"Древнегреческая вазопись"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Разработка 2 уроков по древнегреческой вазописи. В ходе подготовки уроков использованы интернет-ресурсы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhukova_s.v._urok_drevnegrecheskaya_vazopis7_kl.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

        

"Античная расписная керамика".

1 – ый урок по теме в 7-м классе

Цель урока: познакомить учащихся с искусством древнегреческой керамики, видами росписи, систематизировать и обобщить знания учащихся об искусстве древней Греции. Развивать чувство прекрасного, творческое мышление, воображение. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Задачи урока:

Совершенствовать навыки работы кистью;

Совершенствовать приемы построения композиции, при выполнении орнамента;

Закрепить технические навыки работы гуашью.

Оборудование:

Материалы: кисти № 2, 3, гуашь, шаблоны, повторяющие форму греческого сосуда.

Зрительный ряд: фотографии изделий древнегреческой керамики, плакат с изображением различных форм сосудов, таблица с изображением одежды древних греков, карта мира.

Музыкальный ряд: национальная греческая мелодия - танец “Сиртаки”.

План урока:

Организационный момент – 1 мин.

Сообщение темы и целей урока – 4 мин.

Беседа – 10 мин.

Инструктаж – 5мин.

Самостоятельная работа учащихся – 18 мин.

Подведение итогов урока – 2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

- тема четверти звучит как «Декоративно-прикладное искусство в жизни».

«Мозговой штурм» в парах:

- напишите, все слова и понятия, которые, по-вашему мнению, относятся к данной теме.

- Зачитайте ваши слова и объясните их значение.

-  Сегодня мы познакомимся с античным искусством. Тема нашего урока “Античная расписная керамика”.

- А эпиграфом к уроку будут слова великого древнегреческого поэта Гомера:

“О, Греция!

Из глубины веков я слышу звуки праздника.

Яви свой лик, богам подобный!

Пусть зрители увидят твое искусство!”

- Какова будет цель урока для каждого из вас?

  1. Беседа:

- Говоря “античное искусство” - мы подразумеваем искусство Древней Греции и Рима.

- Пять тысячелетий назад около Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. (показ по карте)

- Древние греки создали искусство, понятное не только одним эллинам, но и всем другим народам. Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Древнейшие памятники – это глиняные сосуды.

Слова «сосуд», «посуда» на латинском языке звучат как «вазы». Вазопись – это роспись керамических сосудов.

- предместье Афин, где жили гончары называлось “Керамик”, от греческого слова “керамос”, т. е. “глина”, а отсюда уже и слово “керамика” - изделие из обожженной глины.

- В Древней Греции были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов. Посмотрите на памятки и скажите, какую особенность можно отметить?

- Это разнообразие форм. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Давайте вместе выясним назначение каждой формы.

- Амфора - вместительный сосуд с узким горлом и двумя ручками для хранения масла, воды и пищевых продуктов. Если она упадёт, то выльется из неё немного.

Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой. Греки всегда вино размешивали водой, они осуждали пьянство.

Килик – это плоская широкая чаша на ножке и с двумя ручками для питья вина.

Пксиктер – сосуд для охлаждения вина.

Гидрия – сосуд для ношения воды, у неё две горизонтальные ручки и третья – вертикальная.

Лекиф – высокий, удлинённый сосуд для хранения душистого масла, благовоний.

Пиксид - сосуд для хранения женских украшений.

Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.

.

Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда.

- Каждый орнамент нёс своё значение и имел свои особенности, по которым сейчас археологи могут определить возраст вазы.

Самым древним был геометрический стиль. О нём гончар мог сказать так:

«Наши сосуды строги – роспись полна геометрии славной.

Всё заполняет меандр – непрерывный орнамент.

Амфоры наши для вечности предназначались».

- Итак, как назывался элемент геометрического орнамента? /меандр/

- Какие ассоциации возникают, при взгляде на меандр? /движение волны/

- Меандр – символ вечности. Амфоры расписанные меандром оставляли на могилах.

