Рабочая программа по Изобразительному искусству . "Школа России". 4 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Коновалова Анна Витальевна

Планирование по ИЗО на основе авторской программы Неменского Б.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izob.is-vo.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство для  4 класса учителя  Коноваловой А.В.  создана на основе УМК «Школа России», авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской,  1-4 классы - М.: Просвещение, 2011.

На изучение предмета Изобразительное искусство отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа (34 учебных недели). 

Авторская программа рассчитана на 34 часа. Рабочая программа – на 34 часа.  В  авторскую программу внесены изменения: раздел «Истоки искусства твоего народа» уменьшен на 2 часа, поскольку темы повторяются в  разделе «Древние города твоей земли»; раздел   «Каждый народ – художник» уменьшен на 3 часа, так как объем материала достаточно небольшой; эти 5 часов идут  для увеличения часов в изучении более сложной и значимой темы «Искусство объединяет народы» и  для  итогового повторения.

 Цели обучения

Изучение изобразительного искусства в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

            • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи:

- постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями,

- развитие интереса к внутреннему миру человека, осознания своих внутренних переживаний.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются  ИКТ, коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.

Содержание учебного предмета.

                                  Содержание курса

Тема раздела

Содержание

Кол-во часов

1

Истоки  искусства твоего народа.

Знакомство с истоками родного искусства, знакомство со своей Родиной. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

6

2

Древние города твоей  земли.

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Древнерусский каменный храм. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов – Новгород, Псков, Суздаль, Владимир… Памятники древнего зодчества Москвы. Соответствие одежды человека и его предметной среды.

7

3

Каждый народ - художник

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы в особой манере понимать явления жизни. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Формирование эстетического отношения к другим художественным культурам, понимания единства культуры человечества.

8

4

Искусство объединяет народы.

Формирование представлений о едином для всех народов  понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям.

10

5

Повторение. Резерв.

3

III.Календарно-тематическое планирование.

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

урока

Плановые сроки прохождения (неделя)

Скорректи-рованные сроки

прохождения

1.

Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы.

1

1

2.

Образ традиционного русского дома (избы).

1

2

3.

Украшения деревянных построек и их значение.

1

3

4.

Деревня – деревянный мир.

1

4

5.

Образ русского человека (женский образ, мужской образ).

1

5

6.

Народные праздники

1

6

7.

Древнерусский город-крепость.

1

7

8.

Древние соборы – святыни города.

1

8

9.

Жители древнерусского города.

1

9

10.

Древнерусские воины-защитники.

1

10

11.

Древние города Русской земли – Москва, Новгород, Псков, Владимир…

1

11

12.

Образы теремной архитектуры.

1

12

13.

Праздничный пир в теремных палатах.

1

13

14.

Образ художественной культуры Древней Греции.

1

14

15.

Древнегреческие праздники.

1

15

16.

Образ художественной культуры Японии.

1

16

17.

Праздник цветения сакуры.

1

17

18.

Образ художественной культуры средневековой Западной  Европы.

1

18

19

Праздник цехов ремесленников на городской площади.

1

19

20

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

1

20

21

«Каждый народ – художник». Выставка детских работ.

1

21

22, 23

Все народы воспевают материнство

2

22

23

24, 25

Все народы воспевают мудрость старости.

2

24

25

26

Сопереживание – великая тема искусства.

1

26

27.

Драматический сюжет

1

27

28, 29

Героическая тема в искусстве разных народов.

2

28

29

30.

Тема детства, юности в искусстве

1

30

31.

Искусство народов мира   (обобщение темы). Итоговая выставка работ.

1

31

32-34

Повторение. Резерв.

3

32-34

IV.   Требования к результатам обучения учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

Результаты обучения

Требования к уровню подготовки  для оканчивающих начальную школу:

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):

 основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

 известные центры народных художественных ремесел России;

 ведущие художественные музеи России.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

 сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

 использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

            Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.

В конце 4 класса учащиеся должны:

• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:  

• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;

• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

•  приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;

• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;

• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой  художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;

• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.    

V. Материально-техническое и методическое обеспечение учебного процесса.

 1.Учебные издания под редакцией Б.М. Неменского:

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Методическая литература:

   Изобразительное искусство. Методическое пособие для учителей. 1-4 классы.

   Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы.

  3. Материально-техническое обеспечение:

        - учебно-наглядные пособия,

        - альбомы по искусству,

        - портреты русских и зарубежных художников,

        - мультимедийные программы, электронные учебники,

        - телевизор, компьютер, проектор, экран,

        - DVD фильмы,

        - классная доска с комплектом приспособлений для крепления,

        - магнитная доска.

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания

ШМО учителей начальных классов

От 03.09.2012  

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора  по УВР            Канту Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (по программа Кузина

Рабочая программа по изобразительному искусству Кузина...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса по программе Т.Я. Шпикаловой

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе :федерального компонента государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М.Неменского

Рабочая программа по изобразительнному искусству в 5 классе составлена на основе рабочих программ под редакцией Б.М.Неменского в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс школа VIII вида

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы  под редакцией доктора педагогиче...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса коррекционной общеобразовательной школы 8 вида по учебнику Рау М.Ю.

Рабочая программа составлена на основе:·        Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...