Развитие художественных способностей у одарённых детей
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Звягинцева Ольга Александровна

Доклад на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_hud_sp.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
                                                                                               В. А. Сухомлинский

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.

Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много.  Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

           Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.


           Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.


           Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Одаренность  можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.

Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
(Специальные исследования школьников позволили выделить следующие 4 группы детей, отличающихся уровнями развития интеллекта и креативности:


1) высокий интеллект - высокая креативность;
2) высокий интеллект — низкий уровень креативности;
3) низкий интеллект — высокая креативность;
4) низкий интеллект — низкий уровень креативности.

Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность.)

Виды одарённости

Существуют различные виды классификации одарённости, например, скрытая и ярко выраженная,  общая и специальная.

  1. Общая проявляется  по отношению к различным  видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одарённости являются интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
  2. Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областях деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:

  1. у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.
    Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;
  2. работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
  3. необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.


          Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.


 
В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:

  1. возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
  2. с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.


ОД – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.

Одна из важнейших целей при работе с ОД — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД

  1. Создать систему выявления ОД:
    — психолого-педагогическое исследование первоклассников;
    — системное наблюдение за детьми из класса в класс,
    — выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
    — системное диагностирование психологом.
  2. Организация учебного процесса:
    — нестандартные уроки,
    — включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
    — работа с дополнительной литературой,
    — обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
    — предпрофильное  и профильное  обучение,
    — выставка творческих работ
  3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
    — организация исследовательской работы учащихся,
    — опережающие задания творческого плана,
    — участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
    — обеспечение базового дополнительного образования:
    (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
    — проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах,
  4. Общеразвивающие мероприятия
    — традиционные мероприятия в школе
    — предметные декады

                                                          Разминка:
           Предлагаю коллегам перечень личностных  и деловых  качеств, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.


1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, “на лету” схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.


Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

 

Работа  с ОД диктует определенные требования к личности педагога:

  1. желание работать нестандартно;
  2. поисковая активность, любознательность;
  3. знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
  4. готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Уровень сотрудничества в учебной деятельности — актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками.

Такое сотрудничество должно характеризоваться:

  1. созданием на уроке доверительных межличностных отношений,
  2. взаимной личной информированностью,
  3. признанием права учащегося на ошибку,
  4. обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.


       

Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся — проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.


       Создание условий,  стимулирующих развитие творческого мышления,— одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества:

  1. создание ситуаций успеха,
  2. незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам),
  3. появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы!),
  4. использование различных видов мышления,
  5. стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения,
  6. создание атмосферы понимания.

Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности.

Особенно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее её развивать.

                                                                                                 В.С.Юркевич


   
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.

 Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни.

 Художественная одаренность предполагает два обязательных  этапа:

  1. Человек овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.
  2. Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.

Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:

  1. приобщая детей к искусству мастеров;
  2. организуя творческую (авторскую) деятельность детей.

 С самого раннего возраста  дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения.

«В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично»

                                                                                                            (Н. К. Величко)

 Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.

 Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности.   Трудно  определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил.

 Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка».

Традиционные формы и методы  изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей.     Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

Самые необычные средства изображения:

 коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «НЕЛЬЗЯ», а существует возможность нарушать правила  использования некоторых материалов: а вот пальчиком,  да в краску.

Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению  веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.

Разнообразные нетрадиционные способы рисования, лепки, аппликации учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.

А если представить, что звукам соответствуют определённые цвета. а сочетаниям звуков – определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий,  пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри, соотносить цвет и музыку, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.).

 А как нарисовать пушистых зайчиков и медвежат, кошек и собак? Обмакните в краску губку, затем окрашенной стороной слегка прижмите её к нарисованному контуру. Когда вы оторвете губку от листа, то получится отпечаток: объемный и пушистый.

Гуляя с детьми, можно собрать листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру, окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают. Получается аккуратный цветной отпечаток растения.

 Гроздья спелой рябины... Их можно рисовать сразу тремя пальцами: раз,  чуть ниже  - еще раз, чуть ниже -  еще. Теперь тонкой кисточкой дорисуем веточки, и  зимнее угощение снегирям готово.

 В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Но педагог может сделать кляксу обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно  рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли и т.д.

Знакомя с пейзажем, можно показать красоту природы не только традиционными способами рисования, но и рисуя деревья кулачком, ладошкой, разбрызгивая капли краски зубной щёткой, рисуя пластилином, губкой, на мятой бумаге, на наждачной бумаге, сминая бумагу, скручивая её, смачивая бумагу водой.

Очень интересна техника рисования, которая имеет сложное название – монотипия (моно – один, тип – отпечаток). Эта техника несколько схожа по исполнению с кляксографией, но вместо клякс на одну половину листа красками наносится изображение отдельных объектов будущего пейзажа, расположенного около водоема. После этого лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. Это заставляет детей продумывать композицию рисунка, выделять дальний и ближний план пейзажа.

 Результатом работы в этом направлении станет активное участие детей в городских выставках и конкурсах детского творчества.

 «Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя».

                                       О.А.Куревина  (кандидат философских наук, доцент)

И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать – не упустить моменты рождения ГЕНИЯ. 

Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.


Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.

“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”

Для создания доклада был использован материал с сайтов:

  1. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_12a.shtml
  2. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/interesnyiy-pedagogicheskiy-opyit/news1404.html
  3. http://btava.ust-ishim.omskedu.ru/toppage18.htm
  4. http://gymnasium1.tyumen-city.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=86%3A2010-12-11-09-53-14&catid=44%3A2010-12-11-09-44-54&Itemid=107&showall=1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О роли школьной печатной газеты в развитии способностей поэтически одарённых детей

В статье рассказывается об опыте работы учителя русского языка и литературы как редактора школьной печатной газеты....

развитие художественных способностей детей дошкольного возраста

методическая статья о развитиии художественных способностей детей-дошкольников средствами нетрадиционных техник в изобразительном искусстве...

Развитие художественных способностей детей пр работе с бумагой

Материал посвящен работе с детьми используя  простой материал - бумагу. Работа в разной технике - бумагопластика,  аппликация, оригами доступна детям и интересна....

Выявление и развитие художественных способностей у детей

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6252711","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Статья в помощь родителям о том, как выявить и развить у ребё...

Метод. разработка. «Развитие художественных способностей детей. Изготовление виноградной грозди»

Развивая художественные способности детей, давая навыки немного позабытых  ремёсел, ставшими вновь популярными, но обновлёнными, благодаря развитию промышленности и творческой мысли мастеров-энту...