- Позже появился растительный и зооморфный орнамент. Главный элемент растительного орнамента был лотос. Посмотрите, как его стилизовали гончары в росписи.

- далее появился мифологический орнамент. Как вы думаете, что на нём изображали?

«Прекрасные эти античные вазы

понравились нам почему-то не сразу.

«подумаешь, вазы!» - подумали мы,

другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись… и может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

То вазы – гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза – с рисунком  рассказом.

- Существовало два стиля вазописи.

- Возьмите зашифрованные тексты: среди букв выделите слова и сложите из них предложения. (работа в парах с зашифрованными текстами)

- Проверяем. Зачитываем предложения.

- какой стиль, на ваш взгляд, более совершенный и трудоёмкий?

- в чём секрет чёрнофигурной росписи? /рисунки людей и животных заливались чёрным лаком и отчётливо выделялись на фоне глины/.

- этот стиль появился в 6 в.до н.э.. Великим мастером того времени был Эксекий. Вот его работа.

- как мастер добивался краснофигурной росписи?

- К V веку до н.э. появилась новая техника вазописи – краснофигурная роспись со светлыми фигурами на черном фоне. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции.

Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний.

IV. Самостоятельная работа учащихся

- Ваша задача: выбрать шаблон сосуда. Разделите сосуд на полосы для ленточного орнамента – отделите горлышко сосуда, ножку – дно сосуда. Центральную часть сосуда оставляем чистой, мы с ней будем работать на следующем уроке. Здесь мы разместим мифологический сюжет, который вы подберёте дома.

- Сегодня мы должны проработать орнаментальные полосы, характерные для античной вазописи. Используем геометрический или растительный орнамент.

V. Подведение итога  урока:

- показ работ.

  1. Домашнее задание:

- подбор мифологического сюжета Древней Греции, продумать изображение на вазе, принести маркеры красный и чёрный, цветные карандаши или краски.

"Античная расписная керамика".

2-ой урок по теме в 7-м классе

на доске запись темы;  запись видов орнамента «Орнамент: краснофигурный,  геометрический, растительный и зооморфный, чёрнофигурный», запись слов «меандр, модуль».

Ход:

  1. Орг.момент:
  2. Повторение:

- Прочитайте тему урока.

- Что обозначает каждое слово?

- К какому виду изобразительного искусства относится античная расписная керамика?

- что лежит в основе росписи? /орнамент/

- что такое орнамент?

- определите виды орнамента по рисункам. /чёрнофигурный, геометрический, зооморфный/

- по орнаменту можно определить возраст вазы.

- Как вы думаете, какой орнамент будет наиболее старым? Расставьте орнаменты по мере развития.

- Откройте свои альбомы, какие виды орнамента вы использовали в своей вазописи?

- К какому орнаменту относится меандр? Что он обозначает? Кто его использовал в своей работе?

  1. цель урока:

- Какова цель сегодняшнего урока?

  1. новая тема:

Рис. 1.

Рис. 2.

Внимательно рассмотрите фотографии с изображением древнегреческой вазописи, как вы думаете, какие сюжеты изображали древнегреческие мастера?

- Действительно, вазопись является своеобразной иллюстрацией жизни древних греков. Именно роспись ваз дает нам наглядное представление о верованиях и быте народа.

Основные сюжеты – это фрагменты легенд-мифов. Почему? (В образе богов греки воплощали представление о совершенном человеке и сами стремились достичь этого идеала).

- Вспомните и назовите героев древних мифов. (Верховный Бог – Зевс; Клио – муза истории; Терпсихора – муза танца; Геракл – сын Зевса, совершивший 12 подвигов: умертвил девятиглавую гидру, задушил неуязвимого немейского льва и т. д.( за эти подвиги Зевс даровал ему вечную жизнь); Одиссей – царь острова Итака, известен своим умом и храбростью, о его странствиях повествует “Одиссея” Гомера (ослепил циклопа, проплывая мимо острова сладкоголосых сирен, приковал себя к мачте); Ахилл – воин, младенцем мать окунула его в священные воды Стикса, отчего его тело стало неуязвимым; бог моря Посейдон и его сын Тесей, который совершил немало подвигов, в кносском лабиринте уничтожил Минотавра и нашел выход оттуда с помощью клубка Ариадны; Гермес – сын Зевса, подаривший людям огонь.

