Сценарный план внеурочного занятия в 8 классе "Идеалы русской культуры"
план-конспект занятия по истории (8 класс)

Данное занятие позволяет учителю работать над формированием духовно-нравственных качеств учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya.docx23.26 КБ
Файл stsenarnyy_plan.docx37.64 КБ
Файл tekst_1.docx30.42 КБ
Файл tekst_2.docx28.62 КБ
Файл tekst_3.docx16.81 КБ
Файл tekst_4.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к сценарному плану внеурочного занятия.

Для воспитания полноценной гармоничной личности должно уделяться немало внимания воспитанию духовно нравственных качеств обучающихся. Именно педагог должен помочь сформировать базу отношений между детьми, помочь понять, осознать, а что ещё более важно научить видеть многоцветие окружающего мира, выбирать добро, дружбу, любовь, учить взаимопониманию, сопереживанию, милосердию, развить коммуникативные навыки. В последнее время, у детей теряется понятие нравственности, духовности, они легко поддаются вредным привычкам, отношения друг с другом строятся очень тяжело, часто
грубят взрослым, обзываются, между собой общаются жаргонами.

Всё это говорит о том, что школе,  педагогам необходима определённая система уроков, которые помогут детям подняться нравственно и воспитать себя, как личность.
Данное занятие  ориентирован на учителей истории и обществознания, которые как никто другие  работают над формированием духовно-нравственных качеств учащихся.
В ходе занятия  использованы следующие приемы ТРКМ: составление синквейна, прием «Корзина идей».



Предварительный просмотр:

Сценарный план  внеурочного занятия

«Идеалы русской культуры»

Целевая аудитория: учащиеся  8 классов.

Партнеры:

  • учащиеся и учителя воскресной школы.
  • члены волонтерского школьного  объединения «Орлы».

 Цель: создать условия для усвоения, осознания и осмысления информации; активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

Цели по содержанию.

Образовательные:

  • способствовать закреплению понятий «идеальность  культурных ценностей»,  «идеалы»;
  • формировать гуманистическое мировоззрение;

Развивающие:

  • формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.

Воспитательные:

  • воспитывать гражданина, обладающего социально значимыми моральными ориентирами, с опорой на нравственные идеалы русской культуры, готового проявлять добро и милосердие.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознавать необходимость изучения темы, формировать нравственные качества: умение ценить достижения и  идеалы русской культуры;
  • Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей.
  • Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из дополнительных  источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
  • Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (воспитывать культуру общения).

Практический результат: подготовка и проведение акции «Неделя добра и милосердия»

  • «Путь к Победе» (поддержка семей - участников специальной военной операции)
  • «Корзина добра» (подготовка подарков для детей, проходящих лечение в Казачинско- Ленской ЦРБ)

Формы организации деятельности учащихся – групповая, фронтальная.

Оборудование для учителя:

- мультимедийная презентация;

- компьютер, проектор;

Оборудование для учеников: раздаточный материал для групп.

Первый этап: Вступительное слово учителя.

Ребята, гимн нашей  Родины начинается словами «Россия- священная наша держава…»

1.Как Вы думаете, что означает слово «священная»? метод «корзина идей». (Священная, значит святая.)

Когда спросили у Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Почему Русь называют святой?»

Он ответил: « Русь во истину святая -это ее святые монастыри, святые иконы, святые  праведники, святые традиции»

Многие наши соотечественники думают так же.

Но есть и другой взгляд на нашу страну: «Проклятая страна, убогие люди, повторяющие миф о величии России. Их не надо проклинать, потому что там нечего проклинать. Это пустые места.» (Алексей Заводюк , журналист)

Для объективной оценки  этих противоречивых  мнений необходимо определить критерий, который поможет нам найти истину.

В качестве критерия выступят ИДЕАЛЫ, которыми живет наш народ, которые содержатся  в нашей культуре.

2. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? ( метод «корзина идей»)

« ИДЕАЛЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

3.Запишите ваши ассоциации к слову « ИДЕАЛ».

А теперь посмотрим, как это понятие объясняет словарь.

Идеал  -  это образец   поведения, которому хочется подражать в реальной жизни.

4.Давайте попробуем разобраться, есть ли идеалы в русской культуре, какие они, чему они нас учат? Актуальны ли они на сегодняшний день?

Второй этап: Групповая работа

Распределение задания по группам:

«Перед вами лежат материалы, в которых идет речь о значимых для России событиях и исторических личностях, познакомившись с  их содержанием,  вы должны ответить на вопросы, которые так же находятся перед вами. Затем, в  своем выступлении руководитель группы должен будет представить  результаты совместной  работы.

Первая группа «Историки»

1.Кто такие Борис и Глеб, в какой период времени они жили?

2.Как погибает Борис и Глеб?

3.Почему Бориса и Глеба признали святыми?

