Натюрморт из двух предметов на светлом фоне и маленькой яркой драпировкой. Методическая разработка по предмету живопись, 1 класс (10-12 лет) Корчагина Елена Владимировна преподаватель художественного отделения
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Корчагина Елена Владимировна

 

натюрморт является одним из основных заданий в курсе предмета «Живопись». Начиная с простейших постановок «микронатюрмортов», постепенно добавляя и усложняя их в ходе обучения, решаются многие цели и задачи предмета «Живопись». Необходимость создания  данной методической разработки продиктована следующим: учащимся нужно сразу усвоить правила выполнения натюрморта с первого класса на примере простейшей постановки, в которой поставлены основные задачи, которые будут ставиться и усложняться в старших классах. К этим задачам относятся: правильная, гармоничная компоновка, решение цвето-тоновых отношений, небольшое решение пространственных отношений, лепка формы, тепло-холодные отношения, рефлексы, владение акварельной техникой. Без этого невозможно дальнейшее успешное изучение живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natyurmort.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детская Школа Искусств

Натюрморт из двух предметов на светлом фоне и маленькой яркой драпировкой.

Методическая разработка по предмету живопись,

1 класс (10-12 лет)

Корчагина Елена Владимировна

преподаватель художественного отделения

                                                           г. Карталы

2008 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………………..
  2. Содержание: 2.1 Из истории натюрморта………………………………….

        2.2 Как ставить натюрморт…………………………………..

        2.3 Выполнение этюда натюрморта………………………..

      3. Список литературы………………………………………………………………

      4. Приложения………………………………………………………………………

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Предмет «Живопись» является одним из первых по важности в обучении изобразительному искусству. Живопись  развивает у учащихся способность видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветовых отношений. Курс живописи на художественном отделении ДШИ в основе обучения содержит задания, выполняемые в технике акварели: натюрморты, разнообразные этюды, работа на пленэре.

В настоящее время владение техникой акварели очень актуально при поступлении выпускников ДШИ на профилирующие отделения и факультеты СУЗов и ВУЗов, где вступительные экзамены содержат задания, выполняемые акварелью. Например, натюрмортные постановки, композиционные задания, задания с отмывками по черчению и др. Особенно актуален натюрморт, т.к. он является основным экзаменационным заданием по живописи. Почему натюрморт является основным жанром в обучении и экзаменовке юных художников? Во-первых, основным методом обучения реалистической живописи является метод работы с натуры(наблюдение), и для этого нужна натура, подходящая под определенные требования. Это длительное наблюдение, разнообразие форм, фактур, цвета, определенное настроение, цветовое состояние. Натюрморт обладает всеми качествами для решения определенных живописных задач: композиционное решение, цвето-тональные отношения, пространственное решение, передача материальности, техническое освоение живописных материалов, пленэрные задачи.

Поэтому натюрморт является одним из основных заданий в курсе предмета «Живопись». Начиная с простейших постановок «микронатюрмортов», постепенно добавляя и усложняя их в ходе обучения, решаются многие цели и задачи предмета «Живопись». Необходимость создания  данной методической разработки продиктована следующим: учащимся нужно сразу усвоить правила выполнения натюрморта с первого класса на примере простейшей постановки, в которой поставлены основные задачи, которые будут ставиться и усложняться в старших классах. К этим задачам относятся: правильная, гармоничная компоновка, решение цвето-тоновых отношений, небольшое решение пространственных отношений, лепка формы, тепло-холодные отношения, рефлексы, владение акварельной техникой. Без этого невозможно дальнейшее успешное изучение живописи.

Эта методическая разработка является результатом моей работы над адаптированной программой по предмету «Живопись», которая ведется в течении пяти лет. Необходимость в этой разработке вызвана и тем, что материал по этой теме разбросан по многочисленным и разнообразным источникам, а в большинстве случаев является слишком сложным для неподготовленных детей из провинции, т.к. они не имеют никакой первоначальной подготовки. Поэтому данная разработка является непосредственной иллюстрацией занятий в первом классе по живописи в нашей школе, которые включают в себя и теоретическую часть (история натюрморта, составление натюрморта) и практическую. Разработка включает в себя последнее (экзаменационное) задание, т.к. наиболее широко раскрывает задачи предмета живописи первого класса. Продолжительность данного задания составляет 6ч.

