Конспект урока «Почему было Москве царством бытии? И хто знал, что Москве государством слыти?»
план-конспект урока по истории (10 класс)

Кудрявцева Светлана Юрьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_vozvyshenie_moskvy.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Почему было Москве царством бытии?  И хто знал, что Москве государством слыти?»

Цели урока: выделить особенности процесса объединения русских земель, определить, почему именно Москва возглавила объединение русских земель

Ход урока

  1. Актуализация знаний. Определение темы и задач урока

Слово учителя: Изучая историю, мы знакомимся с этапами формирования государства: 1 этап - раннефеодальное государство, например, империя Карла Великого, в истории России – это государство Древняя Русь. На смену раннефеодальному государству приходит период феодальной раздробленности, 3 период – это период образования централизованного государства.

История Российского государства является составной частью мирового исторического процесса. Периоды становления, развития государственности  одинаковы, хотя имеют свои особенности. Сегодня мы продолжим рассуждать о новом этапе в развитии Российского государства - начале формирования централизованного государства.

Проблема объединения русских земель вокруг Москвы и централизации Русского государства в 14-16 веках является одной из ведущих в исторической науке. Существует много неоднозначных оценок этого процесса.

В 14-15 веках в Восточной Европе появилось могущественнейшее и обширнейшее государство – Московия, как называли его западные путешественники. Как и любое масштабное историческое явление, рождение Московской державы заставляло уже современников задумываться, почему и как это произошло. Тогда возникла теория «богоизбранности Москвы», согласно которой ей самим Богом было предназначено стать Третьим Римом. Но даже спустя столько лет ученых продолжает волновать вопрос «И почему было Москве царством бытии?  И хто знал, что Москве государством слыти?»

Попытаемся сегодня на уроке найти ответ на этот непростой вопрос…

А эту фразу из исторического источника (из «Сказания об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы» («Повесть о зачале Москвы») возьмем в качестве темы урока.

План урока:

  1. Обстановка на Руси в конце 13 века
  2. Предпосылки объединения русских земель
  3. Соперничество за первенство на Руси (Возможные центры объединения)
  4. Возвышение и укрепление Московского княжества

Задачи на урок: выделить особенности процесса объединения русских земель, определить, почему именно Москва возглавила объединение русских земель.

  1. Работа по теме урока
  1. Обстановка на Руси в конце 13 – начале 14 веков

Слово учителя: Под 1132г. новгородский летописец записал: «И раздрася вся земля Русская».

Через сто лет уже галицкий летописец с тоской написал: «Начнем же рассказывать о бесчисленных ратях и великих трудах, и частых войнах, и многих крамолах, и частых восстаниях, и многих мятежах».

Вопросы:

-О каком периоде в истории Руси повествуют летописцы?

-Какое еще название носит этот период?

 В  18 веке историк Н.М.Карамзин так характеризовал положение русских земель в конце 13 века: «Состояние России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их, от берегов Оки до Сана. Одним словом, Россия испытала тогда все бедствия, претерпенные Римскою империю от времен Феодосия Великого до седьмого века, когда северные дикие народы громили ее цветущие области. Варвары действуют по одним правилам и разнствуют между собою только в силе».

Вопросы:

-Какие события в истории 13 века стали причинами подобного состояния русских земель?

-Кого историк сравнивает с северными дикими народами времен поздней Римской империи?

-Почему русские князья потерпели поражение от монголо-татар? (Что послужило главной причиной ослабления русских княжеств перед внешней угрозой?)

-Определите главные задачи, которые стояли перед русскими княжествами в начале 14 века.

Ответ: -объединение русских земель в единое централизованное государство

           -борьба с Ордой за национальную независимость

Слово учителя: Крупные княжества продолжали дробиться до и после монгольского завоевания. В 14 веке на Руси еще сохранялась феодальная раздробленность, однако она уже тормозила развитие хозяйственной жизни, назревала необходимость в объединении всех русских земель в единое государство.

  1. Предпосылки объединения русских земель

Слово учителя: Изучая историю средних веков, мы говорили о процессе образования централизованных государств во Франции и Англии. Не стала исключением и наша страна. В конце 13-нач. 14 вв. начинается процесс собирания русских земель в единое государство.

