Российская империя перед Первой мировой войной
презентация к уроку по истории (10 класс)

Лапаева Татьяна Николаевна

Презентация "Российская империя перед Первой мировой войной" может быть использована на уроках истории в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_pered_voynoy.pptx666.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Российская империя перед Первой мировой войной

Слайд 2

Экономика Фридрих Энгельс, «Анти-Дюринг» (1877–1878 гг.) «Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот. Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения. <…> Соперничество между отдельными государствами принуждает их <…> с каждым годом затрачивать все больше денег на армию, флот, пушки и т. д., <…> вся организация армий и применяемый ими способ ведения боя, а вместе с этим победы и поражения, оказываются зависящими от материальных, т. е. экономических условий».

Слайд 3

Н акануне войны Добыча угля составляла Россия 36 млн тонн США добывали 517 млн тонн, Англия — 292, Германия — 277, Австро-Венгрия — 54, Франция — 41 млн тонн. Добыча железной руды в России составляла 9,2 млн тонн, 63,0 млн в США, 28,6 в Германии, 21,5 во Франции 16,3 в Англии Австро-Венгрия — 5,3 млн тонн.

Слайд 4

По добыче нефти Россия (9,2 млн тонн) США (34,0 млн) Австро-Венгрия (1,1 млн тонн), Германия — 0,1 млн, у Англии и Франции добыча нефти вовсе отсутствовала.

Слайд 5

Экономика В 1900 году ВВП Германской империи составлял 162 335 млн долларов, ВВП Российской империи 154 049 млн долларов. В 1913 году ВВП Германии 237 332 млн долларов ВВП России 232 351 млн долларов. ВВП Германии вырос за 13 лет в 1,46 раза, а в Российской империи – в 1,51 раза. Перед Первой мировой войной Россия уступала по экономическим показателям всего лишь нескольким странам и развивалась достаточно динамично, постепенно нагоняя своих конкурентов.

Слайд 6

С 1885 года до начала Первой мировой войны по темпам роста национальной экономики Россия занимала лидирующее место в мире. В это время промышленное производство увеличивалось в год в Англии на 2,11%, в Германии — на 4,5%, в США — на 5,2%, в России — на 5,72%.

Слайд 7

Россия в начале XX века не отставала, а уверенно догоняла Европу. Устойчивые высокие темпы экономического развития России не могли не настораживать ее западных конкурентов. Крепнущая и нарастающая мощь России представляла для них серьезную угрозу, а потому и действовать им надо было безотлагательно: противника следует душить в колыбели, не давая ему возможности развиться и возмужать. Для этого нужна война — желательно, помасштабнее и, по возможности, скорее.

Слайд 8

Столь грандиозное строительство своими заказами дало толчок к развитию целых отраслей. Отечественные заводы производили рельсы и костыли, шпалы и вагоны. В Луганске и Харькове был налажен выпуск собственных паровозов. Качество русских рельсов было столь высоким, что они пользовались спросом во всем мире (а ведь железнодорожный рельс — это не просто металлическая болванка; рельс должен быть эластичным и прочным одновременно, чтобы выдерживать и серьезные физические нагрузки, и перепад температур, да к тому же еще должен быть стойким к коррозии). Заказы обслуживали крупные предприятия черной и цветной металлургии. Лучшим подтверждением высокого качества отечественного товара стало заметное событие — в 1908 году русские заводы были приняты в Международный рельсовый синдикат.

Слайд 9

Образование Русское классическое образование – гимназия – готовило умы для государственной службы и интеллектуальной сферы. Ученики гимназии получали прекрасное образование, превосходящее уровень современных гуманитарных университетов. При этом гимназисты владели математикой на уровне лучшем, чем ученики современных математических спецшкол. Это были не элитные учебные заведения, а губернские гимназии, разбросанные по всей стране. Эта система позволила Российской империи, несмотря на недостаточную широту охвата населения образованием, оставаться в числе самых развитых государств планеты. Русские учёные входили в золотой фонд мировой науки. Имена Менделеева, Бутлерова, Бородина, Сеченова, Лобачевского, Мечникова, Тимирязева, Мичурина, Вернадского, Павлова, Циолковского были известны всему миру. Недостаточной к началу ХХ века была только широта охвата населения страны образованием.

Слайд 10

Образование В период с 1896 по 1910 год было открыто 57 тыс. начальных училищ. Число начальных учебных заведений удвоилось по сравнению с предыдущим временным периодом. Общие расходы на образование и культуру выросли за годы правления Николая II в 8 раз и более чем в 2 раза опережали расходы Франции, и в 1,5 раза – Англии. В 1908 году было введено обязательное начальное образование. К 1916 году доля грамотной молодежи в Империи составляла не менее 85 %.

Слайд 11

Здравоохранение В начале ХХ века Россия находилась на втором месте в Европе по количеству врачей. К 1915 году в стране работали 33,1 тыс. врачей разных специальностей. По этому показателю страна уступала лишь Германии (34,1 тыс.) и Японии (36,6 тыс.). В 1898 году в Российской империи вводится бесплатная медицинская помощь. Чтобы ее получить было достаточно просто являться гражданином страны.

Слайд 12

Благосостояние народа, социальная сфера, права и свободы граждан Народный доход России с 1894 до 1914 года вырос с 8 млрд рублей до 24 млрд, то есть за 20 лет он увеличился в 3 раза. Реальная заработная плата рабочего в России (с учетом российских цен) в 1913 году составляла 85 % от уровня США и была второй в мире. к 1913 году были введены: нормированный рабочий день, вознаграждение при несчастных случаях, страхование рабочих по инвалидности и старости. Власти Российской империи в начале XX века провозгласили множество свобод для граждан страны, среди которых: свобода слова, печати и собраний, свобода вероисповедания и поддержка различных религий и конфессий. В это время в стране существует около 1 000 печатных изданий. Выдающимися были и демографические показатели Российской империи в начале ХХ века.

Слайд 13

Финансы В 1897 году Россия официально ввела золотой стандарт. С этого времени кредитные рубли свободно обменивались на золотые монеты по фиксированному курсу. Это значительно повысило надежность России в глазах зарубежных инвесторов. Если до введения золотого стандарта приток иностранных инвестиций в российскую экономику в 1885–1897 годах составлял около 43 млн рублей в год , то в 1897–1913 годах он достиг среднего уровня 191 млн рублей в год . Результат – рост почти в четыре раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Тест. «Российская империя накануне Первой мировой войны»

Контрольный тест по теме: «Российская империя накануне Первой мировой войны». 11 класс...

Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».

Предмет – историяКласс – 11Цель урока-  создать условия для формирования  у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...

Готовность Российской империи к Первой мировой войне

Тезисы, касающиеся подготовки страны к Первой мировой войне...

Зачетная работа по билетам - 11 класс. Развитие Российской империи до Первой мировой войны.

Проверочная работа подходит для постепенной подготовки учащихся к ЕГЭ, позволит оценить уровень подготовленности учащихся...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны

Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...

Урок истории в 10 классе "Российская империя в Первой мировой войне" с использованием материала музея «Истории 86-го пехотного Вильманстрандского полка».

Целью урока является: сформировать представления о роли России в Первой мировой войне и результатах военных действий в кампаниях 1914-1916 гг.. На этом уроке  учащиеся проходят в школьный музей ...