Практическая часть по теме "СССР в 1945 - 1991гг."(ориентированно на ЕГЭ 2024 г)
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс)

Корсаков Александр Евгеньевич

Учебник: История России. 1945 год  - начало XXI века: 11 класс: базовый уровень: учебник/ В.Р. Мединский, А.В. Торкунов. – Москва: Просвещение, 2023. – 448 с.

(можно использовать другие источники

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вторая часть по главе I. СССР в 1945 - 1991гг. (стр. 271 – 276)

Учебник: История России. 1945 год  - начало XXI века: 11 класс: базовый уровень: учебник/ В.Р. Мединский, А.В. Торкунов. – Москва: Просвещение, 2023. – 448 с.

(можно использовать другие источники)

18. На XX съезде КПСС 1-й секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев выступил с докладом о культе личности. Укажите:

а)  причину доклада, связанную с политической позицией Н. С. Хрущева;

б)  последствие доклада, связанное с международными отношениями СССР;

в)  последствие доклада, связанное с внутриполитической ситуацией в СССР

 

19. Раскройте смысл понятия «парад суверенитетов». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном вами определении понятия.

20. Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о различиях во внешней политике СССР при Н.С. Хрущеве и М.С. Горбачеве. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта  (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждения общего характера.

21. В конце 1980-х гг. в СССР и Польше начался процесс демократизации политической системы. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что данный процесс повлиял на внутреннюю политику обоих государств: один аргумент для СССР и один для Польши. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты



Предварительный просмотр:

Вторая часть по главе I. СССР в 1945 - 1991гг. (стр. 271 – 276)

Учебник: История России. 1945 год  - начало XXI века: 11 класс: базовый уровень: учебник/ В.Р. Мединский, А.В. Торкунов. – Москва: Просвещение, 2023. – 448 с.

(можно использовать другие источники)

18. На XX съезде КПСС 1-й секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев выступил с докладом о культе личности. Укажите:

а)  причину доклада, связанную с политической позицией Н. С. Хрущева;

б)  последствие доклада, связанное с международными отношениями СССР;

в)  последствие доклада, связанное с внутриполитической ситуацией в СССР

 

Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).

а)  ПРИЧИНУ доклада, связанную с ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ Н. С. Хрущева: развенчание культу личности позволила бы Н. С. Хрущеву укрепить свою власти, популярность в обществе.

б) ПОСЛЕДСТВИЯ доклада, связанное с МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ СССР:

1. Раскол в международном коммунистическом движении, стал детонатором для антикоммунистического движения в Польше, кризисной ситуации в Венгрии, где началось активная критика старого руководства Венгерской партии трудящихся и просоветской ориентации страны. Кризис Венгрии был разрешен восстановлением советского влияния в Венгрии вводом войск и подавлением всех очагов сопротивления новому правительству во главе с Я. Кадаром (образовано 3 ноября 1956 г.) (Стр. 635, Милов, Т.3. -XX век).

2. Критику сталинизма болезненно встретило китайское руководство, проявившее в этой связи претензии на лидерство в мировом коммунистическом движении, а также Албания, КНДР, Румыния, где в тот период утверждались собственные «культы личности». (Стр. 635, Милов, Т.3. -XX век).

в)  ПОСЛЕДСТВИЕ доклада, связанное с ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ ситуацией в СССР

1. Мирная траурная демонстрация в Грузии в память о Сталине превратились в четырехдневные массовые протесты против доклада Хрущева. Люди скандировали лозунги: «Слава великому Сталину!!, «Долой Хрущева!» и т.д. Некоторые демонстранты требовали даже отделения Грузии от СССР. Когда они двинулись к заданию радиостанции, правительство пустило в ход войска и танки. В конце концов убитых составило 20, раненных 60, а многие остались за решеткой (стр. 315 – 316 «ЖЗЛ Хрущев»);

2.

19. Раскройте смысл понятия «парад суверенитетов». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном вами определении понятия.

