Дополнительная образовательная программа
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Дополнительная образовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_videt_mir.doc468 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Починковского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 «Починковский Центр дополнительного образования детей»

Принята                                                                УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                                      Директор МБОУ ДОД

протокол                                                                                  «Починковский ЦДО»

от 01.09.2010 № 1                                                                     __________Е.В.Гурьянова

                                                                                                   01.09.2010

Дополнительная образовательная программа

«Искусство видеть мир»

(Возраст детей - с 7 лет, срок реализации: 3 года,

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

Горелова Елена Владимировна)

Починки, 2010

Пояснительная записка.

Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.

Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальностей. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей.

Большими возможностями для расширения нравственного и эстетического воспитания обладают учреждения дополнительного образования. Специфика учреждений дополнительного образования позволяет наиболее полно осуществить личностно- ориентированный подход в развитии художественных способностей детей.

Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.

Обоснование актуальности. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонично развитой и творчески активной личности. Воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства требует у детей способности не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром.

Цель программы: обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к  достижениям мировой художественной культуры.

Задачи  программы:

1. Обучение основам изобразительной грамматики и формирование художественных знаний, умений и навыков;

2. Развитие художественно- творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка;

3. Воспитание нравственных качеств личности обучающегося, эмоционально- эстетического восприятия окружающего мира.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих является применение большого разнообразия материалов, используемых в творческих  работах детей.

Возраст детей. В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют дети с 7 лет.

Срок реализации программы. Данная программа рассчитана на 3 года обучения.

Формы и режим занятий. Для реализации программы используются несколько форм занятий: вводное занятие, ознакомительное занятие, практические занятия, тематическое занятие, проверочное занятие, конкурсное игровое занятие, занятие - экскурсия,  творческие работы, оформление выставок, итоговое занятие.

Режим занятий: Занятия в группе 1 и 2 года проходят два раза в неделю по два часа с 10 минутным перерывом, что составляет 144 часа в год. В группы первого года принимаются все желающие, независимо от их способностей и умений.  Занятия в группе 3 года обучения проходят 3 раза в неделю также по 2 часа с 10 минутным перерывом, что составляет 216 часов. Наполняемость учебной группы: в группе 1 года обучения 15 чел, 2  года обучения 12-15 чел, 3   года обучения 10 -15 чел.

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения дети должны знать:

- основные и дополнительные цвета;

- цветовую гамму красок (теплые и холодные цвета);

- понятие симметрии;

- контрасты форм;

- свойства красок;

- основные приемы бумажной пластики (складывание, скручивание бумаги);

- простейшие приемы лепки (пластилин, тесто) и аппликации;

должны уметь:

- смешивать цвета, получая нужные цветовые оттенки;

-правильно использовать художественные материалы ;

- грамотно оценивать свою работу, находить ее  достоинства и недостатки;        

-работать самостоятельно и в коллективе.

- организовывать и содержать в порядке свое рабочее место.

- составлять простейшие аппликационные композиции;

К концу второго года обучения дети должны знать:

- контрасты и гармонию цвета;

- азы композиции;

- пропорции плоскостных и объемных предметов;

- о глиняной народной игрушке (дымка);

- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик);

- деление цветового круга на группы теплых и холодных цветов;

должны уметь:

- выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

- соблюдать последовательность в работе;

- работать с натуры;

- работать в определенной гамме;

- строить орнаменты (в круге, в полосе);

- уметь лепить простейшие объекты;

К концу третьего года обучения дети должны знать:

- основные законы перспективы;

- основы линейной перспективы;

- различные виды графики;

- свойства различных художественных материалов;

- основные жанры изобразительного искусства;

должны уметь:

- доводить работу от эскиза до композиции

- работать в различных жанрах;

- проводить анализ содержания художественных  произведений

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

        В качестве форм подведения итогов по программе используются: изо - викторины, изо - конкурсы, участие в выставках, участие в районных конкурсах.

Учебно - тематический план

1 год обучения

№ п./п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

1.

Введение

1.1

Вводное занятие.

2

2.

«Что могут краски»

2.1

Волшебный мир красок.

1

1

2.2

Свойства красок.

2

2.3

Основные и дополнительные цвета.

2

2.4

Сказка «Петух и краски».

2

3.

«Что может кисточка»

3.1

Королева кисточка и волшебные превращения красок.

1

1

3.2

Волшебные узоры кисточки.

2

4.

«Что может Карандашик»

4.1

Для чего нужны карандаши?

1

1

4.2

Коробка с карандашами.

2

4.3

Сказка «Как Карандашик встретился с Кисточкой».

2

4.4

Сказка – зарисовка «Карандаш».

2

5.

«Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром.

5.1

Знакомство со спектром.

1

1

5.2

Смешивание красок.

2

5.3

 « Радуга- дуга».

2

6.

«Осень. Листопад»

6.1

Экскурсия по осеннему парку.

1

1

6.2

 Осенние листья.

2

6.3

Рисуем деревья.

2

6.4

 «Осенний пейзаж».

2

7.

«Осеннее очарование»

7.1

 Какого цвета осенняя листва?

2

7.2

Работа с природным материалом. «Осенний узор».

2

8.

«Грустный дождик»

8.1

 «Какой бывает дождик?».

1

1

8.2

 «Нити дождя».

2

8.3

«Грустный дождик».

2

9.

«Узоры»

9.1

Орнамент и его виды.

1

1

9.2

Орнамент в круге.

2

9.3

 «Узоры на стекле».

2

10.

«Снежинки»

10.1

«Снежинки- легкие пушинки».

1

1

10.2

Новогодние снежинки.

2

10.3

Снежинки.

2

11.

«Первый снег»

11.1

В чем красота зимы?

1

1

11.2

 «Первый снег».

2

12.

«Зимний лес»

12.1

Экскурсия «Как живут деревья зимой?».

2

12.2

Деревья зимой.

2

12.3

Зимний лес.

2

12.4

Зимний лес.

2

13.

«Портрет Снегурочки»

13.1

Главная гостья Нового года.

1

1

13.2

Портрет снегурочки.

2

13.3

Портрет снегурочки.

2

14.

«К нам едет Дед Мороз»

14.1

«Скоро праздник Новый год - к нам приедет Дед Мороз!».

1

1

14.2

 «К нам едет Дед Мороз».

2

14. 3

 «К нам едет Дед Мороз».

2

15.

«Елочка – красавица»

15.1

Новогодний праздник.

1

1

15.2

Елочка- красавица».

2

15.3

«Ну и елка просто – диво!».

4

16.

«Веселый хоровод»

16.1

Техника вырезания  путем сложения простых геометрических фигур.

1

1

16.2

«Веселый  хоровод».

2

17.

«Дерево чудес»

17.1

Техника вырезания путем сложения бумаги.

1

1

17.2

«Дерево чудес».

2

18.

«Цветы и трава»

18.1

 «Простая форма цветов».

2

18.2

 «Простая форма трав».

2

18.3

 «Букет цветов».

2

19.

«Моя мамочка»

19.1

Силуэтное  изображение  человека.

2

19.2

Моя мамочка.

2

20.

«Подарок маме»

20.1

Рельефное изображение.

1

1

20.2

Подарок маме -  «Корзина с цветами».

6

21.

«Бабочки»

21.1

Бумажная пластика.

1

1

21.2

Нарядные бабочки.

2

21.3

«Полянка бабочек».

2

22.

«Волшебная весна»

22.1

Экскурсия «Весенние зарисовки».

2

22.2

 «Весенний пейзаж».

4

22.3

 «Волшебная весна».

2

23.

«Весеннее дерево»

23.1

Цветущий сад.

1

1

23.2

 «Весеннее  дерево».

6

24.

«Парусник»

24.1

Техника процарапывания.

1

1

24.2

«Парусник».

2

25.

Итоговое занятие

25.1

Аттестационная работа. «Такой забавный клоун».

2

Итого:

144

2  год обучения


п/п


Название темы

Количество

часов

теория

практика

1.

Введение

1.1

Вводное занятие.

2

2.

Орнаментная композиция

2.1

Орнаментная композиция.

1

1

2.2

Элементы орнамента.

2

2.3

Орнамент  в круге.

4

3.

Натюрморт из трех предметов

3.1

Натюрморт.

1

1

3.2

Натюрморт из трех предметов.

4

4.

Холодные цвета. Стихия-вода

4.1

Холодные цвета.

1

1

4.2

Стихия – вода.

4

5.

Теплые цвета. Стихия-огонь

5.1

Теплые цвета.

1

1

5.2

Стихия - огонь.

4

6.

Зарисовки растений с натуры

6.1

Красота осенних деревьев.

1

1

6.2

Осенние листья.

4

7.

Природная форма - лист

7.1

Форма  листьев.

1

1

7.2

Кленовый лист.

4

8.

Листья и веточки

8.1

Композиции из живых листьев.

1

1

8.2

Листья и веточки.

2

9.

Рельеф "Цветы и травы"

9.1

Цветы и травы.

1

1

9.2

Этапы выполнения рисунка цветков.

2

9.3

Цветы и травы.

2

9.4

Коллективная композиция «Цветы и травы».

2

10.

Натюрморт с натуры

10.1

Натюрморт с натуры.

1

1

10.2

Натюрморт.

6

11.

Натюрморт в графике

11.1

Натюрморт. Графика.

1

1

11.2

Свет, тень, полутень и блики  в натюрморте.

2

11.3

Натюрморт в графике.

2

12.

"Замок Снежной Королевы"

12.1

Сказка "Снежная Королева." Г.Х.Андерсон.

1

1

12.2

Дом для сказочных героев.

2

12.3

Замок Снежной Королевы.

2

13.

Открытка-поздравление

13.1

Открытка- поздравление.

1

5

14.

"Знак года"

14.1

Знак  года.

1

1

14.2

Символ года.

2

15.

Новогодняя маска

15.1

Маски.

1

1

15.2

Новогодняя маска.

4

16.

«Ваза с цветами»

16.1

Живопись. Ваза с цветами.

1

1

16.2

Ваза с цветами.

4

17.

"Корзинка с фруктами"

17.1

Тестопластика.

1

1

17.2

«Корзина с фруктами».

6

18.

Мои любимые животные

18.1

Мои любимые животные.

1

7

19.

Народная игрушка. Дымка.

19.1

Твои игрушки.

1

1

19.2

Народная игрушка. Дымка.

4

20.

"Прогулка по весеннему саду"

20.1

Фигура  человека.

1

3

20.2

«Прогулка по весеннему саду».

4

21.

"Город"

21.1

Парки, скверы, бульвары города. Техника «монотипия».

1

1

21.2

Город.

4

22.

Сказки

22.1

Добрые сказки.

1

1

22.2

Сказка «Колобок».

2

22.3

Сказка «Репка».

2

22.4

Сказка «Курочка Ряба».

2

23.

Выставка

23.1

Выставка.

4

24.

Итоговое занятие

24.1

Аттестационная творческая работа.

2

Итого:

144

                                        

3  год обучения


п/п


Название темы

Количество

часов

теория

практика

1.

Введение

1.1

Вводное занятие.

2

1.2

 «Впечатление о лете».

2

2.

«Деревья»

2.1

Пейзаж.

1

1

2.2

Экскурсия по осеннему парку.

2

2.3

Осенний пейзаж.

4

2.5

Деревья в разное время года.

2

3.

Зарисовки растений с натуры

3.1

Букет цветов.

1

9

4.

Натюрморт

4.1

Натюрморт.

1

9

5.

Осенний натюрморт

5.1

Осенний натюрморт.

1

9

6.

Небо в искусстве

6.1

Небо в искусстве.

1

5

6.2

«Мое настроение».

2

6.3

«Мое настроение».

2

6.4

Небо в искусстве.

1

9

7.

«Цветы». «Голубая сказка Гжели»

7.1

«Голубая сказка Гжели».

1

1

7.2

«Цветы».

2

7.3

«Голубая сказка Гжели».

4

7.4

«Цветы». «Голубая сказка Гжели».

2

7.5

Выставка.

2

8.

«Зимние забавы»

8.1

Фигура человека.

1

7

8.2

«Зимние забавы».

2

9.

Маски

9.1

Маски.

1

1

9.2

Пропорции головы человека.

2

9.3

Выражения  лиц.

4

9.4

«Сказочный герой».

2

10.

Новогодняя открытка

10.1

Новогодний праздник.

1

1

10.2

Новогодняя открытка.

8

11.

«Знак года»

11.1

«Год, что он нам несет?»

1

1

11.2

Символ года.

6

11.3

Выставка.

2

12.

Декоративная подставка для цветочной композиции

12.1

Дизайн, используемый в быту.

1

1

12.2

Декоративная подставка для цветочной композиции.

6

12.3

Выставка работ.

2

13.

Цветы и травы весны

13.1

Цветы и травы весны.

1

1

13.2

Экскурсия.

2

13.3

Цветы и травы.

6

14.

Скачущая лошадь

14.1

Скачущая лошадь.

1

1

14.2

Экскурсия в конный завод.

2

14.3

Скачущая лошадь.

6

15.

Любимые животные

15.1

Питомцы, живущие рядом с нами.

1

1

15.2

«Мое любимое животное».

8

16.

Орнамент разных народов

16.1

Орнамент разных народов.

1

11

17.

Игрушка - сувенир

17.1

Игрушка -  сувенир.

1

7

17.2

Выставка работ.

2

18.

Открытка  -  поздравление  к 9 мая

18.1

«Поздравления  дедушке и бабушке».

1

1

18.2

Открытка - поздравление.

8

18.3

Выставка работ.

2

19.

«Мать и дитя»

19.1

Мать и дитя.

1

11

20.

«Улица моего села»

20.1

Линейная перспектива.

1

1

20.2

Линейная перспектива.

2

20.3

Экскурсия.

2

20.4

Улица моего села.

4

20.5

«Улица нашего села в будущем».

2

21.

Итоговое занятие

21.1

Итоговое занятие. Выставка.

2

Итого:

216 ч.

Содержание

Первый год обучения

1. Введение (2 ч.)

1.1 Вводное занятие. Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения.  Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности. Оборудование и материалы, необходимые для занятия. Знакомство с правилами поведения в образовательном учреждении.

2. «Что могут краски»(8 ч.)

2.1 «Волшебный мир красок». Знакомство с видами изобразительного искусства, материалами и инструментами.  Знакомство с красками. Игровая мотивация. Элементарные навыки обращения с акварелью, навыки ухода за красками.