- На дом было задано найти мифологический сюжет для использования в росписи и рассказать нам этот миф. /ответы детей/

- Я тоже хочу рассказать вам миф о Гере и Зевсе. В римской мифологии это Юнона и Юпитер.

Гера – покровительница браков и хранительница семейного очага, её муж – Зевс. Гера была очень ревнивой. Однажды богиня , не видя Зевса на его обычном месте , на Олимпе, стала его искать и заметила около реки необыкновенно чёрное облако. Гера спустилась вниз, чтобы рассеять это облако. Это был действительно Зевс, преследовавший прекрасную девушку Ио. Увидев, что на землю спускается Гера, он тут же превратил прекрасную девушку в белую корову. Гере он сказал, что любуется животным, прекрасным творением природы. Гера пожелала, чтобы корова жила у неё. Зевс не посмел ей отказать.

Гера приказала своему слуге Аргусу (древнеримский Аргос) стеречь корову. Аргус имел 100 глаз, он всегда закрывал лишь два каких-либо глаза, а остальными следил за коровой. Древние греки изображали Аргуса в виде старика со ста глазами по всему телу.

Зевс хотел спасти бедную девушку Ио и приказал Гермесу (древнеримский Меркурий) усыпить Аргуса игрой на флейте и убить. Что тот и сделал.

Гера, огорчённая смертью Аргуса, собрала все 100 его глаз и разместила их на перьях и хвосте птицы – павлине.

Разозлённая Гера превратила свою служанку в слепня и приказала постоянно кусать белую корову. Заколдованная девушка, спасаясь от укусов слепня бежала до самых берегов Нила, где без сил упала. Зевс, видя это, стал просить Геру пожалеть девушку и оставить её в покое. Гера согласилась, но с тем условием, что Ио никогда не вернётся в Грецию. С таким условием девушка опять приняла образ человека. С тех пор В Египте белая корова считается божеством и ей воздаются почести.

Миф про Персея и Медузу горгону.

У царя Акрисия была красавица дочь Даная. Ему было предсказано, что его внук лишит его престола. Поэтому он заточил свою дочь в бедную башню.

Однако Зевс уже был влюблён в Данаю и в виде золотого дождя проник в башню. В результате родился сын Персей.

Царь, узнав об этом, приказал Данаю вместе с сыном посадить в бочку и бросить в море. Зевс, видя это, волнами помог бочке прибиться к берегу острова. Где Даная жила с сыном счастливо, пока её не увидел царь того острова, который тут же в неё влюбился. Но ему мешал Персей, который защищал мать от посягательств царя.

Для этого царь велел Персею привезти ему голову горгоны Медузы. Понимая, что это очень опасно, Персей обратился за помощью к Афине, которая дала ему сандалии – самолёты, острый меч, шлем – невидимка, щит-зеркало. Благодаря этим дарам, Персей незаметно подкрался к спящим горгонам, и, глядя в щит-зеркало, отрубил голову Медузе горгоне и положил её в сумку. сандалии – самолёты помогли ему убежать от 2-х других горгон. Когда Персей летел над Африкой, то капли крови из сумки, падая на землю, превращались в змей. На берегу моря он решил отдохнуть и положил сумку на траву. Трава окаменела, так появился коралл. Прибыв на остров, Персей показал голову Медузы горгоны царю, и тот в тот же миг окаменел.

/рассказ мифов сопровождается показом фрагментов росписей ваз)

  1. практическая работа:

- Итак, вы определились с сюжетом росписи. На свободном пространстве вы должны правильно распределить композицию сюжета, для этого определим осевую линию.

- Для правильного изображения пропорций  человека необходимо пользоваться модулем. Что это? /единица измерения/

- Что берём за модуль изображения человека? /высоту головы/

- Вспомним пропорции. /ответы детей/

- Когда сделаете набросок росписи, определитесь, каким стилем вы будете выполнять свою вазопись.

  1. итог урока:

- показ работ, анализ.

  1. домашнее задание:

закончить работу.

Для самостоятельной работы

        

  1. Спустястолетиемотивыфауныворнаментевазописиуступилиместочеловеческимфигурам.
  2. Сначалафигурылюдейипредметыизображалисьчёрнымисилуэтамиспециальнымчёрнымлакомнаоранжевомфонеглины.
  3. Затемнасилуэтахпроцарапывалисьдетали.
  4. Такойстильсталназыватьсячёрнофигурнойросписью.
  5. Позжепоявилсякраснофигурныйстильросписи.
  6. Гончарыпроцарапывалифигурызакрашиваяпространствамеждунимичёрнымлаком.

  1. Спустястолетиемотивыфауныворнаментевазописиуступилиместочеловеческим фигурам.
  2. Сначалафигурылюдейипредметыизображалисьчёрнымисилуэтамиспециальным чёрнымлакомнаоранжевомфонеглины.
  3. Затемнасилуэтахпроцарапывалисьдетали.
  4. Такойстильсталназыватьсячёрнофигурнойросписью.
  5. Позжепоявилсякраснофигурныйстильросписи.
  6. Гончарыпроцарапывалифигурызакрашиваяпространствамеждунимичёрным лаком.

  1. Спустястолетиемотивыфауныворнаментевазописиуступилиместочеловеческим фигурам.
  2. Сначалафигурылюдейипредметыизображалисьчёрнымисилуэтамиспециальным чёрнымлакомнаоранжевомфонеглины.
  3. Затемнасилуэтахпроцарапывалисьдетали.
  4. Такойстильсталназыватьсячёрнофигурнойросписью.
  5. Позжепоявилсякраснофигурныйстильросписи.
  6. Гончарыпроцарапывалифигурызакрашиваяпространствамеждунимичёрным лаком.

  1. Спустястолетиемотивыфауныворнаментевазописиуступилиместочеловеческим фигурам.
  2. Сначалафигурылюдейипредметыизображалисьчёрнымисилуэтамиспециальным чёрнымлакомнаоранжевомфонеглины.
  3. Затемнасилуэтахпроцарапывалисьдетали.
  4. Такойстильсталназыватьсячёрнофигурнойросписью.
  5. Позжепоявилсякраснофигурныйстильросписи.
  6. Гончарыпроцарапывалифигурызакрашиваяпространствамеждунимичёрным лаком.

  1. Спустястолетиемотивыфауныворнаментевазописиуступилиместочеловеческим фигурам.
  2. Сначалафигурылюдейипредметыизображалисьчёрнымисилуэтамиспециальным чёрнымлакомнаоранжевомфонеглины.
  3. Затемнасилуэтахпроцарапывалисьдетали.
  4. Такойстильсталназыватьсячёрнофигурнойросписью.
  5. Позжепоявилсякраснофигурныйстильросписи.
  6. Гончарыпроцарапывалифигурызакрашиваяпространствамеждунимичёрным лаком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урокаДекор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись.

Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.Формирование представления об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов....

Древнегреческая вазопись

1.Этапы изготовления ваз(в картинках)2.Формы античной керамики   а)Керамические плиты   б)Вотивные таблички   в)Терракотовые статуэтки3.Три способа изготовления сос...

Кроссворд по теме: Древнегреческая вазопись

I вариант. Анимированый кроссворд...

Кроссворд по теме: Древнегреческая вазопись

II вариант. Анимированный кроссворд...

Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока.

Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока. Разработан учителем изобразительного искусства Морозовой В. А....

методическая разработка "Древнегреческая вазопись"

Интегрированный урок по истории искусства и композиции для 4 класса (7 лет обучения) художественного отделения детской школы искусств. Данный материал также может быть использован учителями ИЗО и МХК ...