На первом  уроке рекомендуется дать краткую историю развития натюрморта, познакомить с шедеврами этого жанра. Параллельно с историей нужно заострить внимание на композиции натюрморта и на примере натюрмортного фонда поставить натюрморт. Если время позволяет, можно предложить учащимся самостоятельно поставить натюрморты. Для успешного выполнения экзаменационной постановки рекомендуется совместное (с показом учителя) выполнение аналогичной постановки. В конце каждого занятия рекомендуется проводить просмотр-анализ выполненных работ в классе, чтобы учащиеся начали приучать анализировать свои плюсы и минусы.                                                               

Календарно-тематический план по живописи

№ зан.

Дата

Кол-во час

Тема урока

Цели и задачи

Практическая работа

Домашняя работа

Методический фонд

        29.

    3

Итоговая постановка из 2-ух предметов (крынка, яблоко) на цветном фоне.

1.Выявление полученных знаний в первом классе.

Анализ постановки, повторение этапов работы, компоновка, построение, локальный цвет, отношение цвета предметов, цвет света.

Выполнить этюд натюрморта из 2-х предметов.

Крынка,лимон,оранжевая драпировка, маленькая насыщенная желтая драпировка.

        30.

    3

Лепка формы предметов, цвет тени, рефлекса, полутени.

31.

    3

Завершение. Решение фона, небольшое пространственное решение.

 

2. Содержание

2.1. ИЗ ИСТОРИИИ НАТЮРМОРТА.

Натюрморт (фр. Nature morte – буквально мертвая натура) – один из жанров            

                        изобразительного искусства, посвященный воспроизведению                  

         предметов обихода, снеди (овощи, мясо, битая дичь, фрукты),                        

        цветов и пр. Художник передает в натюрморте не вещи сами по                                      

        себе, а старается выразить отношение к ним человека

        определенной эпохи. Сложившись в самостоятельный жанр

        к 17в., натюрморт плодотворно развивается и в творчестве

        современных мастеров.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе. После трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала жизнь. Это было время расцвета голландского искусства. И особенно искусства натюрморта.

Умение видеть красоту в обыденном было свойственно голландским художникам. Они вдохновенно писали на своих полотнах посуду, ткани, прекрасные земные плоды, вино, поблескивающее рубиновыми оттенками в бокалах. Очень часто натюрморты назывались завтраками: « Завтрак с цыплёнком» или « Завтрак с ветчиной и персиками». Натюрморты, написанные когда-то художниками, рассказывают нам не только о вещах. Они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках. В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей( недаром голландцы называли натюрморт «still leven» - тихая жизнь). В Голландии были натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а во Фландрии писали на огромных холстах горы дичи, рыбы и цветов.

Натюрморты 17 века предлагают внимательному зрителю проникнуть в чудесный мир, созданный живописцем из умело подобранных предметов – скромные голландские «завтраки», роскошную фламандскую снедь, либо меланхолические картины «Vanitas», посвященные быстротечности жизни.

Натюрморт голландского живописца Питера Класса «Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти» : предметы неустойчивы, все подчинено замыслу художника передать бытие предметов в утекающем времени, размышление о вещи, постепенно изменяющейся и приходящей к концу : свеча сгорает, бокал разбивается, от орехов остается одна скорлупа, а рассыпающийся пепел напоминает о бренности мира и человеческой жизни. На картине Хеды «Завтрак с еживичным пирогом» справа помещены карманные часы, воплотившие в себе неостановимый ход времени. В «Натюрморте с золотым бокалом» П.Класа часы лежат на столе рядом с традиционными символами бренности – раковинами, представляющими пустую мертвую скорлупу, из которой давно ушла жизнь, и драгоценным кубком. 17 век получил название «золотого века» натюрморта. Проникнув в замысел картины, мы увидим воплощенную в красках мысль художника о бытии предмета в неостановимом потоке времени, возведенную до мысли о человеке и судьбе.

18 век не был веком натюрморта. По мере того, как изобразительное искусство становится все более разговорчивым,(складывается даже особый жанр – «разговорной сцены»), натюрморт умолкает. Изображенные вещи перестают быть знаками Иного, они словно входят в свои естественные габариты, утрачивают свою бытийность, становятся просто предметами быта. Из всех художников 18 века только для Шардена натюрморт был важной областью творчества. В его картинах есть строгая композиционная поставленность, но нет сюжетной драматургии. Вещи не вступают друг с другом в молчаливый разговор, они не поучают, не предупреждают, они не требуют разгадки. Натюрморты 17 века всегда ритуальны – будь то религиозный или светский ритуал. Натюрморты Шардена лишены ритуальности, они нарочито естественны – «Медная посуда».

