Методическая разработка учебного занятия "Эпоха дворцовых переворотов"
методическая разработка по истории

Методическая разработка учебного занятия по дисциплинам общеобразовательного цикла (История) на тему "Эпоха дворцовых переворотов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_metodicheskih_razrabotok.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Павловский техникум народных художественных промыслов России»

КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

Номинация

«Методическая разработка

учебного занятия по дисциплинам общеобразовательного цикла»

Выполнил:

преподаватель истории

ГБПОУ «Павловский техникум

народных художественных

промыслов России»

г.Павлово

Павловского района

Ястребов

Сергей Вячеславович

Контактный телефон: 89506287645

Е-mail: yas101@rambler.ru

Павлово

2023 г.

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине История

по теме: «Эпоха дворцовых переворотов».

Группа: 111 (I курс)

Количество часов: 1

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: освоение обучающимися системы знаний и умений по теме «Эпоха дворцовых переворотов»

Задачи урока:

  1. Образовательная – сформировать и систематизировать знания об эпохе дворцовых переворотов в России.
  2. Развивающая – развивать навыки решения проблемных задач исследовательского характера; формировать умение самостоятельно работать с текстом учебника.
  3. Воспитательная – воспитывать уважение к истории своего Отечества.

Методы обучения: эвристический, исследовательский, проблемно-поисковый.

Формы организации урока: эвристическая беседа, самостоятельная работа,

 практическая работа.

Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая.

Средства обучения: Учебник. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. «История».- М., «Академия», 2012.; презентация с портретами русских императоров XVIII века, карточки.

Литература:

   1) Коваль Т.В., Борисов Н.С., Левандовский А.А. «История России с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Поурочные рекомендации». – М., «Просвещение», 2010

 2) Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов педагогических учебных заведений».- Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2006.

  3) Пчелов Е.В. «Романовы. История династии». – М., «Олма-Пресс», 2003

  4) Степанищев А.Т. «История Отечества: преподавание в школе». – М.,  «Гардарики», 2001                                            

               

                                        План урока

  1. Организационный момент. 2 мин.
  2. Актуализация темы. 7 мин.
  3. Изучение новой темы. 30 мин.

     1) Лекционный материал. 14 мин.

     2) Постановка проблемного вопроса. 1 мин.

     3) Работа по группам с материалами учебника. 15 мин.

IV.Заключительный этап. 6 мин

     1) Закрепление темы путем решения проблемного вопроса. 3 мин.

     2) Рефлексивно-оценочный момент. Домашнее задание. 3 мин.

                                                           Ход урока

  1. Организационный момент.

     Преподаватель называет тему, которой будет посвящен урок, называет цели урока, говорит о том, что на уроке обучающиеся будут работать самостоятельно, с учебником, по группам.

  1. Актуализация темы.

   Беседа с обучающимися по вопросам:

  1. Вспомните, что означает понятие «абсолютная монархия»?
  2. Каким было государственное устройство России XVII века?
  3. Какие преобразования государственного управления были проведены при Петре I?
  4. Дайте развёрнутую историческую характеристику деятельности Петра I, её заслуги и недостатки.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

  1. Изучение новой темы.
  1. Лекционный материал.

Термин «дворцовый переворот» впервые использовал С. М. Соловьев. Это явление российской жизни XVIII в. рассматривается современными исследователями как «механизм действия абсолютной монархии в кризисной ситуации», связанный с особенностями политического строя и политической культуры послепетровской России, наряду с чрезвычайными органами государственной власти (например, Верховным тайным советом) и фаворитизмом. 

 Дворцовые перевороты стали следствием начавшегося с середины XVII в. процесса сосредоточения всей власти в руках монарха при ликвидации или ослаблении таких институтов, как Боярская дума, Земский собор, церковь. Создание Петром I новой системы управления и порядка службы, ликвидация патриаршества завершили этот процесс. Появились и новые проблемы: перенапряжение сил страны, отсутствие «обратной связи» с дворянством, ломка сложившихся политических и культурных традиций. 