Парад суверенитетов – процесс принятия союзными республиками деклараций о государственном суверенитете республик и автономий в составе СССР и РСФСР. Привел к развалу СССР.

Факт 1. Первыми приняли декларацию о суверенитет Литва, Эстония и Латвия.

Факт 2. 12 июня 1991 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете и приоритете ее законов над Конституцией и законодательными актами СССР.

20. Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о различиях во внешней политике СССР при Н.С. Хрущеве и М.С. Горбачеве. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта  (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждения общего характера.

Тезис: При Н.Хрущеве отношения со странами Запада находились в кризисном состоянии, а при М. Горбачеве отношения со странами Запада стали нормализовываться.

Обоснование 1. 

При Н.С. Хрущеве, в августе 1961 года Политический консультативный комитет ОВД призвал руководство ГДР принять самые жесткие меры против подрывной деятельности Западного Берлина. В середине августа 1961 года, всего за одну ночь, было окончательно завершено строительство бетонной стены вдоль границ Западного Берлина. В ответ на возведение Берлинской стены вдоль нее было развернуто около тысячи американских военнослужащих и несколько десятков бронемашин и танков, к счастью прямого столкновения не произошло, но это продолжит гонку вооружения и советско-американское соперничество. 

В середине сентября 1990 г. В Москве был подписан «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии», был подписан министрами иностранных дел ФРГ, ГДР, США, СССР, Франции и Великобритании в присутствии президента СССР М.С. Горбачеве, отныне Германия была восстановлена как единое государство. Аналогичным образом были объединены обе части Берлина. В Начале ноября 1990 г. состоялся государственный визит М.С. Горбачева в единую ФРГ, там был подписан советско-германский договор «О добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве», в декабре 1990 г. М. Горбачев был удостоен Нобелевской премии мира.

Обоснование 2. 

После выступления Хрущева на XX съезде КПСС, произошли антисоветский выступления в Польше и Венгрии, которые вскоре были подавлены. На Западе ввод советских войск в Венгрию вызвал волную волну возмущенной критики. Действия Москвы показали, что она готова к силовому разрешению проблем в своем блоке. Руководители ГДР, Болгарии, Чехословакии и других соц.стран поддержали советское правительство.

При М. Горбачеве в 1989 г. Начался односторонний вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы, это вызвало резкую активизацию националистических и антисоветских настроений. В 1989 – 1990 гг. произошли так называемые «бархатные» революции в Польше, Чехословакии, ГДР, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. Вооруженным путем был свергнут режим Н.Чаушеско. Бывшие союзники СССР обратились за поддержкой к Западу. 

Обоснование 3.

В 1956 г. Изменилась военная доктрина СССР. На смену возможности использования массового применения войск пришла концепция ракетно-ядерного противостояния. В 1957 г. В СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. В первые территория США оказалась уязвимой для оружия противника. Началось не только крупномасштабное оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, но и создание мощного ракетно-ядерного арсенала.  СССР продолжал совершенствовать качественные характеристики своих ракет. В 1956 г. Вспыхнул Суэцкий кризис, когда войска Великобритании, Франции и Израиля вторглись в Египет в ответ на национализацию Суэцкого скандала. Остановить агрессию удалось в том числе и благодаря наличию у СССР «ядерного аргумента».

В Июле 1991 года в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия, это привело к значительному ослаблению международной напряженности, но и в то же время СССР стремительно утрачивал роль противовеса Западу в международных делах.

21. В конце 1980-х гг. в СССР и Польше начался процесс демократизации политической системы. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что данный процесс повлиял на внутреннюю политику обоих государств: один аргумент для СССР и один для Польши. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты

Аргумент для СССР.

Нарастание экономического кризиса и сохранении собственной власти привели М.Горбачева к мысли о необходимости ликвидации властной монополии КПСС.