18 век освобождает вещи от их смысловой  и образной многомерности, филосовских и религиозных раздумий о жизни и смерти.

19 век вплоть до середины столетия натюрмортом мало интересовался. Но именно в последней трети его, возникает импрессионистический натюрморт, послуживший началом того развеществления вещи, которое определит судьбу этого жанра в искусстве 20 столетия. В «Натюрморте с дыней»Э.Мане фрукты почти неузнаваемы: дыня похожа на развесистый куст, виноград на куртину травы. Реакцией на этот процесс развеществления было искусство Сезанна, его стремление вновь собрать вещь, вернуть ей первоначальную материальность и форму. В  «Натюрморте с вазой», в отличие от далевого взгляда импрессионистов, вещь увидена вблизи. Вновь обретенная форма словно ощупывается со всех сторон, художник показывает ее снизу, сверху, стремясь убедиться в реальности и незыблемости ее предметности. В натюрморте «Яблоки и груши» нет фактуры яблок, груш, есть фруктообразные сгустки единой материи. И все же, как это не парадоксально, Сезанн, пусть по –другому, чем импрессионисты, продолжает развеществлять предметы. Импрессионисты растворяли их в свете; у Сезанна  они принимают характер всематериальности, всеоформленности, но теряют свои имена, свою самость.

Развитие натюрморта 20 столетия имеет сложный сценарий. Одна из линий , идущая от Сезанна, - постепенная утрата вещами их «жизненного пространства» в пределах изобразительного поля картины. Особенно выразительно – у Н.Гончаровой в ее «Натюрморте с портретом и белой скатертью», где овощи и фрукты в буквальном смысле готовы упасть со стола, исчезнуть вместе со скатертью, словно спасаясь от взгляда странной фигуры, сидящей в глубине картины. У Штеренберга стол, на котором располагается натюрморт, увиден сверху, при этом его горизонтальная поверхность превращается в вертикальную, и все предметы, словно намагниченные, держатся на этом вывернутом или опрокинутом столе, («Натюрморт с конфетой»). Другая , тоже идущая от Сезанна линия – это присущая его натюрмотрам агрессивность форм. На современников они произвели впечатление «свирепой , подавляющей силы». В натюрмортах Машкова, Кончаловского предметы прут из полотна на зрителя «весомо, грубо, зримо». В «Хлебах»  Машкова буханки хлеба похожи на тараны, есть в них что-то угрожающее.

Но в 20 веке натюрморт переживает еще одну, может быть, самую беспощадную метаморфозу: совершается распад, раздробление предмета, его формы, даже его силуэта, его контура – наиболее важных его признаков. В натюрморте с бутылкой Пикассо предмет расчленяется на отдельные плоскости, начинает на глазах распадаться, и художник строит из этих освободившихся плоскостей совсем иной, беспредметный предмет, в котором отдельные его части остаются лишь как  воспоминание о прежней, некогда существовавшей вещи( «Столик в кафе»).

2.2.КАК СТАВИТЬ НАТЮРМОРТ

   Нередко успехи в учебе зависят от умения выбрать натуру, организовать постановку, определить доступную цель задания. Поэтому каждому юному художнику немаловажно знать и подмечать закономерности гармонии как в действительности, так и в произведениях искусства. Одно из условий удачной работы- привлекательность натуры. Эмоциональная сторона играет важнейшую роль в учебе, вызывает творческое отношение к процессу рисования. Скучное задание быстро утомляет, появляется желание поскорее и как попало завершить работу.

Ставя натюрморт, мы можем менять и перемещать предметы, драпировки, освещение до тех пор, пока композиция, цветовое, световое и тональное решение не удовлетворят полностью.

Работая с предметами и драпировками, вы учитесь композиции. И если будете при этом наблюдательны и внимательны, то сможете многому научиться. Творческий процесс начинается не с первых штрихов карандаша или мазков кисти, а с задумывания постановки натюрморта. Специфика учебного натюрморта в том, что он призван поэтапно решать изобразительные задачи от простого к сложному. По мере их нарастания усложняются натюрморты. Но принцип создания – облегчить учащемуся передачу объемно-пространственых, цветовых, тональных и композиционных качеств натуры – остается.

