Урок изобразительного искусства в 5 классе "Зимняя пора" (конспект урока с приложениями)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Совтус Светлана Михайловна

 

Урок "Зимняя пора" проведен   по программе Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство. 5-9 классы» в 5 классе. Программа разбита на блоки. Этому уроку предшествовало изучение «Поэтического образа природы в изобразительном искусстве» в первой четверти в сентябре месяце через выполнение пейзажа. Этот урок посвящен изучению блока «Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека» через выполнение пейзажа по теме «Зимняя пора», «Зимние причуды». В программе подразумевается и дальнейшее изучение тем этого цикла. В третьей четверти мы с учащимися будем выполнять коллективный макет «Сельская улица». (Масленица- приход весны). В четвертой четверти изучается «Образ единения человека с природой в искусстве», а именно «Изображение в искусстве животного…» (9 блок) и «Тема защиты природы в искусстве» (10 блок). Актуальность этого урока объясняется приходом зимы.

        Оборудование: магнитофон, кассета с мелодиями песен  о разных временах года, с музыкальными произведениями П.И. Чайковского  «Времена  года», репродукции картин Константин Коровин «Зимой», Василий Иванович Суриков «Зима в Москве», Архип Иванович Куинджи  «Солнечные пятна на снегу», «Пятна лунного света в лесу. Зима», Порфирий Никитич Крылов (Н.С.) «Зимний пейзаж»,  дидактический материал «Последовательность изображения

пейзажа», стекло, кисть, гуашевые краски, лист белой бумаги.

         При проведении урока ставились цели:

-продолжить знакомство с пейзажем как жанром изобразительного искусства;

-развивать творческое воображение;

-формировать эстетическое отношение к произведениям искусства;

-совершенствовать умения и навыки отражения в рисунке природных явлений;

-воспитывать любовь к природе.  

          Цели урока достигнуты. Огромную роль сыграло присутствие музыки, репродукций картин о зиме, активное участие детей в обсуждении темы урока, так как они знакомы с жанром  изобразительного искусства «Пейзаж» с 4 класса. Моя задача на уроке – повторить уже известный материал, используя жизненный опыт учащихся.

         Новым на уроке было использование техники монотипии. Такую технику дети в начальной школе не применяли. В 5 классе впервые она применялась при изучении темы «Осенний пейзаж». Построение урока учитывало учебную подготовку и развитие учащихся данного класса. Ребята проявляли активность и заинтересованность в течение всего урока. Темп урока был довольно быстрым. Учащиеся постоянно были в поле зрения учителя.

 

         В начале урока была проверена готовность детей к уроку, следующий этап был посвящен обобщению уже имеющихся знаний и приобретению новых навыков в технике монотипии. Учитель контролировал выполнение работы учащимися. На данном уроке работа не завершена, так как программой на ее выполнение отводится 2 часа. Работа по моделированию формы будет продолжена на следующем уроке. Дети, у которых планируемый оттиск не получился, получили домашнее задание – отработать навык, приобретенный на уроке. 

        В ходе проведения рефлексии было выявлено, что детям было интересно, им понравилась работа в данной технике. Урок способствовал раскрепощению детей, профилактике утомляемости в ходе учебного дня.

        Задачи, которые я ставила на урок, выполнены полностью. Я уроком довольна, довольна деятельностью детей. Если у детей что-то и не получилось в выполнении самой техники, то это не беда- мы еще не волшебники, мы только учимся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Павловский район Краснодарского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

станицы Новопетровской

учитель Совтус Светлана Михайловна

Программа Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство.5-9 классы» 

ТЕМА УРОКА «ЗИМНЯЯ ПОРА»

5 КЛАСС

Цель: развитие эстетического восприятия природы и её отображение

  в произведениях различных видов искусства;

           Задачи:

Образовательная – учить выполнять пейзаж в технике монотипии;

Развивающая - формирование навыков посильного создания художественного образа природы; развитие воображения и ассоциативного мышления учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства;

Воспитательная – воспитание бережного отношения к природе, воспитание эстетического отношения к действительности.