Дворцовые перевороты становятся естественным способом разрешения противоречий между основными составляющими системы абсолютизма: самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим сословием. К концу петровского царствования напряженность в этом треугольнике достигла критической величины. Это в первую очередь выразилось в крайне невыгодном для дворянства соотношении режима льгот с силой давления «сверху». Принудительная и бессрочная служба, отрывавшая дворян от имений и не окупавшаяся введенными в 1715 г. небольшими денежными окладами, усиленный фискальный гнет, оставляющий на долю помещиков всего 25% произведенного в крестьянском хозяйстве прибавочного продукта, ставили под угрозу основы существования благородного сословия». 
      Очевидно, что влияние дворянства на деятельность правительства проявлялось опосредованно: через гвардию (со своими представителями и интересами) или путем большей или меньшей поддержки правящей группировки, что иногда приводило монарха и его окружение к полной политической изоляции, как в 1741 г. 
      Российское «переворотство» превращается в своеобразное регулирующее начало государственности. Специфическими чертами «переворотной» ситуации можно считать наличие противоборствующих группировок, непосредственное участие вооруженной силы — гвардейцев, стремление сохранить видимость законности и юридически закрепить изменения.

Даты и события:

1725 - 1727 - царствование Екатерины I

1726 - учреждение Верховного Тайного Совета

1727 - 1730 - царствование Петра II

1730 - упразднение Верховного Тайного Совета

1730 - 1740 - царствование Анны Иоанновны

1731 - учреждение “кабинета министров”

1731 - создание Тайной канцелярии

1740 - 1741 - царствование Ивана Антоновича

1741 - 1761 - царствование Елизаветы Петровны

1761 - 1762 - царствование Петра III

1762 - манифест о вольности дворянства

  1. Постановка проблемного вопроса.

Преподаватель ставит проблемный вопрос: как влияла на развитие России борьба за власть в эпоху дворцовых переворотов?

Историческая проблема урока актуализируется с помощью высказывания А. С. Пушкина: «Ничтожные наследники северного исполина». Был ли прав поэт, характеризуя так преемников Петра?

3. Работа по группам с материалом учебника.

Класс делится на 6 групп, каждая из которых, используя материал учебника, заполняет одну из строк таблицы «Правители России с 1725 по 1762 г.» и выполняет познавательные задания (время работы групп 15 мин).

Правители России с 1725 по 1762 г.       

Правитель

Время правления

Как пришел к власти (особенности дворцового переворота)

Основные мероприятия внутренней и внешней политики

Как закончил царствование

Оценка царствования

Екатерина I

 

 

 

 

 

Петр II

 

 

 

 

 

Анна Иоанновна

 

 

 

 

 

Иван Антонович

 

 

 

 

 

Елизавета Петровна

 

 

 

 

 

Петр III

 

 

 

 

 

      Задания 
      1. Определите, в каком фрагменте говорится о «вашем» правителе (обратите внимание, что некоторым правителям может быть посвящено несколько высказываний).
      1) Царь думает исключительно о развлечениях и охоте, а сановники о том, как бы сгубить один другого (К. Рондо).  Ожидаемый ответ: Пётр II
      2) Императрица сделала все возможное, чтобы не только устранить конкурента, но и само имя его подвергнуть забвению: ему было велено именоваться Григорием, он ничего не должен был знать о своем прошлом (Д. Д. Зелов, современный историк). Ожидаемый ответ: Елизавета
      3) Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными, гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего великого отца... Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования... Ни одно царствование... не оставляло о себе столь приятного воспоминания (В. О. Ключевский). Ожидаемый ответ: Елизавета
      4) Эта великая государыня обладала от природы большими достоинствами. Она имела ясный и проницательный ум, знала характер всех, кто ее окружал, любила порядок и великолепие, и никогда двор не управлялся так хорошо, как в ее царствование; она была великодушна и находила удовольствие в том, чтобы творить добро и щедро вознаграждать за заслуги; но недостаток ее заключался в том, что она любила покой и почти не занималась делами, предоставляя министрам делать все, что им заблагорассудится (Б. X. Миних). 
Ожидаемый ответ: Анна Иоанновна
      5) Сквозь ее доброту и гуманность... в ней нередко просвечивает гордость, высокомерие, иногда даже жестокость, но более всего — подозрительность. В высшей степени ревнивая к своему величию и верховной власти, она легко пугается всего, что может ей угрожать уменьшением или разделом этой власти (Ж.-Л. Фавье). 
Ожидаемый ответ: Елизавета
      6) Все его семимесячное царствование представляло из себя... бессодержательное существование изо дня в день, которое не могло внушить уважения (Е. Р. Дашкова). Ожидаемый ответ: Пётр III
      7) В нем было много ума, сметливости и скромности. В нем не было заметно никакой наклонности к каким-либо порокам... Он не имел еще столько твердости духа, чтобы действовать по собственному побуждению (герцог Лирийский). Ожидаемый ответ: Пётр II

   2. Соотнесите государственный орган и имя монарха, при котором он действовал.      