Вопросы: 

-Что послужило предпосылками объединения русских земель в единое государство? Внимательно изучите схему и прокомментируйте ее.

-Каковы особенности развития Руси в 14-15 веках по сравнению с Англией и Францией?

От раздробленности к объединению на Западе и на Востоке Европы

(сравнительная характеристика)

Западная Европа

Русь

Борьба монарха (короля) с крупной феодальной знатью

Отсутствие общенационального политического центра

Королевская власть опиралась на помощь городов. Экономическая основа – рост ремесла и торговли, отмена крепостного права, зарождение раннебуржуазных элементов

Города не могли стать опорой объединительного процесса. Политическая основа – борьба за независимость и военное превосходство Москвы. Экономическое объединение отставало от политического. Российское централизованное государство формировалось на феодально-крепостнической основе.

Короли присоединяли к своему домену владения феодалов

Московские князья присоединяли к своей «отчине» территории других русских государств-княжеств и земель

Внешнеполитические факторы: Англия и Франция – Столетняя война

Стремление к освобождению от ордынского ига. Борьба за объединение слилась с борьбой против Орды и Литвы – соперницы Москвы

Ответ: В основе процесса образования единых государств в Западной Европе и в нашей стране есть общие и различные черты.  Среди общих черт  можно выделить развитие хозяйства, усиление экономических связей между областями, рост городов – важной опоры объединения земель. Различие заключается в том, что в Западной Европе действовали прежде всего социально-экономические факторы, экономические связи усиливаются, крепостное право отменено. На Руси экономические связи только зарождаются, они слабы, усиливается крепостная зависимость крестьян. Ведущую роль в формировании Российского государства политический (внешний) фактор – необходимость противостояния Золотой Орде.

Слово учителя: Таким образом, можно сделать вывод, что в Русском государстве, политические предпосылки доминируют над экономическими, что в конечном итоге повлияет на характер формирующегося централизованного государства, придавая ему деспотические, тоталитарные черты.

К особенностям формирующегося государства можно отнести следующее:

1.многонациональный характер

2.тенденция к формированию деспотической власти

3.незавершенный характер процесса централизации из-за постоянного расширения территории государства за счет колонизации новых земель.

Проблема образования единого Русского государства имеет еще один аспект – почему лидером в политике «собирания» земель стало именно Московское княжество.

  1. Возможные центры объединения

Вопросы:

-Вспомните, какие модели цивилизационного развития русских земель, сложились в период феодальной раздробленности?

Наследники Древней (Киевской) Руси

Галицко-Волынская Русь    Новгородская республика     Владимиро-Суздальская Русь

(Юго-Запад)                        (Северо-Запад)                     (Северо-Восток)

-Кратко охарактеризуйте каждую модель.

(см. методичка Захаровой с.75-77)

-Как вы думаете, от чего будет зависеть выбор пути общественного развития?

Ответ: От того, какие княжества, земли возглавят процесс собирания русских земель и будет зависеть цивилизационный путь развития России.

Слово учителя: монголо-татарское нашествие и установление ига усилило стремление русских княжеств к поиску собственного пути развития. В 13 веке Русь оказалась между двумя цивилизационными потоками: Золотая Орда и Ливонский, Тевтонский Ордена. Даниил Галицкий, заручившись поддержкой римского папы, решил оказать сопротивление монголо-татарам, сделав тем самым выбор в пользу «Запада».

А Северо-Восточная Русь, в результате цивилизационного выбора Александра Невского, стала ориентироваться на союз с Золотой Ордой, закрепляя восточные черты общественного развития.  Александр Невский из двух возможных ассимиляционных вариантов – западно-немецкого и восточно-татарского – выбрал второй. Острое идеологическое противостояние православия и католицизма толкало на непреклонную борьбу с «немцами». Выбор Александра Невского сохранил возможность формирования русской государственности. Русь восприняла имперскую монгольскую политическую традицию. Монголо-татарское иго закрепило деспотизм на Руси: вертикальную политическую модель. Установлению деспотической власти способствовало уничтожение князей монгольскими завоевателями. Оставшиеся князья зависели от Орды. От Золотой Орды Русь восприняла и имперские княжества и замашки. Русь стала больше ориентироваться на ценности Восточной цивилизации.

