Малая Родина - Алтай
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

этот мастер - класс можно проводить с детьми, родителями и учителями. Урок- экскурсия. Знакомство с Алтайским краем, с его историей, знаменитыми людьми Алтая. А так же работа с художественным материалом `пастель`.
Автор: Рыбалко Лариса Юрьевна

 

Презентация к мастер-классу (ссылка на скачивание)http://www.proshkolu.ru/user/lorrik/file/826102/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алтайский край, г. Бийск.

Разработка учителя ИЗО – Рыбалко Ларисы Юрьевны

Мастер – класс по теме «Малая Родина - Алтай»

Пояснительная записка.

Для проведения урока была выбрана нестандартная форма – экскурсия, мастер-класс. Данная форма способствует заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности, что в свою очередь активизирует деятельность участвующих, развивает познавательные способности.

Урок проводится в виде экскурсии по Алтайскому краю, с использованием мультимедийного проектора.

Презентация «Малая Родина - Алтай» содержит интересный рассказ о родном крае, сопровождающийся множеством фотографий городов, озер, рек, достопримечательностей, растительного и животного мира, замечательных людей края,  отвечающие по своему содержанию и своей формулировке тематике экскурсии. Презентация составлена так, что позволяет составить полное представление о своей малой Родине и в полной мере повторить и закрепить изученный материал на уроках истории и географии,  а так же познакомиться  с творчеством художника Г.И. Гуркина.

Применение компьютерных технологий позволяет сделать мероприятие ярким, насыщенным, полным и дает возможность мгновенно осуществить проверку решаемых на мероприятии заданий. Это очень важно, так как экономится время, а учащиеся, работающие самостоятельно, получают возможность проверить свои знания по предметам – истории и географии, и научиться использовать разные изобразительные средства в работе по своему желанию. Тем самым осуществляется самоконтроль, внутренняя обратная связь - важнейший фактор самоуправления процесса обучения.

Структура урока позволяет максимально каждому принять участие в работе – участвующие работают самостоятельно, работают в парах (коммуникативные отношения взрослых и детей), осуществляя взаимопроверку и взаимопомощь. Каждый участвующий вправе самостоятельно выбирать для себя уровень сложности заданий. Это позволяет создать условия для успешной деятельности всех участников мастер-класса.

Необычность мастер - класса, значимый для учащихся и педагогов содержательный материал экскурсии, доступная и интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательная атмосфера - непременные условия эффективной работы. Ведь личная заинтересованность каждого участника позволяет добиться ожидаемого результата и все, что происходит на мастер - классе, становится значимым.

Мероприятие  отвечает современным требованиям. Современный урок (по Конаржевскому Ю. А.) -" это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Сегодня появилась необходимость применения таких современных образовательных технологий, которые способствуют повышению интереса к предмету и к учению в целом, подогревают любопытство и вызывают желание учиться.

По словам В. А. Сухомлинского: «Все наши замыслы, все поиски превращаются в прах, если нет у учащихся желания учиться».

Необходимо создавать, поддерживать и закреплять познавательный интерес. Считаю, что выбранная форма мероприятия и подобранный материал экскурсии, который интересен и значим для учащихся и педагогов ,способствует достижению вышеперечисленных целей.

А структура мастер-класса, характер заданий и условия их выполнения, позволяют развивать «привычку» думать и действовать самостоятельно, применять полученные знания на практике, что отвечает задачам современной школы. Ведь задача современной школы состоит в развитии ключевых компетенций учащихся и педагогов, в воспитании «пригодного», по сегодняшним меркам и требованиям, человека, умеющего видеть проблему, выстраивать для себя пути ее решения, уметь выбирать «подходящий» для себя путь достижения успеха, не бояться проявлять инициативу.

Характеристика участвующих:

В мастер - классе принимают участие ученики разных классов школы, а так же преподаватели школы. В целом, участвующие  очень активные, любознательные, ответственные и целеустремленные.

Тема мастер-класса:

«Малая Родина – Алтай»

    Данное мероприятие позволяет вспомнить знания, полученные на уроках географии, истории, а так же изобразительном искусстве. Формирует  умения, знания при выполнении творческих заданий, использовать разные изобразительные средства, для решения необходимой задачи.  

     Позволяет расширить общий кругозор, навыки коллективной работы и чувства ответственности не только за свои знания, но и за знания товарищей. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность преодолеть стеснительность, воспитывает культуру общения.

    Информация по краеведению развивают познавательный интерес к своей малой родине, знакомит с лучшими людьми родного края: землепроходцами и рудоискателями, – всеми, кто создавал и создает славу Алтайского края в России и за ее пределами.  

    Знания о своей Родине воспитывают чувство патриотизма, любви к историческому прошлому земли Алтая, его неповторимой природе, памятникам архитектуры. Такие знания, возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков.

     О важности краеведения говорили К.Д. Ушинский, М.И. Калинин. Краеведение даёт возможность объединить многие вопросы разных дисциплин друг с другом и использовать их для практических целей.

