Развитие творческих способностей учащихся на уроках ИЗО.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Рябунина Людмила Анатольевна

 Цели и задачи. Направления работы. Использование современных техник и материалов. Связь с другими учебными предметами. Личностно-ориентированное обучение. Результаты работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Развитие творческих способностей на уроках ИЗО.

    Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  производственно-технической, хозяйственной и т.д.  Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

                                      Задачи моей работы:

1. использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;

2. использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке и дома;

3. развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддержания его индивидуальности и степени обученности;

                 

   В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.    Для  успешного развития   творческих способностей учащихся работаю над:

·  развитием  способностей, склонностей,

  интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;

· приемами  осознанного решения различных творческих задач;       ·  направляю и активизирую  творческие способности  учащихся через практическую деятельность.

   Формой проведения занятий по программе является урок.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

- сотворчество учителя и ученика;

- диалогичность;

- четкость поставленных задач и вариативность их решения;

- освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

    Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

- изображение на плоскости  и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); (слайд №3)

-декоративная и конструктивная работа; (слайд №4,5)

- восприятие явлений действительности и произведений искусства; (слайд №6)

-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; (слайд №7)

- изучение художественного наследия; (слайд №8)

-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; 

      На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой.   Поэтому мой профессиональный опыт сформировался при взаимодействии с коллегами: учителями- предметниками: Максименко Е.В.( учитель музыки и МХК), Паренко В.П. и Сидоренковой Л.Г.(учителя литературы), Брянцевой Л.И., Новожеевой Е.Н.(учителя истории), Наумцевой О.В. и Фроловой И.И. (учителя технологии). Большую роль в формировании моего профессионального опыта играют районные и областные методические семинары, где учителя делятся опытом, предлагают новые идеи и т.д. Особенно хочется отметить учителя ИЗО Гридину Аллу Александровну, которая многому меня научила, а также учителей ИЗО МБОУ СОШ №1 Бабенкину А.А. и учителя из г.Брянск   Чалых О.И.

        На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных  материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,).  В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры.  Овладеваем  такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

   

 

 На уроках я использую следующие  художественные техники:

   -   рисование (в различных видах и жанрах),

   -  аппликация и коллаж (слайд №9),

   - лепка (слайд №10),

   - бумагопластика (слайды №11,12),

   - роспись самостоятельно выполненных изделий (слайды № 13,14), 

   -рисование пальцем, торцевание, граттаж (слайд №15) и др.

      Во внеурочное время, кроме рисования, выполняем работы в технике квиллинг (слайд №16), витражи (слайд №17), роспись по дереву (слайд №18), по стеклу и керамике (слайд №19).

      От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием форирования личности ребенка.  

       Важным условием развития художественных способностей ребенка  является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

         Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но  всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

        Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

          Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и  неожиданных заданий.  Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

·   чудо-зверь ;

·   сказочные птицы, птицы-фантазии; (слайд №20)

·   город будущего (город-фантазия);

- фантазийное царство; (слайд №21)

·   портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов, геометрических фигур; (слайд №22)

·   необычная игрушка из необычного материала; (показ)

·   сочинение орнаментов на определенную тему;

·   интеллектуально – развивающие игры: "На что это похоже?”, "Заколдованные картинки”, "Волшебные кляксы”, "Помоги художнику”, "Волшебные очки”.

     Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Мир бабочек», «Цветочный луг», «Зоопарк», «Подводный мир», «Бал во дворце» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты (слайды №23-29).

На уроках также применяю метод ИКТ (слайд №30).

В старших классах широко использую метод проектов.(слайды)

  Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.

    На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.

       Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д. (слайды №31 - 34)

      Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением (показ открыток, игрушки из пластилина, бумаги, куклы)

                      Результаты моей деятельности:

1)     Участие  в школьных праздниках и делах  (оформление школьных праздников, выставок) (слайды те же).                                                             2)   Процент успеваемости во всех классах -100%, процент качества знаний составляет 90%.                                                                                                     3)   Участие в районных мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места на  районных, областных и Всероссийских конкурсах(слайды№35-41)

           Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.

  (Результаты анкетирования учащихся).

 И хочется закончить своё выступление такими словами: (слайд №42)

 Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня -  и я пойму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"

Предлагаемая система позволяет организовать обучение уже с первых дней знакомства ребенка с данным предметом, причем без ущерба в усвоении содержательной стороны урока....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках с использованием ИКТ

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, музыки и изо с использованием ИКТ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...