута)

14.2 Формулирование темы, цели и задач урока. Актуализация опорных знаний обучающихся (5 минут)

14.3 Этап выполнения практических заданий по теме, командная игра (35 минут)

14.4 Этап подведения итогов урока (определение победителя в командной игре, выставление и аргументация отметок, домашнее задание) (4 минуты)

Проект урока по истории

Этап урока. Методы

 обучения и методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

ММ-сопровождение

1.Организационный момент. 1 мин.

Приветствие.

Приветствие. Дети рассаживаются по заранее определенным местам для команд

Слайд №1 (тема урока)

2. Формулирование темы и целей урока. Актуализация опорных знаний обучающихся. 5 мин.

3.Этап выполнения практических заданий по теме, командная игра (35 минут)

4.Этап подведения итогов урока (4 минуты)

Звучит отрывок из увертюры 1812 П. И. Чайковского (1 мин.5 сек.)

Вы прослушали финал торжественной увертюры «1812 год». Это оркестровое произведение Петра Ильича Чайковского в память о победе России в Отечественной войне 1812 года. Впервые это произведение прозвучало в 1882 году в Храме Христа Спасителя в честь 70-летия Победы над Наполеоном.

Это произведение для нашего урока я выбрала не случайно, так как сегодня мы с вами вспомним эпоху правления Александра I, несомненно, основным событием его царствования является победа над наполеоновской Францией.

Наше занятие пройдет в виде игры. Вы заранее разделились на 2 команды. Сегодня у нас присутствуют команда «Гусары» и команда «Уланы». За каждое выполненное задание команды получат баллы, в конце занятия подведём итоги и определим победителя нашей игры. Не забываем, что это учебное соревнование, которое должно подарить участникам положительные эмоции. А целью игры является повторение изученного ранее материала, закрепление полученных знаний, отработка практических навыков и, конечно, подготовка к контрольной работе по теме: «Правление Александра I».

Помогать мне сегодня будут уважаемые 11-классники. Они будут раздавать задания и вести подсчет баллов.

Итак, мы начинаем исторический турнир!

Первое задание называется «Дней александровых прекрасное начало». Каждая команда получает карточки с событиями и датами. Необходимо правильно соотнести события и даты. Если вы все сделаете верно, то сможете прочитать загаданное слово. Вы получите за каждое верное соотнесение по 1 баллу, итого за задание 5 баллов. И 1 дополнительный балл, если дадите верное определение термину. Время на выполнение этого задания 30 секунд.

Спасибо за ответы! У меня есть несколько вопросов, ответив на которые вы можете принести дополнительные баллы своей команде.

 На слайде мы видим, как изменилась система высших органов управления государством после реформ Александра I.

А какая форма правления сохранялась в России в XIX веке?

Правильно. Россия оставалась абсолютной монархией, хотя проекты ограничения самодержавия в период правления Александра I уже были изложены. Кто был авторами этих проектов?

Кроме того, в 1815 году, уже после Отечественной войны, Царству Польскому в составе Российской империи была дарована Конституция.

Действительно, сам император полагал, что «польский эксперимент» станет началом пути всей России к общей для неё конституции. Напомню, что великое княжество Финляндское, вошедшее в состав России в 1809 году, также получило широкую автономию в рамках империи.

А мы переходим к следующему заданию.

Задание №2 называется «Дальше, дальше…» На это задание будут отвечать капитаны наших команд. Ваша задача за 1 минуту ответить на бОльшее количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если вы не знаете ответ, то говорите: «Дальше!»

Спасибо за ответы! А мы переходим к следующему испытанию.

Третье задание будет связано с генеральным сражением Отечественной войны 1812 года. О нем Наполеон сказал так: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». О каком сражении идет речь?

Совершенно верно. Генеральное сражение Отечественной войны 1812 года состоялось 26 августа неподалеку от села Бородино близ Москвы.

Каждая команда получает карту, на которой изображены события, связанные с Бородинской битвой, а также  теми событиями, которые связаны с ней и произошли позже. Вам необходимо написать названия событий, обозначенных на карте цифрами. Каждый правильный ответ – 1 балл.

На выполнение задания отводится 1 минута! Время пошло!