Вопросы: 

-Какой вариант цивилизационного развития русских земель утвердился в 14 веке?

-Как повлияло на дальнейшее развитие России ориентация ее на Восток?

Работа со схемой

         Слово учителя: Объединяться можно вокруг какого-то одного центра. Москва не имела безоговорочных шансов на главенство, как это может показаться при поверхностном изучении материала. В  14 веке появляются политические центры, которые могут возглавить процесс централизации. Этими центрами являются Великое княжество Литовское (Литовско-Русское княжество), Галицко-Волынская Русь, Северо-Восточная Русь.

Вопрос:

-Каковы были шансы у каждого из претендентов?  Почему эти земли не смогли стать центром объединения русских земель в 14 веке?

 (Учащиеся высказывают свое мнение, учитель подводит итоги изучения вопроса)

  1. Возвышение и укрепление Московского княжества

Слово учителя: К землям Северо-Восточной Руси конца 13-начала 14 веков относились Владимирское, Суздальское, Тверское, Московское, Рязанское, Муромское, Ростовское и др. более мелкие княжества. Верховная власть над всеми землями Северо-Восточной Руси принадлежала князю владимирскому. Однако эта власть была  лишь номинальной. С конца 13 века князья, получившие ярлык на великое княжение владимирское, оставались жить в столицах своих княжеств. Великие князья отдельных крупных земель, хотя и считались вассалами великого князя владимирского, фактически ему не подчинялись и зачастую враждовали с ним. Процесс консолидации в Северо-Восточной Руси предполагал объединение именно северо-восточных земель, что вело к острому соперничеству.

В Северо-Восточной Руси в первой четверти 14 века начинается борьба за великокняжеский престол между Московским и Тверским княжествами. Оба княжества возникли в 13 веке: Тверское в 1247г. получил младший брат Александра Невского Ярослав Ярославич. Московское в 1276г. получил в управление младший сын Александра Невского Даниил Александрович. Ярослав и Даниил стали родоначальниками тверской и московской династий.

Задание: Внимательно посмотрите на генеалогическую таблицу, проанализируйте мой рассказ и сделайте вывод: чьи притязания на великое княжение были более законными?

Слово учителя: Тверское княжество постепенно превратилось в одно из сильнейших на Руси, тверские князья владели ярлыком на великое владимирское княжение. Михаил Ярославич был умным и хитрым политиком, проводил независимую от Орды политику. Юрий Данилович Московский активно включился в борьбу за великокняжеский ярлык. Не сумев победить Михаила в открытой борьбе, он четыре года прожил в Орде, плетя интриги, женился на сестре хана Узбека и вернулся в Москву с ярлыком. Позже он обвинил Михаила в смерти своей жены, за что тверской князь был вызван в Орду, где был убит. Через несколько лет сын убитого Михаила Дмитрий Михайлович Тверской в Орде на глазах хана зарубил убийцу своего отца, но и сам был казнен ордынцами. Такая участь грозила многим русским князьям в годы золотоордынского ига, монгольские ханы использовали борьбу русских князей за власть в своих интересах.

Вопросы:

-Какую роль в борьбе Москвы и Твери, по вашему мнению, могли сыграть ордынцы?

-Почему так важно было получить ярлык на великое княжение?

Дебаты: Главным фактором возвышения Москвы было ее выгодное географическое положение и природные условия.

Задание:

Записать в тетрадь причины возвышения Москвы, выделив аргументы в подтверждение и опровержение  указанной точки зрения.

Аргументы в подтверждение

Аргументы в опровержение

Москва была расположена на дороге переселенцев с юга, посредине между Киевской землей, с одной стороны, и Владимиро-Суздальской, с другой

Большую роль сыграла политика московских князей, которые поддерживали тесные взаимоотношения с Ордой и поддержкой православной церкви

Через Москву проходили важные речные и сухопутные торговые пути

Важную роль сыграл фактор случайности- длительное время земли княжества целиком переходили к одному наследнику

Москва была защищена от набегов ордынских отрядов лесами

Иван Калита получил ярлык на великое княжение, с тех пор московские князья не выпускали его из своих рук

Московское княжество обладало плодородными землями, притягивавшими к себе трудовое население и бояр

Иван Калита получил право собирать дань со всей русской земли, что позволило московским князьям сосредоточить  в своих руках большие материальные средства, которые они использовали для расширения и укрепления своих владений

Центральное положение Московского княжества предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской народности

Москва стала центром организации с ордынской зависимостью

Закрепление

Шли годы. И с Москвою во главе

Неспешно, потихоньку, понемногу

Из множества разрозненных земель

Единое слагалось государство,

Как из перстов слагается кулак.

