Кляксография
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме

Знакомство с новым способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности. Развивать интерес к творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klyaksografiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Кляксография

Основой этой техники рисования является клякса в понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому задачей воспитателя является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно – творческой деятельности детей. Задачей данного вида рисования понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы , водоросли. Для начала пробуем с одной краской, потом с несколькими.

                                                      Ход занятия

  1. Организационная часть                                                                

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что такое клякса?

Предположение детей.

Воспитатель. Клякса – это след, пятно, оставленные чернилами, краской. Вы уже знакомы с шариковой ручкой, которой пишут в школе, пользуются взрослые на работе и дома. Писать такой ручкой удобно  она не оставляет неаккуратных пятен на листе бумаги. До её изобретения люди писали пером, обмакивая его в чернила – особую окрашенную жидкость. Слово чернила образовалось от слова чёрный, то есть оставляющий  видимый след. Первые чернила были чёрного цвета, а потом научились делать их цветными. Для их изготовления использовали разные вещества: сажу, которая оседала на стенках печи при сгорании дров, сок некоторых растений. На Руси тоже было известно много разных способов изготовления чернил. Их делали даже из кваса и кислых щей, которые несколько дней держали в ржавой железной посуде. Чернила наливали в специальную бутылочку, которую называли чернильницей. Детям того времени часто снижали оценку за то, что, выполняя работу в тетради пером и чернилами, они делали кляксы.

Чернильная капля

                  Начал Тимоша пером рисовать. Чернильная капля упала в тетрадь.

                  Заплакала капля, с обидой сказала: - Ты так торопился, я кляксою стала.

                  Тимоша, подумав, ответил: - Не плачь.

                  И сделал из кляксы голубенький мяч.             И.Винокуров

Воспитатель. Но оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а наоборот, ещё и похвалят. При этом ненужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из краски. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать с одной краской, а потом с несколькими.

  Воспитатель предлагает вниманию детей несколько готовых рисунков, сделанных приёмом кляксографии.

   Дети тренируются на дополнительном листе бумаги одной краской.

                                                     Физкультминутка

                                                  «Дети любят рисовать»

Вот мы взяли краски в руки                            Кисти рук сцепить в «замок»,

И не стало в доме скуки.                                  вращательные движения по кругу.

Чтобы было веселей,                                         Хлопки в ладоши.

Яркой краски не жалей!

Это правда!                                                        Встали, рывки руками перед грудью.

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, опервойчень любят рисовать!                Повороты туловища влево – вправо,

На бумаге, на асфальте, на стене                     руки на поясе.

И в трамвае на окне!

Это что же за зверюшка,                                   Руки на поясе, наклон туловища вперёд.

Много ног, одна макушка?

То ли зверь – сороконог,                                   Прыжки на месте.

То ли очередь в ларёк?

Это правда!                                                         Хлопки в ладоши.

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!                 Прыжки на месте.

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне!                                           Хлопки в ладоши.

                                         Э.Успенский

Можно включить аудиозапись песни на музыку В.Шаинского

  1. Практическая часть                                                          
  1. Сложить лист пополам подлинной стороне и тщательно прогладить линию сгиба, раскрыть лист.
  2. Набрать на кисточку побольше краски любого цвета и капнуть на одну половинку листа.
  3. Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.
  4. Раскрыть лист. посмотреть, что получилось в результате данных манипуляций.
  5. Воспитатель обращает внимание на то, что второе получившееся пятно является точной копией первого, симметрично отражаясь на другой половине листа, как в зеркале.
  6. Продлить ту же самую операцию с красками другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа. Всё это делать быстро, чтобы капли не успели высохнуть.
  7. Посмотреть, что у кого получилось, и при необходимости дополнить изображение необходимыми деталями с помощью кисти (или фломастером, но в этом случае необходимо дождаться полного высыхания изображения)

В процессе работы воспитатель следит за тем, как рисуют дети. Напоминает об аккуратном и правильном пользовании кистью и краской.

  1. Итог занятия                                                                                

Воспитатель вместе с детьми выбирает наиболее интересные работы, выполненные способом кляксографии.

                                           О пользе Карандаша и Кисточки

                                                             (отрывок)

                             ….Кляксу кисточку для смеха нам поставит – вот потеха!

                                  Клякса эта очень злится: - Кляксой быть мне не годится,

                                  Не буду кляксой – это проза, буду ромашкой или розой.

                                                                                                             Н.Алексеевская

 

 

                                             

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок ИЗО на тему: "Монотипия (кляксография) страна чудес"

Урок изобразительного искусства "Монотипия (кляксография) страна чудес". Для 6 класса.  Монотипия-отпечаток. Собраны рисунки в этой технике как мастеров монотипии, так и работы учеников МБОУ...

"план - конспект занятия "Зимнее дерево в технике "кляксография"

Цель – создать условия для успешного освоения детьми дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования – кляксография.Задачи: научить воспитанников работать в нетрадиционной технике рисовани...

Использование нетрадиционной техники «кляксография» в коррекционной работе

Существует техника нетрадиционного рисования - кляксография, её необычность состоит в том, что она позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата. Эта  техника - это мал...

«Рисование воздухом (кляксография)»

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования....

Кляксография или чем занять ребенка

Кляксография отлично развивает творчество, фантазию, воображение, способствует выражению индивидуальности, формированию художественного вкуса, проявлению самостоятельности, снимает страх перед неудаче...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике (кляксография и монотипия) в подготовительной группе «Золотая осень»

Конспект занятия  по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике (кляксография и монотипия) в подготовительной группе «Золотая осень»...