Второе задание,— это расставить в хронологической последовательности отрывки из документов. В каждом отрывке говорится об одном из эпизодов Отечественной войны 1812 года. Вы записываете цифры, которыми обозначены отрывки, в правильной последовательности. При составлении ответа можете опираться на историческую карту-схему.

Правильная хронология – 5 баллов, каждое верно написанное событие – 1 балл.

Помните, что карта – ваша помощница! Время на выполнение задания – 1 минута.

Спасибо за ответы.

А мы переходим к следующему заданию. Известно, что Отечественная война и заграничные походы русской армии серьёзно повлияли на положение дел внутри Российской империи. Молодые офицеры, на полях сражений впервые увидели и оценили мощь русского народа, его любовь к Отечеству и задумались о несправедливости крепостного права.

Кроме того, побывав с армией в европейских странах дворяне увидели, что там уже были изжиты феодальные порядки, а экономика развивалась на новых капиталистических началах. Все это заставляло задуматься о необходимости перемен и в России. Но Александр I во второй половине своего правления фактически отказывается от преобразований внутри страны, больше занимаясь европейскими и международными делами. В России же постепенно появляются тайные общества…

14 декабря 1825 года офицеры руководители Северного общества  выступили против присяги новому императору.

А теперь задание.

Команда «Гусары» внимательно смотрит отрывок из художественного фильма и отвечает на вопросы после него. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Спасибо за ответы!

Теперь свои знания продемонстрирует команда «Уланы»!

Спасибо за ответы!

Настало время подвести итоги нашей учебной игры. Слово предоставляется нашим уважаемым старшеклассникам.

Домашнее задание: повторить главу I в учебнике, подготовиться к контрольной работе по теме: «Правление Александра I».

Составить 5 заданий тестового характера по данной теме.

Слушают.

Выполняют задание, сдают его, дают определения историческим терминам.

Отвечают на вопрос: Россия оставалась самодержавной монархией. Вся высшая законодательная и распорядительная власть в стране принадлежала императору.

Отвечают на вопрос: М.М. Сперанский «План государственного преобразования», Н.Н. Новосильцев «Уставная грамота Российской империи».

Капитаны команд отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос: Бородинское сражение.

Сдают свои листочки с ответами.

Смотрят отрывок из фильма, отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Слайд №2 (цитаты)

«Новая Россия начинается с 1812 года».

(А. И. Герцен)

"Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною...силой" (Л.Н.Толстой)

«Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России... Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть в себе силы и средства, которых она дотоле сама в себе не подозревала»

(В. Г. Белинский)

Слайд №3 (название первого задания)

Слайд №4 (правильные ответы для каждой команды)

Слайд №5 (схема)

Слайд №6 (форма правления в России)

Слайд №7 (авторы проектов по преобразованию России)

Слайд №8 (название второго задания)

Слайд №9 (цитата Наполеона)

Слайд №10 (название третьего задания)

Слайд №11 (карта)

Слайд №12 (правильный ответ на задание)

Слайд №13 (опять карта)

Слайд №14 (правильный ответ на задание с текстами)

Слайд №15 (название четвертого задания)

Слайд №16

(отрывок из фильма)

Слайд №17 (вопросы)

Слайд №18 (отрывок из фильма)

Слайд №19 (вопросы)

Слайд №20 (домашнее задание)

Слайд №21 (литература к уроку)



Предварительный просмотр:

Задание 1. «Дней Александровых прекрасное начало»

Команда «Гусары»

С – указ об учреждении министерств                                       1802

Е – сражение под Аустерлицем                                                 1805

Н – присоединение Финляндии к России                                 1809

А – создание Государственного совета                                     1810

Т - Бухарестский мир                                                                  1812

Сенат – высший судебный и контролирующий орган в Российской империи после реформы 1802 года.

Команда «Уланы»

С – указ о вольных хлебопашцах                                                 1803

И – Тильзитский мир                                                                     1807

Н – открытие Царскосельского лицея                                          1811

О – начало Отечественной войны                                                 1812

Д –дарование Конституции Царству Польскому                        1815

Синод - высший орган церковно-государственного управления Русской Православной Церковью.

К презентации:

Задание 2. «Дальше, дальше!»