 2.2  Свойства красок. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварели. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге.

2.3 Основные и дополнительные цвета. Знакомство с тремя главными цветами (основные) и о тех, которые можно получить при их смешивании (дополнительные). Игровая мотивация. Игра «Определи цвет», «Кто больше».

2.4 Сказка «Петух и краски». Чтение сказки. Рисование сказки.

3. «Что может кисточка»(4 ч.)

3.1. Королева кисточка и волшебные превращения красок. Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жесткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями.

3.2 Волшебные узоры кисточки. Знакомство с приемами «примыкание», «тычок», и др. Рисование элементов узор: линий, кругов, овалов и др.

4. «Что может карандашик» (8 ч.)

4.1  Для чего нужны карандаши? Знакомство с простым карандашом: твердый, мягкий, твердо – мягкий. Техника работы простым карандашом и уход за ним.

 4.2 Коробка с карандашами. Цветные карандаши. Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

4.3 Сказка «Как Карандашик встретился с Кисточкой». Чтение сказки. Рисование сказки.

4.4 Сказка- зарисовка «Карандаш». Чтение сказки. Рисование сказки.

 5.  «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. (6 ч.)

5.1 Знакомство со спектром.  Знакомство с последовательным расположением цветов в спектре. Отработка приема проведения непрерывных линий.

5.2 Смешивание красок. Практическая работа по смешиванию разных оттенков краски.

5.3 « Радуга – дуга». Демонстрация репродукций Н. Крымов «Московский пейзаж, Б. Кустодиев «Волга. Радуга». Рисование на тему «Радуга – дуга».

6. «Осень. Листопад» (8 ч.)

6.1 Экскурсия по осеннему парку. Инструктаж детей по технике безопасности во время экскурсий. Ознакомление с парком. Виды деревьев парка.

6.2 Осенние листья. Рисование с натуры осенние листья.

6.3 Рисуем деревья. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов дерева сравнивать формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник)

6.4 «Осенний пейзаж». Практическая работа над пейзажем. Смешивание красок. Прорисовка осеннего неба, общего фона осеннего леса.

 7. «Осеннее очарование» (4 ч.)

 7.1  Какого цвета осенняя листва? Экскурсия. Красота осенних листьев. Их разнообразие и цветовая гамма. Сбор листьев.

7.2 Работа с природным материалом.  «Осенний узор». Творческая работа. Аппликационная композиция из осенних листьев. Соблюдение т/ б при работе с природным материалом.  

8. «Грустный дождик» (6 ч.)

8.1 «Какой бывает дождик?» Рассказы детей на тему: «Я попал под дождь».  Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Демонстрация репродукций картин И. Шишкин «Дождь в дубровом лесу», Ю. Пименов «Ливень».

 8.2  «Нити дождя». Практическая работа обучающихся с прорисовыванием мелких деталей – капель, тумана, бликов, и т.д. Отображение на листе особых оттенков – серебристых, золотых, белёсых и пр. с использованием определённого фона.

8.3 «Грустный дождик». Передача на листе образ дождя, используя ограниченную палитру.

9.  «Узоры»  (6 ч.)

10.1 Орнамент и его виды. Знакомство с понятием орнамент и его видами. Рассмотрение иллюстративного материала «Красота орнаментов».

10.2 Орнамент в круге. Рисование узора в круге с использованием фантазии и воображения.

10.3 «Узоры на стекле» Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Рисование узоров.

10. «Снежинки» (6 ч.)

11.1 «Снежинки - легкие пушинки». Знакомство с красотой природных конструкций, узоров.  Способы работы с цветной  бумагой. Способы сгибания, вырезания. Соблюдение т/ б при работе с ножницами.

11.2  Новогодние  снежинки.  Вырезание  снежинок из цветной бумаги с различными узорами. Украшение учебного кабинета.

11.3 Снежинки.   Рисование на тему  снежинки.

11. «Первый снег» (4 ч.)

12.1 В чем  красота зимы? Беседа о красоте, неповторимости первого снега. Демонстрация репродукций картин  А. Пластов «Первый снег», К. Коровин «Зимой», И. Грабарь «Мартовский снег».

12.2 «Первый снег».  Рисование   композиции   «Первый снег».

12. «Зимний лес» (8 ч.)

13.1 Экскурсия «Как живут деревья зимой». Беседа о красоте родной природы в зимнее время. Знакомство с разнообразием форм и силуэтов деревьев. Демонстрация репродукции  И. Грабарь «Февральская лазурь», Б. Щербаков «В декабре. Подмосковье».

13.2 Деревья зимой.   Рисование на тему  деревья в зимнее время года.

13.3 Зимний  лес.  Рисование  в карандаше зимнего леса.

13.4 Зимний лес.  Рисование   зимнего  леса,  передавая характер деревьев, используя ограниченную палитру.

13. «Портрет Снегурочки» (6 ч.)

14.1 Главная гостья Нового года. Беседа «Главная  гостья Нового года».  Показ репродукции Н. Рерих «Снегурочка».

14.2  Портрет  Снегурочки. Наброски в карандаше портрета Снегурочки.

14.3 Портрет снегурочки. Рисование портрета Снегурочки в цвете, используя холодные то

14. «К нам едет Дед Мороз»

15.1 «Скоро праздник Новый год - к нам приедет Дед Мороз!». Показ м /медийных презентаций, м/медийных праздничных открыток. Новогодняя викторина.

15.2 «К нам едет Дед Мороз». Составление и зарисовка композиции  в карандаше.

15.3 «К нам едет Дед Мороз». Рисование  композиции  в цвете, используя контраст теплых и холодных тонов.

15.  «Елочка- красавица» (8 ч.)

16.1  Новогодний праздник. Беседа о народном традиционном  новогоднем празднике. Показ репродукции С. Ткачев «В зимний праздник. Деревня».

16.2 Елочка- красавица. Набросок карандашом, а затем рисование  в цвете новогодней елки.

16.3 «Ну и елка просто – диво!». Творческая работа. Выбор материала  для елки.  Украшение елки.

16.4. «Ну и елка просто – диво!». Украшение  елки  с помощью любых доступных материалов

16.  «Весёлый хоровод» (4 ч.)

18.1 Техника вырезания путем сложения  простых геометрических фигур. Знакомство с техникой вырезания путем сложения простых геометрических фигур.

18.2 «Весёлый хоровод».  Вырезание  и наклеивание  из цветной бумаги хоровод смешных человечков путем сложения простых геометрических фигур.

17.  «Дерево чудес» (4 ч.)

17.1 Техника вырезания путем сложения бумаги.  Знакомство  с техникой вырезания  путем сложения бумаги.

17.2 «Дерево чудес». Творческая работа.  Вырезание на тему «Дерево чудес»  путем сложения бумаги.

18.  «Цветы и трава» (6 ч.)

19.1 «Простая форма цветов». Викторина о цветах. Демонстрация репродукции картины А. Герасимов «Полевые цветы». Рисование простых форм цветов.

19.2 «Простая форма трав». Викторина о травах. Рисование простых форм трав.

19.3 «Букет цветов». Рисование  на тему «Букет цветов».

19.  «Моя мамочка» (4 ч.)

20.1 Силуэтное изображение человека.  Творческая работа. Составление  и выполнение  силуэта  человека. Свободный выбор материала.

