Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) на тему

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_programme_b.nemenskogo_1-4_klass.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Изобразительное искусство и художественный труд»

1-4 КЛАССЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004г., Примерной программы  начального общего образования по изобразительному искусству и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009.

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

 «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. 

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по IV класс. Всего – 135 час. Из них 20% – резерв свободного учебного времени, который может быть использован для наполнения содержательных линий предмета.

В соответствии с базисным учебным планом реализация программы рассчитана на заданное количество часов (по 33 часа в 1, по 34 часа во 2, 3 и 4-м классах) Часы резерва (35 часов)  распределены следующим образом: в 1 классе (8 часов) на дидактические единицы «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»; во 2 классе (11 часов) на дидактические единицы «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»; в 3 классе (10 часов) на дидактические единицы «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»; в 4 классе (6 часов) на дидактические единицы «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью». Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством родного края, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. В программу включены варианты  тем,  изделий с учетом регионального компонента (1-й год обучения - 8тем);   (2-й год обучения - 7тем);   (3-й год обучения - 7тем);    (4-й год обучения - 7тем).                      

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Формы организации учебной деятельности, виды и типы уроков

Для реализации рабочей программы на уроках  используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: проблемно-поисковое, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: проблемные, наглядно-образные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые индивидуальные карточки, схемы-опоры, памятки, тесты,  демонстрационный материал, таблицы. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения. Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа.

Содержание тем учебного курса 1-4-го г.г обучения

Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительно сти: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятель ности. Система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призва ны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.

Основные содержательные линии  предмета «Изобразительное искусство»  представлены в  программе разделами в 1- м классе: 

  1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
  2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
  3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
  4. Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу

Дидактические единицы, реализуемые в программе 1-го года обучения

Мир изобразительных (пластических) искусств (5 ч)

Художественный язык изобразительного искусства (8 ч)

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью 20 (из них  8 из резерва)

Основные содержательные линии  предмета «Изобразительное искусство»  представлены в  программе разделами во 2-м классе:

  1. Чем и как работают художники
  2. Реальность и фантазия
  3. О чём говорит искусство
  4. Как говорит искусство

Дидактические единицы, реализуемые в программе 2-го года обучения

Мир изобразительных (пластических) искусств (5 ч)

Художественный язык изобразительного искусства (5 ч)

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью 24  (из них  11 из резерва)

Основные содержательные линии  предмета «Изобразительное искусство»  представлены в  программе разделами во 3-м классе:

  1. Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме
  2. Искусство на улицах твоего города
  3. Художник и зрелище
  4. Художник и музей

Дидактические единицы, реализуемые в программе 3-го года обучения:

Мир изобразительных (пластических) искусств (7 ч)

Художественный язык изобразительного искусства ( 5ч)

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью 22 (из них 10 из резерва)

Основные содержательные линии  предмета «Изобразительное искусство»  представлены в  программе разделами во 4-м классе:

  1. Каждый народ – художник. Истоки родного искусства
  2. Древние города нашей земли
  3. Каждый народ – художник

Дидактические единицы, реализуемые в программе 4-го года обучения:

Мир изобразительных (пластических) искусств (8 ч)

Художественный язык изобразительного искусства (7 ч)

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью 19 (из них 6  из резерва)

Методическое обеспечение

Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского 5-е издание, М. Просвещение 2009

Л.А.Неменская Изобразительное искусство «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Учебник для 1 класса начальной школы Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ 7-е издание Москва «Просвещение» 2007 г

Е.И. Коротеева «Искусство и ты» Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школыРекомендовано Мин. Обр. и науки РФ 7-е издание Москва «Просвещение» 2006 г

М.Т. Ломоносова Л.А.Неменская «Искусство вокруг нас» Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ 7-е издание Москва «Просвещение» 2005 г

Л.А.Неменская «Каждый народ-художник» Учебник для 4класса начальной школы Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ 7-е издание доработанное Москва «Просвещение» 2007 г

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

 В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  1. основные жанры и виды произведений изобразительного ис-кусства;
  2. известные центры народных художественных ремесел России;
  3. ведущие художественные музеи России;

уметь

  1. различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  2. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  3. сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
  4. использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  5. применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельной творческой деятельности;
  2. обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения)

Требования к уровню подготовки учащихся 1  классов

(базовый уровень) Учащиеся 1 классов должны знать/понимать:

  1. основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
    уметь:
  2. различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  1. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  2. сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-
    прикладного искусства);
  1. использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

•        применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллю
страциях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев ной жизни;

  1. для самостоятельной творческой деятельности;
  2. обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  3. оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.

Требования к уровню подготовки учащихся  2 классов

(базовый  уровень) Учащиеся  2 классов должны уметь:

  1. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;
  2. использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
  3. решать творческие задачи на уровне импровизаций;
  4. создавать творческие работы на основе собственного замысла;
  5. выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в

            худо жественном изделии;

  1. моделировать предметы бытового окружения человека;
  2. применить навыки несложных зарисовок с натуры;
  3. создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок,
               сделанных на природе;
  4. сформулировать замысел;
  5. построить несложную композицию;
  6. воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
  7. анализировать результаты сравнения;
  8. использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные
               техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин;
  9. передавать настроение в собственной творческой работе

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (базовый уровень)

Ученики должны знать:

  1. основные виды и жанры изобразительных искусств;
  2. основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

•        имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про
изведения;

  1. названия наиболее крупных художественных музеев России;
  2. названия известных центров народных художественных ремесел России.