Есть общие правила постановки натюрморта. Предметы должны иметь смысловую связь. Композиционный центр всегда хорошо выражен (обычно он находится на втором плане). Часто учебная постановка организуется по принципу подчинения какой-нибудь геометрической форме ( этот способ композиции был известен художникам с древнейших времен, им пользовались многие мастера), чтобы предметы вписывались в треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали, по диагонали, причем натюрморт смотрится лучше по возрастающей слева на право – как мы привыкли читать. Зрительное поле человека ограничено некоторой овальной формой, предметы скомпонуются в натюрморте, если войдут в этот овал.

При постановке натюрморта ищите гармонию и уравновешенность масс, внутреннюю связь предметов, драпировок и цвета. При этом надо иметь в виду не только сами вещи, но и промежутки между ними, часть окружающего пространства.

Готовых рецептов и формул учебных заданий нет и быть не может. Это целиком зависит от творческой способности живописца, от его чутья и умения гармонично распределить детали, задумать общую колористическую гамму в зависимости от задачи.

На начальном этапе выбираем простые формы, разнообразные по цвету, материалу, соразмерные друг другу предметы. Что значит соразмерные друг другу предметы? Рядом с крупными вещами нельзя ставить очень мелкие. Нужны какие-то промежуточные по величине объекты, которые связывают эти массы.

Натюрморты из двух-трех предметов быта ставятся относительно легко. Основную трудность представляет «построение пространства», которое не должно быть глубоким (обычно трехплановое), ведь в этом случае значительно сложнее передать форму натуры. Созданию впечатления глубины и объема в живописи можно помочь еще на этапе задумывания постановки. Ближе воспринимаются предметы, теплые по цвету, яркие, контрастные, детально проработанные. Холодные, нейтральные и обобщенно прописанные воспринимаются относительно первого плана как бы уходящими в глубину.

Начинающему живописцу приходится решать целый комплекс изобразительных задач. Он еще не в состоянии уловить тональные нюансы, у него не развито и цельное видение, поэтому особенно важно, чтобы натюрморт был хорошо и понятно организован.

Первый план требует детальной проработки. Ставим сюда предметы яркие, контрастные, мелкие: например, ветку рябины, винограда, сливы, грибы на однотонную драпировку без складок или с простыми складками. На втором плане – композиционный центр натюрморта. Это обычно самый крупный. Главный объект и уравновешивающие его предметы средней величины (лучше, если они  будут однотонные). Предметы эти пишутся широко, боле обобщенно, чем первый план. И наконец , фон.

В учебной постановке фон не должен быть активнее предметов. В первых натюрмортах лучше применять нейтральные тона: сероватые, серовато-зеленые. Серо-голубые. Они обладают способностью согласовываться с более активными тонами, частично примешиваясь к ярким. Применение таких драпировок в натюрморте облегчает поиск гармоничной гаммы. Особенность же нейтрального фона состоит в том, что на него сильно действуют оттенки предметов натюрморта и если его написать одним локальным цветом, например серым, то фон будет казаться чужим рядом с предметами.

Гармония различных оттенков, созвучных основному цвету, определяет колорит натюрморта. Колористическая гамма может быть заданной .

Велика роль драпировок. Не только служащих основным фоном, но и помогающих увязать предметы пластически. Складки и направление драпировок желательно уложить так, чтобы они замыкали изображенное пространство, направляли взгляд зрителя к центру композиции.

Освещение также важный момент в живописи, идеальным является дневное, но оно не постоянно. Для учебы подходит электрическое.. для каждой постановки надо искать наиболее выразительное освещение; чем четче разграничение светотени на поверхности предметов, тем лучше читается форма. Хорошие эффекты дает верхнее и боковое освещение.

 Высота горизонтальной плоскости тоже очень важна. Не следует садиться очень далеко и близко к постановке. Расстояние от рисующего до натюрморта должно быть равно примерно 2-3 величинам постановки.

Не ищите для учебных заданий каких-то особенных предметов. Простая посуда домашнего обихода сослужит прекрасную службу, постарайтесь увидеть красоту обыкновенных вещей, которые окружают нас каждый день.

  2.3 ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА.

   Для выполнения итоговой постановки ставим натюрморт из 2 предметов с маленькой яркой драпировкой. Из нашего натюрмортного фонда мы берем коричневую глиняную крынку, холодный яркий желтый лимон, на основной фон оранжеватую драпировку( ставим без складок) и на горизонтальную поверхность кладем желтую теплую насыщенную драпировку.

