«Педагогические технологии на уроках истории в основной школе: особенности, реализация, эффективность».
статья по истории (7 класс)

Гончаренко Анна Андреевна

В статье рассматриваются педагогические технологии на уроках истории в основной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii_na_urokah_istorii.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Педагогические технологии на уроках истории в основной школе: особенности, реализация, эффективность».

Формирование у школьников ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности является приоритетным направлением исторического образования. Инновационные технологии в преподавании истории позволяют развивать умения классифицировать, высказать суждения, делать умозаключения и выводы, развивают навыки наблюдения, навыки работы с имеющейся информацией, навыки экспериментирования, познавательные способности и потребности, навыки творческого проектирования и исследовательского поиска.

Педагогические технологии – это системные методы создания, применения и определения  образовательного процесса и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, которые ставят своей задачей оптимизацию форм образования.

Основными эффективными технологиями на уроках истории могут быть: технология проектной и исследовательской деятельностей, технология развития критического мышления, технология кейсов.

Рассмотрим каждую технологию. Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Метод проектов предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, искусства. Организацию работы над проектом можно разделить на четыре этапа:

1. Разработка проектного задания.

2. Планирование работы.

3. Реализация проекта.

4. Презентация проекта.

Примерные темы для проектов: «Радость творчества» Константина Георгиевича Паустовского как исторический источник», «Восстание на Сенатской площади: историческая реконструкция», «Образ женщины дворянского сословия к. XVIII – н. XIX вв.: социокультурный тип на материалах Тульской губернии», «Влияние эпидемий на историческое развитие»,  «Война в Афганистане: экспансионизм или защита национальных интересов» и др. Результатом проектов может быть: инфографика, мультимедийная презентация, видеоролик, макет и др.

Исследовательская деятельность – технология, главным инструментом которой является исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об историческом событии, явлении, процессе, под руководством учителя. Организацию работы над исследованием можно разделить на следующие этапы:

1. Подготовительный (Постановка проблемы, определение цели и задач, выбор критериев, выдвижение гипотезы).

2. Теоретический (поиск источников информации, составление основного содержания).

3. Аналитический (анализ и синтез найденной информации, выявление общего и частного, обобщение отечественного и зарубежного опыта).

4. Рефлексия (подведение итогов).

Примерные темы для исследования: «Атлантида – миф или реальность», «Бородинское сражение глазами французов», «Готический собор – символ мироздания», «Грааль – правда или вымысел», «Исторические параллели», «Король Артур – реальность или легенда» и др.

Технология критического мышления – развитие интеллектуальных умений учащихся, позволяющих самостоятельно учиться. Основу технологии составляет базовая модель «вызов - реализация смысла - рефлексия». Вызов – интерес к получению новой информации. Реализация смысла – получение новой информации. Рефлексия – осмысление, рождение нового знания. Примеры: Фишбоун, синквейн, кластер.

Фишбоун – образовательный приём, с помощью которого учащийся учится анализировать информацию и представлять её в удобной форме.

             

Голова – проблема, подлежащая анализу, или вопрос, на                             который предстоит ответить.

Левые косточки – тезисы – исходные положения, истинность которого необходимо доказать.

Правые косточки – факты.

Хвост – ответ на поставленный вопрос, решение проблемы.

Синквейн – это методический приём, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из пяти строк. Это краткое резюмирование, подведение итогов по изученному материалу.

Кластер – методический приём, позволяющий глубже изучить исторические события, явления, процессы; совокупность определенных тем, которые изучаются совместно для более полного понимания.

Технология кейсов – педагогическая технология с использованием практических ситуаций (кейсов), метод ситуационного анализа. В основе технологии кейсов лежит имитационное моделирование, использование конкретного примера. Разработка ситуации (кейса) включает: констатацию ряда событий, описание конкретной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия людей. При работе с кейсами восприятие учащегося направлено на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы.

Примеры кейсов на уроках истории: приём «Гипотеза», приём «Стена» (определение иерархии способов решения проблемы; стратегия ИДЕАЛ: и - идентифицируйте проблему, д - доберитесь до её сути, е- есть варианты решения, а – а теперь за работу, л – логический вывод), приём «Брейнсторминг» (Мозговая атака), приём «софт –анализ» (на большое поле записываются индивидуальные мнения, а на центральное поле – общее мнение группы), приём «Цветок лотоса» (восемь способов решения проблемы).

Примерные темы: «Последствия ордынского владычества», «Хроника столетней войны», «Судетский кризис», «Ни шагу назад» и др.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модули к урокам истории в основной школе по реализации Концепции духовно - нравственного воспитания и развития.

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации государства. Развитие современного  общества непосредственным образом зависит от гражданс...

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС....

Формирование и развитие УУД на уроках истории в основной школе (на примере урока истории в 6 классе "Русь и Золотая Орда")

В разработке  урока истории в 6 классе показаны методические приемы по формированию универсальных учебных действий на разных этапах комбинированного урока. Системно-деятельностный подход позволяе...

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и истории и культуры Санкт-Петербурга

Приоритетным направлением исторического, культурного и краеведческого образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов ...

Применение современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в целях реализации ФГОС.

Анализ современных педагогических  технологий, используемых на уроках истории и обществознания в свете реализации ФГОС и системно-детельностного подхода в образовании....

«Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»

Выступление на районном едином методическом дне «Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»...