Ученики должны уметь:

  1. применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  2. различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  3. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  4. применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной

           творче ской деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению),

           в    иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной,    ценностноориентационной, рефлексивной.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса (базовый уровень)

Ученики должны знать:

  1. основные виды и жанры изобразительных искусств;
  2. основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  3. выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  4. наиболее крупные художественные музеи России;
  5. известные центры народных художественных ремесел России;

Ученики должны уметь:

  1. применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  2. различать основные и составные, теплые и холодные цвета
  1. применять основные средства творческой деятельности: в рисунке и живописи к произведениям литературы и музыки;

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникатиьной. рефлексивной.

Основная литература:

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.

Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.

Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.

Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.

б) дополнительная литература для учителя

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  в) дополнительная литература для учащихся:

Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся второго года обучения. – Киев, Рад. шк., 1989. – 75 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Учебные столы.
  2. Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  3. Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Телевизор
  2. Видеомагнитофон (DVD)
  3. Диапроектор
  4. Экран
  5. Музыкальный центр
  6. Компьютер

Таблицы (комплекты)

  1. Хохлома
  2. Гжель
  3. Урало-сибирская роспись
  4. Полхов-Майдан
  5. Мезенская роспись
  6. Дымковская игрушка
  7. Жостово
  8. Введение в цветоведение.
  9. Декоративно-прикладное искусство.

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  1. Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  2. Репродукции картин разных художников.
  3. Муляжи для рисования (2 набора)
  4. Коллекция насекомых для рисования
  5. Серии фотографий и иллюстраций природы.
  6. Фотографии и иллюстрации животных.
  7. Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  8. Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  9. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

ДИАПОЗИТИВЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

  1. Дымковские игрушки
  2. Гжель
  3. Слайды картин В. Васнецова
  4. Слайды иллюстраций И. Билибина
  5. Слайды картин отечественных художников
  6. Западно-европейское искусство нового времени
  7. Русское искусство 18 века. Архитектура
  8. Изобразительное искусство начала 20 века
  9. Портреты Д.Г.Левицкого в Государственном Русском музее
  10. Старинные русские работы из бисера
  11. Хохлома - древнее и вечно живое
  12. Женские образы в произведениях искусства Эрмитажа
  13. Исаакиевский собор
  14. Павловский дворец
  15. Фактура в природе и в народном искусстве
  16. Мир животных в изобразительном искусстве
  17. Русское искусство 18 века. Скульптура

Диафильмы

  1. Бытовой жанр
  2. Художник и дети
  3. Исторический жанр
  4. Народное художественное творчество
  5. Шедевры русской живописи
  6. Россия Репина
  7. Выдающиеся произведения изобразительного искусства. Скульптура
  8. На полях и стройках нашей Родины
  9. Анималистический жанр
  10. Художник Шишкин
  11. Пейзаж

Видеоматериалы

  1. Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»
  2. Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»
  3. Видеоэкскурсия в Мурманском краеведческом музее
  4. Используются видеоматериалы из фонда ИМЦ (по необходимости)

Развивающие  и обучающие программы по изодеятельности на электронных носителях

  1. Кольский Север: история и культура (П. Утков, П. Фёдоров)
  2. Искусство Кольского Севера (В.Н.Бубенцов, В.У.Плюхин)
  3. Гжель
  4. Жостово
  5. Городец
  6. Тим и Тишка спасают шедевры Эрмитажа
  7. Лаковая миниатюра
  8. Шедевры Русской Живописи
  9. Фактура. Форма. Весёлая каллиграфия
  10. Древний мир. Иллюстративный материал по курсу МХК
  11. Волшебные превращения
  12. Азбука Искусства
  13. Учимся рисовать
  14. Весёлая геометрия
  15. Тематические презентации выполненные учителем

Документы

  1. п. 1 ст. 7, п. 4 ст. 37 Закона Российской Федерации «Об образовании» в ре дакции, введенной в действие с 1(с изменениями на 31.12.2005 г.), 5.01.1996 г. Федеральным законом от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ (с изменениями на 31.12.2005 г.),
  2. п. 7. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» (с изменениями на 31.12.2005 г.),
  3. Концепция «Модель школы – 2020г.»

Сборник программ Образовательная система «Школа 2100» Москва 2004 Баласс с.131



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского 3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит темати...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Методическое пособие в помощь педагогам дополнительного образования « Отслеживание результатов освоения обучающимися образовательной программы, в динамике, на примере программы по изобразительному искусству»

« Отслеживание  результатов освоения обучающимися  образовательной программы, в динамике, на примере программы по изобразительному искусству»   Таблицарезультативности по освоению ...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского в условиях внедрения  ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского в условиях внедрения  ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит...