Методическая разработка урока по Изо 6 класса "Натюрморт в технике коллажа".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Остова Тамара Анатольевна

В конспекте урока указаны цели и задачи; какие наглядные пособия использованы для урока. Знакомство учащихся с техникой коллажа. Поэтапная разработка практической работы. Выставка детских работ: натюрморты в технике коллажа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Государственная общеобразовательная школа №591 Невского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока

по программе Б.М.Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд» 

На тему: «Натюрморт в технике коллажа»

 6 класс, 3 четверть.

Разработчик:  

Остова Тамара Анатольевна,

учитель изобразительного искусства 

3 четверть: «Изображение человека и предметного мира».

Тема урока:  «Натюрморт в технике коллажа».

Цель: расширить знания учащихся о натюрморте как самостоятельном жанре искусства.

Задачи:- познакомить учащихся  с техникой  коллажа, его историей развития;

- закрепление композиционных навыков;

- закрепление навыков изображения объемных форм в технике аппликации и усложнение их декоративными деталями;

- цветом передавать пространственные планы;

- развитие фантазии и художественного вкуса.

Зрительный ряд:

        Репродукции с картин (Фламандские натюрморты, голландские натюрморты, П.Сезанн, А.Матисс; репродукции натюрмортов русских художников, коллажи художников)

Задание:  на первом уроке происходит обсуждение и отбор с педагогом эскизов, их исправление, перевод в материал; на втором-

продолжается работа в материале  (техника коллажа).

Материалы:  бумага  формат А3 или А4 (по выбору), клей ПВА, цветная бумага, журналы, открытки, репродукции натюрмортов, различные материалы, связанные с замыслом работы.

Ход  урока

Организационный момент – 2 мин.

Актуализация опорных знаний- 3 мин.

III. Формирование новых знаний- 15 мин.

IV. Практическая работа- 20 мин.

V. Подведение итогов урока -5мин.

I. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

         II. Сообщение темы урока.

Учитель: На какие группы делятся цвета?

Предполагаемые ответы детей: на теплые и холодные; на глухие и звонкие; на светлые и темные; на глухие и звонкие.

- Назовите, пожалуйста, дополнительные цвета и почему они так называются?

Предполагаемые ответы детей: красный и зеленый; желтый и фиолетовый… эти цвета, находясь рядом, дополняют друг друга по яркости.

- Какие вы знаете контрастные цвета?

Предполагаемые ответы детей: оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, зеленый и красный…

- Что такое композиция?

Предполагаемые ответы детей: композиция-это расположение предметов на листе, объединенных одной темой…

- Что такое натюрморт?

Предполагаемые ответы детей: натюрморт- это изображение неодушевленных предметов; это в переводе с французского «неживая натура»…

- Что такое аппликация?

Предполагаемые ответы детей: это способ наклеивания на какую-либо основу кусков разноцветной бумаги, картона, ткани и других материалов…

        III. Нетрадиционные для создания художественных произведений материалы (скрепки, пуговицы, цепочки, булавки, ленточки, веревки, монеты, значки и т.п.), а также всевозможные природные материалы (ракушки, перышки, веточки, цветочки, водоросли, камешки, песок и т.п.) могут вдохновить художника для творческой деятельности.

        Удивительные композиции можно создавать не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и таким необычным способом: соединением нетрадиционных материалов.

        Все богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы может испытывать художник для создания своей композиции. Такая техника называется  коллаж.

        Коллаж – (от франц. приклеивание, наклейка) –техника и вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре  (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.).

В отличие от аппликации, коллаж

допускает возможность примене-

ния объемных элементов в компо-

зиции, причем как целых объектов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, мо-

нет, пластинок, обуви, перчаток, вееров, шляп и др.). Причем

художник может комбинировать

разнообразные художественные техники, сочетать аппликацию и

коллаж, вводить коллаж в

красочный слой живописного

полотна и др. И все это делается для того, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие

средства для воплощения замысла художника.