20.2 Моя мамочка.  Практическая работа. Рисование на тему  «Моя мамочка». Выставка готовых рисунков.

20.  «Подарок маме» (8 ч.)

21.1 Рельефное изображение. Знакомство с понятием рельефное изображение.

21.2 Подарок маме -  «Корзина с цветами». Подготовка рабочего материала – солёного теста. Изготовление деталей корзины. Лепка корзины.

21.3. Подарок маме - «Корзина с цветами». Подготовка рабочего материала – солёного теста. Изготовление цветов. Составление полной композиции.

21.4  Подарок маме – «Корзина с цветами». Роспись подготовленного изделия. Использование ярких красок. Подбор слов – поздравлений на оборотную сторону изделия.

21. «Бабочки» (6 ч.)

9.1 Бумажная пластика. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Изготовление бабочки.

9.2 Нарядные бабочки. Украшение бумажной бабочки с помощью любых доступных материалов.

9.3 «Полянка  бабочек». Коллективная работа на тему «Полянка бабочек».

22.  Волшебная весна (8 ч.)

22.1 Экскурсия «Весенние зарисовки». Инструктаж по технике безопасности при проведении экскурсий. Красота весеннего «Носова сада». Практическая работа – зарисовки с натуры.

22.2 «Весенний пейзаж». Демонстрация репродукций К. Юон «Весенний солнечный день, Н. Ромадин «Весенний день».  Наброски весеннего пейзажа в карандаше.

22.3 «Весенний пейзаж». Рисование на тему весенний  пейзаж,  используя теплую палитру цветов.

22.4 «Волшебная весна». Аппликационная композиция. Изготовление и составление аппликационной  композиции из цветной бумаги на тему «Волшебная весна».

23.  «Весеннее дерево» (8 ч.)

23.1 Цветущий сад. Беседа о плодовых деревьях. Показ фотографии «Цветущий сад», репродукции И. Левитан «Цветущие яблони». Рисование цветущего сада.

23.2  «Весеннее дерево». Творческая работа.  Изготовление  и  вырезание на тему  «Весеннее дерево»  путем сложения бумаги.

23.3 «Весеннее дерево». Определение  вида дерева, цвета и формы цветка. Вырезание цветов для «Весеннего дерева»

23.4 «Весеннее дерево».  Практическая работа. Составление аппликации «Весеннее дерево».

24.  «Парусник»(4 ч.)

24.1 Техника процарапывания. Знакомство с техникой процарапывания и тренировка  в изображении любого рисунка в этой технике.

24.2 «Парусник». Рисование  в технике процарапывания, тема «Парусник».

25.  Итоговое занятие (2 ч.)

25.1 Аттестационная работа. «Такой забавный клоун».

Второй год обучения

1.  Введение (2 ч.)

1.1 Вводное занятие. Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе. Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми материалами и инструментами.

2. Орнаментная композиция (8 ч.)

2.1 Орнаментная композиция. Знакомство с орнаментной композицией. Показ иллюстративного материала.

2.2 Элементы орнамента. Рисование различных элементов орнамента.

2.3 Орнамент в круге. Рисование  орнамента   в круге, используя линии разного характера.

2.4 Орнамент в полосе. Рисование  орнамента   в полосе, используя линии разного характера.

3. Натюрморт из трех предметов (6 ч.)

3.1 Натюрморт. Знакомство с техникой «гризайль». Знакомство с понятием тон. Демонстрация картин художников И. Машков «Натюрморт», К. Петров- Водкин «Натюрморт с черемухой», Гуго Ван ден Рус «Натюрморт».

3.2 Натюрморт  из трех предметов.  Наброски натюрморта в карандаше.

3.3 Натюрморт  из трех предметов. Рисование натюрморта  одним цветом (в технике «гризайль»).

4. Холодные цвета. Стихия- вода (6 ч.)

4.1 Холодные цвета. Ребята учатся отличать холодные тона от теплых.  Затем проводится игра на определение ассоциаций.

4.2 Стихия – вода.  Наброски водной стихии в карандаше.

4.3 Стихия – вода.  Рисование в цвете водной  стихии, используя холодные цвета.

5. Теплые цвета. Стихия- огонь (6 ч.)

5.1 Теплые цвета.  Повторение прошлой темы.  Ребята учатся отличать, теплы тона от холодных. Затем проводится игра о том, с чем ассоциируются у ребят теплые тона.

5.2 Стихия – огонь.   Наброски в карандаше на тему «стихия- огонь».

5.3 Стихия – огонь. Рисование в цвете  «стихия  огонь», используя теплые цвета.

6. Зарисовки растений с натуры( 6 ч.)

6.1 Красота осенних деревьев. Беседа на тему «Деревья осенью». Демонстрация  картин художника  И. Левитан.  «Золотая осень», «Золотая осень. Слободка». Показ фотографий.

6.2 Осенние  листья. Наброски  осенней листвы  в карандаше.

6.3 Осенние листья. Рисование осенней  листвы в цвете.

7. Природная форма лист (6 ч.)

7.1 Форма листьев. Беседа на тему «Форма листьев». Игра «С какого дерева лист». Показ иллюстративного материала.

7.2 Кленовый  лист. Составление композиции в карандаше.

7.3 Кленовый  лист. Рисование осеннего листа  в цвете,  техникой тоновой растяжки.

8. Листья и веточки (4 ч.)

8.1 Композиция  из живых  листьев. Творческая работа. Составление  и  выполнение композиции, используя живые листья.

8.2 Листья и веточки. Рисование с натуры листочков  и веточек.

9. Рельеф «Цветы и травы» (8 ч.)

9.1 Цветы и травы. Беседа о цветах и травах. Красота, яркость красок различных садовых цветов, разнообразие их форм и цвета.

9.2 Этапы выполнения рисунка цветков. Поэтапное рисование цветков.

9.3 Цветы и травы. Лепка  цветов  и трав  из пластилина, используя штампики и оттиски.

9.4 Коллективная композиция «Цветы и травы». Коллективная  творческая работа учащихся на тему «Цветы и травы».

10. Натюрморт с натуры (8 ч.)

10.1 Натюрморт с натуры. Демонстрация репродукций А. Лентулов «Овощи», И. Машков «Фрукты на блюде», И. Хруцкий «Цветы и плоды».

10.2  Натюрморт. Составление  композиции.

10.3 Натюрморт. Зарисовка  композиции  в карандаше.

10.4 Натюрморт. Рисование  натюрморта  в цвете.

11. Натюрморт в графике (6 ч.)

11.1 Натюрморт. Графика. Знакомство  с техникой штриховки. Демонстрация картин художников А. Герасимов «Натюрморт», С. Судейкин «Натюрморт».

11.2 Свет, тень, полутень, блики в натюрморте. Ребята учатся различать свет, тень падающую, тень собственную, полутень, блики в натюрморте. Наброски карандашом.

11.3 Натюрморт в графике. Рисование карандашом.

12. «Замок Снежной Королевы» (6 ч.)

12.1 Сказка «Снежная Королева». Г. Х. Андерсон. Чтение сказки. Показ иллюстраций к сказке Г. Х Андерсон. «Снежная Королева».

12.2 Дом для сказочных героев. Конструирование  из бумаги дом для сказочных героев.

12.3 Замок Снежной Королевы. Рисование на тему  замок Снежной Королевы с использованием холодной цветовой гаммы. Рисование замка по своему воображению.