Берем акварельную бумагу формат А3, начинаем компоновать.

    ЭТАП 1.Предварительно можно сделать маленькую компоновку в уголке с силуэтной прорисовкой натюрморта. В дальнейшем мы сделаем цвето-тоновой разбор. Затем легкими линиями намечаем общую массу натюрморта, располагаем предметы, желательно не больше натуральной величины. Если композиция нас удовлетворяет, простраиваем их, их форму, а не внешний контур, так как контур складывается из внутренней формы предмета. Следим, чтобы линии были легкими и живыми, передающими пространство. Рисунок под акварель делаем лаконичным, не перегружая излишними подробностями, которые добавим по мере выполнения работы. Наметим место блика, легкой линией обозначим границу полутона и тени собственной, падающие тени.

     ЭТАП 2.Далее проанализируем живописные качества постановки. Во-первых, натюрморт поставлен в теплой гамме на нюансах родственных цветов. Это коричневый, охристый, жёлтый, оранжевый. Самый теплая нижняя желтая драпировка, затем крынка, потом оранжевая драпировка и лимон. Во-вторых, разберём тоновые качества постановки, так как они являются наиболее важными из поставленных перед первоклассниками задач. Самая темная – крынка, затем вертикальная драпировка, далее – горизонтальная плоскость, потом желтая драпировка и самым светлым в постановке является лимон. В- третьих, разберем предметы по насыщенности и яркости цвета. Самым ярким и насыщенным предметом является лимон, затем крынка, желтая драпировка, самой ненасыщенной является оранжевая драпировка. По ходу выполнения работы, нужно постоянно обращать внимание на эти характеристики и сопоставлять их между собой.

Приступаем к выполнению работы. Для этого выполняем цвето-тоновой разбор в маленьком нашлёпке, где определяем локальный цвет каждого предмета. Затем смачиваем весь лист бумаги водой. Чтобы он хорошо впитал в себя влагу. Делаем первую цветовую подкладку, которая задаст общий колорит работе и обобщит восприятие натюрморта. Для этого намешиваем прозрачный теплый замес из охры или коричневой акварели, и заливаем все собственные и падающие тени. Можно пролессировать все предметы прозрачными локальными цветами, что тоже задаст определенный настрой в натюрморте.

     ЭТАП 3.Рассмотрев внимательно натюрморт и разобравшись в световой и цветовой его характеристике, можно начать писать со света на само ярком и самом близком предмете переднего плана- это лимон. Около блика положим в полную тональную силу цвет полутона (локальный цвет предмета). От полутонов переходим к прописке цвета тени. Для этого сравниваем эти куски по тепло -холодности и тону. Помним , что при искусственном освещении свет всегда теплый, а тень холодная. Так что достаточно добавить в цвет полутени немного холодного с усилением тона, получим цвет тени. Свет на предметах пишем ярким насыщенным и теплым, стараемся положить акварель сочно и прозрачно. Стараемся не смешивать более 3 красок; если цвет и нужный тон не получается, ищем на палитре другие сочетания красок и их пропорции. Мазки накладываем по форме предмета, как бы ощупывая кистью его в пространстве. Особенное внимание уделите лепке формы, мазок должен ложиться, подчеркивая объем предмета. Вначале работа может быть немного мозаичной, так как мазки акварели успевают высохнуть, пока ищем на палитре нужный оттенок. Это не страшно, с опытом писать начинают быстрее и мозаичность пройдет. А сейчас  места жестко прописанных мазков можно немного размывать полусухой кистью. Есть маленькие секреты в способах кладки мазка. Например, выкладывать форму лимона можно по кругу. Не всегда вытянутые формы(складки, дольки) пишутся мазками вдоль, лучше написать их поперек. Нельзя выполнять работу только маленькими мазками , их лучше использовать при прописке предметов на первом плане. Нельзя и замазывать и смывать все границы мазков, работа получается сильно затертой. В каждой работе необходимо применять самые разнообразные технические приемы акварельной живописи, не ограничиваясь одним. В свету лучше писать алла прима, в тенях с применением лессировок, фоны писать по-сырому.  А неудавшиеся места лучше вообще промыть и написать заново.