          Коллаж получил особое распространение в 20 веке, но не является новейшим изобретением.  Аналогичные приемы можно встретить в иконе, где сочетаются  разнообразные материалы – живопись, золото нимбов и фона, богатый драгоценный убор, состоящий из тканых риз, басменных окладов ( показ репродукций икон, например, «Святой Георгий в житии»).

                             

        

Или, например, в «Портрете молодого человека с медалью» С.Боттичелли вмонтировал гипсовый слепок настоящей медали.

                                

        Широкое применение коллажа началось во время стиля «модерн». И обращение к нему произошло не столько сознательно, сколько интуитивно в процессе поиска усиления декоративности звучания произведений.

        Показательно в этом отношении творчество австрийского художника Густава Климта. Его картины напоминают собой пестрый ковер, в который вводятся различные материалы: фольга, ткани, серебряные нити, даже камешки. Многочисленные фрагменты, подобно мозаике, вспыхивают и мерцают ( показ репродукций с картин Г.Климта).

        

                                                        

        Поворотным  этапом в области применения коллажа является обращение к этой технике художников-кубистов (показ репродукций с картин художников Пабло Пикассо и Жорд Брак).

                                        

В качестве образных средств в своих коллажах, как правило, используют печатный материал- газеты, обои, этикетки, иногда соломенную плетенку, куски объявлений, цифры.

        Кубизм раскрыл возможности коллажа как техники. Не оставалось это нововведение в стороне и от русских художников. Его применяют А.Лентулов, К.Малевич, О.Розанова, Л.Попова и другие мастера.

                                                       

Каждый находит свою индивидуальную манеру, излюбленные приемы. У В.Татлина коллаж выходит за плоскость картины и становится полускульптурой – контррельефом.

                        

На протяжении последующего времени появляются многочисленные разновидности коллажа.    
        IV. Переходим  к практической работе и определим
 этапы работы над коллажом:

В эскизе, сделанном на прошлом уроке, должна прорисовываться общая композиционная схема, расположение и взаимосвязь предметов без детальной прорисовки. Возможно тоновое и цветовое решение эскиза.

Далее выполняется рисунок композиции;

Затем её воплощение в технике коллажа.

Выбор размера изображения на листе и количество необходимых планов построения композиции зависит от замысла художника.

В таблице показаны примеры композиционного расположения предметов в натюрморте.

Формат листа у рисунков одинаковый, а вот расположение предметов разное. Это происходит потому, что композиция каждого натюрморта имеет свою структуру. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиций, которые построены на основе разных фигур, но с использованием симметрии. Ассиметричное и диагональное размещение предметов передают движение, беспокойство, неуравновешенность частей композиции.

        В композиции натюрморта постарайтесь научиться видеть общую форму группы предметов (контур), ансамбль форм, а не значимость каждой формы в отдельности. Это поможет правильно разместить композицию натюрморта на листе, точнее передать абрис всей композиции. Добиться ее цельноcти.

Для практической работы можно использовать репродукции с картин художников, например:                        

                                 

        

        

V.Подведение итогов работы. (Выставка работ учащихся)

                                                                       

        

        

Список используемой литературы.

 

В.Г. Власов «Иллюстрированный художественный словарь» М.,1991.

М.Г. Неклюдова «Традиции и новаторство в русском искусстве конца 19-20 веков» М., 1991

Н.М. Сокольникова «Основы композиции» 5-8кл., 1996.

Н.М. Сокольникова «Основы живописи» 5-8кл., 1996

журнал «Юный художник» статья «Коллаж» 1992.


             

 

                                       

                                        

        

                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока нетрадиционной техники в 6 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» По теме: «Пейзаж – настроение. Природа и человек».

Цели:Расширить знания учащихся о пейзаже, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм и красок  окружающ...

Методическая разработка урока «Художественное оформление ткани в технике Эбру»

Методическая разработка укора по разделу «Художественные ремесла», 5 класс.  Через приобщение обучающихся к художественным видам ремесел, научить традиционной технике росписи материалов – ЭБ...