13. Открытка- поздравление (6 ч.)

13.1 Открытка поздравление. Беседа на тему «Поздравительная открытка». Показ открыток.

13.2 Открытка – поздравление. Открытка. Составление композиции.

13.3 Открытка – поздравление. Оформление  и украшение  открытки по своему воображению.

14. «Знак года» (4 ч.)

14.1 Знак  года. Беседа: «Знак года». Демонстрация календарей с символом года.

14.2 Символ года. Рисование на тему символ года. Выставка работ.

15. Новогодняя маска (6 ч.)

15.1 Маски. Беседа на тему «Маски». Показ новогодних масок.

15.2 Новогодняя маска. Творческая работа. Ребята вырезают себе маску из картона. Форму маски придумывают сами.

15.3 Новогодняя маска.  Украшение  маски  рисунками, узорами и т. д. При этом используют любые возможные материалы.

16. «Ваза с цветами» (6 ч.)

16.1 Живопись. Ваза с цветами. Беседа на тему «Живопись». Демонстрация картин художников А. Герасимов «Полевой букет», П. Кончаловский «Сирень», К. Купецио «Анютины глазки».

16.2 Ваза с цветами.  Наброски вазы с цветами  в карандаше.

16.3 Ваза с цветами. Отработка  техникой  работы акварелью.

17. «Корзинка с фруктами» (8 ч.)

17.1 Тестопластика. Знакомство с тестопластикой. Материалы и приспособления при работе с тестом. Показ детских  работ из теста.

17.2 «Корзина с фруктами». Лепка корзины и фруктов из теста.

17.3 «Корзина сфруктами». Составление панно «Корзина с фруктами».

17.4 «Корзина с фруктами». Роспись панно «Корзина с фруктами».

18. Мои любимые животные (8 ч.)

18.1 Мои любимые животные. Беседа о любимых питомцах. Демонстрация репродукций В. Ватагин «Белый медведь», «Рысь», «Обезьяна», «Семья слонов» и др.

18.2 Мои любимые животные. Рисование  с натуры животных.

18.3 Мои любимые животные. Рисование  по памяти и представлению животных.

18.4 Мои любимые животные. Творческая работа. Лепка из пластилина  по готовым зарисовкам.

19.  Народная игрушка. Дымка. (6 ч.)

19.1 Твои игрушки.  Проводится обзорная беседа на тему: «Дымковская игрушка», рассмотрение иллюстративного материала – дымковская игрушка.

19.2 Народная игрушка. Дымка.  Рисование  дымковской игрушки  акварелью.

19.3 Народная игрушка. Дымка. Лепка из пластилина -  дымковская  игрушка,  ее роспись.

20. «Прогулка по весеннему саду» (8 ч.)

20.1 Фигура  человека. Беседа на тему: «Фигура человека». Показ детских работ.

20.2 Фигура человека.  Набросок  фигуры человека в движении.

20.3 «Прогулка по весеннему саду». Составление  композиции на тему  «Прогулка по весеннему саду» в карандаше.

20.4 «Прогулка по весеннему саду». Рисование  композиции на тему  «Прогулка по весеннему саду» в цвете.

21. «Город» (6 ч.)

21.1 Парки, скверы, бульвары города. Техника монотипия. Знакомство с техникой монотипия. Демонстрация картин художников Б. Пархунов «В Кремле Москва», Г. Захаров «Улица Чехова. Москва», Г. Захаров «Яуза. Москва».

21.2 Составление композиции «Город». Составление  композиции «Город».

21.3 Рисование композиции «Город». Композиция  в технике монотипия. Это значит, что дома  они должны изобразить линиями и штрихами, а фигуры людей - силуэтами.

22. Сказки  (6 ч.)

22.1 Добрые сказки. Беседа на тему «В гостях у сказки». Демонстрация иллюстраций к сказкам Ю. Васнецов «Три медведя», «Сорока – белобока» и др.

22.2 Сказка «Колобок». Рисование иллюстрации к  сказке «Колобок».

22.3 Сказка «Репка». Рисование иллюстрации к  сказке «Репка».

22.4 Сказка «Курочка ряба». Рисование иллюстрации к  сказке «Курочка ряба».

23.  Выставка (4 ч.)

23.1 Выставка. Отбираются лучшие работы ребят и оформляются в виде выставки.

23.2 Выставка. Организация выставки.

24. Итоговое занятие (2 ч.)

24.1 Аттестационная творческая работа.  Аттестационная творческая работа. Здесь у ребят есть свобода выбора. Они сами  выбирают себе тему и материал.

                                

Третий  год обучения

1. Введение (4 ч.)

1.1 Вводное занятие. Правила техники безопасности.  Обсуждение плана работы текущего года.

1.2  «Впечатление о лете». Рисуется рисунок «Впечатление о лете».

2.«Деревья» (10 ч.)

2.1 Пейзаж. Беседа на тему: «Пейзаж». Показ репродукций известных художников с изображением пейзажей И. Шишкин «Дубы», И. Левитан «Березовая роща», И. Грабарь «Рябинка», И. Левитан «Цветущие яблони».

2.2 Экскурсия по осеннему парку. Экскурсия по осеннему парку. Зарисовки осеннего пейзажа с натуры.

2.3 Осенний пейзаж. Зарисовки пейзажа с фотографий и репродукций.

2.4 Осенний пейзаж. Оформление работ в цвет.

2.5 Деревья в разное время года. Творческая работа. Рисование деревьев в разное время года.

3. Зарисовки растений с натуры (10 ч.)

3.1 Букет цветов. Беседа на тему: «Цветы». Показ репродукций известных художников с изображением букетов, цветов А. Гарасимов «Полевые цветы», И. Репин «Осенний букет», К. Купецио «Анютины глазки».

3.2 Букет цветов. Выполнение копии репродукции одного из художников.

3.3 Букет цветов. Составление композиций из заранее собранных листьев и цветов.

3.4 Букет цветов. Зарисовки композиций простым карандашом.

3.5 Букет цветов. Оформление в цвет композиции.

4. Натюрморт (10 ч.)

4.1 Натюрморт. Беседа на тему: «Натюрморт». Показ репродукций известных художников с изображением натюрморта А. Лентулов «Овощи», А. Герасимов «Полевые цветы», И. Машков «Ананасы и бананы», К. Петров – Водкин «Натюрморт с черемухой». Рассмотрение правил изображения пространства.

4.2 Натюрморт. Выполнение копии репродукции одного из художников.

4.3 Натюрморт. Составление композиций «Натюрморт».

4.4 Натюрморт. Зарисовки композиций  простым карандашом.

4.5 Натюрморт. Оформление композиции в цвет.

5. Осенний натюрморт (10 ч.)

5.1 Осенний натюрморт. Показ репродукции известного художника с изображением осеннего натюрморта  И. Хруцкий «Цветы и плоды». Рассмотрение, ассиметричной композиции и определяя теплых тонов.

5.2 Осенний натюрморт. Составление композиций «Осенний натюрморт».

5.3 Осенний натюрморт. Зарисовки композиции простым карандашом.

5.4 Осенний натюрморт. Оформление композиции в цвет, используя теплую цветовую гамму.

5.5 Осенний натюрморт. Оформление композиции в цвет, используя теплую цветовую гамму.

6. Небо в искусстве (20 ч.)

6.1 Небо в искусстве. Чтение известных произведений, где эмоциональное состояние героя сопоставимо с природой. Показ детских работ.

6.2 Небо в искусстве. Рисование  иллюстрации к одному из прочитанных произведений.

6.3 Небо в искусстве. Оформление работы в цвет.

6.4 «Мое настроение». Творческая работа. Рисование на тему «Мое настроение».

6.5 «Мое настроение». Творческая работа. Рисование на тему «Мое настроение».

6.6 Небо в искусстве. Чтение  нескольких стихотворений, в которых прослеживается тема природы.

6.7 Небо в искусстве. Рисование иллюстрации к одному из прочитанных стихотворений. Зарисовки простым карандашом.

6.8 Небо в искусстве. Рисование иллюстрации к одному из прочитанных стихотворений. Зарисовки простым карандашом.

6.9 Небо в искусстве. Оформление работ в цветовую гамму.

6.10 Небо в искусстве. Оформление работ в цветовую гамму.

7. «Цветы». «Голубая сказка гжели» (12 ч.)

7.1 «Голубая сказка гжели». Беседа на тему: «Гжель».  Знакомство с гжельской росписью. Показ иллюстративного материала.

7.2 «Цветы». Зарисовки букетов, цветов с натуры, с фотографий и репродукций.

7.3 «Голубая сказка Гжели». Освоение техники выполнения росписи.

7.4 «Голубая сказка Гжели». Выполнение тренировочных упражнений по элементам росписи.

7.5 «Цветы». «Голубая сказка Гжели». Выполнение орнаментальной композиции в круге.

7.6 Выставка. Оформление и организация выставки.

8. «Зимние забавы» (10 ч.)

8.1 Фигура человека. Беседа на тему: «Фигура человека». Ознакомление с правилами рисования человеческих фигур в движении.

8.2 Фигура человека. Последовательность рисования стоячей фигуры человека.

8.3 Фигура человека. Особенности рисования идущего человека.

8.4 Фигура человека. Особенности рисования человеческих фигур при беге.

8.5 «Зимние забавы». Творческая работа. Рисование на тему «Зимние забавы».

9. Маски (10 ч.)

9.1 Маски. Беседа: Разнообразие и выразительность мимики. Показ иллюстративного материала из журналов.

9.2 Пропорции головы человека. Рисование головы человека.

9.3 Выражения  лиц. Зарисовка людей с разными выражениями лица.

9.4 Выражения лиц. Оформление работ в цветовой гамме.

9.5 «Сказочный герой». Творческая работа. Рисование на тему «Сказочный герой».

10. Новогодняя открытка (10 ч.)

10 1 Новогодний праздник. Беседа о новогоднем празднике. Демонстрация новогодних открыток.

10.2 Новогодняя открытка. Выполнение копии одной из заранее просмотренных открыток.

10.3 Новогодняя открытка. Составление композиции с использованием сочетания кистевой росписи и аппликации при выполнении новогодней открытки.

10.4 Новогодняя открытка. Составление композиции с использованием сочетания кистевой росписи и аппликации при выполнении новогодней открытки.

10.5 Новогодняя открытка. Оформление композиции в цветовую гамму.

11. «Знак года» (10 ч.)

11.1 «Год, что он нам несет?». Беседа на тему «Год, что он нам несет?». Показ иллюстративного материала с символом года.

11.2 Символ года. Оформление новогодних плакатов с изображением символа наступающего года. Составление композиции.

11.3 Символ года. Оформление новогодних плакатов с изображением символа наступающего года. Оформление композиции в цветовую гамму.

11.4 Символ года. Оформление новогодних плакатов с изображением символа наступающего года. Оформление композиции в цветовую гамму.

11.5 Выставка. Оформление и организация выставки.

12. Декоративная подставка для цветочной композиции (10 ч.)

12.1 Дизайн, используемый в быту. Беседа на тему «Дизайн, используемый в быту».

12.2 Декоративная подставка для цветочной композиции. Изготовление  декоративной подставки для цветочной композиции. Лепка. Свободный выбор материала.

12.3 Декоративная подставка для цветочной композиции. Оформление  декоративной подставки для цветочной композиции в цветовую гамму.

12.4 Декоративная подставка для цветочной композиции. Оформление  декоративной подставки для цветочной композиции в цветовую гамму.

12.5 Выставка работ. Оформление и организация выставки.

13. Цветы и травы весны (10 ч.)

13.1 Цветы и травы весны. Показ репродукций известных художников с изображением  весенних цветов и трав Гуго ван дер Рус «Натюрморт», К. Купецио «Анютины глазки», Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка».   Рассмотрение правильного изображения пластики природных форм и линий.

13.2 Экскурсия. Экскурсия. Зарисовки весенних цветов и трав с натуры.

13.3 Цветы и травы. Зарисовки весенних цветов и трав с фотографий и репродукций.

13.4 Цветы и травы. Составление композиции «Весенний букет».

13.5 Цветы и травы. Оформление композиции в цветовую гамму.

14. Скачущая лошадь (10 ч.)

14.1 Скачущая лошадь.  Демонстрация репродукции известного художника с изображением лошади В. Серов «Лошади».

14.2 Экскурсия в конный завод. Экскурсия. Выполнение зарисовок  лошадей с натуры.

14.3 Скачущая лошадь. Оформление работы в цветовую гамму.

14.4 Скачущая лошадь. Выполнение зарисовок с фотографий и репродукций.

14.5 Скачущая лошадь. Оформление работы в цветовую гамму.

15. Любимые животные (10 ч.)

15.1 Питомцы, живущие рядом с нами. Беседа на тему «Питомцы, живущие рядом с нами». Демонстрация репродукций М. Кукунов «Сова», «Леопарды», «Волк», «Лев».

15.2 «Мое любимое животное». Творческая работа на тему «Мое любимое животное». Лепка из пластилина.

15.3 «Мое любимое животное». Творческая работа на тему «Мое любимое животное». Лепка из пластилина.

15.4 «Мое любимое животное». Оформление работ в цветовую гамму.

15.5 «Мое любимое животное». Оформление работ в цветовую гамму.

16. Орнамент разных народов (12 ч.)

16.1 Орнамент разных народов. Беседа на тему: Виды орнаментов разных народов. Элементы народной орнаментики.

16.2 Орнамент разных народов. Отработка навыков рисования орнамента разных народов.

16.3 Орнамент разных народов. Выполнение тренировочных упражнений  по рисованию орнамента разных народов.

16.4 Орнамент разных народов. Составление орнаментальной композиции одного из народов.

16.5 Орнамент разных народов. Оформление  орнаментальной композиции в цветовую гамму.

16.6 Орнамент разных народов. Оформление  орнаментальной композиции в цветовую гамму.

17. Игрушка сувенир (10 ч.)

17.1 Игрушка  сувенир. Беседа на тему  «Игрушка сувенир» Показ иллюстративного материала.

17.2 Игрушка сувенир. Творческая работа.  Выполнение зарисовок игрушки- сувенира.

17.3 Игрушка сувенир. Творческая работа.  Выполнение зарисовок игрушки- сувенира.

17.4 Игрушка сувенир. Оформление работ в цветовую гамму.

17.5 Выставка работ. Оформление и организация выставки.

18. Открытка -  поздравление  к 9 мая (12 ч.)

18.1 «Поздравления  дедушке и бабушке». Беседа о празднике 9 мая. Подбор поздравлений  дедушкам и бабушкам. Рассмотрение праздничных открыток  с 9 мая.

18.2 Открытка поздравление. Индивидуальная творческая работа. Свободный выбор материалов и техники.

18.3 Открытка поздравление. Индивидуальная творческая работа. Свободный выбор материалов и техники.

18.4 Открытка поздравление. Индивидуальная творческая работа. Свободный выбор материалов и техники.

18.5 Открытка поздравление. Индивидуальная творческая работа. Свободный выбор материалов и техники.

18.6 Выставка работ. Оформление и организация выставки.

19. «Мать и дитя» (12 ч.)

19.1 Мать и дитя. Показ  репродукций известных художников с изображением матери и дитя Рафаэль. «Сикстинская мадонна», Рембрандт. «Святое семейство», Леонардо да Винчи «Мадонна Лита».

19.2 Мать и дитя. Выполнение  копии одной из репродукций.

19.3 Мать и дитя. Составление  композиции с изображением матери и дитя.

19.4 Мать и дитя. Составление  композиции с изображением матери и дитя.

19.5 Мать и дитя. Оформление  композиции в цветовую гамму.

19.6 Мать и дитя. Оформление  композиции в цветовую гамму

20. «Улица моего села» (12 ч.)

20.1 Линейная перспектива. Знакомство с основой линейной перспективы.

20.2 Линейная перспектива. Освоение основ линейной перспективы.

20.3 Экскурсия. Экскурсия на улицу 1 мая. Зарисовка улицы с натуры.

20.4 Улица моего села. Оформление работ в цветовую гамму.

20.5 Улица моего села. Оформление работ в цветовую гамму.

20.6 «Улица нашего села в будущем». Творческая работа. Рисование на тему «Улица нашего села в будущем».

21. Итоговое занятие (2 ч.)

21.1 Итоговое занятие. Выставка. Оформление и организация выставки.  

Методическое обеспечение

 

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это игры, возникающие прямо по ходу занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы. Игра имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному. Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий.

Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров.  

При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения. После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т. к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, палитра и т. д.) При этом используется для показа ватман или лист бумаги. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности детей при работе над определенным заданием. Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

К концу занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания. Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приемов. Например, для концентрации внимания ребенка на чем- то важно можно надеть на руку куклу (дети, обучающие по данной программе, знают ее под именем «Нарисуй – кА»); кукла помогает усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное – ответить на любой вопрос ребенка. Краски, кисточки, мелки, карандаши во время занятий нередко превращаются в сказочных героев, использованные палитры в цветные сны.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребенка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Педагогом собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.

Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребенку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

Чтобы дети не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приемов с игровыми заданиями. Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих задании, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка мелками и др. Нередко игровая  смена различных приемов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка – «золушки» рождается сказочной красоты «шедевр». Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях. Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.

В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.

Дидактические материалы  используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных  занятий.

Для работы по дополнительной образовательной программе «Искусство видеть мир» используется следующий дидактический материал:

- репродукции: А. Лентулов. «Овощи. Натюрморт»; И. Левитан. « Березовая роща»; К. Коровин. « Розы»; А. Саврасов. « Грачи прилетели»; В. Серов. « Девочка с персиками»; И. Грабарь. « Мартовский снег»; А. Герасимов. « Натюрморт. Полевые цветы»; Б. Кустодиев. « Ярмарка»; В. Тропинин. « Портрет Арсения – сына художника»; В. Серов. « Мика Морозова»; В. Серов. « Портрет детей Н. и Т. Касьяновых»; З. Серебрякова. « За обедом»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна»; Рембрандт. « Святое семейство»; Леонардо да Винчи. « Мадонна Лита»; Рафаэль. « Мадонна со щеглом»; Н. Дубовская. « Родина»; И. Левитан. «Озеро. Русь»; И. Машков. « Фрукты на блюде»; И. Машков. « Ананасы и бананы»; И. Машков. « Натюрмор»; И. Машков. « Московская снедь. Хлеба»; К. Петров – Водкин. « Натюрморт с черемухой»; И. Хруцкий. « Цветы и плоды»; С. Ткачев. « В зимний праздник. Деревня»; Б. Пархунов. «В Кремле. Москва»; К. Юон. «Весенний солнечный день»; И. Репин. « Портрет Л. Н. Толстой»; И. Репин. «Стрекоза. Портрет дочери художника»; И. Репин. «Осенний букет»; В. Суриков. « Портрет О. В. Суриковой в детстве»; И. Шишкин. « Уголок заброшенного сада»; И. Шишкин. «Рожь»; И. Шишкин. « Дубы»; И. Левитан. « Луг на опушке леса»; И. Левитан. «Золотая осень»; И. Левитан. «Март»; И. Левитан. «Березовая роща»; А. Венецианов. « Жница»; О. Кипренский.  «Портрет А. С. Пушкина»; В. Ватагин. «Рысь»; В. Ватагин. «Белый медведь»; В. Ватагин. «Рыбки»; М. Кукунов. «Сова»; М. Кукунов. «Лев»; В. Серов. «Лошади»; В. Серов. « Волк и лиса»; И. Левитан. «Золотая осень. Слободка»; И. Шишкин. «Осень»; И. Грабарь. «Рябинка»; А. Пластов. «Первый снег»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; К. Коровин. «Зимой»; А. Рябушкин. «Зимнее утро»; К. Юон. «Мартовское солнце»; Ф. Васильев. «Оттепель»; И. Левитан. «Весна. Большая вода»; И. Левитан. «Цветущие яблони»; И. Шишкин. «Опушка лиственного леса»; А. Пластов. «Летом»; И. Шишкин. «Лесные дали»; В. Поленов. «Заросший пруд»; Б. Щербаков. «Зимнее утро»; Б. Щербаков. «Приход весны»; Б. Щербаков. «Вода спадает»; Б. Щербаков. «Соловьиное время»; Б. Щербаков. «Свежий ветер»; Б. Щербаков. «Осень»; Б. Щербаков. «Ранний октябрь»; Б. Щербаков. «Иней, посеребривший поле»; И. Левитан. «Первая зелень. Май»; И. Левитан. «Летний вечер» И. Левитан. «Вечер над Волгой. Плес»; А. Куинджи. «Закат»; Н. Ромадин. «Цветущий бугор»; Н. Ромадин. «Весенний день»; Н. Ромадин. «Зимняя луна»; И. Шишкин. «Дождь в дубровом лесу»; А. Герасимов. «После дождя. Мокрая терраса»; И. Шишкин. «Перед грозой»; В. Васнецов. «Аленушка»; В. Васнецов. «Ковер – самолет»; В. Васнецов. «Иван – царевич на Сером Волке»; И. Билибин. «Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; Н. Рерих. «Снегурочка»; Б. Кустодиев. « Волга. Радуга»; Н. Крымов. «Московский пейзаж. Радуга»; С. Судейкин. «Натюрморт»; Ю. Пименов. «Ливень»; Гуго Ван дер Рус. «Натюрморт»; К. Купецио. «Анютины глазки»; Ф. Толстой. «Букет цветов, бабочка и птичка»; Ю. Васнецов. Иллюстрация к сказке Л. Толстого «Три медведя»; А. Герасимов. «Полевой букет»; П. Кончаловский. «Сирень»; Ф. Васильев. «Перед дождем» и др.