4.Чему нас учит поступок Бориса и Глеба?

Вопрос  к выступающему:«Какие  идеалы, как образец поведения, заложены в поступках Бориса и Глеба?» (Идеал – доброта, прощение, милосердие.)

Вторая группа «Литераторы»

1.Что такое былины?

2.Былина -это правда или вымысел?

3.Какие качества  богатырей прославляют былины?

4. Какие духовные ценности заложены в былинах?

Вопрос  к выступающему :«Какие  идеалы, как, образец поведения, заложены в поступках богатырей?»(Идеалы – мужество, любовь к Родине.)

Третья группа «Этнографы»

1.Кто такие Петр и  Феврония? Когда и где они жили?

2.Что случилось после ухода Петра и Февронии из города?

3.Почему брак  Петра и Февронии до сих пор считают образцом семейного благополучия?

Вопрос  к выступающему:«Почему семья Петра и Февронии считается идеальной, изменились ли семейные ценности с течением веков?(Идеалы – преданность,  верность, любовь)

Четвертая группа «Философы»

1.Что такое Пост? Почему верующие его придерживаются?

2.Когда на Руси появилась  данная традиция?

3.Кроме  воздержания от пищи, что еще совершают верующие во время поста?

4.В чем заключается милосердие верующих?

Вопрос  к выступающему : «Как себя должен вести истинный православный, верующий человек? Каких идеалов он должен придерживаться?»(Идеалы – милосердие, прощение, доброта).

Третий этап: Решение проблемного вопроса.

1.Дайте ответ на вопрос: Какие идеалы хранит русская  культура ?

Чему идеалы  нас учат ?

2.Возьмите листки, на которых вы писали ассоциации со словом «идеал», допишите свои ассоциации и передайте мне.

3.Составить синквейн «Русская культура и ее идеалы»

4.Предлагаю всем желающим принять участие в подготовке и  проведении акции «Неделя добра и милосердия».



Предварительный просмотр:

История первых святых Бориса и Глеба.

У Владимира имелось двенадцать сыновей. Старшие дети Владимира( в том числе и Святополк), были язычниками, жили не дружно и часто враждовали между собой. Борис и Глеб были младше и родились  в годы Крещения Руси, признали веру в Христа как и их отец.

Бориса, Владимир  часто держал при себе в Киеве. Он любил его более других своих сыновей и  хотел передать ему великое княжение , к тому временем Борис уже прославился как храбрый и искусный воин  и отец отправил его воевать  против главных врагов Руси - печенегов. Во время этого похода  умирает Владимир ,воспользовавшись отсутствием Бориса,  старший брат -Святополк , провозгласил себя Великим князем Киевским и решил  избавиться от братьев-соперников.

Борис, тем временем, не найдя печенегов, повернул обратно к Киеву. Весть о смерти отца и  захвата Киева Святополком  застала его на берегу реки Альта. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая кровопролития ,сказал : “Не подниму руки на брата своего,! Услыхав это, дружина ушла от него и   Борис остался  с  немногими слугами и был убит  наёмными убийцами Святополка.

 В живых еще оставался князь Муромский Глеб. Святополк решил хитростью заманить Глеба в Киев: Дружина предупредила Глеба: "Не езжай в Киев: отец твой умер, а брат твой Борис убит Святополком!".

Глубоко скорбя, святой князь поехал ,понимая что обречен , он предпочел смерть, нежели войну с братом и был убит.

Своим поступком  братья сделали то, что в те времена на Руси, привыкшей к кровной мести, было еще ново и непонятно, они показали: на   зло нельзя отвечать злом , это вызовет разгар вражды и кровопролитие.

 Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признала их святыми. Их именем прекращались кровавые междоусобицы. Это был переворот от язычества ,к  новому христианскому  идеалу,  отрицающему насилие.

Спасение от вражды  возможно только в добрых делах.

 



Предварительный просмотр:

Былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской землиВ народе былину называли «СТАРИНА» или «СТАРИНУШКА», подразумевая, что что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом.

Содержание былин вырабатывалось в течение в течении 10-12 веков

А так же второй этап складывания былин век 13-14.На протяжении веков их передавались из уст в уста, вплоть до 18 века их никто не записывал. Поэтому, с каждым следующим пересказом они обретали что-то новое от своих рассказчиков.

Что касается места, где возникли былины, то мнения разделяются: самая распространённая теория предполагает, что былины — южнорусского происхождения. Только со временем они появились   наРусском  Севере

В 14 и  15 Москва стала собирательницей русских былин.

 Всех вместе былин около 400, не считая былин новгородских  и московских и других.

Самые известные былины ,это былины о русских богатырях,в которых рассказывается о героических подвигах русских витязей. Богатыри стоят на страже порядка и безопасности государства. Они мужественно защищают Русь, своего князя, а так же мирное население от всех чудищ и мифических существ.

Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Добрыня и Алёша
Добрыня и Змей
Илья Муромец и Калин-царь
Садко и другие.
Самое  интересное то, что герои былин не совсем вымышленные Русский богатырь Святогор, по мнению некоторых ученых, действительно жил в Древней Руси в конце 10 века. В захоронении под Черниговом, были найдены меч и щит , почти в полтора раза больше обычных.

Наши предки не сомневались в том, что Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.

Останки богатыря до сих пор находятся в пещере Киево-Печерского монастыря и являются доказательством реальности Ильи Муромца.

В  народном представлении богатыри наделены огромной силой, мужеством , они преданы своей Родине и готовы ее всегда  защищать .

Русский дух царил повсюду,
Как сначала повелось.
Никакому Чуду -юду
Здесь спокойно не жилось.
Заползут какие гады,
Или птицей налетят -
Святогор не даст пощады -
Только косточки трещат.



Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ПОСТ

Пост — религиозная  традиция, в соответствии с которой верующие   временного  отказываются принимать пищу и  питье (полностью или продукты и питье  определённого вида: мясо, сливочное масло, иногда рыбу .Меню верующих во время поста состоит из овощей, грибов, растительного масла. Данная традиция появилась на Руси  с момента принятия  христианства в 10 веке. Существует несколько видов   постов  например:

  • Ежегодно в марте-апреле-ВЕЛИКИЙ ПОСТ, он длится 46 дней

  • Пасхальная седмица — неделя после Пасхи;

  • Однодневные посты

Сейчас идет Рождественский пост

Он начался   28 ноября и будет длиться  до 7 января, до праздника Рождества Христового

Кроме отказа и воздержания от определенной пищи, во время поста люди стараются быть высокодуховными , они не допускают в своем поведении безнравственных поступков.

Верующие стараются совершать добрые дела, помогать  тем людям , которые нуждаются в заботе(больным, пожилым, нуждающимся)т.е. быть милосердными.

Именно милосердие  особенно ценится в период всех  постов.



Предварительный просмотр:

Житие святых Петра и  Февронии Муромских чудотворцев.

Петр и Феврония – особо почитаемые на Руси святые.. Жили они в городе Муроме, в начале 13 века, причемПетр  был князем а , Феврония дочерью крестьянина. Прожив свою жизнь в счастливом христианском браке, они стали образцом супружеской любви и хранителями  крепкой семьи.

Петр был   тяжело болен. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцеления. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным в словах своих, то будет здоров!»

«Я хочу его вылечить, - сказала Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеская мешала ему согласиться на брак с простолюдинкой.. Излечившись, князь, однако, не сдержал слова, и вскоре болезнь возобновилась. Князь вернулся к Февронии. Во второй раз он не обманул девушку и женился на ней.  Бояре уважали своего князя, но невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку., а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии взяв, что ей угодно, уйти из города. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Вскоре послы из Мурома уже умоляли Петра вернуться на княжение. Бояре перессорились из-за власти и теперь снова искали мира и спокойствия. Благоверные Петр и Феврония возвратились в свой город и правили долго и счастливо. Когда пришла старость, они приняли монашество и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Умерли в один день и час. Но люди нарушили волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В Рязанской области в селе Кузьминское, археологи нашли фундамент  древнего храма в честь Воскресения Христова, было принято решение на нем воздвигнуть новый собор, в честь Петра и Февронии, которые стали образцом любви и крепкой семьи. С тех пор в России есть праздник. Это  День Петра́ и Февро́нии. Отмечается 8 июля.  Это день  семьи, любви и верности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизированная программа сопоставления элементов французской и русской культур на занятиях Клуба любителей французского языка

Данная программа основывается на методических пособиях пособях авторов Л.Е.Демиденко, Ж.М.Арутюновой, С.К. Алиевой, Л.Мурадовой, но в то же время методологическую основу программы составляет концепция...

План-конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи

План-конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения. Предназначен для преподавателей...

Дидактические материалы для проведения занятий по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Дидактические материалы  для проведения занятий по дисциплине "Русский язык и культура речи"  в медицинских училищах и колледжах Департамента здравоохранения города Москвы  Данное пособ...

План-конспект занятия Жанр и метод журналистского эксперимента на примере дня Русской культуры (13-15 лет)

Цель:     познакомить воспитанников с жанром журналистского экспериментаЗадачи: 1.Дать первичные представления о жанре журналистского эксперимента;2.Дать первичные представлен...

Сценарная разработка разноуровневого занятия, посвященного изучению истории, культуры и современной жизни Санкт-Петербурга.

На примере занятия можно познакомиться с  многолетним опытом школьной работы по краеведению, ведущейся  в рамках нескольких школьных курсов, которые изучались  в параллелях 2-4,  8...

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...