Н.Кончаловская

Вопросы:

-Закономерно ли то, что объединение русских земель происходило вокруг Москвы? («Объединение русских земель вокруг Москвы – закономерность или случайность?»)

-Что, на  ваш взгляд, позволило Москве победить в борьбе за первенство с другими политическими центрами, претендовавшими на политическое лидерство на Руси?

Вывод: победа Москвы в общерусском первенстве не являлась предопределенной, историки признают, что реальные шансы в споре с Москвой имели еще два политических центра – Литва и Тверь. Но благодаря хитроумной, дальновидной политике московских князей, их личностным качествам, выгодному географическому положению, дававшему приток населения, торговые и политические преимущества, поддержки со стороны Церкви,  Москва стала центром собирания русских земель.

Домашнее задание:

параграф 24-25, вопросы

Эссе (на выбор) «Возвышение Москвы – это благоприятное стечение обстоятельств или закономерность?»

 «Москва родилась не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле…» (В.О.Ключевский)

Раздаточный материал

Галицко-Волынская Русь

Первоначально казалось, что наибольшие шансы стать центром объединения Русских земель имела Галицко-Волынская Русь, т.к. это княжество доминировало в политической жизни домонгольской Руси наряду с Владимиро-Суздальским. Оно мало пострадало от монголо-татарского нашествия, и долгое время находилось в относительной независимости от Орды.

Однако ряд неблагоприятных факторов подрывал могущество княжества. Это и сильная оппозиция княжеской власти, которая существовала в княжестве, и большие затраты на войны, которые Даниил Галицкий вынужден был вести, чтобы сохранить княжеский титул. Сказывалось также постоянное давление, которое испытывало княжество со стороны западных соседей.

Литовско-русское княжество (Великое княжество Литовское)

Другим центром объединения могло стать Великое княжество Литовское, возникшее в 13 веке при князе Миндовге, которое объединило значительную часть русских земель. Русское население находило защиту от монгольского разорения под сильной властью литовских князей. Литовским князьям удалось в 14-15 вв. включить будущие украинские, белорусские и некоторые великорусские земли. Объединение шло различными путями: соглашения с русскими князьями и боярством, заключение династических союзов, ведение завоевательных войн. Однако после заключения уний с Польшей (1385, 1401, 1413гг.) и принятия католичества (1387г.) Литва все больше попадала под польское влияние, а в ее Русских землях усилились национальные и религиозные противоречия. Уже первый литовский князь Миндовг был вынужден балансировать между восточным и западным христианством. После принятия Литвой католичества в качестве государственной религии политический конфликт с Москвой приобретает выраженный религиозный характер, а Вильно навсегда теряет возможность стать центром объединения русских земель, бывших по преимуществу православными.  Таким образом, сближение Литвы и Польши сделали княжество менее привлекательным в качестве центра русского объединения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок - творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)

Цели:1. Образовательные: раскрыть понятия «типические образы», «говорящие фамилии», «внесценические персонажи»; определить особенности нравственного облика фамусовского общества; выявить специфику кон...

Конспект урока на тему "Москва при Дмитрии Донском"

Тема урока «Москва при Дмитрии Донском». 6 класс. Программа Е.В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Комбинированный урок....

Конспект урока по теме Древнееврейское царство

В данном конспекте представлен материал о Древнееврейском царстве, библейских сказаниях на примере проблемного обучения....

Конспект урока по ОСЖ в 8 классе " Государство. Признаки и функции государства"

Конспект урока по ОСЖ в 8 классе " Государство. Признаки и функции государства"....

Конспект урока математики "Было...Стало..." (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о понятиях «было», «стало» Задачи урока Дидактические:1.Познакомить учащихся с понятиями «было», «доба...