- фото: «Дары природы»; «Березовая роща»; «Богоматерь Владимирская. Икона»; «Осень»;  «Цветущий май»;  «Закат солнца над морем»; «Зима»; «Весна», «Лето», «Лошадь», «Город», «Животные», «Ваза с цветами», «Растения», «Натюрморт», «Бабочка», «Цветы», «Новогодняя елка», «Дед Мороз и Снегурочка», «Зимний лес», «Первый снег», «Дождь».

- демонстрационные карточки: «Раскрась картинку», «Дорисуй вторую половинку», «Дорисуй картинку», «Рисунок по точкам», «Что получилось?»,  «Раскрась по цифрам», «Рисунок по пунктирным линиям».

- медиапродукция: м/мудийные презентации «Новый год», «Новогодние открытки», «Женский день – 8 Марта», «23 февраля»,  «Картины русских художников».

- аудиозаписи: Диски «Классическая музыка для детей», «Звуки природы»,  «Песенки из мультфильмов», «Чарующие звуки леса и его обитателей».  

- наглядные пособия:

 Таблицы: «Азбука рисования», «Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета», «Основные и дополнительные цвета», «Ахроматические и хроматические цвета», «Контрастные и родственные цвета», «Линия, штрих, тон», «Форма предметов», «Образцы линий», «Азы композиции», «Линейная и воздушная перспектива», «Пропорции головы человека», «Природные формы», «Спектр», «Цветовой круг», «Силуэт в изобразительном искусстве», «Контраст белого и черного».

- образцы выполненных заданий: «Различные виды орнамента (геометрический, растительный)»; «Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике», «Поэтапная работа над натюрмортом»; «Элементы выполнения гжельской росписи»; «Элементы выполнения дымковских узоров»; «Последовательность рисования матрешки»; «Последовательность рисования с натуры листьев тополя, осины и клена»; «Последовательность рисования рыб, «Последовательность рисования птиц», «Силуэт».

Успешная реализация программы и достижения, обучающихся во многом зависят от  правильной организации рабочего пространства в кабинете. Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами. Кабинет для занятий должен быть хорошо освещен (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В кабинете должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.

Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть светильники для освещения натюрмортных постановок.

Для хранения лучших детских работ разных лет желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, проектор и др.)

Для полной реализации дополнительной образовательной программы «Искусство видеть мир» имеется следующее техническое оснащение:

- акварель 15 шт.

- гуашь   15 пач.

- кисть    15 шт.

- палитра 15 шт.        

- баночка с водой  15 шт.

- альбомы   15 шт.

- картон  15 набор.      

- клей 15шт.

- цветная бумага  15 набор.

- ножницы  15 шт.

- пластилин  15 пач.

- простые карандаши  15 шт.

- цветные карандаши  - 15 пач.

- маркеры 15 шт.

- ластик 15 шт.

- фломастеры 15 пач.

- линейка 15 шт.

- циркуль 15 шт.

-  краски  по стеклу (витраж) 1 набор

-  краски (батик) 1набор

- карандаши масляные 15 пач.

- гель с блестками («блеск») 1 пач.

- мелки детские 15 пач.

- доска для лепки 15 шт

- солёное тесто (мука, соль, вода)

Регулярно проводятся выставки и конкурсы в группе. Также дети участвуют в районных и областных выставках и конкурсах.

Итоговое занятие проводится в конце года в форме выставки и аттестационной работы.

Список литературы

        

Для педагога:

1. Конституция Российской Федерации, принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

2. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/ 25 Генеральной Ассамблеи  ООН  от 20 ноября 1989 года.

3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 30 июня 2007 года № 120-ФЗ

4. Закон РФ «Об образовании» от 21 июля 2007 года № 194- ФЗ

5. Астахов А. Шедевры русской живописи – М.: Белый город, 2006.

6. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной.- М.: «Лист», 1999.- 144с.

7. Бусева – Давыдова И. Л. Игрушки крутца.- М.: Дет. Лит., 1991.-48с.:фотоил.

8. Большой самоучитель рисования/ Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой.- М.:ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2007.-192с.

9. Жукова О. С. Учимся рисовать.

10. Журнал «Юный художник» 1991- 1996.

11. Изобразительное искусство. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков/авт.- сост.А. В. Пожарская, Н. С. Забнева, В.В. Михайлова и др.- Волгоград: Учитель, 2011.- 134с.

12. Изобразительное искусство. 1 класс. 1 часть. Поурочные планы по учебнику Немеского Б. Н. / Автор.-сост. И. В. Гуреева.- Волгоград: ИТД «Корифей». – 112с.

13. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебникам Е. И. Коротеевой, Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского / авт.- сост. С. Б. Дроздова,- Волгоград: Учитель, 2008.- 171с.

14. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н. А. Горяевой, Л.А. Неменской, А. С. Питерских (под ред. Б. М. Неменского) / авт.-сост. С. Б. Дроздова.- 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.- 207с.

15. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной / авт.-сост. О. В. Павлова.- 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.- 175с.

16. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной / авт.- сост. Л. М. Садкова.- Волгоград: Учитель, 2009.- 141с.

17. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной / авт.- сост. Л. М. Садкова. – 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.- 255с.

18. Костерин Н. П. Учебное рисование.- М.: Просвещение, 1984.

19. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 1995.- 240с.: ил.

20. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Комплект «Изобразительное искусство». 1 – 4 классы

21. Лукьянов А. Н., Снегиревы Н. и А., Стасюк Т. А. Школа рисования для малышей. Издательство «РОСМЭН».

22. Порте П. Учимся рисовать природу/ Пер. с фр. Э. А. Болдиной.- М.: ООО «Мир книги», 2005.- 64с.

23. Порте П. Учимся рисовать диких животных/ Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «Мир книги», 2005.- 64с.

24. Порте П. Учимся рисовать от А до Я/ Пер. с фр. Э. А. Болдиной.- М.: ООО «Мир книги», 2005.- 64с.

25. Шматова О. В. Самоучитель по рисованию акварелью./ Ольга Шматова.- М.: Экамо, 2007.- 80.: ил.

26. Шустов С., Ткачев К., Орлов Е. Уроки рисования живого. Нижний Новгород 2003 год.

Для обучающихся:

1. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной.- М.: «Лист», 1999.- 144с.                                                          

2. Жукова О. С. Учимся рисовать.                                        

3. Лукьянов А. Н., Снегиревы Н. и А., Стасюк Т. А. Школа рисования для малышей. Издательство «РОСМЭН».

4. Порте П. Учимся рисовать природу/ Пер. с фр. Э. А. Болдиной.- М.: ООО «Мир книги», 2005.- 64с.

5. Порте П.  Учимся рисовать диких животных/ Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «Мир книги», 2005.- 64с.

6. Порте П. Учимся рисовать от А до Я/ Пер. с фр. Э. А. Болдиной.- М.: ООО «Мир книги», 2005.- 64с.

7.Учимся рисовать животных/ Пер. с англ.; Худ. Обл. Драко М. В.- 3-е изд.- мн.: ООО «Попурри», 2002.- 80с.: ил.

8. Шустов С., Ткачев К., Орлов Е. Уроки рисования живого. Нижний Новгород  2003год.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»

Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...