Оборудование: магнитофон, кассета с мелодиями песен  о разных временах года,

                            с музыкальными произведениями П.И. Чайковского  «Времена

                            года», репродукции картин Константин Коровин «Зимой», Василий

                            Иванович Суриков «Зима в Москве», Архип Иванович Куинджи

                            «Солнечные пятна на снегу», «Пятна лунного света в лесу. Зима»,

                             Порфирий Никитич Крылов (Н.С.) «Зимний пейзаж»,

                            дидактический материал «Последовательность изображения

                             пейзажа», стекло, кисть, гуашевые краски, лист белой бумаги.

         

План – конспект урока.

1. Организационный момент.

2. Беседа по теме урока.

     - Попурри из 4-х отрывков песен о разных временах года.

О чем эти песни? ( о временах года)

     - Времена года – любимейшая тема в искусстве поэтов, художников, музыкантов.

Иван Захарович Суриков в своем стихотворении «Зима» писал:

                    Белый снег пушистый

                    В воздухе кружится

                    И на землю тихо

                    Падает, ложится.

                    И под утро снегом

                    Поле забелело

                    Точно пеленою

                    Все его одело.

                   

     - А кого вы знаете еще из поэтов, кто писал о Зиме.

Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»:

                  Мороз и солнце: день чудесный!

                  Еще ты дремлешь, друг прелестный,-

                  Пора, красавица, проснись:

                  Открой сомкнуты негой взоры.

                  Навстречу северной Авроры

                  Звездою севера явись!

Михаил Юрьевич Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»

                 На севере диком стоит одиноко

                 На голой вершине сосна

                 И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

                 Одета, как ризой, она…

Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Вьюга злится за окном…»

                 Вьюга злится за окном,

                 Белая береза

                 Вся окутана кругом

                 Инеем мороза…

    - Ребята, а художники писали картины про Зиму.

Какие вы знаете картины, написанные о зиме.

Константин Коровин «Зимой»

Василий Иванович Суриков «Зима в Москве»

Архип Иванович Куинджи «Солнечные пятна на снегу»

                                                 «Пятна лунного света в лесу. Зима»

 Порфирий Никитич Крылов (Н.С.) «Зимний пейзаж»

-  На доске  репродукции названных картин.

Какое время года изображено в произведениях?

Мы видим начало  или конец зимы? (Коровин, Крылов) (неглубокий, чистый , рыхлый, почти нетронутый снег, говорит о начале зимы)

Какое здесь состояние природы? ( спокойное, тихое, умиротворенное)

Какие цвета преобладают в картинах? (белый, синий, черный)

Какие вы знаете выразительные средства живописи? (перспектива, светотень, линия, силуэт)

Какими средства художники  используют в названных картинах ?

Вывод: На картинах мы видим удивительное свойство живописи . Художники создают иллюзию жизни, передают зримые образы действительности, и в тоже время отмечают неподвижность живописного изображения, передающего один момент, одно состояние.

3. Тема урока. Цели урока.

      - Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с образом времени года в искусстве. Тема урока «Зимняя пора». На уроке мы будем совершенствовать умения и навыки отражать природные явления, а именно при написании пейзажа «Зимние причуды», выполнять данную работу будем в технике монотипии.

Повторим что такое пейзаж, живопись, монотипия, последовательность изображения пейзажа. Я хочу, чтобы при написании пейзажа вы проявили творчество и чтобы одинаковых работ у нас не было.

 

4. Повторение знаний.

Что такое пейзаж? (жанр, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком  природы)

Что такое живопись?(вид изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения, познания явлений и предметов действительности решаются цветом. Произведения живописи создаются красками.)

Что такое монотипия? (техника выполнения рисунка, когда на стекло наносится кистью, палочкой рисунок гуашевой краской, затем прикладывается бумага и делается оттиск.)

Какие вы знаете виды пейзажного жанра? –

Сельский пейзаж                      Городской пейзаж

Парковый пейзаж                        Морской пейзаж

Архитектурный пейзаж                   Индустриальный пейзаж

Героический пейзаж                          Декоративный пейзаж

Эпический пейзаж                  Исторический пейзаж

Романтический пейзаж      Космический пейзаж           Пейзаж настроения

Повторим последовательность изображения пейзажа:

Изображение пейзажного мотива:

Определение формата и положения листа бумаги.

Проведение линии горизонта, определяющей соотношение земли и неба.

Рисование на земле основных элементов пейзажа (самые важные и большие)

Отмечают обобщенную пространственную форму 

по внешним контурам светл. линиями по законам линейной перспективы.