Проложив или пролепив основную форму лимона ( свет, полутень, тень), переходим к касаниям фона вокруг. Это падающая тень, цвет которой состоит из цвета драпировки и холодноватого оттенка. Не забываем про рефлексы. Рефлекс на лимоне – это воздействие цвета драпировки. В падающей тени, сразу под лимоном, теплый рефлекс. Прописывая фон возле лимона , смотрим на касания, то есть где лимон светлее фона, а где имеет одинаковую тональность.

 То же касается фона вокруг кувшина. Помним о том, что вертикальная драпировка более темная , чем нижняя. Пишем ее широко, вливая небольшие цветовые нюансы.

ЭТАП 4.Прописывая крынку, помним об ее форме: плечики самые светлые, рефлекс темнее полутени и на горлышке, плечиках, тулове, имеет разную тепло-холодность. Также существует не только боковой рефлекс, но и рефлекс в нижней части крынки от горизонтальной желтой драпировки. Блик на крынке лучше всего перекрыть прозрачным голубым оттенком (свет от окна), а затем в ходе работы мягко списывать края, так как крынка имеет матовую поверхность. Предметы второго плана пишутся несколько шире, более крупным мазком по сравнению с первоплановыми. При работе над объемом крынки сравниваем ее выпуклую часть тулова с ее краями. Края предметов часто принимают рефлексы рядом лежащих. Чтобы передать пространство, надо по мере удаления предметов в глубину снижать яркость цвета и тоновой контраст относительно первого плана. Добиться иллюзии пространства на плоскости трудно. В натюрморте пространство маленькое и объяснять его законы при помощи воздушной перспективы не совсем верно. Поэтому края нужно списывать, уводить в фон, причем со стороны собственной и падающей тени делать это как можно мягче.

Так же воспринимается и горизонтальная плоскость: та часть, которая ближе к нам,- ярче, светлее; постепенно уходя в глубину, она становится темнее, сдержаннее по цвету, мягче по тону.

ЭТАП 5.Написать акварелью сразу без поправок- замывок и лессировок, почти невозможно, поэтому после основной прокладки цветом от общего мы возвращаемся частностям и мелким исправлениям. Где форма натуры неубедительна, прописываем ее лессировками, промываем кончиком кисти и добавляем пропущенные рефлексы, смягчаем жесткие края, так как они уплощают объем. Заканчивая, убираем излишнюю пестроту. В меру обобщаем работу.

Поскольку цель задания – вникнуть в «кухню» живописца, остановимся на стадии этюда. Ведь при хорошем усвоении это главная ступень на пути к длительной работе над постановкой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волков Ю.А. Работа над живописными этюдами: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников худграфа по курсу «Живописи». – М., Просвещение, 1984.
  2. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись: Кн. Для учащихся. – М., Просвещение, 1995.
  3. Ганжало Т. Пишем маленький натюрморт. - Юный художник, № 8, 2003.
  4. Данилова И. Натюрморт 17,18,19,20 вв.- Юный художник, №№ 4,8,9, 2000.

        

ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Несложный натюрморт из двух - трех предметов

Тема урокаНесложный натюрморт  из двух -  трех  предметов (6 часов)Цель: формирование умений передавать в натюрморте тональные и цветовые отношения двух – трех предметов, образующ...

План-конспект урока по предмету Станковая композиция на тему "Выразительность формы. Характер силуэта" для 4(7) класса художественного отделения ДШИ

План-конспект урока по предмету Станковая композиция на тему "Выразительность формы. Характер силуэта" для 4(7) класса художественного отделения ДШИ с презентацией "Искусство силуэта"....

Открытый урок в 3 классе художественного отделения по предмету: «Станковая композиция»

Урок по изо "Вид из окна батискафа"  расчитан на учащихся 3 класса детской школы искусств или для учащихся возраста от 8 до 12 лет. Урок направлен на  повторение правил композиции, на развит...

Открытый урок по предмету «Рисунок» в 1 классе ДХШ «Натюрморт из двух предметов быта».

Тип занятия: комбинированный.Время: 12 академических часов.На первом занятии повторяем теорию и выполняем компоновку натюрморта, анализ формы предметов, находим пропорциональные отношения.На втором за...

Методическая разработка по предмету «Рисунок» 3 год обучения «Ритм как средство художественной выразительности в создании графического произведения» (на примере создания декоративного натюрморта).

Методическая разработка по предмету «Рисунок» 3 год обучения «Ритм как средство художественной выразительности в создании графического произведения» (на примере создания декора...

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...