Команда «Гусары»

1) Воспитатель Александра I. (Ф.С.Лагарп)

2) Чьи это слова:

«Он человек! им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал лицей»? (А.С.Пушкин)

3) Поэт, гусар, партизан Отечественной войны. (Д.Давыдов)

4) Командующий 1-ой русской армией в Отечественной войне 1812 года. (М.Б.Барклай-де-Толли)

5) Тяжелая ситуация в развитии экономики (экономический кризис)

6) По какой дороге Кутузов заставил Наполеона отступить из Москвы? (Смоленской)

7) Первое тайное общество декабристов. (“Союз спасения”)

8) Как назывался программный документ Южного общества. (“Русская правда”)

9) Фамилия генерала, героя 1812 г., которого смертельно ранил декабрист Каховский? (Милорадович)

10) Назовите руководителя «Северного общества». (Муравьёв)

Команда «Уланы»

1) Бабушка Александра I. (Екатерина II)

2) О ком эти слова Наполеона, обращенные к Александру I: «Не угодно ли вам, государь, обменять этого человека на какое-нибудь королевство?»(М.М. Сперанский)

3) Командующий 2-ой русской армией в Отечественной войне 1812 года. (П.Багратион)

4) Какой маневр совершила русская армия после оставления Москвы? (Тарутинский)

5)После переправы через какую реку Наполеон бросил остатки своей Великой армии и бежал в Париж? (через Березину)

6) Торжественное письменное обращение верховной власти к населению называется … (манифест)

7) Название конгресса, решившего судьбу послевоенной Европы? (Венский)

8) Как называлась особая организация войск при Александре I, при которой воинская служба совмещалась с обработкой земли? (военные поселения)

9) Назовите руководителя «Южного общества». (Пестель)

10) Как назывался программный документ Северного общества? (Конституция)

Задание 3. Эпизоды Отечественной войны 1812 г.

1. 1 – Бородинское сражение

2 – совет в Филях

3 – пожар в Москве

4 – Тарутинский манёвр

5 – Тарутинский лагерь и Тарутинское сражение

6 – сражение за Малоярославец

2.1. «От Оршы побежали дальше по дороге в Вильну, точно так же играя в жмурки с преследующею армией. На ___________ опять замешались, многие потонули, многие сдались, но те, которые перебрались через реку, побежали дальше. Главный начальник их надел шубу и, сев в сани, поскакал один, оставив своих товарищей. Кто мог, — уехал тоже, кто не мог, — сдался или умер» (Л.Н. Толстой)

2. «Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение при ____________повлекло бы за собою пагубнейшее следствие и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции. Неприятель, пожертвовав в сей день всею итальянскою своею гвардиею … совершил своё отступление» (из донесения М.И. Кутузова Александру I)

3. «Вам не видать таких сражений..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...» (М.Ю. Лермонтов)

4. «Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришёл нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, особливо тем, что переранены самые нужные генералы, принудила меня отступить по Московской дороге» (из донесения М.И. Кутузова Александру I)

5. «При самой Москве в ближайшей деревне…был дом новенький мужичий, где фельдмаршал собрал совет из корпусных генералов. Тут еще была колода толстого дуба, поваленная, где мы, собираясь, сидели, рассуждали между собой о положении нашем. Тут мы согласились не оставлять Москву без пролития последней капли крови, будето от нас зависеть будет. Тут, может быть, никогда сердца наши не ощущали такого приятного долга пролить кровь нашу, как при сём смертном часе…Мнения были различны. Наконец, решено большинством голосов оставить Москву, о чем послано сказать Ростопчину. От сего у нас волосы стали дыбом» (из воспоминаний П.П. Коновницына)

Ответ: 3 (Бородинское сражение), 4 (отступление после Бородина), 5 (совет в Филях), 2 (сражение за Малоярославец), 1 (сражение при Березине)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ИСТОРИИ   Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

Открытый урок физики в 9 классе. Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Открытый урок физики в 9 классе.                Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ....

Конспект урока по истории 7 класс Тема урока: «Русское государство и общество в середине XVI в.».

Тип урока: открытие нового знанияФорма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.Задачи урока:Личностные:осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, спос...

Конспект открытого урока письма в 6 классе. Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа».

Цель урока: закрепить умения учащихся грамотно писать безударные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа....

Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»

Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...