Намеченное в обобщенном виде прорисовывается и детализируется

по законам воздушной перспективы

Тонирование рисунка:

-установление тоновых отношений между землей и небом;

-передаем тоновые различия между элементами первого плана и землей;

-потом между элементами первого плана и небом;

-переходим к тоновым отношениям между всеми планами и частями

 каждого плана.

Живописное изображение пейзажа:

-представляем себе цветовой строй пейзажа;

-цветовой строй пейзажа задается освещением (солнцем, луной, небом)

 и состоянием атмосферы;

-фиксируем основные цветовые отношения земли и неба и связанных

 с ними компонентов с учетом изменения цвета от плана к плану.

Моделировка формы:

-передаем объем каждого элемента пейзажа;

-передаем объем обусловленными цветовыми оттенками, возникшими

 в результате взаимодействия всех элементов данного плана;

-устанавливаем цветовую связь между всеми планами пейзажа.

5. Рефлексия.  Музыка П.И. Чайковского   «Времена года».

Ребята попрошу вас расслабиться, сесть как вам удобно, закрыть глаза, представьте что вы на природе, у каждого из вас появляется своя картинка, попробуйте войти в эту картинку и почувствовать себя в образе какого-то элемента на картинке.(дерева, сугроба, веточки, тучки, тени…)

Оставайтесь в этом же состоянии только откройте глаза, возьмите кисти в руки, краски и попробуйте написать на стекле свою увиденную картинку.

(техника безопасности при работе со стеклом)

6. Самостоятельная работа учащихся.

7. Итог урока.

-На этом этапе работу заканчиваем. На следующем уроке мы с вами продолжим эту работу. Нам остался последним этап изображения пейзажа - моделировка формы. Это мы будем делать с помощью фломастеров или гелевых ручек. Что вам и надо будет принести на следующий урок.  

Ребята  что нового вы узнали  на уроке?  Что на ваш взгляд было интересн.?  Что ты хотел изобразить? Получилось ли у тебя, что ты задумал?

В начале нашего урока мы говорили о том что времена года- это любимейшая тема в творчестве поэтов, художников, еще это любимейшая тема в творчестве композиторов.

Во время выполнения работы вас сопровождала музыка П.И. Чайковского.

Очень много песен народных сложено о зиме.

Я хочу закончить наш урок песней, кто знает подпевайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства в 8 классе Тема урока: «Дизайн и архитектура моего сада»

Аннотация к уроку изобразительного искусства в 8 классе по теме: «Дизайн и архитектура моего сада».      Целью данного урока  является знакомство учащихся с пр...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Уроки-беседы как вид учебной деятельности на уроке изобразительного искусства

Уроки-беседы незаслуженно отодвинуты на второй план в процессе обучения изобразительному искусству. В них содержится неисчерпаемый запас новых педагогических идей и приемов, с помощью грамотного постр...

Урок изобразительного искусства в 8 классе. Тема урока:"Вещь в городе и дома. Городской дизайн"

Программа под редакцией Б.М. Неменского. Урок изобразительного искусства в 8 классе. Тема урока: " Вещь в городе и дома. Городской дизайн.Представлен визуальный материал в виде презентации....

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И В ЖИВОПИСИ. Разработка урока изобразительного искусства в 7 классе

Цели урока:- создать условия для формирования у учащихся представлений о роли монументального искусства в создании исторической памяти народа и в народном самосознании;- способствовать развитию у учащ...


 

Комментарии

Науменко Наталья Владимировна

Урок имеет интеграцию с курсом «Музыка», «Литература», рассказывает о глубокой связи природы с искусством, формирует эстетический вкус учащихся, воспитывает у учащихся чувство любви к Родине, к окружающей нас природе.На протяжении урока учащиеся имеют возможность не только увидеть картины выдающихся художников, но и услышать музыку великих композиторов, услышать отрывки знаменитых поэтов. Cчитаю, что следует использовать ваш опыт в своей работе.

Науменко Наталья Владимировна

Считаю, что для реализации цели и задач урока использовались различные методы и приемы обучения, т.е. способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, которые с помощью средств изобразительного искусства (художественных материалов и техники исполнения, теоретических знаний) могут вызвать у детей эмоциональный отклик на тему урока.

Разумная Татьяна Николаевна

Спасибо за предоставленный материал! Интересный урок своим разнообразием методов работы с учащимися.