Начиная с января 1987 г. ЦК КПСС начал поощрять меры по развитию демократии в партии и на производстве, которые поначалу вызвали положительную реакцию советского общества. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, а также все шире стала распространяться практика выборов руководителей предприятий и учреждений с участием трудовых коллективов.

28 июня 1988 состоялось открытие XIX партийной конференции, на ней было принято пять резолюций, одной из них была «О демократизации советского общества и реформа политической системы», которая дала старт реформе всей политической системе. В декабре 1988 г, были внесены изменения в Конституцию СССР, в соответствии с которым в стране учреждался новый высший орган государственной власти – Съезд народных депутатов, который получило право избирать постоянно действующий Верховный Совет СССР, а спустя три дня был подписан закон «О выборах народных депутатов СССР».

Весной 1989 г. Прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I съезде народных депутатов СССР (май – июнь 1989 г.) начали оформляться политические фракции как реформисткой, так и антиреформистской направленности. Начавшееся после XIX партийной конференции перераспределении власти между партией и государственными органами повлекло за собою постепенную утрату партией ее прежние руководящие роли, то есть на протяжении многих лет в СССР существовала практика, прежде чем поступить в Верховный Совет СССР, государственный план или бюджет на следующий год всегда рассматривался сначала на Политбюро, а затем на Пленуме ЦК Партии. Но уже с конца 1986 года эти документа стали передаваться сразу на утверждение в Верховный Совет СССР без обсуждения на Пленуме ЦК КПСС. Тогда стала вызревать идея введения должности Президента СССР, избираемого Съездом народных депутатов СССР, что по сути, рушило всю систему органов власти в стране. Смысл состоял в том, чтобы: 1) обезопасить М.Горбачева от «хрущевского варианта» отстранения от власти на Пленуме ЦК, поскольку среди его членов уже сформировалась мощная группировка противников генсека и его курса; 2) окончательно переместить центр управления страной из ЦК КПСС в будущую Администрацию Президента СССР и полностью отстранить правящую партию от реальных рычагов власти; 3) вывести Председателя Верховного Совета СССР М.Горбачева из под контроля самого Верховного Совета СССР, внутри которого он тоже стал стремительно терять свое было влияние.

В марте 1990 г. Состоялся внеочередной III Съезде народных депутатов СССР, который отменил 6-ю статью Конституции СССР и введении поста Президентом СССР, на который сразу был избран М,Горбачев.

По мере утраты КПСС полноты власти в стане усиливался процесс формирования новых политических сил.

Источник:

  1. Учебник  по истории России. 1945 год  - начало XXI века: 11 класс: базовый уровень: учебник / В.Р. Мединский, А.В. Торкунов. – Москва: Просвещение, 2023. – 448 с. - Стр. 234 – 241.
  2. Учебник Россия –Советский Сюз.1945 – 1991гг.: Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. - стр. 370-372, 374, 452,454,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые вопросы методологии исследования особенностей Квантунской армии в Советско-Японской войне 1945 г Труды/Третья международная научно-практическая конференция Политехн. Ун-та. Санкт-Петербург, 2009

Материалы статьи помещены в кн.: Уроки истории. Великая отечественная и Вторая мировая войны. История России и мира 20-21 веков. Труды/Третья международная научно-практическая конференция Политехн. Ун...

Практическая работа "Знакомство с системой объектно-ориентированного визуального и алгоритмического программирования Lazarus"

Практические работы знакомства и программирования в среде визуального программирования Lazarus для учащихся 9 класса, изучающих информатику по учебнику Угриновича Н.Г....

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Практическая работа.

методическая разработка открытого урока...

Презентация "Экономические реформы 1985 - 1991гг."

Презентация к уроку в 9 классе....

Рабочая программа дополнительного образования "Практическая биология" 5-6 класс на 2023-2024 учебный год. Направление - естественнонаучное

Направленность программы курса внеурочной деятельности «Практическая биология» - естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения биологии на базовом  уровне с использов...