Государственные органы

Монархи

1) Верховный тайный совет
2) Тайная розыскная канцелярия
3) Сенат как верховный государственный орган
4) Кабинет министров

A) Екатерина I
Б) Петр II 
B) Анна Иоанновна 
Г) Иван Антонович
Д) Елизавета Петровна 
Е) Петр III

      Ответ:       

1

2

3

4

АБ 

 ВГД

Д 

 ВГ

      3. Определите, какие законы или преобразования относятся ко времени царствования «вашего» правителя:
      1) Манифест о вольности дворянства (Пётр III)
      2) создание Московского университета (Елизавета)
      3) создание Верховного тайного совета (Екатерина I)
      4) переезд двора в Москву (Пётр II)
      5) отмена внутренних таможенных пошлин (Елизавета)
      6) отмена указа о единонаследии (Анна Иоанновна)
      7) подписание «кондиций» (Анна Иоанновна) 
      8) ликвидация Верховного тайного совета
(Анна Иоанновна) 
      9) ликвидация тайной канцелярии
(Пётр III)
      10) отстранение от власти герцога Э. Бирона (Иван VI)
      11) учреждение кабинета министров
(Анна Иоанновна)
      12) учреждение Академии художеств (Елизавета)
      13) ограничение обязательной дворянской службы 25 годами (Анна Иоанновна)
      Далее организуется обмен информацией. Последняя графа таблицы позволяет учителю вернуться к характеристике, которую дал правителям России А. С. Пушкин, и выслушать мнения учащихся. После корректировки записей и заполнения таблицы целиком обучающиеся отвечают на проблемный вопрос урока: «Как влияла на развитие России борьба за власть в эпоху дворцовых переворотов?» Ожидаемые ответы: «Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные интересы. В то же время, конкретная политика каждого из шести монархов имела свои особенности, иногда важные для страны».

IV. Заключительный этап урока.

На заключительном этапе урока происходит закрепление темы путем решения проблемного вопроса, поставленного в начале урока.

Преподаватель возвращается к характеристике, которую дал правителям России А. С. Пушкин, и выслушивает мнения учащихся. После корректировки записей и заполнения таблицы целиком обучающиеся отвечают на проблемный вопрос урока: «Как влияла на развитие России борьба за власть в эпоху дворцовых переворотов?»

В заключение, преподаватель обращается к ребятам с вопросом: «Решили ли мы поставленную в начале урока проблему?» Обобщает высказывания ребят, дает оценку работе группы и отдельных учащихся, благодарит за плодотворную работу, задает домашнее задание: § 48.

9.Список литературы.

  Основная литература: 

1.Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. «История».- М., «Академия», 2012

2.Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. «Как сегодня преподавать историю в школе». — М., 1999

3.Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. «Справочник классного руководителя (10-11 классы)». – М., «Вако», 2005

4.Кадневский В.М. «Тесты по истории России для поступающих в вузы». – М., «Рольф», 2001

5. Кириллов В.В. «Отечественная история в схемах и таблицах», М., «Эксмо», 2008

6.Коваль Т.В., Борисов Н.С., Левандовский А.А. «История России с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Поурочные рекомендации». – М., «Просвещение», 2010

7.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов педагогических учебных заведений».- Ростов-на-Дону, Издательство «Учитель», 2006

8. «Психология». -  М., «Эксмо» 2004

9.Махмутов М.И. «Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей». – М., «Просвещение», 1977

10.Селевко Т.В. «Современные образовательные технологии».- М., «Народное образование», 1998

11.Степанищев А.Т. «История Отечества: преподавание в школе». – М., «Гардарики», 2001

 Дополнительная литература

1.Буганов В. И. «Крестьянская война в России начала XVII века». - М., 1976

2.Буганов В. И. «Мир истории: Россия в XVII столетии». - М., 1989

3.«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения». - М., «Терра», 2001.

4.Каптерев И. Ф. «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович». – М., «Три века истории»,1991 - Т. 1.

5.Митяев А. В. «Героические страницы истории нашей Родины. IX—  XVIII вв.». — М., «Просвещение», 1991

6.Никольский Н. М. «Реформа Никона и происхождение раскола». – М., «Три века истории», 1991 - Т. 2.

7.Пресняков А. Е. «Московское государство первой половины XVII в.». – М.,  «Три века истории», 1991 - Т. 1.

8.Пчелов Е.В. «Романовы. История династии». – М., «Олма-Пресс», 2003

9.«Россия XV-XVII веков глазами иностранцев». - Л., «Лениздат», 1986

10. «Россия XVIII века глазами иностранцев». – Л., «Лениздат», 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.

Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....

методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”

Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»

Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...