      Зная природу Родины, у учащихся появится желание путешествовать по стране, изучать глубже, а главное – беречь ее. Рекомендуется для проведения обобщающих уроков и районных семинаров по воспитательной работе.

Тип мероприятия:

Урок обобщающего повторения по темам «Выразительные средства изобразительного искусства» в форме экскурсии по Алтайскому краю.

Используемое оборудование:

Компьютер с мультимедийным проектором, презентация «Малая Родина – Алтай», стол подсказок – открытки и проспекты с изображением памятников архитектуры, природы, и животного мира Алтайского края. Художественные материалы: листы бумаги формат А-3, А-4, гуашь, акварель, графит, цветные карандаши, уголь, пастель.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Сообщение темы. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности.
  3. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, заложенной в них информации. (Просмотр презентации).
  4. Показ работы художественным материалом с использованием пастели.
  5. Обобщение и систематизация знаний.
  6. Практическая работа.
  7. Подведение итогов

Цели задачи:

Учебные:

 создать условия для закрепления и формирования знаний и умений участвующих, по применению художественных средств на уроках ИЗО

Развивающие: способствовать развитию творческих способностей, умений анализировать и синтезировать. Любознательности, воображения, памяти, через объединение знаний и умений работать в определенной технике (по выбору). Краеведению.

Воспитывающие: создать условия для восприятия чувства патриотизма и любви к родному краю, расширения кругозора, в процессе ознакомления и повторения изученных тем.

 Методы обучения:

Словесный, наглядный, практический.

Форма обучения:

Фронтальная, индивидуальная.

ХОД  МАСТЕР – КЛАССА

     1.Организационный этап - 1 мин

Приветствие учащихся. Создание благоприятной атмосферы.

- Здравствуйте, мои ученики и гости. Я очень рада сегодня видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что мероприятие наше  будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проделанной работой на мастер-классе. Я желаю вам здоровья и успехов (Порядок на столах учащихся, включенное оборудование, сконцентрированное внимание ребят и гостей).

2. Сообщение темы. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности – 2мин.

Дорогие гости и ребята, тема сегодняшнего мастер-класса «Малая Родина -Алтай». Сегодня мы  с вами вспомним изученный материал на уроках истории и географии, а так же вспомним выразительные средства ИЗО.

Просмотрим презентацию посвященную Алтайскому краю. Сделаем небольшую экскурсию.  Выясним, какие выразительные средства использует художник, при передаче реального, окружающего мира на плоскость бумаги.  Я покажу вам, как работать пастелью, одним из художественных материалов изобразительного искусства.   И по вашему выбору темы и художественного материала, выполним практическую работу (рисунок). И конечно, оформим выставку, посвященную этому мероприятию.

 

3. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, заложенной в них информации. (Просмотр презентации) -15мин.

Комментирую по ходу презентации

4. Показ работы художественным материалом с использованием пастели - 5мин.

На доске, показываю специфику работы художественным средством – пастелью, в изображении пейзажа.

5. Обобщение и систематизация знаний – 2мин.

      И так,   давайте вспомним, что творчество – это естественное самовыражение человека.

     Предметом нашего разговора являться изобразительное искусство. Оно очень разнообразно.  Вы выполняли свои творческие работы, в разных техниках: карандашом, красками, из пластилина, аппликации из бумаги, вышивку.

     Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт).

    Произведения искусства, выполненные масляными, акварельными, гуашевыми красками, создаваемые на бумаге, картоне, холсте, дереве, стекле, металле называются живописными.

Живопись - это изображение в цвете и на плоскости.

    Главное выразительное средство живописи – цвет.

6. Практическая работа -20мин.

     И так вы знакомы с графикой, живописью, сегодня познакомились с новым материалом пастелью.

     На столах у вас подготовленный материал (стол подсказок) – открытки, проспекты с изображением архитектуры и природы, животного мира Алтайского края, который вы можете использовать в творческой деятельности. По вашему желанию -  выберите материал, в котором будите работать (акварель, гуашь, графит, уголь, пастель, цветные карандаши), и тему - архитектура, пейзаж, животное. Работать можно как коллективно, так и индивидуально.

     Определите центр композиции, что будет главное, что второстепенное. Подумайте над планами – передний план, средний, дальний.

     Не забудьте про линейную и воздушную перспективы.

 И приступайте к выполнению практической деятельности .

В ходе практической работы помогаю.

 

  1. Подведение итогов – 5 мин.

Выполняется в свободной форме, предполагает рефлексивное отражение результатов проведенной работы,

(Анализ  проделанной  работы на  мастер  классе. Оценка своей деятельности и товарищей).

 Оформление выставки- отчета о проведении мастер-класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Стихи о Родине,о России. Малая Родина-Федоскино!

Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле....

Республиканский научно-краеведческий конкурс учащихся «Моя родина-Минии нютаг», посвященный 90-летию краеведа и публициста, государственного и общественного деятеля Д.Д.Дагбаева Номинация №3 «Исследования о малой родине» «Обоо Баян-Мандал: вчера, сегод

Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его к...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...